В целях унификации регламентирующих документов центров наблюдения и предупреждения о цунами приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Типовой регламент действий центров наблюдения и предупреждения о цунами Системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке России при сильных землетрясениях, угрозе и возникновении цунами (далее - Типовой регламент);
Методические рекомендации действий дежурных смен при нарушении нормального функционирования центров наблюдения и предупреждения о цунами (далее - Методические рекомендации).
2. Начальникам ФГБУ "Камчатское УГМС" (М.И. Ишонин), ФГБУ "Сахалинское УГМС" (В.А. Лепехов) и ФГБУ "Приморское УГМС" (Б.В. Кубай) обеспечить в срок до 15 августа 2016 года:
разработку проектов регламентов действий дежурных смен центров наблюдения и предупреждения о цунами указанных УГМС на основе Типового регламента и Методических рекомендаций;
согласование проектов регламентов с Геофизической службой РАН и главными управлениями МЧС России по Камчатскому и Приморскому краям и Сахалинской области;
утверждение регламентов.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Росгидромета |
А.В. Фролов |
Утвержден
приказом Росгидромета
от 14.06.2016 N 271
Типовой регламент действий дежурных смен центров наблюдения и предупреждения о цунами Системы предупреждения о цунами на Дальнем Востоке России при сильных землетрясениях, угрозе и возникновении цунами
1. Общие положения
1.1. Настоящий Типовой регламент разработан в соответствии с Положением о функциональной подсистеме предупреждения о цунами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение о ФП РСЧС-ЦУНАМИ), утвержденным приказом Росгидромета от 1 августа 2006 года N 171 (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 года, регистрационный N 8291).
1.2. Настоящий Типовой регламент в общем виде описывает перечень и последовательность действий дежурных смен центров наблюдения и предупреждения о цунами (Центры цунами) российской Системы предупреждения о цунами (СПЦ) при сильных подводных землетрясениях в Тихом океане, угрозе и возникновении цунами у российского побережья Дальнего Востока.
1.3. Регламенты действий Центров цунами в составе Сахалинского, Камчатского и Приморского УГМС разрабатываются на основании настоящего Типового регламента и утверждаются начальниками этих УГМС после согласования с Геофизической службой РАН и территориальными управлениями МЧС России.
1.4. Каждый Центр цунами указывает в регламенте пороговые и предпороговые значения магнитуды землетрясений и зоны, представляющие опасность проявления цунами в защищаемых пунктах.
Настоящим типовым регламентом определяются действия дежурных смен в период сильных землетрясений и угрозе возникновения цунами при следующих предпороговых и пороговых значениях магнитуды:
а) для "ближней зоны" Тихоокеанского бассейна (в пределах до 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и до 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска):
- предпороговые значения:
6,5 - 6,9 - Курило-Камчатская впадина, Охотское, Японское море, Алеутские острова (западнее меридиана 180°);
7,0 - 7,4 - юго-восточнее побережья о. Хоккайдо;
7,5 - 7,9 - восточное побережье о. Хонсю, о. Нампо, Алеутские острова (восточнее меридиана 180°);
- пороговые значения:
7,0 и более - Курило-Камчатская впадина, Японское, Охотское море, Алеутские острова (западнее меридиана 180°);
7,5 и более - юго-восточнее побережья о. Хоккайдо;
8,0 и более - восточное побережье о. Хонсю, о. Нампо, Алеутские острова (восточнее меридиана 180°);
б) для "дальней зоны" Тихоокеанского бассейна (на удалении свыше 1000 км от сейсмостанции Петропавловска-Камчатского и свыше 3000 км от сейсмостанции Южно-Сахалинска), в районах, где землетрясения вызывают опасность проявления цунами у российского побережья.
- предпороговые значения:
7,0 - 7,4 - побережья Чили, Эквадора, Колумбии;
7,5 - 7,9 - побережья Перу, Гавайских островов;
7,8 - 8,2 - Новогвинейский и Западно-Меланезийский желоба;
8,0 - 8,4 - Марианский желоб, Соломоновы острова, острова Фиджи;
- пороговые значения:
7,5 и более - побережья Чили, Эквадора, Колумбии;
8,0 и более - побережья Перу, Гавайских островов;
8,3 и более - Новогвинейский и Западно-Меланезийский желоба;
8,5 и более - Марианский желоб, Соломоновы острова, острова Фиджи.
