Общие положения и задачи
Соревнования санитарных постов объектов экономики (организаций), расположенных на территории Московской области являются одной из эффективных форм подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) и формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Задачи:
Совершенствование теоретических знаний и закрепление практических навыков личного состава санитарных постов.
Изучение и распространение передового опыта их подготовки.
Привитие командирам санитарных постов практических навыков по управлению личным составом.
Подведение итогов работы, проделанной санитарными постами, по оказанию первой медицинской помощи и эвакуации, пораженных в помощь органам здравоохранения.
Проверка оснащения санитарных постов табельным медицинским имуществом, средствами индивидуальной защиты и умение ими пользоваться в ходе проводимых аварийно-спасательных работ.
Проверка готовности санитарных постов к действиям в сложных условиях, при стихийных бедствиях, производственных авариях и катастрофах.
Определение лучших санитарных постов путем проведения соревнований среди них.
Выявление недостатков в проводимой подготовке санитарных постов с целью своевременной корректировки учебного процесса и закрепления практических навыков.
Организационно-методические указания
Соревнования санитарных постов проводятся в рамках тактико-специальных учений как один из методов отработки действий формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.
Тактико-специальные учения с нештатными аварийно-спасательными формированиями и формированиями по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне объектов экономики (организаций') Московской области проводятся в рамках Месячника гражданской обороны
Для участия в соревнованиях привлекаются санитарные посты объектов экономики (организаций), подавших заявки на участие в соревнованиях.
Место проведения соревнований
Соревнования проводятся базе ФАУ ДГТО "Подольский учебный центр ФПС" на стадионе "Пламя".
Руководство соревнованиями
Руководство проведением соревнований осуществляется судейской комиссией.
Ответственность за соблюдением мер безопасности по пути следования к месту проведения соревнований и обратно, а также во время проведения соревнований возлагается непосредственно на представителей команд-участниц соревнований.
Ответственность за создание безопасных условий проведения соревнований возлагается на судейскую комиссию.
Участники соревнований
Участниками соревнований являются санитарные посты объектов экономики (организаций) Московской области.
В состав санитарного поста (4 человека) не входят медицинские работники.
Очередность участия в соревнованиях определяется жеребьевкой, по результатам которой оформляется протокол, санитарным постам присваиваются порядковые номера.
Номер санитарного поста, присвоенный им по результатам жеребьевки, пишется на белом материале размером 15x10 см красным цветом и нашивается на спину рабочей одежды.
Санитарные посты допускаются к соревнованиям после предоставления дневника формирования, списка личного состава с отметкой о состоянии здоровья участников соревнований, заверенного подписью руководителя объекта экономики (организации) и врача, и скрепленных соответствующей печатью.
Организация проведения соревнований
Состав судейской комиссии формируется на основании приказа начальника Главного управления МЧС России по Московской области.
Накануне соревнований главным судьей проводится инструктивно-методическое совещание с членами судейской комиссии для выработки единого подхода к оценке действий участников соревнований при прохождении ими этапов соревнований.
Организует работу судейской комиссии и руководит ходом соревнований главный судья соревнований.
Непосредственно на этапах соревнований работу судей организуют судьи по направлениям.
Ведение подсчета штрафных очков, набранных участниками соревнований (отдельно по санитарным дружинам и санитарным постам) обеспечивает состав судейской комиссии (по решению главного судьи).
Билеты для проверки знаний и навыков участников соревнований составляются оргкомитетом соревнований в пределах программы обучения санитарных дружин и санитарных постов.
Порядок проведения соревнований
По прибытии на соревнования командиры санитарных постов проходят регистрацию своих команд в судейской комиссии и получают оценочные маршрутные листы с номером команды по результатам жеребьевки.
Участники соревнований представляются членам судейской комиссии на общем строевом смотре.
С началом соревнований все команды приступают к соревнованиям по очередности, установленной результатами жеребьевки, с этапа проверки оснащения.
