Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
города Курска на долгосрочный период
до 2030 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Курска на долгосрочный период до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития города Курска на 2020 - 2030 годы (далее - Прогноз) является документом стратегического планирования муниципального образования "Город Курск".
Прогноз подготовлен комитетом экономики, труда и занятости Администрации города Курска (далее - комитет экономики) на основании:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации;
постановления Администрации Курской области от 25.12.2015 N 940-па "О порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития Курской области на среднесрочный и долгосрочный периоды";
постановления Администрации Курской области от 20.05.2019 N 445-па "О разработке прогноза социально-экономического развития Курской области и проекта областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
постановления Администрации города Курска от 26.12.2014 N 5039 "О плане подготовки документов стратегического планирования муниципального образования "Город Курск";
постановления Администрации города Курска от 31.12.2015 N 4272 "О Порядке разработки прогнозов социально-экономического развития города Курска на среднесрочный и долгосрочный периоды, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Курска на долгосрочный период";
постановления Администрации города Курска от 31.05.2019 N 1012 "О разработке прогноза социально-экономического развития города Курска на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов, проекта бюджета города Курска на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
постановления Администрации города Курска от 07.08.2019 N 1452 "О разработке прогноза социально-экономического развития города Курска на долгосрочный период до 2030 года";
статистических данных о социально-экономическом развитии города за 2018 год и истекший период 2019 года;
анализа состояния экономики города в 2019 году;
предложений хозяйствующих субъектов по планированию своей деятельности на 2020 - 2030 годы;
индексов-дефляторов, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Долгосрочный прогноз разработан на вариативной основе в трех вариантах - базовом (основной), целевом, консервативном и сформирован в целом по городу Курску.
Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики города в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
Целевой вариант характеризует параметры социально-экономического развития муниципального образования, достижение которых обеспечивает реализацию приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития города Курска.
Консервативный вариант характеризует более низкие темпы экономического роста по сравнению с базовым и целевым сценариями.
Обзор основных разделов долгосрочного прогноза приведен ниже.
Население, труд и занятость
Демографическая ситуация
В 2018 году численность населения города Курска увеличилась на 0,9 тыс. чел. и составила на конец года 449,6 тыс. чел., что связано с уменьшением темпа падения рождаемости на 4,3% или 200 детей, увеличением числа прибывших на 2,4% или 378 чел., уменьшением числа выбывших на 6,6% или 1022 чел. Число умерших в 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличилось на 0,9% или 47 чел. На фоне роста числа зарегистрированных прибытий и снижения числа выбытий величина миграционного прироста составила 1892 чел. (в 2017 году - 492 чел.).
Среднегодовая численность населения за 2018 год составила 449,1 тыс. чел.
Проанализировав имеющиеся статистические данные о демографической ситуации в городе Курске в I полугодии 2019 года (рост численности населения на 0,8 тыс. чел.), можно предположить, что и за год в целом миграционный прирост компенсирует естественную убыль населения, обеспечив рост численности населения на 1,9 тыс. чел. К концу текущего года численность населения города Курска может составить 451,5 тыс. чел., исходя из чего среднегодовая численность населения за 2019 год будет составлять 450,5 тыс. чел.
При формировании прогноза развития демографической ситуации в городе Курске в 2020 - 2030 годах использован опубликованный на сайте Росстата бюллетень "Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года", согласно которому с учетом изменений, происходящих в половозрастной структуре и миграционном движении населения, в ближайшие 12 - 14 лет в России будет происходить непрерывное снижение числа родившихся.
Задачей на перспективу будет являться снижение остроты демографических проблем путем создания условий для сокращения смертности, внедрения здорового образа жизни, роста уровня рождаемости и повышения миграционной привлекательности.
Основными направлениями работы по решению данной задачи будут:
информационная пропаганда института семьи, информационная поддержка семей, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование позитивного имиджа семьи с зарегистрированным браком супругов;
обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
внедрение инновационных форм организации досуга семей с детьми;
реализация проекта "Институт отцовства" и Планов основных мероприятий в рамках Десятилетия детства;
реализация проекта "Семья XXI века" (в том числе реализация лучших волонтерских и общественных проектов, направленных на решение актуальных вопросов в сфере семьи, родительства, детства; проведение интерактивных игровых площадок "Лето в городе" и др.);
поддержка реализации социальных проектов волонтерскими группами образовательных учреждений города Курска;
организация работы семейных клубных формирований; работы по популяризации традиций семейного чтения, организации семейного досуга; акций "В кино всей семьёй", семейных кинопросмотров;
обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 1 года от общего количества обратившихся с целью создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей;
организация и проведение оздоровительных мероприятий с семьями округов города;
консультативная и психологическая поддержка семьи;
создание онлайн-приложения, которое будет содержать подробную интерактивную "здоровую карту" (для каждой целевой группы перечень видов спорта, адреса мест для занятий) с указанием платных и бесплатных секций;
реализация проекта "Активное долголетие", предполагающего проведение на базе муниципальных учреждений мероприятий по таким кружковым направлениям, как иностранные языки, информационные технологии, пение, танцы, рисование, общефизическая подготовка, шахматы и шашки, художественно-прикладное творчество, фитнес, тренажеры, скандинавская ходьба, настольный теннис, гимнастика, тренинги по здоровому образу жизни и пр.;
системная поддержка и повышение качества жизни граждан старшего поколения: организация занятий физической культурой, вовлечение в культурную жизнь, профессиональное обучение, развитие медицинской помощи по профилю "гериатрия", развитие системы социального обслуживания и рынка социальных услуг, развитие благотворительности и добровольческой (волонтерской) деятельности;
социальная поддержка многодетных семей;
реализация здоровьеформирующих проектов по вопросам здорового питания; профилактике компьютерной и Интернет-зависимостей и др.;
проведение городского форума "От здорового образа жизни к здоровой семье" и последующая реализация волонтерских, общественных проектов, направленных на формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету.