1.5. Формы бланков сообщений о землетрясениях, объявлении и отмене тревоги цунами разрабатываются каждым Центром цунами в соответствии с особенностями своей зоны ответственности. Бланк должен в обязательном порядке содержать пометку "ШТОРМ ЦУНАМИ ЦУНАМИ", список адресатов, текст сообщения и сокращенное название Центра цунами, выпустившего сообщение. Формы бланков с кодовыми названиями оформляются в виде приложения к регламенту действий Центра цунами.
1.6. При нарушении нормального функционирования Центра цунами дежурная смена руководствуется Методическими рекомендациями действий дежурных смен при нарушении нормального функционирования центров наблюдения и предупреждения о цунами, утвержденными приказом Росгидромета.
2. Действия дежурной смены при землетрясениях в "ближней зоне"
2.1. При получении из сейсмологического регионального информационно-обрабатывающего центра (РИОЦ) предварительной информации о произошедшем сильном подводном землетрясении в Тихом океане:
- передает на автоматизированные посты наблюдений за уровнем моря (АП) сигнал о переходе на учащенную передачу данных измерений;
- оповещает о поступившем сообщении руководителей Центра цунами и УГМС;
- контролирует поступление информации от других центров предупреждения о цунами (российских и зарубежных).
2.2. При получении от РИОЦ сообщения, содержащего данные о параметрах землетрясения (время начала землетрясения, координаты эпицентра, магнитуда по соответствующим волнам) с предпороговыми значениями магнитуды:
- проводит предварительные расчеты высоты волны и времени её подхода к населенным пунктам;
- готовит и передает информацию о землетрясении по установленным адресам, а также, составляет донесение в Росгидромет (в виде краткого сообщения с хронологическим изложением событий и предварительного анализа по итогам проведенных расчетов и поступившей информации об угрозе либо отсутствии угрозы цунами).
2.3. При отсутствии цунами (через 1,0 - 1,5 часа после расчетного времени подхода волны):
- принимает решение о прекращении учащенной передачи данных с сети АП и переводит АП на дежурный режим передачи данных;
- следит за развитием сейсмической и гидрофизической обстановки по данным РИОЦ, других центров, в том числе зарубежных.
2.4. При обнаружении цунами хотя бы на одной гидрометеорологической станции (ГМС) либо АП, получении сообщения о проявлении признаков цунами:
- проводит расчеты распространения волны цунами, времени достижения и высоты волн в других пунктах побережья;
- готовит и передает предупреждение о цунами в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами;
- следит за развитием сейсмической и гидрофизической обстановки по данным РИОЦ и других центров, в том числе зарубежных;
- принимает и обрабатывает поступающую с АП информацию; если цунами не наблюдалось, то не ранее чем через 3-4 часа после расчетного времени подхода волны принимает решение о выпуске отбоя тревоги цунами;
- если цунами наблюдалось, решение об отбое принимает при условии, что колебания уровня моря составляют 0,5 м и менее, но не ранее чем через 3-4 часа после расчетного времени подхода волны;
- по окончании явления готовит и передает в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами оповещение о прекращении явления с указанием времени достижения и высотами волн в пунктах побережья.
