Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 19.09.2019 N 2217
Информация
о ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации (представлена председателем Комитета Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера М.Ш. Абдрахмановым)
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации является одной из приоритетных задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).
В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и государственной программы автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 26.11.2013 N 964-П, реализуется региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации Ямало-Ненецкого автономного округа".
Осуществляется комплекс мероприятий по предоставлению государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - субъекты МСП, КФХ) и сельскохозяйственные кооперативы.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 30.03.2018 N Пр-529 разработана и утверждена комплексная программа "Развитие сельскохозяйственной кооперации на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2018 - 2020 годы" (постановление Правительства автономного округа от 31.05.2018 N 560-П).
Программа направлена в первую очередь на обеспечение доступности для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов рынков снабжения и сбыта, услуг по переработке продукции, а также на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импортозамещения, стимулирование малых форм хозяйствования к развитию системы сельскохозяйственной кооперации.
Государственное казенное учреждение автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" наделено полномочиями регионального центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров по обеспечению правовой, информационной, консультационной и маркетинговой поддержки малых форм хозяйствования и развития сельскохозяйственной кооперации.
В автономном округе предусмотрены следующие формы государственной поддержки субъектов МСП:
1. Финансовая поддержка, в том числе:
1) предоставление субсидий в целях возмещения фактически понесенных затрат на производство (реализацию) сельскохозяйственной продукции.
Это в первую очередь обусловлено тем, что предприятия на Ямале несут дополнительные расходы, связанные с осуществлением деятельности в суровых климатических условиях;
2) льготное кредитование малых форм хозяйствования, осуществляемое на основании Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Необходимо отметить, что не все предприятия в регионе соответствуют предъявляемым кредитными организациями требованиям;
3) грантовая поддержка - производится на конкурсной основе, позволяет выбрать из существующего массива идей те, которые являются наиболее оптимальными и эффективными с точки зрения реализации.
Имеют место следующие виды грантов:
а) грант начинающим фермерам на создание и развитие КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство. Порядок предоставления данного вида грантов регламентирован постановлением Правительства автономного округа от 12.09.2014 N 734-П "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам Ямало-Ненецкого автономного округа".
Грант выделяется в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях автономного округа КФХ, включая:
приобретение земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Сумма гранта в расчете на одного начинающего фермера определяется в размере, не превышающем 1,5 млн рублей.
Единовременная помощь начинающему фермеру выделяется в целях:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера определяется в размере, не превышающем 250 тыс. рублей;
б) грант "Агростартап" предоставляется:
на реализацию проекта создания и развития КФХ;
на реализацию проекта создания и развития КФХ, предусматривающего использование части средств гранта "Агростартап" на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное КФХ.
Порядок предоставления данного вида гранта определен постановлением Правительства автономного округа от 29.05.2019 N 555-П "Об утверждении Порядка предоставления гранта "Агростартап" на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Ямало-Ненецком автономном округе".
Перечень затрат, финансовое обеспечение которых предусматривается осуществить за счет гранта "Агростартап", а также перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта "Агростартап", внесенной КФХ в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Грант "Агростартап" предоставляется по результатам конкурсного отбора. Заявителями при проведении конкурсного отбора выступают:
КФХ, от имени которого выступает глава КФХ, зарегистрированного в органах Федеральной налоговой службы на территории автономного округа;
гражданин Российской Федерации, обязующийся в течение не более 15 календарных дней после объявления его победителем по результатам конкурсного отбора зарегистрировать КФХ в органах Федеральной налоговой службы на территории автономного округа.
Максимальный размер гранта "Агростартап", предоставляемого победителю конкурсного отбора, составляет:
на реализацию проекта создания и развития КХФ - в размере, не превышающем 3 млн рублей (но не более 90% затрат);
на реализацию проекта создания и развития КФХ, предусматривающего использование части средств на формирование неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является глава КФХ, - в размере, не превышающем 4 млн рублей (но не более 90% затрат).
Срок использования гранта "Агростартап" составляет не более 18 месяцев с даты его получения;
в) грант, предоставляемый на развитие агропромышленного комплекса сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе сельскохозяйственным потребительским кооперативам, КФХ, переработчикам и заготовителям сельскохозяйственной продукции и водных биологических ресурсов, общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающимся традиционными видами деятельности, зарегистрированным в установленном порядке на территории автономного округа, в соответствии с Порядком предоставления грантов на развитие агропромышленного комплекса автономного округа на 2019 год, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 26.03.2019 N 285-П.