Предполагается, что по базовому варианту до 2030 года рождаемость будет снижаться, а резкого снижения числа умерших не произойдет. Одновременно миграционный прирост будет незначительно "покрывать" естественную убыль населения. В данном варианте прогноза общая численность населения города за 11 лет возрастет на 6,0 тыс. чел. и составит 457,5 тыс. чел. к концу 2030 года.
Среднегодовая численность населения города Курска в 2020 году составит 452,0 тыс. чел., 2021 году - 453,1 тыс. чел., 2022 году - 454,0 тыс. чел., 2023 году - 454,7 тыс. чел., 2024 году - 455,2 тыс. чел., 2025 году - 455,5 тыс. чел., 2026 году - 455,8 тыс. чел., 2027 году - 456,2 тыс. чел., 2028 году - 456,5 тыс. чел., 2029 году - 456,8 тыс. чел., 2030 году - 457,2 тыс. чел.
Целевой вариант Прогноза базируется на более оптимистичных предположениях. С учетом полномасштабной реализации национальных проектов и мер по стимулированию естественного воспроизводства населения города Курска его численность за 11 лет может увеличиться на 13,5 тыс. чел. и составить 465,0 тыс. чел. к концу 2030 года.
Среднегодовые показатели по численности населения города Курска составят: в 2020 году - 452,6 тыс. чел., 2021 году - 453,8 тыс. чел., 2022 году - 455,0 тыс. чел., 2023 году - 456,3 тыс. чел., 2024 году - 457,5 тыс. чел., 2025 году - 458,6 тыс. чел., 2026 году - 459,7 тыс. чел., 2027 году - 460,8 тыс. чел., 2028 году - 461,9 тыс. чел., 2029 году - 463,1 тыс. чел., 2030 году - 464,4 тыс. чел.
Консервативный вариант предполагает более резкое снижение уровня рождаемости по сравнению с базовым вариантом. При небольшом снижении смертности будет преобладать устойчивое превышение показателей смертности над рождаемостью с трудом компенсируемое (либо некомпенсируемое) внешней миграцией. За счет ухудшения демографических параметров численность населения может уменьшиться до 448,8 тыс. чел. (на 2,7 тыс. чел.).
Среднегодовая численность населения по данному варианту в 2020 году составит 451,4 тыс. чел., 2021 году - 452,3 тыс. чел., 2022 году - 452,7 тыс. чел., 2023 году - 452,7 тыс. чел., 2024 году - 452,4 тыс. чел., 2025 году - 451,9 тыс. чел., 2026 году - 451,2 тыс. чел., 2027 году - 450,4 тыс. чел., 2028 году - 449,8 тыс. чел., 2029 году - 449,3 тыс. чел., 2030 году - 448,8 тыс. чел.
Труд и занятость
Среднесписочная численность работников организаций всех форм собственности по полному кругу (без занятых индивидуальной трудовой деятельностью) в городе Курске за 2018 год составила 152487 чел. и снизилась к уровню 2017 года на 59 чел. Наибольший удельный вес в общей численности занятых - 24,4% (37,1 тыс. чел.) составили работники промышленных предприятий.
По оценке, выполненной на основании статистических данных за 2018 год (по полному кругу) и за январь-июнь (по крупным и средним организациям) текущего года, численность работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности по полному кругу (без занятых индивидуальной трудовой деятельностью) в 2019 году составит 152,0 тыс. чел. и снизится к уровню 2018 года на 455 чел. Сокращение численности занятых ожидается в организациях строительства на 1,3%, прочих видов деятельности - на 2,0%.
В то же время увеличение численности занятых ожидается по видам деятельности: "Обрабатывающие производства" - на 1,2%, "Транспортировка и хранение" - на 1,1%.
