Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 26 сентября 2019 г. N 457-рп
В целях реализации мероприятий национального проекта "Образование":
1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации";
описание создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации".
2. Определить Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим координацию мероприятий по созданию центра "Дом научной коллаборации" национального проекта "Образование".
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 сентября 2019 г. N 457-рп
Комплекс мер ("дорожная карта")
по созданию и функционированию в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации"
N |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Результат |
Срок |
1. |
Утверждение должностного лица, ответственного за создание и функционирование центра "Дом научной коллаборации" |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
1 октября 2019 г.* |
2. |
Заключение соглашения о создании Дома научной коллаборации между Правительством Кабардино-Балкарской Республики и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" (далее - КБГУ) |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Заключение Соглашения о создании Дома научной коллаборации |
11 октября 2019 г.* |
3. |
Утверждение медиа-плана информационного сопровождения создания и функционирования Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
11 октября 2019 г.*, далее - ежегодно |
4. |
Утверждение типового Положения о деятельности в Кабардино-Балкарской Республике Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
11 октября 2019 г.* |
5. |
Формирование и согласование перечня оборудования для оснащения Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
1 ноября 2019 г.* |
6. |
Согласование и утверждение дизайн-проекта и зонирования Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
30 октября 2019 г.* |
7. |
Представление информации об объёмах средств операционных расходов на функционирование Дома научной коллаборации по статьям расходов |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Письмо Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
30 ноября 2019 г.*, далее - ежегодно |
8. |
Заключение дополнительных соглашений по реализации регионального проекта "Успех каждого ребёнка" в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Заключение дополнительного соглашения с Федеральным проектным офисом |
5 февраля 2020 г.*, далее - при необходимости |
9. |
Заключение финансового соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Заключение финансового соглашения с Министерством просвещения Российской Федерации |
15 февраля 2020 г.*, далее - при необходимости |
10. |
Объявление закупок товаров, работ, услуг для создания Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Извещения о проведении закупок |
25 февраля 2020 г.* |
11. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Свидетельство о повышении квалификации, отчёт по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику ведомственного |
12. |
Закупка, доставка и наладка оборудования для Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Акты приёмки работ, товарные накладные |
25 августа 2020 г.* |
13. |
Утверждение Правительством Кабардино-Балкарской Республики порядка предоставления бюджетных ассигнований организации высшего образования на финансовое обеспечение деятельности Дома научной коллаборации |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
25 августа 2020 г.* |
14. |
Получение лицензии на образовательную деятельность Дома научной коллаборации по программам дополнительного образования детей и взрослых (в случае ее отсутствия) |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых |
25 августа 2020 г.* |
15. |
Проведение мониторинга оснащения средствами обучения и приведения площадок Дома научной коллаборации в соответствие фирменному стилю |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Отчет Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
30 августа 2020 г.*, далее - ежегодно |
16. |
Завершение комплектования штатного расписания Дома научной коллаборации |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Издание приказа Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
30 августа 2020 г.*, далее - ежегодно |
17. |
Открытие Дома научной коллаборации в единый день |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Начало функционирования Дома научной коллаборации |
1 сентября 2020 г.* |
* год реализации мероприятий будет корректироваться по результатам конкурсного отбора.
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 сентября 2019 г. N 457-рп
Описание
создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации"
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в качестве одной из главных целей обозначено прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны. В этой связи перед Правительством Российской Федерации поставлены следующие задачи:
ускорение технологического развития страны, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;
обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
Решение указанных задач возможно только в условиях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования. В свою очередь, для этого необходимо создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, способную обеспечить высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Кроме того, необходимо внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников, модернизировать инженерное образование. Для этого нужно приступить к внедрению адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, направленных на формирование творческих способностей обучающихся, креативного мышления, развитие навыков самообразования и профессионального самоопределения.
Развитие указанных компетенций у детей и подростков, закладка фундамента их успешного будущего осуществляется посредством активных методов обучения, в том числе благодаря научно-исследовательской и проектной деятельности в школе.
