Вопрос:
В Ассоциацию поступают обращения кредитных организаций различного масштаба по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона о закупках, "Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о закупках, "При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.".
Статья 2 Закона о закупках предусматривает следующее:
"1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.,".
В силу п. 2 ст. 3 Закона о закупках "Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона".
Некоторые заказчики в своих внутренних положениях о закупках предусматривают, что они вправе закупать финансовые услуги, кредитные договоры, договоры о выдаче банковской гарантии у единственного поставщика по своему усмотрению во всех случаях.
На основании названных норм права, заказчики, с одной стороны, вправе предусмотреть в своих внутренних положениях о закупках возможность осуществления неконкурентных закупок, в том числе путем закупок у единственного поставщика, а с другой стороны, обязаны руководствоваться принципами, предусмотренными ст. 3 Закона о закупках, в том числе принципами отсутствия необоснованных ограничений конкуренции, экономически эффективного расходования денежных средств.
В связи с вышеизложенным прошу сообщить актуальное мнение Банка России по вопросу заключения банками (кредиторами/гарантами) с заказчиками (заемщиками/принципалами) кредитных договоров и договоров о выдаче банковских гарантий по результатам закупки у единственного поставщика, если объективных причин (например, последствий чрезвычайных ситуаций) для проведения неконкурентных закупок нет, но положения о закупках заказчиков допускают закупку кредитных договоров и договоров о выдаче банковский гарантий у единственного поставщика во всех случаях, в том числе при отсутствии для этого объективных причин.
Ответ:
Юридический департамент Банка России рассмотрел обращение от 06.03.2019 N 02-05/193 по вопросу применения положений Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках) и сообщает следующее.
Официальное разъяснение положений Федерального закона о закупках не относится к компетенции Банка России, определенной Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Вопросы, связанные с применением положений Федерального закона о закупках, в том числе возникающие при заключении, изменении, расторжении договоров в рамках указанного Федерального закона, а также их исполнения, неоднократно являлись предметом рассмотрения судебных органов.
В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением положений Федерального закона о закупках, Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденном 16.05.2018, изложена следующая правовая позиция (пункт 9).
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Устанавливая такие способы закупки, заказчик должен руководствоваться принципами осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Федерального закона).
В качестве нарушения частей 1 и 3 статьи 3 Федерального закона о закупках и части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольным органом указано на отсутствие в положении о закупке указания на критерии и случаи, в которых заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур; независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.
Одновременно отмечаем, что на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Заместитель директора |
А.А. Борисенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 23 апреля 2019 г. N 31-4-9/2518 "О применении законодательства в сфере закупок"
Текст письма опубликован не был