Общая численность работающих, принимаемая для расчета фонда заработной платы, по базовому, консервативному и целевому вариантам может составить: в 2020 году - 152,2 тыс. чел., в 2021 году - 152,3 тыс. чел., в 2022 году - 152,4 тыс. чел., в 2023 году - 152,6 тыс. чел., в 2024 году - 152,7 тыс. чел., в 2025 году - 152,8 тыс. чел., в 2026 году - 153,0 тыс. чел., в 2027 году - 153,1 тыс. чел., в 2028 году - 153,3 тыс. чел., в 2029 году - 153,4 тыс. чел., в 2030 году - 153,5 тыс. чел. Предполагается, что рост общей численности работающих будет обусловлен увеличением численности работающих в организациях строительства, оптовой и розничной торговли.
Фонд заработной платы работающих (без занятых индивидуальной трудовой деятельностью) в 2018 году составил 55721,4 млн. руб. (рост к 2017 году - на 9,5%), в 2019 году, по оценке, составит 59459,7 млн. руб. (рост к 2018 году - на 6,7%).
Предполагается, что фонд заработной платы возрастет:
- по базовому варианту: в 2020 году - 63584,6 млн. руб. (рост - на 6,9%), в 2021 году - 67805,4 млн. руб. (рост - на 6,6%), в 2022 году - 72335,5 млн. руб. (рост - на 6,7%); в 2023 году - 77181,9 млн. руб. (рост - на 6,7%); в 2024 году - 82044,4 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2025 году - 87213,2 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2026 году - 92707,6 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2027 году - 98548,2 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2028 году - 104756,7 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2029 году - 111356,4 млн. руб. (рост - на 6,3%); в 2030 году - 118371,9 млн. руб. (рост - на 6,3%);
- по целевому варианту: в 2020 году - 63735,1 млн. руб. (рост - 7,2%), в 2021 году - 68205,9 млн. руб. (рост - 7,0%), в 2022 году - 72934,3 млн. руб. (рост - 6,9%), в 2023 году - 77893,8 млн. руб. (рост - на 6,8%); в 2024 году - 82879,0 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2025 году - 88183,3 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2026 году - 93827,0 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2027 году - 99832,0 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2028 году - 106221,2 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2029 году - 113019,4 млн. руб. (рост - на 6,4%); в 2030 году - 120252,6 млн. руб. (рост - на 6,4%);
- по консервативному варианту: в 2020 году - 63385,1 млн. руб. (рост - на 6,6%), в 2021 году - 67455,6 млн. руб. (рост - на 6,4%), в 2022 году - 71834,3 млн. руб. (рост - на 6,5%); в 2023 году - 76503,5 млн. руб. (рост - на 6,5%); в 2024 году - 81170,2 млн. руб. (рост - на 6,1%); в 2025 году - 86121,6 млн. руб. (рост - на 6,1%); в 2026 году - 91375,1 млн. руб. (рост - на 6,1%); в 2027 году - 96948,9 млн. руб. (рост - на 6,1%); в 2028 году - 102862,8 млн. руб. (рост - на 6,1%); в 2029 году - 109137,4 млн. руб. (рост - 6,1%); в 2030 году - 115794,8 млн. руб. (рост - на 6,1%).
Среднемесячная заработная плата одного работающего (без выплат социального характера) в 2018 году (по полному кругу организаций) составила 30451,5 руб. и возросла на 9,5% по сравнению с 2017 годом. По оценке, среднемесячная заработная плата одного работающего в 2019 году составит 32591,7 руб. (рост к 2018 году - на 7,0%).
Ожидается, что среднемесячная заработная плата одного работающего возрастет:
- по базовому варианту: с 34813,3 руб. в 2020 году до 64250,1 руб. в 2030 году;
- по целевому варианту: с 34895,7 руб. в 2020 году до 65271,0 руб. в 2030 году;
- по консервативному варианту: с 34704,0 руб. в 2020 году до 62851,4 руб. в 2030 году.
Администрацией города Курска в пределах своей компетенции принимаются меры, направленные на своевременную выплату заработной платы в организациях внебюджетной сферы, выплату минимальной заработной платы не ниже величины, установленной действующим законодательством, доведение среднемесячной заработной платы в организациях внебюджетной сферы до величины целевых показателей по основным видам экономической деятельности, определенных нормативными правовыми актами Администрации Курской области, в рамках работы комиссии по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Промышленность
По проведенным комитетом экономики расчетам, выполненным на основании статистических данных о работе крупных и средних промышленных предприятий за 2018 год, а также полученных от предприятий отчетных данных, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий в 2018 году составил 101972,1 млн. руб., индекс промышленного производства к уровню 2017 года - 100,8%, индекс-дефлятор - 104,9%.