Стратегической задачей создания центра "Дом научной коллаборации" (далее - Дом научной коллаборации) является реализация целей национального проекта "Образование" и Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Необходимость модернизации самой системы дополнительного образования обусловлена рядом факторов, в том числе:
появлением новых востребованных профессий;
изменениями на рынке труда;
непрерывным развитием технологий и информационной среды.
Сегодня сфера дополнительного образования должна выступать в роли инновационной площадки, где можно отрабатывать образовательные модели и технологии будущего, востребованные инвесторами и предпринимателями, современным рынком труда. Цифровизация экономики и социальной сферы привела к необходимости создания условий, способствующих формированию нового типа мышления обучающихся, их вовлечению в научно-технологическую деятельность. Все это позволяет говорить об актуальности и необходимости создания в Кабардино-Балкарской Республике Дома научной коллаборации.
Основными целями и задачами создания Дома научной коллаборации в Кабардино-Балкарской Республике являются:
привитие обучающимся ценностей саморазвития и осознанного подхода к образованию на протяжении всей жизни путем использования кадрового потенциала, инфраструктуры и материально-технической базы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" (далее также - КБГУ, университет), создания условий для реализации предметной области "Технология", реализации дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации;
развитие современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь обучающихся и преподавателей образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей;
разработка и внедрение перспективных методов, технологий и образовательных программ практической направленности по развитию ключевых компетенций в сотрудничестве с международными и российскими компаниями за счет привлечения представителей реального сектора экономики и других структур на основе сетевого взаимодействия.
Дом научной коллаборации создается в форме структурного подразделения КБГУ, входящего в ТОП-100 вузов страны в рейтинге RAEX ("Эксперт РА"). Университет избран площадкой для создания Дома научной коллаборации так как здесь сформирована уникальная система профориентационной деятельности и довузовской подготовки, успешно реализующаяся совместно со школами и организациями дополнительного образования. Создание Дома научной коллаборации призвано обеспечить формирование новой роли профессорско-преподавательского состава КБГУ как наставника-организатора детских проектных команд.
Дополнительные общеразвивающие программы, программы по формированию первичных навыков проектного управления, исследовательских и изобретательских навыков, освоению навыков программирования, работы с большими данными, программы повышения квалификации педагогических кадров будут реализованы в формате следующих образовательных проектов:
"Детский университет" - ориентирован на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5 - 9 классы);
"Малая Академия" - призван реализовать дополнительные общеразвивающие программы для подростков, обучающихся по программам среднего общего образования (10 - 11 классы) и среднего профессионального образования, потенциальных абитуриентов;
"Урок технологии" - направлен на обновление содержания и методов преподавания предметной области "Технология", реализацию уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов КБГУ по заказу региональной системы образования на основе образовательных программ, представленных ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование";
"Урок биологии" - направлен на обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Биология", реализацию уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов КБГУ по заказу региональной системы образования на основе образовательных программ, согласованных с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование";
"Педагог К-21" - направлен на обновление содержания и методов преподавания учебных предметов, ведение занятий в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования посредством повышения квалификации педагогических кадров.
Численность обучающихся в Доме научной коллаборации будет составлять не менее 400 человек ежегодно. Ресурсы будут использованы для решения задачи повышения качества набора на первые курсы, отбора мотивированных и профессионально ориентированных абитуриентов для поступления в КБГУ.
Региональным координатором создания и функционирования Дома научной коллаборации является Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Приоритетными формами и методами обучения в Доме научной коллаборации обозначены:
различные интеллектуальные соревнования для обучающихся и педагогов;
разработка и реализация инновационных проектов в области технико-технологического и естественнонаучного творчества;
хакатоны, рабочие мастерские (воркшопы);
курсовая подготовка и система семинаров по организации научно-методической работы с педагогами дополнительного образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и дополнительного образования с бизнес-структурами, предприятиями реального сектора экономики;
подготовка к участию в проектных конкурсах и олимпиадах, научно-практических конференциях;
работа над проектами, исследовательскими задачами, технологическими кейсами.
2. Данные об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам высшего образования, на базе которой планируется создание Дома научной коллаборации
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова - крупнейший на Северном Кавказе, динамично развивающийся научно-образовательный комплекс, в котором осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров для различных, в том числе высокотехнологичных, отраслей экономики, реализуются образовательные программы, разработанные с учетом актуальных тенденций в сфере образования, экономики, науки, техники и технологий, культуры.
