Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 58-АПА19-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 на решение Хабаровского краевого суда от 14 августа 2019 года, которым удовлетворен административный иск Мамедова Али Новрузовича об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 2 августа 2019 года N 14/25 "Об отказе в регистрации Мамедову Али Новрузовичу кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 Рудакова А.К., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 2 августа 2019 года N 14/25 Мамедову А.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по указанному избирательному округу.
Мамедов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными данного постановления, а также итогового протокола проверки подписных листов от 2 августа 2019 года, о возложении на окружную избирательную комиссию Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований Мамедов А.Н. указал, что непредставление в окружную избирательную комиссию первого финансового отчета в машиночитаемом виде не может служить основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку данное требование предусмотрено Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 18 февраля 2014 года N 101/809-6, а не Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" либо Избирательным кодексом Хабаровского края. Считал необоснованным признание недействительными 1 435 подписей избирателей, представленных им в избирательную комиссию, на основании пункта 8 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, а именно в связи с тем, что сведения о кандидате не соответствуют действительности. Указанные в подписных листах сведения о занимаемой им должности - заместитель генерального директора "ИП Мамедова Х.А. кызы" - соответствуют действительности. Сокращенное наименование должности в трудовой книжке не свидетельствует о недостоверности сведений, тем более что избирательной комиссией была осуществлена проверка их достоверности, а ИП Мамедовой Х.А. кызы была представлена справка от 27 июня 2019 года. Факт работы в указанной должности подтверждается трудовым договором от 22 апреля 2018 года и приказом о приеме на работу от 22 апреля 2018 года N 3. Нарушение работодателем правил ведения и хранения трудовых книжек не имеет отношения к избирательному законодательству.
Утверждал, что в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия не известила кандидата о выявленных недостатках.
1 августа 2019 года заявителю была вручена копия итогового протокола проверки подписных листов от 1 августа 2019 года, в котором сведений о признании недействительными всех 1 435 подписей избирателей не имелось. 2 августа 2019 года ему был представлен другой итоговый протокол - от 2 августа 2019 года с признанием всех подписей недействительными. Итоговый протокол от 2 августа 2019 года был принят в нарушение части 16 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края, так как повторная проверка подписей после оформления итогового протокола законом не предусмотрена.
Мамедов А.Н. считал незаконным признание комиссией недействительными 187 подписей избирателей на основании пункта 8 части 9 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края (сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не соответствуют действительности), поскольку данные подписи собраны Шваревой М.Е., адрес места жительства и иные данные о которой, а также ее личная подпись были проверены и удостоверены нотариусом на основании паспорта. Количество выявленных недействительных подписей составляет 122 подписи (9,3% от общего количества подписей), общее количество действительных подписей - 1 313, что в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 24 мая 2019 года N 119/875-7 является достаточным для регистрации кандидата.
Решением Хабаровского краевого суда от 14 августа 2019 года административный иск удовлетворен, оспариваемое решение избирательной комиссии признано незаконным и отменено, избирательная комиссия обязана зарегистрировать кандидата, решение суда обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе окружная избирательная комиссия Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Относительно доводов Мамедовым А.Н. и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Основания для признания подписей недостоверными и недействительными предусмотрены пунктом 6.4 статьи 38 указанного федерального закона.
Постановлением Избирательной комиссии Хабаровского края от 24 мая 2019 года N 119/875-7 для Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 установлено количество действительных и достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата, - 1305. Мамедов А.Н. вместе с иными документами для регистрации представил 1435 подписей избирателей.
В постановлении окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 2 августа 2019 года N 14/25 об отказе в регистрации Мамедова А.Н. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Железнодорожному одномандатному избирательному округу N 5 в качестве основания отказа в регистрации приведены пункты 3 и 5 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата). При этом комиссия мотивировала свой вывод тем, что кандидат не представил первый финансовый отчет в машиночитаемом виде, представив его на бумажном носителе. В подписных листах Мамедова А.Н. занимаемая должность указана как "заместитель генерального директора", работающего в ИП Мамедова Х.А.к, между тем такая должность не подтверждена записью в трудовой книжке, в которой указано сокращенное наименование всех слов должности. Поскольку сведения о кандидате, о лице, осуществляющем сбор подписей, указанные в подписных листах, не соответствуют действительности, все подписи признаются недействительными. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов все подписи кандидата признаны недействительными.
Принимая решение об удовлетворении административного иска, суд правомерно исходил из того, что наличие оснований для отказа в регистрации, указанных в постановлении окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 от 2 августа 2019 года N 14/25, не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При рассмотрении и разрешении дела установлено, что согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 1 августа 2019 года выявлено 292 недостоверных (недействительных) подписей, согласно же итоговому протоколу проверки от 2 августа 2019 года количество таких подписей - 1 435 (то есть все собранные подписи).
Проанализировав представленные Мамедовым А.Н. документы в их совокупности, суд сделал обоснованный вывод о том, что кандидат представил достоверные сведения о своем месте работы и занимаемой должности, поскольку эти обстоятельства подтверждены помимо трудовой книжки трудовым договором, приказом о приеме на работу, справкой работодателя, а сокращенное наименование должности в трудовой книжке не свидетельствует об искажении кандидатом сведений о себе в подписных листах. При таких обстоятельствах признание комиссией всех подписей недействительными по приведенному основанию не основано на законе.
Часть подписей в поддержку выдвижения Мамедова А.Н. собраны сборщиком Шваревой М.Е. Комиссия, признавая недействительными 187 подписей, исходила, что указанный сборщиком адрес места жительства не соответствует действительности, поскольку согласно справке органа регистрационного учета она снята с регистрационного учета по адресу: город Хабаровск, улица Школьная, дом 20, квартира 7. Между тем из исследованной в судебном заседании нотариально заверенной копии паспорта сборщика следует, что она с 23 августа 2018 года зарегистрирована по адресу: _ который и указан в подписных листах, а также в списке лиц, осуществляющих сбор подписей.
Суд пришел к правильному выводу, что общее количество недостоверных и недействительных подписей составило 122, что меньше 10% от числа проверенных подписей, а количество действительных подписей - 1 313, и этого количества достаточно для регистрации кандидатом в депутаты.
Кроме этого, суд установил, что итоговый протокол от 2 августа 2019 года составлен избирательной комиссией с нарушением части 16 статьи 49 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Непредставление первого финансового отчета в машиночитаемом виде не является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты в соответствии с подпунктами "в" и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также не является достаточным поводом к отказу в регистрации непредставление кандидатом в Избирательную комиссию Хабаровского края списка лиц, осуществляющих сбор подписей в машиночитаемом виде.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции согласилась.
Выводы суда о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и согласуются с нормами материального права, подлежащими применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы, в рамках которых административный ответчик продолжает настаивать на нарушении порядка самовыдвижения кандидата, недостаточности достоверных подписей по указанным в постановлении об отказе в регистрации основаниям, недостатках в оформлении первого финансового отчета кандидата, являются несостоятельными, поскольку в полном объеме аргументировано и объективно оценены в судебном решении и отвергнуты как безосновательные.
Суждения апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой не имеется.
При таких обстоятельствах решение Хабаровского краевого суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу окружной избирательной комиссии Железнодорожного одномандатного избирательного округа N 5 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2019 г. N 58-АПА19-31
Текст определения опубликован не был