По оценке, в 2019 году ожидается увеличение объемов производства продукции (работ, услуг) к 2018 году на 2,4%, при этом объем отгруженной продукции (работ, услуг) по городу составит 107893,3 млн. руб., индекс-дефлятор - 103,3%. Ожидается увеличение объемов производства продукции (работ, услуг) к 2018 году в:
ОАО "Фармстандарт-Лексредства", которое планирует освоение выпуска препаратов в рамках трансфера от компании "Томскхимфарм" 12-ти видов пульмопорошков для ингаляций (Формисонид-натив, Формотерол-натив, Салтиказон-натив), новой номенклатуры импортозамещающих препаратов (Совальди, Трувада), а также расширение номенклатуры в рамках освоения новых контрактных производств для компаний "Отисифарм", "Джонсон и Джонсон";
АО "Курскмедстекло", которое стремится максимально использовать имеющиеся производственные мощности, повышать качество и конкурентоспособность продукции, так как полностью укомплектовано современным, эффективным оборудованием;
ОАО "Курскрезинотехника", которым планируются: строительство цеха пропитки технической ткани, приобретение нового вулканизационного пресса, организация участка производства шламовых рукавов и организация производства футеровок, модернизация пресса с производством шевронных конвейерных лент, консолидация производства формовых и неформовых резинотехнических изделий;
ООО "ЗЭБИ "Спектр-Прибор", которым осуществляется разработка и освоение новой востребованной рынком продукции, расширяются рынки сбыта производимой продукции;
ООО "Комплект", которое с целью импортозамещения на российском рынке проводит модернизацию производства для выпуска новой продукции - мебельного крепежа: винтов-конфирматов и стяжек эксцентриковых;
ООО "Завод "СаТаЛ-Прибор", которое внедряет новые решения и технологии, удовлетворяющие требованиям рынка, принимает меры по снижению себестоимости продукции, наращиванию объемов её производства;
ООО "Курскхимволокно", которое планирует увеличивать объемы производства промышленной продукции за счет полной загрузки производственного оборудования, модернизации действующего оборудования, ввода в эксплуатацию 3-х машин формования технических нитей.
Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 2020 - 2030 годы разработан в целом по городу по полному кругу предприятий (с учетом малых предприятий) в трех вариантах. При формировании прогноза за основу приняты тенденции развития крупных и средних предприятий, которые занимают наибольший удельный вес в соответствующем виде деятельности. Прогноз объема отгруженных товаров в действующих ценах разработан также с учетом изменения оптовых цен на промышленную продукцию.
В перспективе основной задачей промышленной политики будет являться внедрение новейших инструментов стимулирования модернизации и инновационного развития традиционных отраслей обрабатывающей промышленности.
Предполагаемое создание новых производственных секторов с широким использованием технологий пятого и шестого технологических укладов, направленное на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, может стать основой для экспортоориентированного импортозамещения в России.
Среди планируемых на перспективу мероприятий можно назвать следующие:
создание управляющей компании кластера "Машиностроение" (включающего предприятия таких видов экономической деятельности, как "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "Производство машин и оборудования", "Производство транспортных средств и оборудования", "Производство прочих материалов и веществ, не включенных в другие группировки");
перевод энергоемких потребителей на использование новых энергосберегающих изделий электротехники, в том числе электродвигателей, трансформаторов, конденсаторов, низковольтной и высоковольтной аппаратуры;
формирование комплекса инновационной инфраструктуры (технопарк, инжиниринговый центр);
развитие робототехники;
развитие реверсивного инжиниринга;
поддержка производства экологически чистых продуктов питания; создание новых пищевых продуктов диетического, лечебно-профилактического функционального питания;
обеспечение возможности размещения инновационных проектов в технопарках в сфере фармацевтики;
создание управляющей компании кластера "Химическая промышленность высоких переделов" (включает предприятия таких видов экономической деятельности, как "Химическое производство", "Производство резиновых и пластмассовых изделий");
внедрение технологий "зеленой" химии;
развитие производств глубокой переработки в области промышленности строительных материалов;
постепенный запрет использования экологически грязных строительных материалов при возведении, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства в городе Курске.
Администрация города Курска в пределах своих полномочий совместно с Администрацией Курской области будет оказывать содействие в развитии производственного сектора малых и средних предприятий, в том числе через софинансирование создания производственных площадок, технопарков, центров коллективного доступа к производственному оборудованию.
