Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2019 г. N 308-ЭС19-14304
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2019 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019 по делу N А53-38014/2017, установил:
АО "Ростовгоргаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "город Ростов-на-Дону" в лице Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) о взыскании 41 263 рублей 45 копеек неосновательного обогащения в виде излишне внесенной арендной платы (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, отказав в удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.04.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2015 N 135 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации" принято постановление администрации города Ростова-на-Дону N 576 от 09.07.2015 "О расчете арендной платы и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону и признании утратившим силу некоторых правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 171-ФЗ следует читать как "от 23.06.2014"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области"
Согласно пункту 11 постановления Администрации города Ростова-на-Дону N 576 от 09.07.2015 арендная плата за земельные участки в случаях, не указанных в пунктах 1-9 настоящего постановления, определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Размер арендной платы установлен в соответствии с отчетом от 22.11.2016 N 256-16-Р об определении рыночной стоимости права пользования земельным участком на условиях аренды, согласованным протоколом заседания городской комиссии по согласованию результатов оценки от 25.11.2016.
Постановлением N 576 от 09.07.2015 установлено, что в случаях использования земельного участка в целях строительства размер арендной платы определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а в случаях использования земельного участка в целях эксплуатации, в соответствии с абзацем 9 пункта 2 приложения N 1 указанного постановления, применяется размер арендной платы исходя из стоимости 1 кв.м земли (0,65 руб.)
Расчет арендной платы осуществлен Департаментом исходя из рыночной стоимости права пользования земельным участком на условиях договора.
Денежные средства в размере 41 263,45 руб. перечислены истцом добровольно по договору аренды земельного участка N 36934 от 25.11.2016, что подтверждает согласие истца с условиями договора аренды в части определения механизма и размера арендной платы и отсутствие со стороны Департамента факта неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, общество (арендатор) и департамент (арендодатель) заключили договор аренды от 25.11.2016 N 36934, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок из земель населенных пунктов (кадастровый номер 61:44:0041316:61) площадью 560 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, город Ростов-на-Дону, район Кировский, район улицы Левобережной, для использования в целях строительства объекта: "Инженерная подготовка участка строительства футбольного стадиона в набережной зоне г. Ростова-на-Дону (вынос сетей газоснабжения)"; строительство газопроводов высокого и среднего давления Ду500мм АО "Ростовгоргаз"; строительство газопровода высокого давления Ду300-мм муниципального образования г. Ростова-на-Дону МБОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа г. Ростова-на-Дону "Гребной канал Дон" (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 3.1 договора размер арендной платы в год установлен в соответствии с отчетом от 22.11.2016 N 256-16-Р об определении рыночной стоимости права пользования земельным участком на условиях аренды, согласованным протоколом заседания городской комиссии по согласованию результатов оценки от 25.11.2016 (пункт 8.8 договора). Арендная плата в размере 192 080 рублей вносится ежеквартальными равными частями от общей суммы платы за один год не позднее 20-го числа последнего месяца квартала; первый платеж вносится арендатором до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором заключен договор (пункт 3.2).
25 ноября 2016 года стороны подписали акт приема-передачи указанного земельного участка.
Платежными поручениями от 23.12.2016 N 8461, от 16.03.2017 N 1506 и от 10.05.2017 N 2467 арендатор перечислил арендодателю 41 341 рубль 23 копейки арендной платы.
31 марта 2017 года стороны подписали соглашение о расторжении договора в связи с вводом объекта строительства в эксплуатацию.
Полагая, что на стороне департамента образовалось неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплен принцип платности использования земли, допускающий предусмотренные законом исключения (подпункт 7 пункта 1 статьи 1). Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 в действовавшей до 01.03.2015 редакции и статья 39.7 Земельного кодекса).
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения, в том числе объектов систем газоснабжения федерального, регионального или местного значения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7, подпункт 2 статьи 49 Земельного кодекса).
Пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрен расчет арендной платы в соответствии с ее ставками либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2011 N 9 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов" (зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2011 N 19914), ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов для Ростовской области установлена в размере 0,65 руб. за квадратный метр.
Аналогичную норму содержит пункт 2 Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 02.03.2015 N 135 (в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73) разъяснено, что изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что при определении размера арендной платы стороны должны были исходить из ставки 0,65 рубля за 1 кв. м как нормативно установленной.
Доводы департамента о невозможности применения указанной ставки в случае предоставления земельного участка для строительства газопровода (не для его эксплуатации) правомерно отклонены судами, указав, что размещение объекта газоснабжения подразумевает одновременно, как его строительство, так и последующую эксплуатацию, обратное означало бы дифференциацию ставок арендной платы в зависимости от цели использования земельного участка, а не от вида объекта, размещаемого на земельном участке, что недопустимо и противоречит приведенным положениям.
Иные доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2019 г. N 308-ЭС19-14304 по делу N А53-38014/2017
Текст определения опубликован не был