При не прохождении данного этапа (или отсутствия необходимого оснащения для работы команды в "очагах") санитарные посты к дальнейшим соревнованиям не допускаются.
Соревнования проводятся по параллельным направлениям
Для быстрейшего прохождения этапов соревнований судьям этапов по направлениям разрешается при освобождении направления проводить соревнования санитарных постов на освободившемся направлении.
Перед входом в зону соревнований (этап соревнований) командиром проводится построение команды и производится доклад судье на этапе.
После ознакомления с "обстановкой" и постановкой "задачи" формирование приступает непосредственно к работе в "очаге".
Командиру санитарного поста разрешается поправлять ошибки, допущенные подчиненными, только в ходе оказания первой медицинской помощи пораженным при работе в очагах множественных разрушений и химического поражения.
При работе на этапах участникам соревнований запрещается вступать в пререкания с судьями и называть наименование своей организации (объекта) от которой они выступают.
Запрещается во время работы формирования в очаге входить в зону соревнования заинтересованным лицам (представителям, руководителям команд и предприятий, от которых выступает формирование) или давать советы, наставления участникам.
Судья этапа имеет право добавлять в оценочный маршрутный лист 10 штрафных очков санитарному посту.
После прохождения каждого этапа соревнований командир формирования и судья подписывают судейские листы.
За командиром формирования остается право предъявить претензии к судейству только по завершении работы на последнем этапе соревнований и. при необходимости, подать жалобу по судейству главному судье соревнований в течение часа после окончания работы на последнем этапе соревнований.
Главный судья соревнований и судьи этапов рассматривают заявления до окончания соревнований.
По каждому заявлению принимается решение и объявляется командиру санитарного поста.
После формирования и подписания итогового протокола претензии и жалобы по судейству не принимаются.
При одинаковом равенстве набранных штрафных очков (или отсутствии таковых) учитывается время работы формирования в химическом очаге, а при равенстве этого показателя учитывается время "надевания противогазов".
При равенстве всех показателей для выявления победителя главный судья вправе провести дополнительное соревнование между формированиями по тематикам ГО и ЧС.
Этапы соревнований
Первый этап
Проверка оснащения санитарного поста и умение пользоваться им
Выборочно проверяются укомплектованность санитарной сумки у санитарного поста. Неисправные предметы оснащения (носилки с порванными полотнищами, с не закрывающимися замками, порванные сапоги, кровоостанавливающие жгуты, потерявшие эластичность, обтрепанные носилочные лямки) считаются отсутствующими.
Умение пользоваться предметами табельного имущества (носилками, лямками, противогазом, КИМГЗ, АИ-4, ИПП-11 (ИПП-8 как учебный вариант), индивидуальным перевязочным пакетом, имуществом санитарной сумки), подручными средствами оказания первой помощи пораженным проверяется выборочно (но не менее чем два поста).
Проверка группового выполнения норматива N 1 (надевание противогаза на себя) и норматива N 2 (надевание противогаза на пораженного) проводится у всего личного состава санитарного поста кроме командира, который вместе с судьей отмечает время выполнения нормативов.
За неумение пользоваться и допущенные ошибки при использовании табельного и нетабельного имущества выставляются штрафные очки, которые заносятся в оценочный маршрутный лист.
Возможна выборочная проверка правильности подгонки противогазов и умение им пользоваться в газодымной палатке (при обустройстве таковой на полигоне).
Второй этап
Работа санитарного поста в очаге разрушении с возможным радиационным заражением местности, на площадке чае личной дезактивации и частичной санитарной обработки.
Погрузка пораженных на транспорт.
Санитарный пост в полном составе и с оснащением прибывают к судье этапа - очага массовых разрушений. Командир докладывает о готовности к работе формирования в очаге. Старший судья вручает командиру задание.
Санитарный пост проводит розыск, оказывает помощь 4 пораженным, осуществляет их эвакуацию из очага и погрузку на транспорт 2 пораженных.