2.5. При получении от дежурного РИОЦ текста предупреждения о цунами и параметров землетрясения:
- производит расчет высоты волны и времени её подхода к населенным пунктам и передает тревогу цунами по установленным УГМС адресам, включая Росгидромет, а также по системе Navtex для судов и в адреса международной Тихоокеанской службы предупреждения о цунами;
- переводит АП в режим учащенной (1 мин) передачи информации об уровне моря;
- привлекает гидрометеорологические станции (ГМС) к визуальным наблюдениям за уровнем моря;
- принимает и обрабатывает поступающую с ГМС и АП информацию, осуществляет сбор информации с глубоководных станций DART, организаций МЧС России, морских торговых и рыболовных портов, гидротехнических сооружений;
- следит за развитием сейсмологической и гидрофизической обстановки по данным РИОЦ и других центров предупреждения о цунами, в том числе зарубежных;
- взаимодействует с организациями МЧС России и областными организациями для информирования о развитии явления и получения сведений о принимаемых мерах по предотвращению человеческих жертв и снижению ущерба;
- если цунами не наблюдалось, то не менее чем через 3-4 часа после расчетного времени подхода волны принимает решение о выпуске отбоя тревоги цунами;
- если цунами наблюдалось, решение об отбое принимает при условии, что колебания уровня моря составляют 0,5 м и менее, но не ранее чем через 3-4 часа после расчетного времени подхода волны;
- по окончании угрозы цунами готовит сообщение отбоя тревоги, которое передает в установленные адреса схемы оповещения;
- отменяет учащенные наблюдения за уровнем моря на АП;
- даёт указание ГМС о прекращении визуальных наблюдений за уровнем моря.
2.6. При получении от дежурного РИОЦ сообщения о выпущенной ошибочной тревоге цунами:
- формирует сообщение отмены тревоги и передает его в установленные адреса схемы оповещения;
- переводит АП в режим обычной (15 мин) передачи информации об уровне моря, дает указания ГМС о прекращении визуальных наблюдений за уровнем моря;
- составляет донесение в Росгидромет.
3. Действия дежурной смены при землетрясениях в "дальней зоне"
3.1. При получении от дежурного РИОЦ сообщения о произошедшем сильном подводном землетрясении в районах Тихого океана, возникновение в которых может вызвать проявление цунами у побережья Российской Федерации (содержащее время начала землетрясения, координаты эпицентра, магнитуду, глубину гипоцентра):
3.1.1 в случае, если магнитуда меньше порогового значения (предпороговое значение):
- производит предварительные расчеты высоты волны и времени её подхода к населенным пунктам российского побережья;
- извещает о землетрясении руководителей Центра цунами и УГМС;
- готовит и передает донесение в установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами о произошедшем землетрясении и результатах проведенных расчетов; готовит и передает донесение в Росгидромет;
- контролирует поступление информации и проводит анализ поступающих данных от зарубежных приливных станций и центров;
- не ранее чем за 3 часа до расчетного времени подхода волны привлекает ГМС к учащенным (1 минута) визуальным наблюдениям за уровнем моря и переводит АП на учащенный режим передачи данных;
- при получении от РИОЦ уточненных данных о параметрах землетрясения или данных о зарегистрированных высотах волн от других центров предупреждения о цунами уточняет (пересчитывает) проведенные расчеты и составляет краткое донесение в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами;
- при получении гидрофизических данных об угрозе цунами для российского побережья принимает решение об объявлении тревоги цунами по зоне ответственности и передает предупреждение об угрозе цунами в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами, продолжает следить за сейсмической и гидрофизической обстановкой;
- при отсутствии цунами (через 1,0 - 1,5 часа после расчетного времени подхода волны) отменяет учащенные наблюдения за уровнем моря, переводит АП на обычный (15 мин) режим передачи информации об уровне моря, составляет и передает в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами оповещение об отсутствии угрозы возникновения явления;
3.1.2 в случае, если магнитуда землетрясения соответствует либо превышает пороговое значение, а эпицентр землетрясения расположен в зоне, в которой возникновение землетрясения представляет опасность появления цунами в защищаемых пунктах российского побережья:
