Приказ Министра обороны РФ от 12 сентября 2019 г. N 522
"Об утверждении Положения об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р приказываю:
Утвердить Положение об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (приложение к настоящему приказу).
Министр обороны Российской Федерации |
С.К. Шойгу |
Положение об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства обороны Российской Федерации антимонопольному законодательству и предупреждения его нарушений.
2. Термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р, при этом под комплаенс-рисками понимаются риски нарушения антимонопольного законодательства.
3. Задачи антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации:
1) выявление комплаенс-рисков;
2) управление комплаенс-рисками;
3) контроль за соответствием деятельности Министерства обороны Российской Федерации, в том числе органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОВУ), территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальные органы), требованиям антимонопольного законодательства;
4) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.
4. При организации антимонопольного комплаенса Министерство обороны Российской Федерации руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность руководящих должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки комплаенс-рисков;
3) информационная открытость функционирования антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса
5. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве обороны Российской Федерации антимонопольного комплаенса осуществляется Министром обороны Российской Федерации, который:
1) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками (далее - служащие) Министерства обороны Российской Федерации требований акта об антимонопольном комплаенсе;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
6. Непосредственный контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечение его функционирования осуществляются заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию военно-технического обеспечения войск (сил) (далее - заместитель Министра обороны Российской Федерации), который:
1) согласовывает и докладывает Министру обороны Российской Федерации проект акта об антимонопольном комплаенсе, предложения по внесению в него изменений, а также проекты иных внутренних документов, регламентирующих функционирование антимонопольного комплаенса;
2) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков), а также ключевые показатели эффективности функционирования в Министерстве обороны Российской Федерации антимонопольного комплаенса (далее - ключевые показатели эффективности);
3) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации;
4) представляет Министру обороны Российской Федерации материалы, отчеты, результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
5) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков в функционировании антимонопольного комплаенса;
6) докладывает Министру обороны Российской Федерации предложения по применению предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за несоблюдение служащими Министерства обороны Российской Федерации требований акта об антимонопольном комплаенсе.
7. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент).
8. К компетенции Департамента в рамках функционирования антимонопольного комплаенса относятся:
1) подготовка и представление заместителю Министра обороны Российской Федерации проекта акта об антимонопольном комплаенсе, предложений по внесению в него изменений, а также проектов иных внутренних документов, регламентирующих функционирование антимонопольного комплаенса;
2) выявление комплаенс-рисков, оценка комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
3) проведение анализа проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
4) проведение мониторинга и анализа практики применения Министерством обороны Российской Федерации, территориальными органами антимонопольного законодательства;
5) рассмотрение совместно с заинтересованными ОВУ обращений (заявлений) юридических и физических лиц, а также сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения Министерством обороны Российской Федерации, в том числе ОВУ, территориальными органами антимонопольного законодательства;
6) подготовка и направление уведомлений об устранении комплаенс-рисков;
7) организация взаимодействия с ОВУ по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе предоставление методической помощи и консультирование служащих Министерства обороны Российской Федерации по вопросам антимонопольного комплаенса;
8) организация совместно с Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации обучения должностных лиц ОВУ, территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
9) подготовка и представление на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков;
10) разработка и представление на утверждение заместителю Министра обороны Российской Федерации ключевых показателей эффективности;
11) подготовка для подписания заместителем Министра обороны Российской Федерации и утверждения Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
12) представление заместителю Министра обороны Российской Федерации материалов, отчетов, результатов периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также информации о выявленных в функционировании антимонопольного комплаенса недостатках и результатах их устранения;
13) осуществление контроля за устранением выявленных комплаенс-рисков;
14) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
15) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
16) представление предложений заместителю Министра обороны Российской Федерации по применению предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за несоблюдение служащими Министерства обороны Российской Федерации требований акта об антимонопольном комплаенсе.
9. К компетенции Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации в рамках функционирования антимонопольного комплаенса относятся:
1) организация совместно с Департаментом обучения должностных лиц ОВУ, территориальных органов требованиям антимонопольного законодательства, в том числе акта об антимонопольном комплаенсе;
2) участие во внутренних расследованиях, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса.