Согласно лицензии КБГУ имеет право на ведение образовательной деятельности по следующим уровням образовательных программ:
общее образование (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);
среднее профессиональное образование (42 специальности);
высшее образование - бакалавриат (47 направлений подготовки);
высшее образование - специалитет (7 специальностей);
высшее образование - магистратура (45 направлений подготовки);
высшее образование - программы подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (23 направления подготовки);
высшее образование - программы подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (24 специальности);
послевузовское профессиональное образование уровня интернатура (15 образовательных программ);
дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование).
В КБГУ обучаются более 15 тысяч студентов, реализуются более 290 образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего специального образования (рис. 1).
"Рис.1. Количество образовательных программ, реализуемых в КБГУ"
В целом число укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в КБГУ в 2019-2020 учебном году, составляет:
27 из 50 УГНС Перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по направлениям бакалавриата (52 процента);
22 из 52 УГНС Перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по направлениям магистратуры (42 процента);
23 из 49 УГНС высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам аспирантуры (47 процентов);
2 из 3 УГНС высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры (67 процентов).
Особое внимание уделяется программам магистерской подготовки, ориентированным на синтез науки и образования.
В 2017 - 2018 году в университете реализовывались 52 магистерские программы, а сейчас их количество достигло 59. При этом 11 из них являются практико-ориентированными, что составляет 19 процентов от общего количества магистерских программ.
Данное соотношение демонстрирует, с одной стороны, высокую степень востребованности реализуемых магистерских программ, с другой, - значительную гибкость и мобильность образовательных программ, соответствующих актуальным запросам реального сектора экономики.
Одно из приоритетных направлений деятельности КБГУ - развитие научной деятельности.
Научно-исследовательская работа (НИР) в университете ведется по:
6 приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России;
23 критическим технологиям (из 27 обозначенных технологий);
6 приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники (из 8 обозначенных направлений);
20 отраслям науки в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642.
В учебных и научных структурах КБГУ ведется работа по следующим основным направлениям научных исследований:
нанофизика, нанохимия, нанотехнологии и наноматериалы;
физика поверхности и межфазных явлений;
физика экстремальных состояний, фазовые диаграммы и фазовые переходы;
атомная и молекулярная физика, квантовые свойства вещества;
космология и астрофизика;
геодинамика и геофизика;
технология и техника добычи полезных ископаемых (в том числе геоэкология);
квантовые компьютеры и высокопроизводительные вычисления;
робототехника и инженерные науки;
информационные технологии и информационная безопасность;
энергетика, в том числе водородная;
электрохимия и физическая химия;
высокомолекулярные соединения и композиты;
медико-биологические исследования;
история России, Юга России и Северного Кавказа;
культура народов Северного Кавказа;
филология, в том числе языки народов Северного Кавказа;
проблемы развития и воспитания личности в современном образовательном пространстве;
гуманитарные исследования.
Общий объем научно-исследовательских работ за 2018 год (на 10 декабря 2018 г.) составил 189,01 млн руб., в том числе:
7,93 млн руб. - госзаказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (из федерального бюджета);
22,68 млн руб. - гранты Российского фонда фундаментальных исследований;
87,5 млн руб. - Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы";
0,9 млн руб. - хоздоговорные работы;
70 млн руб. - софинансирование (включая выполненные индустриальным партнером работы).
Центр прогрессивных полимеров и аддитивных технологий КБГУ в рамках реализации ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" осуществлял реализацию проектов "Разработка новой высокоэффективной импортозамещающей технологии получения теплостойких диэлектрических суперконструкционных полиэфир-эфиркетонов, полифениленсульфидов, полиэфиримидов длительного срока эксплуатации" и "Разработка новых отечественных высокопрочных и высокотемпературных композиционных материалов на основе суперконструкционных полимеров для 3D-печати высоконагруженных изделий" с объемом средств 66 млн руб. и 150 млн руб. на 3 года.