- рассчитывает время подхода волн цунами к защищаемым пунктам своей зоны ответственности, уточняет (пересчитывает) его при получении от РИОЦ уточненных данных о параметрах землетрясения;
- рассчитывает возможные высоты волн в защищаемых пунктах своей зоны ответственности, уточняет (пересчитывает) их значения по мере получения от РИОЦ уточненных данных о параметрах землетрясения;
- извещает о землетрясении руководителей Центра цунами и УГМС;
- контролирует поступление и проводит анализ данных, поступающих из других центров, в том числе зарубежных, при необходимости запрашивает у них имеющееся сведения;
- привлекает ГМС к учащенным визуальным наблюдениям за уровнем моря и переводит АП на учащенный режим передачи данных;
- принимает решение об объявлении тревоги цунами по зоне ответственности и передает предупреждение об угрозе цунами в установленные по зоне ответственности адреса, российские Центры цунами и Росгидромет;
- продолжает следить за сейсмической и гидрофизической обстановкой по данным других центров предупреждения о цунами, в том числе зарубежных;
- по мере получения новых данных о параметрах землетрясения или данных о зарегистрированных высотах волн от других центров предупреждения о цунами, готовит (при необходимости) и передает в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами уточнения к переданному предупреждению;
- взаимодействует с организациями МЧС России и областными организациями для информирования о развитии явления и получения сведений о принимаемых мерах по предотвращению человеческих жертв и снижению ущерба;
- если цунами не проявилось, то не ранее чем через 3-4 часа после расчетного времени подхода волны принимает решение о выпуске отбоя тревоги цунами;
- если цунами наблюдалось, решение об отбое принимает при условии, что колебания уровня моря составляют 0,5 м и менее, но не ранее чем через 3 - 4 часа после расчетного времени подхода волны;
- составляет и передает в Росгидромет и установленные по зоне ответственности адреса и российские Центры цунами отбой тревоги;
- отменяет учащенные наблюдения за уровнем моря на АП и ГМС и составляет донесение в Росгидромет в виде краткого предварительного анализа с хронологическим изложением событий, подробный отчет с детальным анализом и полученной информацией о принятых на территории мерах по предотвращению человеческих жертв и снижению ущерба предоставляет в течение последующих пяти рабочих дней.
3.1.3 в случае, если эпицентр землетрясения расположен в зоне, в которой возникновение землетрясения не представляет опасности появления цунами в защищаемых пунктах российского побережья, контролирует поступление и проводит анализ данных, поступающих от сети АП и из других центров, в том числе зарубежных, при необходимости запрашивает у них имеющиеся сведения.
Если в результате выполнения вышеперечисленных действий выявлена угроза подхода цунами к защищаемым пунктам российского побережья, дежурная смена Центра цунами выполняет действия в соответствии с подпунктом 3.1.2 настоящего Типового регламента.
4. Действия дежурной смены при учебных тревогах
4.1. Учебные тревоги проводятся центрами предупреждения о цунами один раз в квартал. В случае проведения в предстоящем году международных учений Тихоокеанской системы предупреждения и смягчения последствий цунами квартальная учебная тревога планируется за одну-две недели до начала международных учений.
4.2. При объявлении учебной тревоги дежурная смена Центра цунами выполняет действия в соответствии с подпунктом 3.1.2 настоящего Типового регламента, при этом все выпускаемые сообщения должны быть снабжены пометкой "Учения! Учения! Учения!".
4.3. При необходимости проведения Центром цунами внеплановой учебной тревоги, например, по инициативе территориальных органов МЧС, соответствующее УГМС извещает об этом Росгидромет в письменном виде.
Утверждены
приказом Росгидромета
от 14.06.2016 N 271
Методические рекомендации действий дежурных смен при нарушении нормального функционирования центров наблюдения и предупреждения о цунами
1. Действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования центров наблюдения и предупреждения о цунами в условиях повседневной деятельности
Под нарушением нормального функционирования центров наблюдения и предупреждения о цунами (ЦЦ) понимается состояние, характеризующееся нарушением его функциональных характеристик и условий функционирования. Перечень исходных событий и их характерных признаков, которые могут привести к нарушению нормального функционирования ЦЦ, приведены в таблице 1. (Понятие "иные виды связи" включает в себя телефонную и радиосвязь).
