Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации района
от 13 сентября 2019 года N 649
Руководство
по соблюдению обязательных требований водного законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области использования и охраны водных объектов
I. Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований водного законодательства (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требования водного законодательства.
Водное законодательство состоит из Водного Кодекса Российской Федерации (далее - Водного кодекса РФ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного Кодекса РФ).
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования в области использования и охраны водных объектов, утвержден приказом Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 26.04.2017 N 255 "Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора".
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным Кодексом РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным Кодексом РФ, другими федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 6 Водного Кодекса РФ).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 6 ст. 6 Водного Кодекса РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного Кодекса РФ).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного Кодекса РФ).
Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (ч. 6 ст. 10 Водного Кодекса РФ).
За негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, взимается плата (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ)).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (ч. 1 ст. 16.1 Федеральный закон N 7-ФЗ).
II. Основные обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны (ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса РФ):
не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
выполнять иные предусмотренные Водным Кодексом РФ, другими федеральными законами обязанности.
III. Охрана водных объектов
С целью поддержания поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 1 ст. 35 Водного Кодекса РФ).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются водопользователями в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 17.12.2007 N 333.
Физические лица, юридические лица при использовании водных объектов обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом РФ и другими федеральными законами, а также Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 79 (ч. 2 ст. 55 Водного Кодекса).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается (ст. 60 Водного Кодекса РФ):
осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются (ч. 1 ст. 56 Водного Кодекса РФ).
В границах водоохранных зон запрещаются (ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ):
использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр,
осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранной зоны ограничениями запрещаются (ч. 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ):
распашка земель;
размещение отвалов размываемых грунтов;
выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
IV. Ответственность за нарушение водного законодательства
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации:
административную ответственность по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
а) статья 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий);
б) статья 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
в) статья 8.12 КоАП РФ (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах);
г) статья 8.12.1 КоАП РФ (несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе);
д) статья 8.13 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных объектов);
е) статья 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования);
ж) статья 8.15 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств);
з) статья 8.42 КоАП РФ (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);
и) статья 8.45 КоАП РФ (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод);
уголовную ответственность в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ):
а) часть 1 статьи 250 УК РФ (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству);
б) часть 2 статьи 250 УК РФ (загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации).
Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (ст. 69 Водного Кодекса РФ).
Исчисления размера вреда, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ч. 2 ст. 68 Водного Кодекса РФ).
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Кирсановского района Тамбовской области от 13 сентября 2019 г. N 649 "Об утверждении руководства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.