Вопрос:
Поступают обращения кредитных организаций различного масштаба по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о закупках, "Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о закупках, "При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.".
Статья 2 Закона о закупках предусматривает следующее:
"1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.".
В силу п. 2 ст.З Закона о закупках "Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона".
Некоторые заказчики в своих внутренних положениях о закупках предусматривают, что они вправе закупать финансовые услуги, кредитные договоры, договоры о выдаче банковской гарантии у единственного поставщика по своему усмотрению во всех случаях.
На основании названных норм права, заказчики, с одной стороны, вправе предусмотреть в своих внутренних положениях о закупках возможность осуществления неконкурентных закупок, в том числе путем закупок у единственного поставщика, а с другой стороны, обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными ст. 3 Закона о закупках, в том числе принципами отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, экономически эффективного расходования денежных средств.
В связи с чем у кредитных организаций, заключающих с заказчиками (включающими как заемщиков, так и принципалов) кредитные договоры/договоры о выдаче банковских гарантий, возникают следующие вопросы:
1. Какова актуальная позиция Министерства финансов Российской Федерации к закупкам у единственного поставщика, если объективные причины (например, последствия чрезвычайных ситуаций) для проведения неконкурентных закупок отсутствуют, но положение о закупке заказчика допускает заключение договоров с поставщиками финансовых услуг (кредитных, о выдаче банковских гарантий) с единственным поставщиком во всех случаях, в том числе и при отсутствии для этого объективных причин.
2. В том случае, если внутренние документы заказчика в вышеуказанном случае признаны не соответствующими требованиям Закона о закупках (по результатам контроля за исполнением требований Закона о закупках, в том числе ведомственного), то, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, какие возникают правовые последствия для кредитной организации - стороны по договору (кредитному, о выдаче банковских гарантий) с заказчиком, ранее заключенному по результатам такой закупки?
Ответ:
Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении закупок у единственного источника (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2018 N 52385), Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, по толкованию норм, терминов и понятий.
Вместе с тем Минфин России сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки (помимо конкурса и аукциона), в том числе, заключение договора с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком, в положении о закупке, установив при этом порядок такой закупки.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономического эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ одной из целей регулирования Закона N 223-ФЗ является расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Исходя из системного толкования указанных норм, в случае, если большая часть закупочной деятельности заказчика осуществляется путем закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, указанная выше цель Закона N 223-ФЗ не выполняется, поскольку закупка товаров, работ, услуг путем проведения конкурентных процедур позволяет значительно расширить круг лиц, участвующих в закупках заказчика.
Дополнительно обращаем внимание, что Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 24-04-07/28730 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был