Таблица 1. "Исходные события и их характерные признаки"
N |
Событие |
Характерные признаки |
1. |
Нарушение энергоснабжения в ЦЦ |
1.1. Отсутствие света в помещении ЦЦ. 1.2. Отсутствие питания отдельных компьютеров и устройств в ЦЦ. |
2. |
Нарушение обмена между ЦЦ и службой автоматизированной системы передачи данных (САСПД) |
2.1. Не поступают данные от всех автоматизированных постов измерений уровня моря. 2.2. Не поступают подтверждения на любые выпускаемые ЦЦ сообщения. 2.3. На центре коммутации сообщений (ЦКС) САСПД не появляются сообщения, выпускаемые ЦЦ. |
3. |
Нарушение обмена между ЦЦ и РИОЦ |
3.1. Не поступают подтверждения на любые выпускаемые ЦЦ сообщения, которые адресованы РИОЦ. 3.2. В ЦЦ не поступают сообщения от РИОЦ. |
4. |
Нарушение обмена между ЦЦ и ЕДДС |
4.1. Не поступают подтверждения на любые выпускаемые ЦЦ сообщения, которые адресованы ЕДДС. 4.2. В ЦЦ не поступают сообщения от ЕДДС. |
5. |
Нарушение функционирования иных видов связи |
5. Нарушения функционирования иных видов связи обнаруживаются в ходе проверок, осуществляемых дежурными сменами ЦЦ ежедневно в соответствии с действующими регламентами. |
6. |
Нарушение мониторинга уровня моря |
6.1. Данные на мониторе уровня моря не обновляются. 6.2. Характер поступающих данных свидетельствует о нарушении правильного функционирования автоматизированного поста. |
7. |
Нарушение функционирования АИСПЦ |
7. События, повлекшие за собой возникновение характерных признаков нарушения работоспособности АИСПЦ, а также действия по восстановлению нормального функционирования программного продукта представлены в таблице 2. |
1.1. Общие действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования ЦЦ.
1.1.1. Доложить о нарушении нормального функционирования ЦЦ начальнику ЦЦ;
1.1.2. Выяснить характерные признаки и причины нарушения нормального функционирования ЦЦ;
1.1.3. Наметить порядок действий по восстановлению нормального функционирования ЦЦ.
1.1.4. При возникновении ситуации, при которой передача информации от ЦЦ в САСПД для распространения по каналам АСПД невозможна, дежурная смена пользуется бумажными бланками, в которые вносится оперативная информация для последующей передачи по каналам АСПД. С этой целью в ЦЦ должны быть заранее заготовлены бланки всех передаваемых ЦЦ сообщений.
1.2. Действия дежурной смены при нарушении энергоснабжения в ЦЦ.
1.2.1. Если произошло нарушение энергоснабжения ЦЦ в целом - принять меры по восстановлению энергоснабжения, сообщив о нарушении соответствующей службе в УГМС.
1.2.2. Если произошло нарушение энергоснабжения отдельных приборов и устройств в ЦЦ - восстановить энергоснабжение путем замены питающих устройств на резервные (какие именно - устанавливается для каждого ЦЦ специально).
1.3. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и САСПД.
1.3.1. Сообщить дежурной смене ЦКС САСПД о непоступлении данных от всех автоматизированных постов измерений уровня моря, а также подтверждений на любые выпускаемые ЦЦ сообщения.
1.3.2. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
1.3.3. Если проверка дежурной сменой ЦКС САСПД не выявила нарушений в работе ЦКС и канала связи между ЦЦ и САСПД, то сделать вывод о том, что перечисленные признаки ситуации свидетельствуют о сбое в функционировании АИСПЦ и далее выполнить действия в соответствии с пунктом 1.8 настоящих методических рекомендаций.
1.4. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и РИОЦ.
1.4.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и РИОЦ о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые РИОЦ сообщения, которые адресованы ЦЦ. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
1.4.2. Если меры, принятые дежурной сменой ЦКС САСПД, не привели к восстановлению нормального обмена между РИОЦ и САСПД, то далее в оперативной работе перейти к использованию других видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
1.5. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и ЕДДС.
1.5.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и ЕДДС о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые ЦЦ сообщения, которые адресованы ЕДДС.
1.5.2. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
1.5.3. Если меры, принятые дежурной сменой ЦКС САСПД, не привели к восстановлению нормального обмена между ЕДДС и САСПД, то далее в оперативной работе перейти к использованию иных видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
1.6. Действия дежурной смены при нарушении функционирования электросвязи.