Грант предоставляется в целях развития агропромышленного комплекса в автономном округе по следующим направлениям:
разведение и содержание северных оленей, производство, переработка и реализация животноводческой продукции (реализация мероприятий по развитию изгородного оленеводства: приобретение и строительство изгородей, приобретение и (или) строительство производственных зданий и сооружений, приобретение материалов, аренда земельных участков, необходимых для реализации мероприятий);
добыча (вылов) водных биологических ресурсов (рыбы), переработка и реализация рыбной продукции, выращивание, переработка и реализация товарной рыбы (внедрение новых технологий и создание новых рабочих мест, модернизация и (или) приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов предприятий агропромышленного комплекса, приобретение и строительство производственных зданий и сооружений, приобретение производственной техники, модернизация и ремонт основных средств, приобретение судов для лова, хранения и транспортировки рыбной продукции, приобретение оборудования по производству рыбной продукции, техническое и технологическое оснащение и перевооружение производств, приобретение машин, оборудования и других материально-технических средств, обеспечивающих рыбоводный технологический процесс аквакультуры (рыбоводства)).
Максимальный размер гранта составляет 95% от затрат грантополучателя и не может превышать 15 млн рублей. Срок использования гранта - 36 месяцев с момента получения гранта.
В текущем году выделены средства на предоставление четырех грантов данного вида, два из которых будут направлены на развитие агропромышленного комплекса в сфере оленеводства, один - в сфере аквакультуры и один - в сфере рыболовства и переработки рыбной продукции. В настоящее время уже поступило 16 заявок на участие в конкурсном отборе.
2. Имущественная поддержка
Постановлением Правительства автономного округа от 27.06.2011 N 440-П "О предоставлении в пользование государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа" утвержден порядок предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, государственного имущества автономного округа в пользование на льготных условиях. Ежегодно уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа утверждается соответствующий перечень государственного имущества. Органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе проводится аналогичная работа.
По состоянию на 01.01.2019 в перечни государственного и муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, включено 2 235 объектов, из них 60 объектов - в перечень государственного имущества, 2 175 объектов - в перечни муниципального имущества.
3. Информационная поддержка
На Ямале активно проводится информационно-разъяснительная работа с сельскохозяйственными товаропроизводителями и населением о преимуществах развития сельскохозяйственной кооперации.
Органами местного самоуправления организуются совещания в формате "круглого стола" по вопросам оказания государственной поддержки малым формам хозяйствования и оленеводам-частникам. Материалы совещаний публикуются в печатных изданиях и на сайтах муниципальных образований, а также в социальных сетях.
Функционирует "горячая линия" с целью информирования и консультирования сельского населения по вопросам в сфере развития традиционных видов хозяйственной деятельности на базе КФХ и организации сельскохозяйственных кооперативов.
В дальнейшем работу по оказанию правовой, информационной и иной поддержки малых форм хозяйствования будет обеспечивать государственное казенное учреждение автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий", в компетенцию которого входит решение следующих задач:
содействие в создании субъектов МСП;
предоставление информационных, консультационных, методических услуг субъектам МСП в области сельского хозяйства;
вовлечение личных подсобных хозяйств и субъектов МСП в сельскохозяйственные кооперативы;
организация совещаний, семинаров и конференций для субъектов МСП и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
сопровождение КФХ и сельскохозяйственных кооперативов, получивших государственную поддержку в рамках направлений, реализуемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
оказание услуг в области маркетинга с использованием портала бизнес-навигатора МСП АО "Корпорация "МСП";
подготовка информационно-аналитических материалов по результатам анализа существующих финансовых, административных и информационных барьеров, препятствующих созданию и организации деятельности субъектов МСП и сельскохозяйственных кооперативов.
В 2018 году за получением государственной поддержки обратилось 30 ямальских субъектов МСП, из них 17 относятся к категории микропредприятий, 11 малых предприятий и 2 средних предприятия. В общей сложности в данных организациях трудоустроено порядка 700 человек. Объем государственной поддержки указанных субъектов в истекшем году составил 345 млн рублей.
