Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее - Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации банков России от 21.05.2019 N 02-05/418 по вопросам формирования электронного документа в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), предусмотренного Указанием N 4936-У 1 в соответствии с порядком, установленным Правилами 2, и сообщает следующее.
По вопросу 1.
В целях определения случаев, в которых требуется фиксирование сведений в показателе 9 "Дата начала срока действия права пребывания (проживания) в Российской Федерации" таблицы 2.2 Правил, необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации. Так, например, документом, удостоверяющим личность лица без гражданства в Российской Федерации, является в том числе разрешение на временное проживание, которое имеет ограниченный срок действия.
В отношении "иных условий, определяющих сроки пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации", следует учитывать наличие отдельной категории лиц, въезд и пребывание на территории Российской Федерации которых осуществляется в порядке, не требующем получения визы и оформления миграционной карты, на основании только документа, удостоверяющего личность, при этом сроки их пребывания на территории Российской Федерации ограничены законодательством Российской Федерацию (например, граждане Республики Беларусь).
По вопросу 2.
Кредитная организация обязана установить сведения о месте рождения клиента (его представителя, выгодоприобретателя) в рамках процедуры идентификации в том числе с учетом требований Положения N 499-П 3.
Вместе с тем на практике встречаются случаи, когда разнесение сведений о месте рождения участника операции по показателям 1 "Код страны", 2 "Наименование страны", 3 "Код субъекта Российской Федерации по ОКАТО", 4 "Район", 5 "Населенный пункт" таблицы 2.3 Правил не представляется возможным по объективным причинам (населенный пункт находится в государстве, прекратившем существование, например, Югославия). В таком случае данные сведения подлежат отражению в показателе 6 "Место рождения (в одной строке)" таблицы 2.3 Правил.
По вопросу 3.
Показатель 6 "Населенный пункт" таблицы 2.4 Правил является обязательным.
При отсутствии в адресе такого элемента как "населенный пункт" показатель 6 "Населенный пункт" таблицы 2.4 Правил заполняется информацией об отсутствии элемента, например, "название отсутствует".
По вопросу 4.
Полагаем необходимым придерживаться содержащихся в Правилах рекомендаций по заполнению показателей.
По вопросу 5.
Значение показателя 4 "Район" таблицы 2.3 Правил скорректировано. Внесены изменения, в результате которых структура данного показателя приведена в соответствие с терминологией действующего законодательства Российской Федерации.
По вопросу 6.
Порядок заполнения показателя 5 "Район" таблицы 2.4 Правил прямо определен в его структуре - для города Москва данный показатель не заполняется. В отношении приведенного в обращении примера, отмечаем, что Внуковское поселение входит в состав города Москвы (административный округ Новомосковский).
По вопросу 7.
Порядок заполнения показателя 10 "Квартира (офис)" таблицы 2.4 Правил прямо определен в структуре показателя. При этом обращаем внимание, что, как следует из структуры данного показателя, при его заполнении могут быть использованы не только числовые, но и буквенные значения.
По вопросам 8, 19, 20 и 34.
Согласно Указания N 4936-У направление отдельных ФЭС осуществляется по каждому из видов сведений и информации:
- по подлежащим обязательному контролю операциям и операциям, признанным "подозрительными" - абзацы 2, 3 пункта 1 Указания N 4936-У (код вида ФЭС 01) 4;
- о приостановленных операциях - абзац 4 пункта 1 Указания N 4936-У (код вида ФЭС 06);
- о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества - абзац 5 пункта 1 Указания N 4936-У (код вида ФЭС 03);
- информация о результатах проверки - абзац 6 пункта 1 Указания N 4936-У (код вида ФЭС 04).
Порядковый номер записи сведений, представляемых кредитной организацией в уполномоченный орган в соответствии с Указанием N 4936-У, является продолжением нумерации сведений, направленных с начала календарного года в уполномоченный орган в соответствии с Положением N 321-П 5 и Указанием N 3063-У по каждому из вышеуказанных видов информации.
По вопросу 9.
Показатель 6 "Краткое содержание документа" таблицы 2.8 Правил относится к необязательным (показатель, который может отсутствовать) и включается в ФЭС в том случае, когда кредитная организация считает необходимым предоставить в уполномоченный орган дополнительную информацию о документах, являющихся основанием (подтверждением) совершения операции (например, продажа квартиры, находящейся в долевой собственности).
