Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
от 9 сентября 2019 г. N 50-16а-10-3174/19
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление), рассмотрело обращение. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.
В соответствии со Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.05.2016 N П/0263 "Об утверждении положений о территориальных органах Росреестра по субъектам Российской Федерации" и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) Управление как территориальный орган регистрации прав не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, формированию материалов своей практической деятельности для использования участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (собственниками недвижимого имущества, обладателями иных подлежащих государственной регистрации прав на него, прочими лицами).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется в порядке, установленном Законом о регистрации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 33, ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
На основании пункта 2 статьи 34 СК РФ общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
При этом ст. 35 СК РФ установлено, что для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
В соответствии с ч. 2 ст. 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон.
В силу ст. 42 Закона о регистрации сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации государственная регистрация носит заявительный характер и проводится на основании поступивших в орган регистрации заявлений и документов, необходимых для ее проведения.
Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы установлен статьей 18 Закона о регистрации.
Основания государственной регистрации содержатся в п. 2 ст. 14 Закона о регистрации, к ним относятся в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Лица по заявлению которых осуществляется государственная регистрация перечислены в ст. 15 Закона о регистрации.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с установленным законодательством порядком решение о возможности проведения государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации принимает государственный регистратор самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
При этом, проведение предварительной правовой экспертизы документов с целью определения возможности проведения государственной регистрации Законом о регистрации не предусмотрено.
Информация о деятельности Росреестра и его территориальных органах, о перечнях документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, способах подачи документов, размере и реквизитах государственной пошлины и иная актуальная информация размещена на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Заместитель начальника |
Е.А. Эфендиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 9 сентября 2019 г. N 50-16а-10-3174/19
Текст письма опубликован не был