1.6.1. Если выявлено нарушение функционирования электросвязи - принять меры по её восстановлению, сообщив о нарушении соответствующей службе в УГМС.
1.6.2. Если принятые меры не привели к восстановлению нормального функционирования электросвязи, то далее в оперативной работе перейти к использованию альтернативного вида связи (какого именно - устанавливается для каждого ЦЦ специально), проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
1.7. Действия дежурной смены при нарушении мониторинга уровня моря.
1.7.1. Выяснить причину нарушения поступления данных:
- от ЦКС в АИСПЦ не поступают сообщения с данными об уровне моря;
- нарушено штатное функционирование измерителя уровня моря;
- нарушено нормальное функционирование АИСПЦ.
1.7.2. В зависимости от причины нарушения осуществить действия в соответствии с пунктом 1.8 настоящих методических рекомендаций.
1.8. Действия дежурной смены при нарушении функционирования АИСПЦ.
Перечень исходных событий, их характерных признаков, которые могут привести к нарушению нормального функционирования АИСПЦ, а также действия дежурной смены по восстановлению нормального функционирования АИСПЦ приведены в таблице 2.
Таблица 2. "Нарушение функционирования АИСПЦ"
2. Действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования ЦЦ в условиях угрозы цунами - землетрясение в дальней зоне
2.1. Общие действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования ЦЦ в условиях угрозы цунами.
2.1.1. Доложить о нарушении нормального функционирования ЦЦ начальнику ЦЦ.
2.1.2. Запросить у других центров цунами СПЦ прогноз распространения и проявления цунами для защищаемых пунктов в зоне ответственности ЦЦ, воспользовавшись действующими видами связи. (Для каждого центра цунами отдельно устанавливаются центры цунами и последовательность запросов).
2.1.3. Выяснить характерные признаки и причины нарушения нормального функционирования ЦЦ.
2.1.4. С учетом полученного прогноза распространения и проявления цунами наметить порядок действий по выполнению регламента в ситуации нарушения нормального функционирования ЦЦ и приступить к его исполнению.
2.1.5. С учетом полученного прогноза распространения и проявления цунами и имеющихся средств и ресурсов наметить порядок действий по восстановлению нормального функционирования ЦЦ.
2.1.6. При возникновении ситуации, при которой передача информации от ЦЦ в САСПД для распространения по каналам САСПД невозможна, дежурная смена пользуется бумажными бланками, в которые вносится оперативная информация для последующей передачи по каналам САСПД. С этой целью в ЦЦ должны быть заранее заготовлены бланки всех передаваемых ЦЦ сообщений.
2.2. Действия дежурной смены при нарушении энергоснабжения в ЦЦ.
2.2.1. Если произошло нарушение энергоснабжения ЦЦ в целом - принять меры по восстановлению энергоснабжения, сообщив о нарушении соответствующей службе в УГМС.
2.2.2. Если произошло нарушение энергоснабжения отдельных приборов и устройств в ЦЦ - восстановить энергоснабжение путем замены питающих устройств на резервные (какие именно - устанавливается для каждого ЦЦ специально).
2.2.3. При выполнении действий по регламенту пользоваться всеми видами связи.
2.3. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и САСПД.
2.3.1. Сообщить дежурной смене ЦКС САСПД о непоступлении данных от всех автоматизированных постов измерений уровня моря, а также подтверждений на любые выпускаемые ЦЦ сообщения.
2.3.2. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
2.3.3. Если проверка дежурной сменой ЦКС САСПД не выявила нарушений в работе ЦКС и канала связи между ЦЦ и САСПД, то сделать вывод о том, что перечисленные признаки ситуации свидетельствуют о сбое в функционировании АИСПЦ и далее выполнить действия в соответствии с пунктом 1.8 настоящих методических рекомендаций.
2.4. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и РИОЦ.
2.4.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и РИОЦ о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые РИОЦ сообщения, которые адресованы ЦЦ.
2.4.2. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
2.4.3. Если меры, принятые дежурной сменой ЦКС САСПД, не привели к восстановлению нормального обмена между РИОЦ и САСПД, то далее в оперативной работе перейти к использованию других видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
2.5. Действия дежурной смены при нарушении обмена сообщениями между ЦЦ и ЕДДС.