По вопросу 10.
В структуру показателя 5 "ОГРН" таблицы 2.9 Правил внесены изменения в части определения информации, включаемой в отношении международной организации.
По вопросу 11.
По порядку заполнения показателя 4 "КПП" таблицы 2.9 Правил отмечаем, что согласно статье 86 НК РФ 6 банки открывают счета российским организациям при наличии сведений об ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся в ЕГРЮЛ (подпункт "о" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ 7). Сведения, указанные в подпункте "о" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, представляются налоговыми органами не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица.
Учитывая изложенное, независимо от того, что клиент предоставил в кредитную организацию уведомление о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, в ФЭС следует указывать КПП юридического лица, присвоенного по его месту нахождения.
По вопросу 12.
Для участника операции, являющегося клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения о такой операции в уполномоченный орган, сведения о месте его регистрации являются обязательными к установлению при идентификации независимо от статуса данного лица (резидент/нерезидент). Указанные сведения отражаются в показателях 6 "Место государственной регистрации" таблицы 2.9 Правил (для юридических лиц), либо таблицы 2.10 Правил (для физических лиц - индивидуальных предпринимателей).
В отношении участника операции, который не является клиентом кредитной организации (филиала кредитной организации), представляющей (представляющего) сведения о такой операции в уполномоченный орган, данные показатели являются условными и, следовательно, при отсутствии указанной информации в документах, сопровождающих операцию, сведения о которой представляются в уполномоченный орган, такие показатели в ФЭС могут отсутствовать.
По вопросу 13.
Показатель 9 "Регистрационный номер, присвоенный физическому лицу, занимающемуся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой" таблицы 2.10 Правил содержит перечень реестров, содержащих сведения, необходимые для заполнения указанного показателя.
По вопросу 14.
В Правила внесены изменения, в соответствии с которыми в случае, когда у кредитной организации отсутствует возможность определить, находится ли лицо, совершающее операцию, на территории Российской Федерации, либо нет, показатель 11 "Признак документа, удостоверяющего личность" таблицы 2.10 Правил принимает значение <0>.
По вопросу 15.
Порядок заполнения показателя 2 "Адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, авторизации ЭСП" таблицы 2.14 Правил прямо определен в структуре показателя и дополнительной информации, согласно которым в данном показателе следует указать адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, в том числе адрес нахождения банкомата (платежного терминала); адрес авторизации ЭСП, в том числе адрес нахождения банкомата (платежного терминала).
По вопросу 16.
Департаментом проводится работа по внесению изменений в нормативные акты Банка России в части исключения отсылочных норм к Положению N 321-П. До внесения указанных изменений кредитные организации вправе использовать понятийный аппарат, содержащийся в Положении N 321-П, в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами Банка России, в частности, Указанием N 4077-У 8.
Вместе с тем, отмена Положения N 321-П 9 и вступление в силу Указания N 4936-У не влияют на возможность представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, так как процедуры (алгоритм) представления указанных сведений в уполномоченный орган определен Указанием N 4077-У.
По вопросу 17.
Ответ на поставленный вопрос содержится непосредственно в показателе 4 "Количество клиентов, в отношении которых применены меры (не были применены меры, подлежащие применению) в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ" таблицы 2.16 Правил (указывается количество клиентов, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества одновременно в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ 10 в проверяемом периоде (не были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, подлежащие применению в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ в проверяемом периоде).
По вопросу 18.
В Правила внесены изменения, предусматривающие, что сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, выявленных после третьего рабочего дня, следующего за днем их совершения, представляются в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, подтверждающих факт совершения таких операций.
По вопросу 21.
Структура показателя 9 "Дата выявления операции" таблицы 3.2 Правил дополнена указанием на коды видов операций 9001, 9002 в части операций с имуществом, не являющимся денежными средствами.
По вопросу 22.
В Правила внесены изменения в части дополнения показателя 43 "Тип оператора по переводу денежных средств" таблицы 3.2 Правил значением <4> для случая, если кредитная организация, представляющая сведения в уполномоченный орган, не является банком плательщика и банком получателя.