Нормативное время работы в очаге - 30 минут.
После оказания необходимой помощи "пораженным" производится их эвакуации из очага на носилках или подручными средствами и погрузка на транспорт.
Место погрузки пораженных на автотранспорт должно находиться на расстоянии 30 - 40 метров от центра участка работы.
При погрузке на транспорт оценивается выбор очередности и правильность погрузки и размещения "пораженных".
Вид транспорта для проведения погрузки определяется - по выбранному билету.
После завершения погрузки "пораженных" на транспорт санитарный пост, прибывает на площадку частичной дезактивации и частичной санитарной обработки.
Санитарный пост проверяется в полном составе.
Третий этап
Работа санитарных постов в очаге химического поражения, на площадке частичной дегазации и частичной санитарной обработки
Санитарный пост в полном составе и с оснащением прибывают к судье очага химического заражения.
Предварительно проводится проверка теоретической подготовки по знаниям и умению действовать при авариях, сопровождающихся выбросом АХОВ (хлор, аммиак, ртуть).
Судья дает командиру задание с описанием обстановки на участке работы.
На участке работы санитарного поста не менее 3 пораженных различными отравляющими веществами.
Границы участка обозначаются желтыми флажками, ставятся указатели направления ветра.
Работа в очаге химического заражения проводится в противогазах и резиновых перчатках, принимаются меры к защите открытых участков тела.
Все пораженные доставляются к площадке дегазации и частичной санитарной обработки, после чего проводится построение формирования и командир докладывает о завершении работы в очаге.
Нормативное время работы в очаге химического поражения для санитарного поста - 10 минут.
Частичная дегазация и частичная санитарная обработка проводятся санитарными постами наличными средствами на площадке размерами 20 - 40 квадратных метров, на которой обозначены грязная и чистая половины и указано направление ветра.
Санитарный пост проверяется - в полном составе.
Документация соревнований.
Документами соревнований являются:
список судейской комиссии;
имитационные билеты с описанием симптоматики поражений в очагах химического поражения;
протокол, оценочный маршрутный лист и сводная ведомость;
памятки и судейские листы для судей по этапам соревнований;
поэтапные задачи соревнующимся формированиям;
письменные жалобы от командиров формирований по результатам судейства;
протокол по итогам соревнований.
Судья по санитарным дружинам (постам) |
Е.М. Шуварин |
Табель
оснащения санитарного поста
1. Средства индивидуальной защиты
Противогаз ГП-5 (ГП-7, ПМГ, ПМГ-2) - 4 штуки;
Респиратор Р-2 - 4 штуки;
Костюм Л-1, Корунд-2 - 4 штуки;
Индивидуальная медицинская аптечка ЛИ-2 - 4 штуки;
2. Табельные средства
Индивидуальный противохимический пакет - 4 штуки;
Комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты 4 комплекта;
Комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом - 4 штуки;
Носилки мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) - 1 штука;
Санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи - 1 комплект;
Набор перевязочных средств противоожоговый - 1 комплект.