В рамках выполнения базовой части государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации КБГУ реализует 9 фундаментальных инициативных научных проектов.
В 2018 году КБГУ организовал и провел на своей базе 45 научных и учебно-методических мероприятий: 12 - международных, 10 - всероссийских, 14 - региональных, 9 - республиканских, в их числе:
ежегодная международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива";
X Международная научно-техническая конференция "Микро- и нанотехнологии в электронике";
Международная научная конференция "Актуальные проблемы прикладной математики и физики";
Международная научно-техническая конференция "Строительство и архитектура: теория и практика развития отрасли";
Международная научно-практическая конференция "Прорывное развитие экономики России: условия, инструменты, эффекты";
VIII Международный, междисциплинарный симпозиум "Физика поверхностных явлений, межфазных границ и фазовые переходы".
Промежуточные данные наукометрической деятельности профессорско-преподавательского состава показывают, что за 2018 год сотрудники КБГУ имеют:
158 публикаций в международной базе данных Scopus;
52 публикации в международной базе данных Web of Science;
888 публикаций в базе данных Российского индекса научного цитирования.
За истекший год сотрудниками КБГУ подано 52 заявки на получение охранных документов в отношении результатов интеллектуальной деятельности, получено 27 патентов, зарегистрировано 15 программ для ЭВМ, нормативными актами оформлено 3 секрета производства (ноу-хау).
КБГУ вошел в число 13 образовательных организаций высшего образования "первой волны", в стенах которых в мае 2019 г. открыт университетский коворкинг-центр "Точка кипения" Агентства стратегических инициатив (АСИ).
"Точка кипения" стала пространством коллективной работы представителей сфер образования, науки, бизнеса и власти, деятельность которого направлена на рост качества человеческого капитала страны через изменение подходов образовательной организации высшего образования к собственной учебной деятельности, внедрение новых образовательных форматов и моделей коммуникации, осуществление новых подходов к образованию.
В коворкинг-центре проходят обучающие курсы, тренинги и интенсивы для студентов, аспирантов, молодых ученых, предпринимателей и инвесторов, направленные на создание условий для технологического прорыва и подготовки высококвалифицированных кадров, способных успешно реализовывать свои проекты в условиях цифровой экономики.
В 2019 году КБГУ подписан меморандум о поддержке Национальной технологической инициативы (далее - НТИ) и намерениях деятельно участвовать в проектах и программах Университета НТИ "20.35". Сотрудники КБГУ приняли участие в ряде коммуникационных сессий АСИ, проведенных экспертами Института развития лидеров LEADER-ID. В июле 2019 г. был успешно проведен отбор талантливых студентов для интенсива КБГУ "Цифровая высота", цель которого - аккумуляция инновационных идей для развития экономики республики, развитие проектного мышления и формирование технологических компетенций студентов и школьников.
С 10 по 22 июля команда КБГУ принимала участие во втором ежегодном образовательном интенсиве "Остров 10-22", проходившем в Сколковском институте науки и технологий. Здесь был организован командный трек по развитию концепции и разработке проекта создания научно-образовательных центров мирового уровня в кооперации с предприятиями, действующими в реальном секторе экономики. Каждый из представленных командами проектов проходил защиту. Наивысший рейтинговый балл получил проект "Комплексная безопасность", представленный КБГУ, Кабардино-Балкарским научным центром РАН и компанией ITV/AXXON. Это позволяет рассчитывать на открытие в 2020 году в Северо-Кавказском федеральном округе одного из запланированных 15 научно-образовательных центров мирового уровня.
Инфраструктура КБГУ включает 37 учебно-лабораторных корпусов общей площадью 132400 кв. м, 10 общежитий, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, Эльбрусский учебно-научный комплекс в с. Эльбрус, ботанический сад на территории университета.
К инновационным подразделения КБГУ относятся:
научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт "Гармония";
Центр конструкторско-технологической информатики и Республиканский центр новых информационных технологий;
Инновационный научно-образовательный центр "Экспертиза, испытания и сертификация в строительстве".
К внедренческим подразделения КБГУ можно отнести:
бизнес-инкубатор "Старт";
Кабардино-Балкарский региональный центр трансфера технологий;
Медико-биологический центр в составе Эльбрусского учебно-научного комплекса КБГУ.