По базовому варианту в 2020 году в целом по городу предполагается увеличение объема производства промышленной продукции к уровню 2019 года на 1,3%. Ожидается, что объем отгруженных товаров составит 113477,8 млн. руб., индекс-дефлятор оптовых цен - 103,8%. В 2021 году прогнозируется рост объема производства продукции также на 1,3% при индексе-дефляторе 101,8%, объем отгруженных товаров составит 117026,0 млн. руб. В 2022 году индекс промышленного производства в сопоставимых ценах планируется на уровне 100,7%, при индексе-дефляторе цен 102,9% объем отгруженных товаров составит 121234,3 млн. руб. В 2020 - 2022 годах ожидается наращивание объемов производства такими предприятиями, как: АО "КОНТИ-РУС", ОАО "Курскхлеб", ООО "Курское молоко", ОАО "Фармстандарт-Лексредства", ООО "Курскхимволокно", ОАО "Курскрезинотехника", АО "Авиаавтоматика" им. В.В. Тарасова", "Курский завод "Маяк" - филиал АО "ННПО имени М.В. Фрунзе", ОАО "Электроагрегат", ООО "ИСТОК+", ООО "Курский аккумуляторный завод", ЗАО "Счетмаш", ООО ЗЭБИ "Спектр-Прибор", ОАО "Курская фабрика технических тканей", ООО "КурскОбувь", ООО "Комплект", ООО "Завод "СаТаЛ-Прибор". В 2024 - 2026 годах и в 2028 году индекс промышленного производства планируется на уровне 101% при индексе-дефляторе оптовых цен 103,8%, 103,5%, 103,6% и 103,8% соответственно. В 2023, 2027, 2029 и 2030 годах планируется рост производства в сопоставимых ценах на 0,9% при индексе-дефляторе цен 103,5%, 103,8% и по 103,9% соответственно. В целом за 11 лет индекс промышленного производства по базовому варианту составит 111,5%.
Согласно расчетам, по целевому варианту предполагается, что в 2020 году в целом по городу произойдет увеличение объема производства промышленной продукции к уровню 2019 года на 2,1%, объем отгруженной продукции (работ, услуг) составит 114587,8 млн. руб., индекс-дефлятор оптовых цен - 104,0%. В 2021 году прогнозируется рост объема производства продукции на 1,8%, при индексе-дефляторе 102,0% объем отгруженной продукции (работ, услуг) составит 119096,5 млн. руб. В 2022 году индекс промышленного производства планируется на уровне 101,2%, индекс-дефлятор цен - 103,1%, объем отгруженной продукции (работ, услуг) - 124214,2 млн. руб. В 2023 - 2030 годах прогнозируется ежегодное увеличение объема производства продукции на 1,5% при индексе-дефляторе цен 103,4%, 103,6%, 103,5%, 103,6% в 2023 - 2026 годах соответственно, в 2027 - 2028 годах - по 103,8%, в 2029 - 2030 годах - по 103,9%. Объём отгруженной продукции в 2030 году будет доведен до 186941,3 млн. руб. В целом за 11 лет индекс промышленного производства по целевому варианту составит 118,5%.
По консервативному варианту планируется, что к 2020 году произойдет увеличение объема производства промышленной продукции к уровню 2019 года на 0,1%, объем отгруженной продукции (работ, услуг) составит 112512,4 млн. руб., индекс-дефлятор оптовых цен - 104,2%. В 2021 - 2030 годах индекс промышленного производства планируется на уровне 100%. Объем отгруженной продукции (работ, услуг) в 2030 году будет доведен до 167930,1 млн. руб. В целом за 11 лет индекс промышленного производства по консервативному варианту составит 100%.
Потребительский рынок товаров и услуг
Потребительский рынок города Курска характеризуется высоким уровнем насыщенности товарами и услугами. В областном центре успешно осуществляют свою деятельность 50 крупных торговых сетей: "Европа", "Линия", "Билла", "Радуга", "СтройГигант", "Пятерочка", "Магнит", "ОПТимист", "Fix Price", "Живой мир", "Диво-М", "Интеллект образование ХХI" и др.
В 2018 году открыты 49 предприятий потребительской сферы, в том числе: 30 предприятий торговли, 12 предприятий общественного питания и 7 - бытового обслуживания; созданы 330 новых рабочих мест.
Фактический оборот розничной торговли по крупным и средним организациям за 2018 год в соответствии с предоставленными данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (далее - Курскстат) составил 51087,8 млн. руб., что на 8,9% больше, чем в 2017 году в сопоставимой оценке. Оборот общественного питания по крупным и средним организациям составил 1026,9 млн. руб. или снизился на 6,2% к уровню предыдущего года. Объем платных услуг населению (по тому же кругу организаций) 21630,1 млн. руб., индекс физического объёма к 2017 году - 101,3%.
В I полугодии 2019 года открыты 33 предприятия потребительской сферы, в том числе: 27 предприятий торговли, 2 предприятия общественного питания и 3 - бытового обслуживания; созданы 132 новых рабочих места.
По оценке, оборот розничной торговли в целом за 2019 год увеличится к уровню 2018 года на 7,5% и составит 57775,2 млн. руб.; оборот общественного питания - на 2,0% (1099,8 млн. руб.), объем платных услуг населению - на 0,7% (22783,5 млн. руб.).
В прогнозируемом периоде 2020 - 2030 годов планируется дальнейшее развитие сферы потребительского рынка товаров и услуг.
Основной задачей будет являться наиболее полное удовлетворение спроса жителей и гостей областного центра на товары в широком ассортименте по доступным ценам, торговые и бытовые услуги при гарантированном качестве и безопасности, преобразование действующих предприятий торговли в современную индустрию сервиса.
