Под общей редакцией Врио начальника управления гражданской обороны и защиты населения Главного управления МЧС России по Московской области А.Ю. Антонова.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, население которых подлежит обеспечению средствами индивидуальной защиты. В Методических рекомендациях рассмотрены основные вопросы по обеспечению населения Московской области средствами индивидуальной защиты.
Разработка Методических рекомендаций осуществлялась авторским коллективом управления гражданской обороны и защиты населения в составе: Ю.Я. Похолок, А.А. Арлюк, B.C. Лихачев.
Методические рекомендации разработаны в Главном управлении МЧС России по Московской области и предназначены для использования органами местного самоуправления и организациями Московской области по планированию и проведению мероприятий по обеспечению средствами индивидуальной защиты различных категорий населения.
Список сокращений
НФГО |
- нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне |
КИМГЗ |
- комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты |
СИЗ |
- средство индивидуальной защиты |
МЧС России |
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
ОЭ |
- объект экономики |
ГП |
- гражданский противогаз |
ПДФ |
- противогаз детский фильтрующий |
ГО |
- гражданская оборона |
ЧС |
- чрезвычайная ситуация |
1. Общие положения
Обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 04.09.2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Запасы (резервы) хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их содержания, качественной и количественной сохранности. Складские помещения, используемые для хранения запасов, должны соответствовать требованиям нормативной технической документации (стандартам, техническим условиям и т.д.) и в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
2. Категории населения, подлежащего обеспечению средствами защиты органов дыхания и зоны проведения защитных мероприятий
Обеспечению СИЗ подлежит население Московской области, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти Московской области - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, соответственно, а также неработающего населения Московской области проживающего на территориях в пределах границ зон, возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов; организациями - работников этих организаций.
Количество и категории населения, подлежащие обеспечению СИЗ на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Московской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Накопление СИЗ в Московской области осуществляется: для работников организаций и населения Московской области, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
для работников организаций и населения Московской области, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;
для работников организаций и населения Московской области, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.
Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты комплектов индивидуальных медицинских гражданской защиты, выбирается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013 г. N 70н "Об утверждении Требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" и приказом МЧС России от 01.11.2006 г. N 633 "О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
При этом Правительство Московской области увеличивает количество запасов СИЗ не менее чем на 10% от их потребности для обеспечения населения, которое может временно находиться на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Исправные фильтрующие противогазы с не истекшими сроками хранения, накопленные ранее в запасах (резервах), могут использоваться вместо респираторов на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, устанавливаемых вокруг радиационно- и ядерно опасных объектов.
3. Организация и порядок накопления СИЗ в запасе (резерве) Московской области
Правительство Московской области определяет и утверждает номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создает и содержит запасы (резервы) СИЗ, а также распределяет объемы запасов СИЗ по муниципальным образованиям Московской области.
Проект предложений по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) Московской области в Правительство Московской области направляет Главное управление МЧС России по Московской области.
Организационно-методическое руководство, контроль и надзор за накоплением, хранением и использованием запасов (резервов) СИЗ, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 27.04.2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 24.12.2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 21.05.2007 г. N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны", осуществляется МЧС России.
Главное управление МЧС России по Московской области ежегодно планирует и контролирует закупку (освежение) СИЗ Правительством Московской области.
4. Организация и порядок накопления СИЗ организациями Московской области
Организации Московской области определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использованию СИЗ из запасов (резервов) организаций могут разрабатываться структурными подразделениями (работниками) этих организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
Организации ежегодно направляют информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) в органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципальных образований Московской области.
Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) организаций осуществляются на основе, заключаемых организациями договоров с заводами-изготовителями.
Обобщенные сведения о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) организаций органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций муниципальных образований Московской области направляют в Главное управление МЧС России по Московской области (отдел радиационной, химической, биологической и медицинской защиты).
5. Организация планирования распределения и выдачи запасов СИЗ населению
Планирование выдачи запасов для использования по предназначению осуществляется в мирное время.
Выдача органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления и организациями осуществляется в соответствии с их планирующими и распорядительными документами.
В соответствии с приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" выдача средств индивидуальной защиты из запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций для обеспечения защиты населения осуществляется на пунктах выдачи средств индивидуальной защиты по решению соответствующих руководителей органов и организаций с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления в запасах средств индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Выдача из запасов средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты населению для использования по предназначению осуществляется в соответствии с Планом распределения и выдачи средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, предназначенных для использования в военное время, а также в мирное время при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями (далее - План), к которому разрабатывается картографическое приложение.