В университете функционируют 32 учебно-научные лаборатории общей площадью 1 288,3 кв. м, 1 учебно-исследовательская лаборатория площадью 33 кв. м, 17 научно-исследовательских лабораторий общей площадью 458,7 кв. м, 6 научных лабораторий общей площадью 468,1 кв. м и 2 учебно-научных центра площадью 359,2 кв. м.
В рамках реализации Федерального закона от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" КБГУ является учредителем 15 малых инновационных предприятий, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов интеллектуальной собственности.
Студенты и молодые ученые КБГУ под руководством опытных преподавателей работают по 5 грантам.
В 2018 году КБГУ провел юбилейный десятый конкурс грантов для молодых ученых, студентов и аспирантов вуза, по итогам которого победителями стали 42 человека по 14 направлениям. На модернизацию научно-исследовательской деятельности направлено более 20 млн руб. Закуплены современные учебные стенды для Института химии и биологии. 28 сотрудников ведущих научно-исследовательских центров прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку в инновационных центрах России.
Решая задачи повышения качества подготовки специалистов, КБГУ участвует в процессах международной интеграции, постоянно углубляя и диверсифицируя международные академические связи, используя имеющийся научно-образовательный потенциал, возможности инновационного сетевого взаимодействия и кооперации с зарубежными партнерами, осуществляя экспорт образовательных услуг.
Одной из стратегических целей деятельности КБГУ является укрепление его позиций в международном научно-образовательном сообществе и проведение активной деятельности по экспорту образовательных услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья. Развитие экспорта российских образовательных услуг может способствовать привлечению дополнительных средств, а также существенному повышению уровня конкурентоспособности университета, что может дать мультипликативный эффект и повлиять в том числе на развитие научных исследований, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, качество подготовки выпускников.
В рамках интернационализации образовательных программ и в соответствии с запросом абитуриентов из Республики Индия в сентябре 2017 г. была начата реализация основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело" (уровень специалитета) медицинского факультета, предполагающей полный цикл обучения на английском языке. В 2018 году количественный показатель иностранных граждан, обучающихся в КБГУ, составил 1076 человек из 39 государств мира.
КБГУ активно участвует в процессах международной интеграции, постоянно углубляя и диверсифицируя международные академические связи, используя имеющийся научно-образовательный потенциал, возможности инновационного сетевого взаимодействия и кооперации с зарубежными партнерами, осуществляя экспорт образовательных услуг.
Делегация ведущих стоматологов, косметологов и челюстно-лицевых хирургов из Израиля, Германии и Италии приняла активное участие в двух международных конференциях (апрель 2017 г., июнь 2018 г.), проходивших в клинике "Си Мед", где ее члены выступили с лекциями и научными докладами перед практикующими врачами, студентами и преподавателями Института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
В КБГУ реализуется комплекс мер, направленных на самореализацию студентов и повышение уровня их потенциала, а также на развитие деятельности студенческих объединений. В рамках воспитательного процесса функционируют 8 творческих коллективов, 9 спортивных секций и более 15 студенческих организаций и клубных формирований, реализуются Концепция воспитательной работы КБГУ до 2020 г., Программа молодежной политики до 2018 года, Программа развития деятельности органов студенческого самоуправления на текущий год, План патриотического воспитания, Комплексный план мероприятий по профилактике экстремизма и радикализма в студенческой среде.
Студенты КБГУ являются участниками таких федеральных программ и проектов, как Северо-Кавказский молодежный форум "Машук", Всероссийский молодёжный образовательный форум "Территория Смыслов", Всероссийский молодёжный образовательный форум "Таврида". Так, в 2018 году более 15 студентов и сотрудников КБГУ стали обладателями грантов на реализацию социально значимых проектов, общий объем которых составил более 2 млн руб.
В университете активно культивируется волонтёрское движение. С 2016 года Волонтерский центр КБГУ официально является членом Всероссийской молодежной общественной организации "Ассоциация волонтерских центров" и насчитывает порядка 2000 волонтеров. В 2018 году на базе КБГУ был открыт Республиканский ресурсный центр по поддержке добровольчества. Как итоговое мероприятие Года добровольца был проведен Всероссийский съезд руководителей волонтерских организаций, главным организатором которого стал КБГУ.