Реализацию мероприятий планируется осуществлять по следующим направлениям:
создание магазинов "шаговой доступности";
реконструкция и модернизация действующих предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в соответствии с новейшими научно-техническими достижениями;
стимулирование развития предприятий социальной направленности и эконом-класса;
дальнейшее создание условий для развития конкуренции в торговле;
разработка мер по заполняемости муниципальных рынков;
развитие электронной торговли (этот вид торговли поможет сократить затраты на предварительные работы по поиску продукции, закупке, маркетингу, анализу цен, ускорению оборачиваемости товаров и пр.);
увеличение доли товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли;
повышение культуры и качества обслуживания, совершенствование механизмов защиты прав потребителей.
По базовому варианту в 2020 году в целом по городу предполагается увеличение оборота розничной торговли на 7,8% к уровню 2019 года и доведение его до 64523,8 млн. руб. В 2021 году индекс физического объема также составит 107,8%, в 2022 - 2027 годах - по 108,0%, в 2028 году - 108,1%, в 2029 году - 108,2%, в 2030 году - 108,5%. В 2030 году объем розничного товарооборота может составить 205559,1 млн. руб. За 11 лет данный показатель возрастет в 2,3 раза (в сопоставимой оценке).
По целевому варианту в период с 2020 по 2023 год ожидаемый оборот розничной торговли будет соответствовать базовому варианту. С 2024 по 2030 годы планируется рост оборота розничной торговли со 102591,7 млн. руб. до 216040,6 млн. руб. при индексах физического объема от 108,3% до 109,5%. За 11 лет розничный товарооборот по целевому варианту возрастет в 2,5 раза (в сопоставимой оценке).
По консервативному варианту планируется, что в 2020 году увеличение оборота розничной торговли к уровню 2019 года составит 105,3% (на 2,5% меньше, чем по базовому варианту), объем розничного товарооборота будет доведен до 63149,1 млн. руб. В 2021 - 2022 годах индекс физического объёма планируется также на уровне 105,3%, с 2023 года предусматривается рост данного показателя со 105,5% до 106,7%. В 2030 году оборот розничной торговли может составить 166436,5 млн. руб., за 11 лет он возрастет в 1,9 раза (в сопоставимой оценке).
В отношении оборота общественного питания предполагается, что по базовому варианту в 2020 году он будет увеличен на 2,3% к уровню 2019 года и доведен до 1166,8 млн. руб. В 2021 году индекс физического объема общественного питания составит также 102,3%, в 2022 году - 102,5%, с 2023 по 2027 годы наблюдается рост данного показателя на 0,1% ежегодно, в 2028 году индекс составит 103,2%, в 2029 году - 103,4%, в 2030 году - 103,6%. В 2030 году оборот общественного питания может составить 2283,1 млн. руб. За весь прогнозируемый период данный показатель возрастет на 36% (в сопоставимой оценке).
Оборот общественного питания по целевому варианту увеличится с 1194,1 млн. руб. в 2020 году до 2680,0 млн. руб. в 2030 году при индексах физического объема от 104,0% до 104,9%. За период 2020 - 2030 годов оборот общественного питания по целевому варианту может возрасти на 59,8% (в сопоставимой оценке).
По консервативному варианту оборот общественного питания в 2020 году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 1,5% и составит 1161,1 млн. руб. Индекс физического объёма в 2021 году
составит 102,0%, в 2022 - 2025 годах - по 102,4%, с 2026 по 2030 годы планируется ежегодный рост на 0,1%. В 2030 году оборот общественного питания будет доведен до 2233,8 млн. руб. За 11 лет данный показатель возрастет на 30% (в сопоставимой оценке).
Платные услуги населению в 2020 году по базовому варианту могут быть оказаны на сумму 23977,8 млн. руб. или на 1% больше, чем в 2019 году. В 2021 году индекс физического объема также составит 101,0%, в 2022 году - 101,2%, с 2023 по 2030 год значение индекса будет колебаться в пределах от 101,5% до 102,9%. В 2030 году объем платных услуг населению может составить 44009,7 млн. руб. За 11 лет данный показатель возрастет на 22,7% (в сопоставимой оценке).
Объем платных услуг населению по целевому варианту увеличится с 24072,7 млн. руб. в 2020 году до 44973,0 млн. руб. в 2030 году при индексах физического объема от 101,4% до 103,0%. За период 2020 - 2030 годов объем платных услуг населению может возрасти на 25,4% (в сопоставимой оценке).
Консервативный вариант Прогноза предусматривает увеличение в 2020 году объема платных услуг населению к уровню 2019 года лишь на 0,7% (24021,3 млн. руб.). В 2021 - 2022 годах индекс физического объёма планируется на уровне 100,9%, в 2023 году - 101,2%, в 2024 - 2030 годах планируется ежегодный рост данного показателя на 0,1%. За 11 лет объем платных услуг населению может возрасти на 16% (в сопоставимой оценке).