Судья по санитарным дружинам (постам) |
Е.M. Шуварин |
Порядок
начисления штрафных баллов на соревнованиях санитарных постов
Первый этап
Проверка оснащенности
N п/п |
Недостатки, по которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
1. |
Командир не руководит действиями. |
4 |
2. |
Нет санитарной сумки. |
10 |
3. |
Не полностью укомплектована санитарная сумка - за отсутствие каждого предмета по перечню (раствор йода, бинты марлевые, жгут кровоостанавливающий, ножницы, блокнот (листы бумаги для записей), карандаш (авторучка), шприц для учебных целей (шприц-тюбик), булавка, шины для иммобилизации, салфетки, повязка по Муштафарову и т.д.). |
1 |
4. |
Нет фонаря, носилок, индивидуальной аптечки ЛИ-4 (ЛИ-2 - для учебных целей) или КИМГЗ, противохимического пакета (ИПП-11 (ИПГТ-8 - для учебных целей) - за отсутствие каждого предмета у санитарной дружинницы. |
2 |
5. |
Незнание предмета в санитарной сумке и его предназначения (за каждый предмет). |
2 |
6. |
Неумение пользоваться предметом из санитарной сумки (за каждый предмет). |
2 |
7. |
Неумение пользоваться лямками, носилками, шприцем (шприц-тюбиком), подготовить шину для иммобилизации, наложить повязку по Муштафарову (за каждый предмет) |
3 |
8. |
Неправильное пользование лямками, носилками, шприцем (шприц-тюбиком), подготовить шину для иммобилизации, наложить повязку по Муштафарову (за каждый предмет). |
2 |
9. |
Незнание того, какие подручные средства можно использовать для проведения иммобилизации и устройства носилок. |
3 |
10. |
Незнание того, какие подручные средства можно использовать вместо кровоостанавливающего жгута и как. |
з |
11. |
Недисциплинированность (за каждый случай). |
5 |
12. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Пользование противогазами
N н/н |
Недостатки, но которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
1. |
Командир не руководит действиями. |
4 |
2. |
Противогаз не вовремя одет (не одет вообще). |
10 |
3. |
Не закрыты глаза и не задержано дыхание (за каждый случай). |
2 |
4. |
После надевания противогаза не сделан выдох (за каждый случай). |
2 |
5. |
Противогаз надет с перекосом (за каждый) |
2 |
6. |
Допущены другие ошибки при надевании противогаза (указать какие в листе судьи) - за каждый случай. |
9 |
7. |
Недисциплинированность (за каждый случай). |
5 |
8. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарной дружины или санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Второй этап
Розыск пораженных
N п/п |
Недостатки, по которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
1. |
Командир не руководит действиями. |
4 |
2. |
Незаполнение извещения с выявлением пораженного. |
3 |
3. |
Неправильное заполнение извещения о выявленном пораженном. |
3 |
4. |
Не даются средства экстренной профилактики. |
5 |
5. |
Работа без средств индивидуальной защиты. |
10 |
6. |
Недисциплинированность (за каждый случай) |
5 |
7. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Погрузка пораженных
N и/и |
Недостатки, по которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
1. |
Неправильно выбран транспорт для погрузки пораженных (за каждый случай). |
4 |
2. |
Неправильно определена очередность погрузки пораженных (за каждый случай). |
3 |
3. |
Неправильное размещение пораженных на автотранспорте. |
4 |
4. |
Неправильная загрузка пораженного (ножным концом) - за каждый случай. |
5 |
5. |
Небрежное отношение к пораженному (за каждый случай). |
5 |
6. |
Допущены ошибки при погрузке пораженных (не закрыты замки носилок, креплений и т.д.) - за каждый случай. |
2 |
7. |
Отсутствие руководства погрузкой пораженных. |
5 |
8. |
Недисциплинированность (за каждый случай). |
5 |
9. |
Не погружен пораженный на транспорт (за каждый случай). |
5 |
10. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Третий этап
Работа в очаге химического поражения
N п/п |
Недостатки, по которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
|
1. |
Вход на территорию очага поражения отравляющими веществами без надевания индивидуальных средств защиты по команде командира санитарного поста - каждой сандружиннице. |
10 |
|
2. |
