Приказ Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия от 24 сентября 2019 г. N 108-пр
"Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Мордовия"
В целях реализации целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года N 147-р, "О целевых моделях упрощения процедур бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений от 19 апреля 2019 года N 783-р), протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 27 марта 2018 года N 2 приказываю:
1. Утвердить Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Мордовия.
2. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания и подлежит размещению на официальном портале органов государственной власти Республики Мордовия и на сайте Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель начальника |
В.Г. Соколов |
Руководство
по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Мордовия
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, их должностными лицами, а также гражданами, осуществляющим деятельность в сфере содержания животных, производства, переработки, хранения, реализации продукции животного происхождения, подконтрольной государственному ветеринарного надзору необходимо знать и соблюдать обязательные требования установленные международными договорами Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия в области ветеринарии.
Региональный государственный ветеринарный надзор Республики Мордовия в рамках имеющихся полномочий реализует комплекс мер, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, их должностными лицами, а также гражданами требований действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Основными задачами регионального государственного ветеринарного надзора являются:
- защита населения от болезней, общих для человека и животных;
- обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении производимых и находящихся в обороте на территории Республики Мордовия сырья и пищевых продуктов животного происхождения в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений;
- обеспечение охраны территории Республики Мордовия от заноса и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, а также недопущение ввоза опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения;
- предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных;
- соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами установленных ветеринарно-санитарных правил и норм, а также правил при введении ограничительных и карантинных мероприятий при возникновении и распространении заразных и массовых незаразных болезней животных.
Под действие регионального государственного ветеринарного надзора попадают хозяйствующие субъекты (предприятия), которые осуществляют деятельность по:
- содержанию, разведению, реализации и транспортировке всех видов животных (продуктивные (сельскохозяйственные), непродуктивные, экзотические животные, птицы, рыбы, гидробионты, насекомые и прочие);
- производству, переработке, хранению, реализации и транспортировке продукции животноводства;
- сбору, хранению, транспортировке, утилизации и уничтожению биологических отходов (трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты и прочие отходы, полученные при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения);
- производству, хранению, реализации и транспортировке кормов для животных.
Руководство по соблюдению обязательных ветеринарно-санитарных требований при разведении, содержании, убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животного происхождения
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В соответствии со статьей 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов обо всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года N 551 утверждены "Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации", которые устанавливают требования к условиям содержания крупного рогатого скота (далее - КРС) в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, иными организациями и учреждениями.
Кроме того, указанные Ветеринарные правила разделяют требования для предприятий, содержащих до 500 голов КРС включительно (хозяйства открытого типа) и предприятий, содержащих более 500 голов КРС (предприятия закрытого типа), а также устанавливают ряд подробных технических требований к организации территории предприятий, животноводческих и специализированных помещений.
Приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 года N 114 утверждены "Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации". Правила устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации (далее - содержание свиней), требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно (далее - хозяйства открытого типа, хозяйства), а также организациями и учреждениями, содержащими более 1000 голов свиней (далее - свиноводческое предприятие закрытого типа, предприятие).
Указанные Ветеринарные правила устанавливают ряд требований к условиям содержания свиней, в том числе содержат нормы площади содержания свиней в хозяйствах открытого типа и подразделяются с учетом присвоения различных уровней компартментов.
Приказом Минсельхоза России от 3 апреля 2006 года N 104 утверждены "Ветеринарные правила содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках)". Правила устанавливают ветеринарные требования к содержанию птиц в организациях, осуществляющих выращивание или разведение птицы, в целях недопущения распространения заразных болезней птиц.
Основными требованиями к планировке и строительству животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других зданий (строений, сооружений), предназначенных для производства и хранения продуктов животноводства, в соответствии с положениями вышеуказанных Ветеринарных правил, являются наличие:
- благоустроенной и огороженной территории предприятия (производственных помещений);
- при въезде на территорию предприятия крытого, обогреваемого зимой дезбарьера для автотранспорта и пропускного пункта с дезинфекционными кюветами для обработки обуви;
- исключения возможности пересечения дорог, по которым производится вывоз навоза с территории предприятия, трупов животных, отходов забоя и других инфицированных материалов, с дорогами, по которым производится подвоз кормов, здоровых животных, вывоз молока;
- убойно-санитарного пункта (площадки) в соответствии с требованиями норм технологического проектирования на животноводческих предприятиях, так как забой скота непосредственно в животноводческих помещениях не допускается.