Инвестиционная деятельность и строительство
Согласно данным Курскстата, в 2018 году организациями города использовано 16537,7 млн. руб. инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства), что составило 91,1% к уровню 2017 года (в сопоставимой оценке).
За 2018 год объем инвестиций в основной капитал увеличился по следующим видам деятельности: обрабатывающие производства - в 1,6 раза; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - в 2,1 раза; строительство - в 2,9 раза; транспортировка и хранение - в 1,6 раза; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - в 2,1 раза; деятельность финансовая и страховая - в 1,4 раза; деятельность по операциям с недвижимым имуществом - в 1,2 раза; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг - в 2,3 раза.
Снижение объемов инвестиций в основной капитал отмечено по видам деятельности: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов - в 2,4 раза; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - в 1,3 раза; деятельность в области информации и связи - на 13,2%.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов наибольший объем приходился на машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь (44,7%), здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель (29,0%). Источниками финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций в 2018 году являлись:
- собственные средства организаций (амортизационные отчисления; прибыль, остающаяся в распоряжении организаций) - 77,4%;
- привлеченные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций) - 22,6%, из которых средства бюджетов всех уровней - 11,9%.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году по базовому варианту ожидается в сумме 17398,3 млн. руб., что составит 100,1% (в сопоставимой оценке) к уровню данного показателя за 2018 год. В 2020 году он возрастет до 18112,3 млн. руб., в 2021 году - до 18873,8 млн. руб., в 2022 году - до 19667,3 млн. руб., в 2023 году - до 20494,1 млн. руб., в 2024 году - до 21376,2 млн. руб., в 2025 году - до 2237,7 млн. руб., в 2026 году - до 23278,3 млн. руб., в 2027 году - до 24256,9 млн. руб., в 2028 году - до 25252,4 млн. руб., в 2029 году - до 26288,8 млн. руб. и в 2030 году - до 27367,7 млн. руб. По базовому варианту в 2020 - 2030 годы планируется рост объема инвестиций на 0,1% при индексе-дефляторе цен 104,0% в 2020 и 2028 - 2030 годах, 104,1% в 2021 - 2023 и 2027 годах, 104,2% в 2024 и 2026 годах, 104,3% в 2025 году.
По целевому варианту объем инвестиций в основной капитал в 2020 - 2022 годах может составить 18130,4 млн. руб., 18911,5 млн. руб. и 19726,3 млн. руб. соответственно. В 2023 - 2030 годах прогнозируется рост объема инвестиций на 0,2% при индексе-дефляторе цен 104,1%, 104,2%, 104,3%, 104,2%, 104,1% в 2023 - 2027 годах соответственно, в 2028 - 2030 годах - 104,0%.
По консервативному варианту объем инвестиций в 2020 - 2022 годах оценивается в сумме 18110, 9 млн. руб., 18871,5 млн. руб. и 19645,3 млн. руб. соответственно. В 2021 - 2030 годах планируется, что индекс объема инвестиций сохранится на уровне 100% при индексе-дефляторе 104,2% в 2021 году, 104,1% в 2022 - 2023 и 2030 годах, 104,0% в 2024 году, 104,3% в 2025 - 2026 годах, 104,2% в 2027 - 2029 годах.
В 2018 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям составил 8413,4 млн. руб. или 101,3% к уровню 2017 года. По базовому варианту в 2019 году объем работ достигнет 9071,0 млн. руб. и превысит 2018 год на 2,0% (в сопоставимой оценке). Согласно расчетам, объем выполненных работ составит: в 2020 году - 9761,3 млн. руб., в 2021 году -
10494,2 млн. руб., в 2022 году -11250,0 млн. руб., в 2023 году - 12049,0 млн. руб., в 2024 году - 12880,3 млн. руб., в 2025 году - 13782,6 млн. руб., в 2026 году - 14748,2 млн. руб., в 2027 году - 15781,0 млн. руб., в 2028 году - 16920,0 млн. руб., в 2029 году - 18141,0 млн. руб. и в 2030 году - 19468,0 млн. руб.
На территории города Курска продолжится строительство многоэтажных и индивидуальных жилых домов за счет собственных и заемных средств. Основным заказчиком в сфере жилищного строительства является ОАО "Курский завод крупнопанельного домостроения им. А.Ф. Дериглазова".
В соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 08.02.2019 N 47-ра "О планируемых объемах ввода жилья на территории Курской области на период 2019 - 2024 годов" в текущем году ожидается ввод в эксплуатацию 311,9 тыс. кв. м общей площади жилья (106,9% к уровню 2018 года), в том числе 124,8 тыс. кв. м - индивидуальными застройщиками. В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 347,1 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в 2021 году - 333,3 тыс. кв. м., в 2022 году - 368,5 тыс. кв. м., в 2023 году - 396,9 тыс. кв. м., в 2024 году - 425,0 тыс. кв. м., в 2025 году - 429,7 тыс. кв. м., в 2026 году - 434,4 тыс. кв. м., в 2027 году - 439,2 тыс. кв. м., в 2028 году - 444,0 тыс. кв. м., в 2029 году - 448,9 тыс. кв. м. и в 2030 году - 453,8 тыс. кв. м. Показатели прогноза ввода жилья на период 2025 - 2030 году примерные и будут скорректированы в связи с принятием соответствующего нормативного акта Администрации Курской области.