Не принят (условно) антидот из АИ-4 перед входом в очаг химического поражения или принято не то средство по команде командира санитарного поста каждой сандружиннице. |
5 |
|
3. |
Имеются нарушения в ношении одежды, имущества и средств индивидуальной защиты при входе в очаг поражения (за каждое нарушение). |
|
|
4. |
Не проводится сортировка в группе пораженных (за одну группу пораженных). |
4 |
|
5. |
Допущена ошибка при сортировке пораженных (ошибка может быть одна). |
3 |
|
6. |
Неправильно определена последовательность выполнения мероприятий по оказанию первой помощи пораженному (за каждый случай). |
4 |
|
7. |
Не надет противогаз, неправильно надет на пораженного, не устранены неисправности в противогазе (за каждый случай). |
10 |
|
8. |
Не проведена частичная санитарная обработка или частичная дегазация одежды пораженного на территории, зараженной отравляющими веществами (за каждую ошибку у каждого пораженного). |
10 |
|
9. |
Не введен антидот шприц-тюбиком (шприцем), не зафиксирован шприц на одежде, не проговорено, при поражении ФОБ (за каждый случай): |
|
|
- тяжелопораженному |
10 |
||
- пораженному средней тяжести |
5 |
||
- легкопораженному |
3 |
||
10. |
Допущены ошибки при введении антидота шприц-тюбиком (шприцем) - за каждую ошибку у каждого пораженного. |
1 |
|
11. |
Не использован антидот при поражении синильной кислотой или раздражающими отравляющими веществами (за каждый случай). |
4 |
|
12. |
Использован не тот антидот при данном поражении (за каждый случай). |
5 |
|
13. |
Не проведена или неправильно проведена искусственная вентиляция легких при остановке дыхания пораженного (за каждую ошибку у каждого пораженного). |
4 |
|
14. |
Проведена искусственная вентиляция легких у пораженного удушающими отравляющими веществами при явлениях отека легких. |
5 |
|
15. |
Не оказана первая помощь: - тяжелопораженному |
15 |
|
- пораженному средней тяжести |
10 |
||
- легкопораженному |
5 |
||
16. |
Неправильно определена очередность выноса пораженных (за каждый случай в группе пораженных). |
4 |
|
17. |
Неправильно определен способ выноса пораженного, неправильная работа с носилками, неправильное перекладывание на носилки (за каждый случай). |
4 |
|
18. |
Неправильно определено направление выхода из очага поражения отравляющими веществами, не учтено направление ветра (за каждый случай.) |
4 |
|
19. |
Небрежное отношение к пораженным (за каждый случай). |
5 |
|
20. |
Забыт пораженный в очаге, "не найден", "не эвакуирован из очага" (за каждый случай). |
5 |
|
21. |
Недисциплинированность при работе в очаге (за каждый случай, но не более 3 случаев, после чего сандружинница отстраняется от работы) |
5 |
|
22. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Частичная дегазация и санитарная обработка
N п/п |
Недостатки, по которым начисляются штрафные баллы |
Количество штрафных очков |
1. |
Сняты средства индивидуальной защиты до проведения обработки (каждой санитарной дружиннице). |
4 |
2. |
Командир звена не руководит действиями сандружинниц. проведением обработки. |
5 |
3. |
По вине командира санитарные дружинницы допускают ошибки при проведении обработки (каждой санитарной дружиннице за каждую ошибку). |
т |
4. |
Не учитывается направление ветра (каждой санитарной дружиннице). |
2 |
5. |
Неправильная последовательность проведения обработки (каждой санитарной дружиннице). |
2 |
6. |
Недостаточное расстояние между санитарными дружинницами при проведении обработки. |
1 |
7. |
Не проведена дегазация отравляющих веществ салфетками ИПП-11 (тампонами ИПП-8). |
10 |
8. |
Не проведена частичная санитарная обработка на "чистой половине площадки" (каждой санитарной дружиннице.) |
10 |
9. |
Недисциплинированность (за каждый случай). |
5 |
10. |
Посторонние от проводящих работу в очаге санитарного поста (за каждый случай подсказки, вмешивания в работу судьи и формирования). |
10 |
Судья по санитарным дружинам (постам) |
Е.М. Шуварин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о соревнованиях санитарных постов объектов экономики Московской области (утв. начальником управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Московской области (Главным судьей соревнований) 28 сентября 2018 г.)
Текст Положения опубликован не был