По вопросам 23 и 24,
В случае если показатель 17 "Код признака необычной операции" таблицы 3.2 Правил принимает значение <NN99>, то показатель 69 "Дополнительные сведения" таблицы 3.2 Правил обязателен к заполнению. В указанном случае в показателе "Дополнительные сведения" таблицы 3.2 Правил включаются значения признаков, самостоятельно определяемых кредитной организацией, коды которых отсутствуют в приложении к Положению N 375-П 11.
Также в этом показателе могут быть отражены иные дополнительные сведения, которые кредитная организация считает необходимым предоставить в уполномоченный орган, в отношении каждой операции (сделки), включенной в ФЭС.
По вопросу 25.
Если в показателе 15 "Код вида операции" таблицы 3.2 Правил указан код вида операции "6001", то показатель 17 "Код признака необычной операции" данной таблицы Правил заполняется кодом (кодами) вида необычной операции в соответствии с приложением к Положению N 375-П.
В случае если в показателе 15 "Код вида операции" таблицы 3.2 Правил отражено иное значение ( 6001), то показатель 17 "Код признака необычной операции" в ФЭС может отсутствовать.
По вопросам 26 и 36.
В показателе 26 "Характеристика операции" таблицы 3.2 Правил по усмотрению кредитной организации может быть отражена любая дополнительная информация об операции (сделке), сведения о которой представляются в уполномоченный орган.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами значение показателя может отсутствовать.
По вопросам 27 и 28.
Показатель 45 "Идентификатор ЭСП плательщика" является условным, то есть его наличие в ФЭС обусловлено наличием соответствующих сведений.
В целях определения понятия "идентификатор ЭСП плательщика" полагаем целесообразным исходить из положений нормативных актов, определяющих порядок проведения данных операций, в частности, Положения N 383-П 12 (пункты 2.3, 4.9), а также правил, установленных платежными системами.
Например, при представлении сведений об операции с использованием платежной (банковской) карты, совершенной через банкомат, в показателе 45 "Идентификатор ЭСП плательщика" указывается номер соответствующей банковской карты плательщика; при представлении сведений об операции с использованием платежной (банковской) карты, совершенной с использованием технологии бесконтактной оплаты PayPass, Pay Way, ApplePay, AndroidPay (или иных аналогичных) - номер, присвоенный платежной (банковской) карте соответствующей системой.
Следует также отметить, что терминология, используемая в показателях 45 "Идентификатор ЭСП плательщика", 55 "Сведения о месте авторизации ЭСП", 56 "IP-адрес сетевого оборудования плательщика" таблицы 3.2 Правил, не является для кредитных организаций новой, так как ранее применялась в таблице 2.4 приложения 2 к Положению N 407-П 13.
По вопросу 29.
Если операция, сведения о которой представляются в уполномоченный орган, осуществляется с использованием платежной карты, то в показателе 45 "Идентификатор ЭСП плательщика" следует указать номер платежной карты. Сведения о банкомате отражаются в показателях 1 "Номер банкомата (платежного терминала)" и 2 "Адрес места приема (выдачи) наличных денежных средств, авторизации ЭСП" таблицы 2.14 Правил в случае проведения операции по приему/выдаче наличных денежных средств.
По вопросу 30.
Показатели 12 "Наименование платежной системы на стороне лица, совершающего операцию" и 13 "Наименование платежной системы на стороне получателя по операции" таблицы 3.2 Правил заполняются сведениями о платежной системе, к которой принадлежит платежная карта, используемая при совершении операции.
По вопросу 31.
Исходя из структуры и дополнительной информации показателя 6 "Уникальный номер" таблицы 3.2 Правил, при его заполнении кредитной организации следует указать уникальный номер операции, сведения о которой представляются в уполномоченный орган, присвоенный ей в информационной системе кредитной организации (при наличии).
По вопросу 32.
Исходя из положений Федерального закона N 173-ФЗ 14 и Инструкции N 136-И 15, понятие "конверсионные операции" применяется к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты, осуществляемым физическими лицами.
В отношении юридических лиц указанные операции следует рассматривать как две самостоятельные операции: списание денежных средств со счета юридического лица, открытого в продаваемой валюте, и зачисление на счет юридического лица, открытый в приобретаемой валюте.
Заполнение показателей ФЭС о таких операциях осуществляется исходя из оснований возникновения у кредитной организации обязанности по информированию о них уполномоченного органа.