По направлениям деятельности большая часть предприятий занята в традиционных отраслях сельского хозяйства региона - это оленеводство и рыбодобывающая отрасль - 13 и 10 организаций соответственно. В сфере животноводства задействованы 4 организации, растениеводства - 2, аквакультуры - 1 предприятие.
Субъектами МСП в 2018 году было произведено и заготовлено более 2,5 тыс. тонн рыбы, порядка 530 тонн мяса оленя, 45 тонн мяса крупного рогатого скота и свинины, 123 тонны молока, 165 тонн картофеля, 5 тонн дикоросов. Выручка субъектов МСП за произведенную продукцию составила 384 млн рублей.
С начала 2019 года за государственной поддержкой обратилось 39 субъектов МСП. В первом квартале 2019 года было субсидировано 17 организаций на общую сумму 180 млн рублей.
Вместе с тем продолжается работа по выявлению пробелов в правовом регулировании сферы поддержки фермеров и развития сельской кооперации.
В рамках реализации мероприятий плана Законодательного Собрания автономного округа по реализации Указа N 204 (утвержден постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 27.09.2018 N 1419) в 2019 году Комитетом Законодательного Собрания автономного округа по экономической политике, бюджету и финансам и Комитетом Законодательного Собрания автономного округа по развитию агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера при участии представителей профильных исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений автономного округа, Счетной палаты автономного округа, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в автономном округе, управления Роспотребнадзора по автономному округу, Совета Ямало-Ненецкого окружного союза потребительских обществ "Ямалпотребсоюз", органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе было проведено заседание на тему: "Развитие малого и среднего предпринимательства в сельскохозяйственном секторе экономики Ямало-Ненецкого автономного округа: актуальные вопросы, проблемы и пути их решения".
Итогом рассмотрения данной темы стало формирование перечня задач, которые предстоит решить органам государственной власти автономного округа и органам местного самоуправления в ближайшем будущем.
Требуется дальнейшая проработка вопросов о целесообразности и возможности оказания субъектам МСП ряда мер поддержки, в том числе увеличение разновидностей финансовой поддержки, создание агропромышленных парков, мини-ферм в сельских населенных пунктах на территории автономного округа, открытие филиалов центра компетенций для обеспечения квалифицированного сопровождения деятельности малых форм хозяйствования и т.п.
В настоящее время принимаются меры по законодательному обеспечению развития сельской кооперации в автономном округе с учетом специфики региона.
Известно, что на Ямале оленеводство - основной элемент сельскохозяйственного сектора экономики, в котором заняты в основном представители коренных малочисленных народов Севера. Численность стада домашнего северного оленя составляет более 700 тысяч голов - крупнейшее в России. При этом не хватает пастбищ, систематически наблюдаются падежи.
Главная особенность оленеводства в автономном округе заключается в том, что 62% всего поголовья оленей находится в хозяйствах населения и только 38% поголовья - в собственности сельскохозяйственных организаций. Статус оленеводов-частников юридически не определен. В целях придания правового статуса частным оленеводческим хозяйствам Законодательным Собранием автономного округа совместно с исполнительными органами государственной власти автономного округа подготовлена законодательная инициатива по внесению изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" разработан в целях придания лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера
и осуществляющим деятельность по разведению, содержанию и использованию северных оленей, статуса личных подсобных хозяйств, но без предоставления земельного участка.
В рамках действующего федерального законодательства о личном подсобном хозяйстве предоставление даже максимального размера земельного участка недостаточно для осуществления оленеводства.
Нахождение оленеводов-частников за рамками правого поля затрудняет процессы государственного регулирования в отрасли (имеет место бесконтрольный рост поголовья, истощение пастбищ), а также ограничивает данных лиц в правах в части получения государственной поддержки.
Законопроектом предлагается исключить необходимость закрепления земельных участков для ведения северного оленеводства, вводится новое понятие "личное подсобное хозяйство в целях оленеводства" - форма непредпринимательской деятельности по производству (разведению, содержанию и использованию) северных оленей, осуществляемая в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Внесение в законодательство указанных изменений будет способствовать вовлечению оленеводов-частников в развитие сельскохозяйственной кооперации в регионе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.