Для разработки Плана используются следующие исходные данные:
- статистические данные о численности населения субъекта Российской Федерации, в том числе по возрастным категориям;
- сведения о наличии имущества в запасах;
- расчет потребности в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты для обеспечения населения;
- сведения о выделении сил и средств (погрузочно-разгрузочные команды и автотранспорт по количеству и маркам) для обеспечения погрузки и вывоза средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты со складов (мест хранения) на пункты выдачи;
- сведения о количестве и возможностях пунктов выдачи средств индивидуальной защиты органов дыхания, медицинских средств индивидуальной защиты и местах их размещения в городах и районах;
- расчеты времени: на погрузку имущества со складов (мест хранения) на автотранспорте организаций, независимо от форм собственности, доставку имущества от складов (мест хранения) на пункты выдачи и выдачу средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты населению с пунктов выдачи (время движения автотранспортных колонн, погрузки имущества на автотранспорт и разгрузки на пунктах выдачи, возможности погрузочно-разгрузочных команд, количество и грузоподъемность автотранспорта и временные показатели);
- возможности складских помещений (мест хранения) по отгрузке (выдаче) средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты получателю в установленные сроки (наличие погрузочных команд, средств механизации, эстакад, аварийного освещения, состояние подъездных путей и другие показатели).
Распределение и выдача средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты по номенклатуре и количеству получателям муниципальных образований производится в соответствии расчетом, проводимым Главным управлением МЧС России по Московской области.
В целях сокращения сроков обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания и медицинскими средствами индивидуальной защиты места хранения запасов должны быть максимально приближены к местам развертывания пунктов их выдачи.
Для обеспечения эвакуируемого населения допускается создание пунктов выдачи средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты на сборных эвакуационных пунктах, а также на пунктах посадки на автотранспорт вблизи размещения радиационно, химически и биологически опасных объектов.
Пункты выдачи средств индивидуальной защиты могут создаваться как иные объекты, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", с назначением необходимого количества личного состава из спасательных команд (групп), в соответствии с приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный N 36034).
6. Хранение средств индивидуальной защиты
Запасы по решению руководителя организаций, в т.ч. федерального, регионального и муниципального уровня, хранятся как в специализированных складских помещениях (складах, хранилищах), так и в специализированных местах хранения организации при соблюдении необходимых требований к их хранению.
Хранение запасов следует осуществлять на складах (в специализированных складских помещениях, местах хранения) для обеспечения их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению.
Склады для хранения запасов СИЗ по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать сохранность запасов, их прием и отпуск в установленные сроки.
Склады должны размещаться в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения и быть максимально приближены к местам работы и проживания населения с целью гарантированного обеспечения его защиты.
Склады должны быть укомплектованы противопожарным оборудованием, инвентарем, запасами песка (воды) по нормам, установленным органами пожарного надзора.
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов (резервов) СИЗ определены приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
На складе должна находиться следующая документация:
- схема размещения запасов;
- инструкция по противопожарной охране;
- инструкция по технике безопасности;
- книга учета осмотров и проверок запасов;
- книга наблюдений температуры и влажности воздуха, учета проветривания (если это необходимо в соответствии с требованиями хранения к определенным видам запасов);
- опись оборудования и инвентаря, закрепленного за складом.
7. Освежение средств индивидуальной защиты
СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истечении назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта.
Списание и утилизация СИЗ, утративших защитные и эксплуатационные свойства по истечении гарантийных сроков годности, осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Правительства Московской области, органов местного самоуправления и организаций, на основании актов технического (качественного) состояния.
Информация о списании СИЗ направляется в Главное управление МЧС России по Московской области федеральными органами исполнительной власти в Московской области, органами местного самоуправления и организациями.
Проведение периодических лабораторных испытаний СИЗ, с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик осуществляется организациями, имеющими соответствующие лицензии.
Если СИЗ, по истечении назначенного им срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию из запасов (резервов), ввиду утраты ими защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний записываются в паспорта (формуляры) СИЗ.
Основанием для продления срока хранения или списания СИЗ из запасов (резервов) является акт лабораторного испытания. В акте лабораторного испытания СИЗ должны указываться: формулярные данные испытанных партий средств индивидуальной защиты, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение организаций, проводимых испытания.
Ответственность за проведение своевременного отбора образцов СИЗ и доставку их в организации, проводимые лабораторные испытания возлагается на организации, в ведении которых они находятся.
Список рекомендованной и использованной литературы:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
2. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
3. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
7. Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты населения";
8. Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований";
9. Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне";
10. Приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля";
11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013 N 70н "Об утверждении Требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи";
12. Приказ МЧС России от 01.11.2006 N 633 "О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ";
13. "Методические рекомендациями по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по предоставлению населению средств индивидуальной защиты (утв. начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области 8 июля 2019 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был