До конца 2019 года планируется ввести в эксплуатацию детский сад в р-не пр. Дериглазова на 280 мест, закончить 1-ую очередь строительства магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения по пр. Н. Плевицкой и реконструкцию автомобильной дороги "Курск - п. Искра - Чаплыгино - Алябьево".
В сфере образования Прогнозом предусматривается строительство:
детского сада в р-не ул. Куйбышева - ул. 1-ой Вишневой;
двух детских садов в р-не пр. В. Клыкова;
средней общеобразовательной школы в районе пр. Дериглазова;
двух средних общеобразовательных школ на пр. В. Клыкова;
средней общеобразовательной школы по ул. Полевой.
Кроме того, предусматривается реконструкция пристроек к зданиям средних образовательных школ NN 7, 19, 41, 45 и детского сада N 72.
В течение 2020 - 2030 годов планируется строительство следующих объектов культуры и спорта:
межшкольных стадионов на территории школ NN 15, 25, 29;
физкультурно-оздоровительных комплексов в Сеймском округе по адресу ул. Крюкова, 2 и по ул. Коммунистической (комплекс КГУ с плавательным бассейном);
физкультурно-оздоровительного и культурного центра по пр. В. Клыкова;
футбольного поля с искусственным покрытием МБОУ ДОД ДЮСШ-6 по пр. Ленинского комсомола;
легкоатлетического манежа по ул. Орловской;
футбольного манежа по ул. Энгельса;
филиала детской школы искусств N 7 в микрорайоне "Родники".
Кроме того, предусматривается реконструкция бассейна МБОУ ДОД "ДЮСШ-1", открытого ледового поля по ул. Союзной - ул. Куйбышева и МБОУ ДОД ДШИ N 2 им. И.П. Гринева.
В 2020 году Прогнозом предусматривается ввод в эксплуатацию культурного центра с киноконцертным залом в пос. "Северный".
Также планируется строительство следующих объектов коммунального назначения:
водозаборных узлов в районе ул. Кислинских;
водопроводных сетей по ул. Светлой;
сетей наружного освещения на улицах Чайковского, Н. Рябиновой, Хуторской;
сетей с подключением жилых домов NN 1 - 4 по Центральному переулку к центральной канализации.
Планируется осуществить реконструкцию системы биологической очистки на городских очистных сооружениях и водопроводной насосной станции N 9, канализационного напорного коллектора от КНС N 1 по ул. Прогонной до самотечного коллектора по ул. Заводской.
В сфере дорожного хозяйства планируется завершить строительство:
магистральной улицы от пр. Дружбы до ул. Просторной в Северо-западном районе;
автомобильной дороги между пр. Н. Плевицкой и пр. В. Клыкова;
магистральной улицы по пр. Н. Плевицкой;
подъезда к жилой застройке по ул. Аэропортовской;
подземного пешеходного перехода по ул. Энгельса (ост. "Соловьиная роща");
зоны отдыха "Озеро Ермошкино".
Кроме этого, планируется реконструкция дорог по улицам: Бойцов 9-й дивизии (от ул. 50 лет Октября до ул. Звездной), Звездной, Литовской (от ул. 1-й Кожевенной до сельскохозяйственного рынка), Светлой (от ул. Фестивальной до ул. К. Маркса), 1-ой Стрелецкой, Воздушной и прилегающим улицам; Весенним и Молодежным переулкам.
Целевой вариант Прогноза предусматривает, что объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит: в 2020 году - 9761,3 млн. руб., в 2021 году - 10494,2 млн. руб., в 2022 году - 11250,0 млн. руб., в 2023 году - 12049,0 млн. руб., в 2024 году - 12880,3 млн. руб., в 2025 году - 13782,6 млн. руб., в 2026 году - 14748,2 млн. руб., в 2027 году - 15781,0 млн. руб., в 2028 году - 16920,0 млн. руб., в 2029 году - 18141,0 млн. руб. и в 2030 году - 19468,0 млн. руб.
В условиях ухудшения ситуации в экономике по консервативному варианту объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит: в 2020 году - 9674,8 млн. руб., в 2021 году - 10350,0 млн. руб., в 2022 году - 11073,0 млн. руб., в 2023 году - 11789,5 млн. руб., в 2024 году - 12590,5 млн. руб., в 2025 году - 13498,9 млн. руб., в 2026 году - 14472,8 млн. руб., в 2027 году - 15517,0 млн. руб., в 2028 году -16718,0 млн. руб., в 2029 году - 18011,0 млн. руб. и в 2030 году - 19405,0 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.