Несоблюдение данных требований может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека (сибирская язва, бешенство, африканская чума свиней, ящур), а также большим экономическим потерям хозяйствующего субъекта.
При применении положений Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ТР ТС 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", хозяйствующими субъектами должны учитываться обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанные с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589 "Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" при закупке, хранении, транспортировке, переработке и реализации подконтрольный товар должен сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами. Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольный товар, подтверждающих эпизоотическое благополучие места выхода продукции, качество и безопасность продукции, может привести к заносу и распространению заболеваний животных, в том числе общих для человека (сальмонеллез, токсикоинфекций), и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным.
Согласно пункта 4 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года N 589, уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией могут осуществлять оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД) на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 648.
Аттестованные специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации вправе осуществлять оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза от 15 апреля 2019 года N 194.
Уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров вправе оформлять ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года N 646.
Разъяснение новых требований нормативных правовых актов
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27 утверждены "Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)".
Требования являются обязательными для исполнения юридическими лицами, физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании земельные участки, здания, строения, сооружения, места складирования (хранения), в которых осуществляется деятельность по выращиванию (разведению и содержанию), изготовлению, переработке и хранению товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Приводятся ветеринарно-санитарные требования к животноводческим объектам, предназначенным:
- для содержания крупного рогатого скота;
- для круглогодичного пастбищного содержания крупного рогатого скота;
- для содержания свиней, овец, пушных зверей, птицы (кроме водоплавающих), рыбы (только к прудовым хозяйствам), пчел.
Также устанавливаются требования к объектам по производству (изготовлению) и (или) хранению товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по убою продуктивных животных, к объектам по производству (изготовлению) товаров животного происхождения (пищевых и непищевых), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), к объектам по хранению товаров животного происхождения и кормов.
Во исполнение ч. 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказом Республиканкой ветеринарной службы Республики Мордовия (далее - Служба) от 25 сентября 2019 года N 221-пр утверждены формы проверочных листов (списки контрольных вопросов), используемых должностными лицами государственного регионального ветеринарного надзора при проведении плановых проверок.
Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов) согласно предмету проверки.
Данным приказом утверждены 6 (шесть) форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, осуществляющих на территории Республики Мордовия деятельность, подконтрольную государственному региональному ветеринарному надзору по соблюдению ветеринарного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, занимающимися:
разведением, выращиванием, содержанием, перемещением (в том числе перевозкой и перегоном), оборотом и убоем животных;
содержание крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, производство и реализация молока сырого коровьего, мяса;
производством, хранением, перевозкой, реализацией и утилизацией продуктов убоя и мясной продукции, сырья животного происхождения;
производством (переработкой), хранением, перевозкой, реализацией и утилизацией рыбы и рыбной продукции (уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции;
перемещением, хранением и (или) оборотом кормов и кормовых добавок для животных;
производством, хранением, перевозкой, реализацией и утилизацией пчелиного меда и продуктов пчеловодства.
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Необходимые мероприятия для реализации новых требований нормативных правовых актов в области ветеринарии
Специалистами регионального государственного ветеринарного надзора, с целью минимизации нарушений обязательных требований, реализуется комплекс мер направленный на предупреждение и сокращение нарушений требований законодательства, в том числе за счет информирования и повышения правовой грамотности хозяйствующих субъектов, организации и проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, путем размещения информации на сайте Службы.
Кроме того Республиканской ветеринарной службой Республики Мордовия, для заинтересованных хозяйствующих субъектов, проводятся публичные обсуждения.
Наибольшее количество вопросов, связанных с профилактикой правонарушений, решается постоянным консультированием и разъяснением хозяйствующим субъектам государственными ветеринарными инспекторами Службы, размещением справочной информации на официальном сайте Службы, распространением информационных листовок и памяток о недопущении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 5 - 7 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, могут оформляться предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Приказом Службы от 15 августа 2018 года N 160-пр утвержден "Порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия от 24 сентября 2019 г. N 108-пр "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарного надзора на территории Республики Мордовия"
Настоящий приказ вступает в силу с 24 сентября 2019 г.
Текст приказа опубликован не был
Приказом Республиканской ветеринарной службы Республики Мордовия от 28 января 2020 г. N 12-Пр настоящий приказ признан утратившим силу с 30 января 2020 г.