В течение учебного года ведется активная работа студенческого научного клуба, проводятся открытые дискуссионные площадки, интеллектуальные игры, научные конференции (акселератор инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых "Потенциал будущего", студенческая научная конференция "Прорыв", международная конференция студентов и аспирантов "Перспектива").
В 2018 году КБГУ стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования и получил субсидию в объеме 5,1 млн руб. на реализацию пяти проектов
В настоящее время в университете работают 1748 штатных сотрудников, из них профессорско-преподавательский состав насчитывает 555 человек, научные работники - 53 человека, педагогические работники среднего профессионального образования - 222 человека, административно-управленческий персонал - 45 человек.
С 2015 по 2018 год повысили квалификацию 984 работника университета, из них 367 работников в 2018 году. В числе организаций, на базе которых прошли повышение квалификации работники КБГУ, такие, как федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Кавказский федеральный университет", Йенский университет имени Фридриха Шиллера, корпорация "Российский учебник" (г. Санкт-Петербург).
Деятельность университета направлена на развитие местных сообществ, городской и региональной социокультурной среды. Наиболее актуальными направлениями деятельности университета с учетом специфики республики являются:
научно-техническое и инновационное развитие. Предполагаются работы по содействию в развитии малого бизнеса, решению экологических проблем, разработка новых технологий и внедрение их в промышленное и сельскохозяйственное производство и другие сферы деятельности;
создание профессиональной среды местных сообществ, города и республики.
Одним из направлений деятельности КБГУ в оценке качества образовательной деятельности в отчетном году стало активное участие университета в движении WorldSkills Russia. В 2018 году КБГУ принял участие в 5 чемпионатах "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia) по 5 компетенциям: "Программные решения для бизнеса", "Преподавание в начальных классах", "Дошкольное воспитание", "Парикмахерское искусство", "Дизайн моды".
Трижды студенты и сотрудники педагогического колледжа КБГУ принимали участие в этом международном движении. 26 февраля 2019 г. КБГУ провел III региональный чемпионат по двум компетенциям "Преподавание в младших классах" и "Дошкольное воспитание".
В рамках реализации проекта по созданию Дома научной коллаборации планируется охватить программами дополнительного образования научно-технической и естественнонаучной направленности не менее 400 человек в год, из них 150 - "Урок технологии", "Урок биологии"; 100 - "Малая академия"; 150 - "Детский университет" по ключевым направлениям. Кроме того, повышение квалификации и обучение по дополнительным образовательным программам пройдут не менее 50 педагогов. На базе Дома научной коллаборации будет проведено не менее 5 различных интеллектуальных и конкурсных мероприятий, участниками которых станут более 1500 детей.
Для создания Дома научной коллаборации выделяются помещения общей площадью 741,4 кв. м, находящиеся в доверительном управлении КБГУ, по адресу: город Нальчик, ул. Эльбердова, 47 "а".
3. Опыт Кабардино-Балкарской Республики в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
За последние годы Кабардино-Балкарская Республика накопила положительный опыт участия и реализации федеральных проектов в области образования. Кабардино-Балкария находится в числе 11 субъектов Российской Федерации, где утверждены новые стратегии развития движения "Молодые профессионалы" WorldSkills Russia.
В 2018 году Кабардино-Балкарская Республика приняла участие в конкурсном отборе на 2019 год по созданию ресурсного учебно-методического центра (далее - РУМЦ), необходимого для поддержки педагогов и создания учебно-методических материалов по инклюзивному образованию. Заявка государственного бюджетного профессионального учреждения "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж" была одобрена и на его создание выделено 2 800 тыс. руб. В 2019 году Кабардино-Балкарская Республика стала получателем субсидии в размере 15457,2 тыс. руб. на 2020 - 2022 годы из федерального бюджета для создания и функционирования РУМЦ.
Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж является базовой профессиональной образовательной организацией по инклюзивному образованию, на эти цели в 2018 году было выделено 3379 тыс. руб. (в том числе 293 тыс. руб. из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики). В 2019 году колледж выиграл конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета - 7 293 тыс. рублей (в том числе 510 тыс. руб. из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики). В 2019 году колледж стал единственным учреждением системы среднего профессионально образования, принимающим участие в реализации приоритетного проекта в области образования "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
В 2016 году успешно реализовано мероприятие "Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся", что придало значительный импульс инновационному развитию системы дополнительного образования Кабардино-Балкарской Республики и организации работы с одаренными детьми путем создания детского технопарка "Кванториум".
В 2018 - 2019 годах Кабардино-Балкарская Республика прошла конкурсный отбор и получила субсидию из федерального бюджета на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", благодаря чему были созданы региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, мобильный технопарк "Кванториум", модельный центр дополнительного образования детей.
В 2019 году три колледжа Кабардино-Балкарской Республики выиграли конкурс на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий в рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально технической базы современным требованиям федеральной программы "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования": Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж (28 млн руб.), Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж (23 млн руб.) и Кабардино-Балкарский колледж "Строитель" (16 млн руб.).
В г. Нальчике проведен заключительный этап XI Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, участниками которого стали около двухсот школьников из 62 субъектов Российской Федерации. Состязания проходили с 22 по 25 апреля 2019 г. на спортивных площадках КБГУ и Детской академии творчества "Солнечный город".
В КБГУ реализуется ряд международных проектов, в том числе с индийской фирмой "SRS Education Consultancy PVT LTD" заключен договор об академическом сотрудничестве в сфере организации подбора и направления на обучение в университет кандидатов с целью получения ими образования на уровне бакалавра, магистра, дипломированного специалиста. В части обучения студентов в КБГУ с 2016 года ведется сотрудничество с фирмой "Philadelphia Center For Educational Services" (Иордания).
4. Дополнительная информация
На 1 октября 2018 г. в системе образования Кабардино-Балкарской Республики функционируют 24 организации дополнительного образования (5 из них расположены в сельской местности) с охватом 29809 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Интеллектуальными партнерами, заинтересованными в создании и развитии в республике Дома научной коллаборации, являются:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Кавказский государственный институт искусств";
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук";
Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии образования КБГУ;
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Детская академия творчества "Солнечный город" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
детский технопарк "Кванториум" на базе Детской академии творчества "Солнечный город";
Торгово-промышленная палата Кабардино-Балкарской Республики;
государственное казённое учреждение "Республиканский центр народных художественных промыслов и ремесел" Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к описанию создаваемого в
Кабардино-Балкарской Республике центра
"Дом научной коллаборации"
Таблица индикаторов
N п/п |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
Значение субъекта Российской Федерации, начиная с года запуска |
||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|||
1. |
Число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся без возмещения затрат (бесплатно) по дополнительным общеобразовательным программам на базе созданного Дома научной коллаборации (человек) |
400, из них: 150 - "Урок технологии", "Урок биологии"; 100 - "Малая академия"; 150 - "Детский университет" по ключевым направлениям |
400, из них: 150 - "Урок технологии"; "Урок биологии"; 100 - "Малая академия"; 150 - "Детский университет" по ключевым направлениям |
430, из них: 160 - "Урок технологии", "Урок биологии"; 110 - "Малая академия"; 160 - "Детский университет" по ключевым направлениям |
460, из них: 170 - "Урок технологии", "Урок биологии"; 120 - "Малая академия"; 170 - "Детский университет" по ключевым направлениям |
2. |
Число педагогов из региональной системы образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам на базе созданного Дома научной коллаборации (человек) |
50 |
50 |
55 |
60 |
3. |
Доля сотрудников Дома научной коллаборации, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (процентов) |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Число детей, принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах и т. д. на базе Дома научной коллаборации (человек) |
1500* |
1500 |
1600 |
1700 |
5. |
Количество внедрённых дополнительных общеобразовательных программ (единиц) |
5 |
5 |
5 |
6 |
6. |
Количество проведённых проектных олимпиад, хакатонов, и других конкурсных мероприятий на базе Дома научной коллаборации (единиц) |
6 |
6 |
7 |
8 |
Не приводится
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к описанию создаваемого в
Кабардино-Балкарской Республике центра
"Дом научной коллаборации"
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации"
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 год, далее с ежегодной индексацией (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
4 075,20 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
18,90 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1 230,71 |
222 - транспортные услуги (проезд детей на соревнования) |
238,00 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
102,00 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение |
35,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей в период соревнований) |
630,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов в период обучения) |
225,00 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей в период соревнований) |
270,00 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
300,00 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и др.) |
312,00 |
Итого: |
7 436,81 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к описанию создаваемого в
Кабардино-Балкарской Республике центра
"Дом научной коллаборации"
Зонирование и дизайн-проект
Дом научной коллаборации создается на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" (по адресу: г. Нальчик, ул. Эльбердова, 47 "а") как его структурное подразделение в целях развития современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь у обучающихся и преподавателей образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования детей, посредством оказания им образовательных услуг с использованием инновационных форм и технологий обучения.