10. К компетенции Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации в рамках функционирования антимонопольного комплаенса относится проведение правовой экспертизы проектов уведомлений об устранении комплаенс-рисков, выявленных в нормативных правовых актах Министерства обороны Российской Федерации.
11. Выполнение функций коллегиального органа в рамках функционирования антимонопольного комплаенса возлагается на Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации. К функциям Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации относятся:
1) оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе оценка мероприятий, направленных на выявление, снижение, устранение комплаенс-рисков;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
12. К компетенции руководителей ОВУ, территориальных органов в рамках функционирования антимонопольного комплаенса относятся:
1) организация ознакомления подчиненных служащих Министерства обороны Российской Федерации (территориальных органов) с актом об антимонопольном комплаенсе;
2) назначение в ОВУ, территориальном органе ответственного должностного лица (не ниже заместителя руководителя ОВУ, территориального органа) для реализации задач, установленных настоящим Положением.
13. Ознакомление служащих Министерства обороны Российской Федерации (территориальных органов) с актом об антимонопольном комплаенсе обеспечивается ответственными должностными лицами ОВУ, территориального органа, указанными в подпункте 2 пункта 12 настоящего Положения, в следующих формах:
посредством доведения содержания указанного акта (под подпись на листах ознакомления) до подчиненных служащих Министерства обороны Российской Федерации (территориальных органов) в десятидневный срок со дня фактического преступления к исполнению ими своих служебных (трудовых) обязанностей;
посредством всеобщего доведения содержания указанного акта (под подпись на листах ознакомления) в ОВУ, территориальном органе (его структурном подразделении), проводимого ежеквартально, а также по мере изменения антимонопольного законодательства (акта об антимонопольном комплаенсе).
III. Выявление, распределение по уровням и оценка комплаенс-рисков
14. В целях выявления комплаенс-рисков Департаментом на регулярной основе проводится следующая работа:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, территориальных органов за предыдущие три года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации на предмет их соответствия антимонопольному законодательству;
3) мониторинг и анализ практики применения Министерством обороны Российской Федерации, территориальными органами антимонопольного законодательства;
4) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков.
15. Для обеспечения проведения работы, указанной в пункте 14 настоящего Положения, на ОВУ, территориальные органы возлагается обязанность по подготовке и представлению в Департамент ежеквартально в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также ежегодно не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным:
1) аналитического обзора по соблюдению антимонопольного законодательства, который содержит:
выявленные в ОВУ, территориальном органе нарушения антимонопольного законодательства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении и (или) уголовного дела) с приложением копий документов, подтверждающих факты нарушений антимонопольного законодательства, в том числе судебных актов, вступивших в законную силу, или их копий (при наличии);
обстоятельства по каждому нарушению антимонопольного законодательства с указанием нарушенных норм антимонопольного законодательства;
сведения о принятых мерах, направленных на устранение и недопущение повторного нарушения антимонопольного законодательства;
2) копий изданных нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, ответственным разработчиком которых являлся ОВУ;
3) проектов нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, ответственным разработчиком которых является ОВУ;
4) информации об исполнении уведомлений об устранении комплаенс-рисков (при наличии уведомлений об устранении комплаенс-рисков);
5) предложений в план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков.
16. Ответственное должностное лицо ОВУ, территориального органа, указанное в подпункте 2 пункта 12 настоящего Положения, обеспечивает подготовку и представление в Департамент на бумажном и электронном носителях информации и документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения.
17. В целях выявления комплаенс-рисков Департаментом наряду с работой, указанной в пункте 14 настоящего Положения, совместно с заинтересованными ОВУ осуществляется проверка информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) юридических и физических лиц, а также сообщениях средств массовой информации, и указывающей на наличие признаков нарушения в Министерстве обороны Российской Федерации антимонопольного законодательства.