По вопросу 33.
Указанный вопрос регулируется нормами законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе. При отражении информации в показателе 11 "Признак совершения операции с использованием ЭСП" таблицы 3.2 Правил, следует руководствоваться определением "электронное средство платежа", установленным пунктом 19 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ 16.
По вопросу 35.
Показатель 24 "Основание совершения операции" таблицы 3.2 Правил является условно-обязательным и заполняется при наличии у кредитной организации документов либо сведений о них (например, содержащихся в платежных документах, сопровождающих операцию), являющихся основанием (подтверждением) совершения операции.
По вопросу 37.
Как следует из таблицы 3.2 Правил, блок ФЭС (строки 27-41 указанной таблицы) повторяется для всех лиц, участвующих в проведении операции, а также выступающих выгодоприобретателями по операции (сделке). Таким образом, кредитная организация располагает возможностью направить в составе одного сообщения сведения о нескольких выгодоприобретателях по совершаемой клиентом операции, сведения о которой представляются в уполномоченный орган.
По вопросу 38.
Показатель "Количество клиентов - физических лиц" исключен из таблицы 3.4 Правил.
По вопросу 39.
Подходы к порядку информирования уполномоченного органа о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не претерпели изменений в связи с отменой Указания N 3063-У, в связи с чем кредитным организациям следует руководствоваться ранее действовавшими подходами 17, неоднократно доводившимися до сведения кредитных организаций Банком России.
По вопросу 40.
Исходя из формулировки поставленного вопроса не ясно, что подразумевается под "не полной / полной" идентификацией выгодоприобретателя. При этом проведение упрощенной идентификации выгодоприобретателя законодательством Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не предусмотрено.
В случае если на момент совершения операции процедура идентификации выгодоприобретателя не завершена, то сведения о выгодоприобретателе не включаются в состав ФЭС. В указанном случае, после завершения идентификации выгодоприобретателя, сведения о нем следует направить в уполномоченный орган в составе скорректированного ФЭС.
По вопросу 41.
Приложение 2 доработано, внесены изменения (в Приложение 2 Правил добавлен чек).
По вопросу 42.
В показателе 12 "Наименование платежной системы на стороне лица, совершающего операцию" и 13 "Наименование платежной системы на стороне получателя по операции" таблицы 3.2 Правил указывается сокращенное наименование платежной системы, например, Виза, Мастеркард, Мир и т.д.
По вопросу 43.
В соответствии с пунктом 10 Указания N 4936-У датой представления кредитной организацией (филиалом) в уполномоченный орган сведений и информации является дата направления кредитной организацией (филиалом) ФЭС в уполномоченный орган, включенная уполномоченным органом в квитанцию о принятии такого ФЭС.
В приведенном в обращении примере такой датой будет являться Т+1 (при условии получения квитанции о принятии данного ФЭС).
По вопросу 44.
Указание N 4936-У, а также Правила не содержат ограничения по времени направления ФЭС в уполномоченный орган. Кредитные организации вправе направлять ФЭС в уполномоченный орган в круглосуточном режиме.
Директор |
И.В. Ясинский |
------------------------------
1Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
2Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", установленных Указанием N 4936-У.
3Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
4 В Правила внесены изменения, в соответствии с которыми код типа сведений, представляемых кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган, <02> для операций, признанных "подозрительными", исключен.
5Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
6Налоговый Кодекс Российской Федерации.
7Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
8Указание Банка России от 20.07.2016 N 4077-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции".
9Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
10Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
11Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
12Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
13Положение Банка России от 02.09.2013 N 407-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде".
14Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
15Инструкция Банка России от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".
16Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
17 Исходя из буквального прочтения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, информирование уполномоченного органа о любых результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, является обязанностью кредитной организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк России разъяснил порядок составления кредитными организациями формализованных электронных сообщений (ФЭС) в целях противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Кредитные организации могут направлять такие сообщения в Росфинмониторинг в круглосуточном режиме.
Датой предоставления сведений является дата направления ФЭС в уполномоченный орган, включенная в квитанцию о принятии ФЭС.
Письмо Банка России от 14 августа 2019 г. N 12-4-5/5158 "О применении Указания Банка России N 4936-У"
Текст письма опубликован не был