Для решения указанных задач Дом научной коллаборации будет оснащен современными средствами обучения, компьютерной техникой, высокотехнологичным оборудованием, программным обеспечением, расходными материалами.
Экспликация к плану
1. Кабинет персонала - 22.2 кв. м
2. Учебный кабинет для педагогов - 24.4 кв. м
3. Мультимедийная библиотека - 25.3 кв. м
4. Кабинет для мастер-классов - 63.8 кв. м
5. Санузел для маломобильных граждан - 12.2 кв. м
6. Санузел мужской - 14.5 кв. м
7. Санузел женский - 13.1 кв. м
8. Серверная - 11.8 кв. м
9. Лекторий - 63.2 кв. м
10. Закрытая переговорная - 14.7 кв. м
11. Коридор, выставочное пространство - 111.4 кв. м
12-13. Приемная и кабинет директора - 47,4 кв. м
14. Открытая переговорная - 14.8 кв. м
15. Мастерская - 25.5 кв. м
16. Зона свободной работы - 25.5 кв. м
17. Мастерская - 25.5 кв. м
18. Лаборатория - 25.5 кв. м
19. Лаборатория - 25.8 кв. м
20. Мастерская - 25.8 кв. м
21. Лаборатория - 25.8 кв. м
22. Мастерская - 25.8 кв. м
23. Входная зона/гардероб - 97.4 кв. м
"Рис. 1. План помещения "Дома научной коллаборации"
Предлагаемые дизайнерские решения представлены на следующих рисунках:
"Рис. 2. Учебный кабинет для педагогов"
"Рис. 3. Лекторий"
"Рис. 4. Кабинет для мастер-классов"
"Рис. 5.Зона свободной работы"
"Рис. 6. Мультимедийная библиотека"
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к описанию создаваемого в
Кабардино-Балкарской Республике центра
"Дом научной коллаборации"
Примерное штатное расписание создаваемого в Кабардино-Балкарской Республике центра "Дом научной коллаборации"
N |
Наименование категории персонала |
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
1. |
Управленческий персонал |
директор |
1 |
2. |
Отдел внешних коммуникаций и сетевого взаимодействия |
проектный менеджер |
1 |
PR-менеджер |
1 |
||
системный администратор (программист) |
1 |
||
3. |
Методический отдел |
методист |
4 |
4. |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Малая академия" |
руководитель проекта |
1 |
педагог дополнительного образования |
2 |
||
5. |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Детский университет" |
руководитель проекта |
1 |
педагог дополнительного образования |
2 |
||
6. |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Урок технологии" |
руководитель проекта |
1 |
педагог дополнительного образования |
2 |
||
7. |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Урок биологии" |
руководитель проекта |
1 |
педагог дополнительного образования |
2 |
||
8. |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект |
руководитель проекта |
1 |
"Педагог К-21" |
педагог дополнительного образования |
2 |
|
9. |
Блок специалистов |
лаборант |
1 |
инженер-преподаватель |
3 |
||
Итого |
27 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 сентября 2019 г. N 457-рп
Настоящее распоряжение вступает в силу с 26 сентября 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvokbr.ru) 30 сентября 2019 г.