18. По результатам работы, проведенной в соответствии с пунктами 14 и 17 настоящего Положения, Департамент осуществляет:
1) подготовку аналитической справки о правоприменительной практике антимонопольного законодательства в Министерстве обороны Российской Федерации;
2) подготовку обзоров выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве обороны Российской Федерации;
3) распределение комплаенс-рисков по уровням и их оценку;
4) разработку проекта плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков;
5) подготовку проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
6) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей Федеральной антимонопольной службы по обсуждению результатов правоприменительной практики антимонопольного законодательства в Министерстве обороны Российской Федерации;
7) обнаружение признаков коррупционных рисков, наличия конфликта интересов, нарушения правил служебного поведения;
8) подготовку предложений по применению ответственности за несоблюдение служащими Министерства обороны Российской Федерации требований акта об антимонопольном комплаенсе.
19. Выявленные комплаенс-риски отражаются Департаментом в уведомлениях об устранении комплаенс-рисков.
20. Уведомление об устранении комплаенс-риска должно содержать:
1) наименование ОВУ, территориального органа, в котором выявлен соответствующий комплаенс-риск (риски);
2) описание комплаенс-риска;
3) уровень комплаенс-риска;
4) срок устранения комплаенс-риска.
21. Департамент направляет уведомление об устранении комплаенс-риска в ОВУ, территориальный орган, в котором выявлен соответствующий комплаенс-риск.
22. В случае если выявленный комплаенс-риск содержится в нормативном правовом акте Министерства обороны Российской Федерации проект уведомления об устранении комплаенс-риска перед направлением в ОВУ направляется в Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации на правовую экспертизу.
23. Распределение выявленных комплаенс-рисков по уровням осуществляется Департаментом в соответствии с приложением к методическим рекомендациям по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р.
24. В случае если в ходе выявления и определения уровней комплаенс-рисков Департаментом обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения, информация и материалы об указанных обстоятельствах подлежат передаче в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
25. Информация о выявленных комплаенс-рисках включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации
26. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве обороны Российской Федерации антимонопольного комплаенса Департаментом осуществляется разработка ключевых показателей эффективности как для уполномоченного подразделения, так и для Министерства обороны Российской Федерации в целом.
27. Ключевые показатели эффективности разрабатываются Департаментом в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, разработанной федеральным антимонопольным органом.
28. Ключевые показатели эффективности утверждаются заместителем Министра обороны Российской Федерации на очередной отчетный период* в составе плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков.
29. Департамент ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности.
30. Информация о достижении ключевых показателей эффективности включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
31. Оценка эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса осуществляется Общественным советом при Министерстве обороны Российской Федерации с учетом:
1) достижения ключевых показателей эффективности за отчетный период;
2) выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков на отчетный период;
3) материалов, содержащихся в докладе об антимонопольном комплаенсе.
V. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков
32. В план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков, утверждаемый заместителем Министра обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 настоящего Положения, включаются:
1) общие меры по снижению и устранению комплаенс-рисков;
2) ключевые показатели эффективности;
3) мероприятия, направленные на выявление, снижение, устранение комплаенс-рисков;
4) сроки проведения мероприятий по выявлению, снижению, устранению комплаенс-рисков.
33. Департамент на постоянной основе осуществляет мониторинг выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков.
34. Информация о выполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
35. Представление на утверждение Общественному совету при Министерстве обороны Российской Федерации проекта доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
36. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
1) о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков;
2) о достижении ключевых показателей эффективности;
3) о выполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков.
37. Доклад об антимонопольном комплаенсе направляется в Федеральную антимонопольную службу в течение десяти рабочих дней с даты его утверждения.
VII. Ответственность
38. Руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации и ответственные должностные лица Департамента, на которых в установленном порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса, несут ответственность за надлежащую организацию и эффективное функционирование антимонопольного комплаенса в Министерстве обороны Российской Федерации.
39. Ответственное должностное лицо ОВУ, территориального органа, указанное в подпункте 2 пункта 12 настоящего Положения, несет ответственность за надлежащее соблюдение и выполнение требований акта об антимонопольном комплаенсе в ОВУ, территориальном органе.
______________________________
* Под отчетным периодом понимается календарный год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра обороны РФ от 12 сентября 2019 г. N 522 "Об утверждении Положения об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 июля 2024 г. N 418
Изменения вступают в силу с 19 июля 2024 г.