2.5.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и ЕДДС о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые ЦЦ сообщения, которые адресованы ЕДДС.
2.5.2. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
2.5.3. Если меры, принятые дежурной сменой ЦКС САСПД, не привели к восстановлению нормального обмена между ЦЦ и ЕДДС, то далее в оперативной работе перейти к использованию электросвязи, мобильной связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
2.6. Действия дежурной смены при нарушении функционирования электросвязи.
2.6.1. Если выявлено нарушение функционирования электросвязи - принять меры по её восстановлению, сообщив о нарушении соответствующей службе в УГМС.
2.6.2. Если принятые меры не привели к восстановлению нормального функционирования электросвязи, то далее в оперативной работе перейти к использованию альтернативного вида связи (какого именно - устанавливается для каждого ЦЦ специально), проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
2.7. Действия дежурной смены при нарушении мониторинга уровня моря.
2.7.1. Использовать при оценке ситуации доступную информацию об изменении уровня моря: запрашивать у других центров цунами СПЦ данные об уровне моря, воспользовавшись действующими видами связи, использовать Интернет, визуальные наблюдения.
2.7.2. Выяснить причину нарушения поступления данных:
- от ЦКС в АИСПЦ не поступают сообщения с данными об уроне моря;
- нарушено штатное функционирование измерителя уровня моря;
- нарушено нормальное функционирование АИСПЦ.
2.7.3. В зависимости от причины нарушения осуществить действия в соответствии с пунктом 1.8 настоящих методических рекомендаций.
2.8. Действия дежурной смены при нарушении функционирования АИСПЦ.
При нарушении нормального функционирования АИСПЦ в условиях угрозы цунами дежурная смена не предпринимает действий по восстановлению нормального функционирования АИСПЦ.
При выполнении действий по регламенту ЦЦ пользуется доступными средствами, которые не входят в состав АИСПЦ.
3. Действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования ЦЦ в условиях угрозы цунами - землетрясение в ближней зоне
3.1. Общие действия дежурной смены при нарушении нормального функционирования ЦЦ в условиях угрозы цунами.
3.1.1. Доложить о нарушении нормального функционирования ЦЦ начальнику ЦЦ.
3.1.2. Запросить у других центров цунами СПЦ прогноз распространения и проявления цунами для защищаемых пунктов в зоне ответственности ЦЦ, воспользовавшись действующими видами связи. (Для каждого центра цунами отдельно устанавливаются центры цунами и последовательность запросов).
3.1.3. Выяснить характерные признаки и причины нарушения нормального функционирования ЦЦ.
3.1.4. С учетом полученного прогноза распространения и проявления цунами наметить порядок действий по выполнению регламента в ситуации нарушения нормального функционирования ЦЦ и приступить к его исполнению. При этом с учетом дефицита времени действовать по обстоятельствам и при возможности принять меры по восстановлению нормального функционирования ЦЦ.
3.1.5. При возникновении ситуации, при которой передача информации от ЦЦ в САСПД для распространения по каналам САСПД невозможна:
- дежурная смена пользуется бумажными бланками, в которые вносится оперативная информация для последующей передачи по каналам САСПД;
- в САСПД передается бланк телеграммы - команды для автоматического перевода АП в режим ежеминутной передачи.
С этой целью в ЦЦ должны быть заранее заготовлены бланки всех передаваемых ЦЦ сообщений.
3.2. Действия дежурной смены при нарушении энергоснабжения в ЦЦ в условиях угрозы цунами.
3.2.1. При выполнении действий по регламенту пользоваться всеми функционирующими видами связи.
3.3. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и САСПД.
3.3.1. Сообщить дежурной смене ЦКС САСПД о не поступлении данных от всех автоматизированных постов измерений уровня моря, а также подтверждения на любые выпускаемые ЦЦ сообщения. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
3.3.2. В оперативной работе перейти к использованию действующих видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
3.4. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и РИОЦ.
3.4.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и РИОЦ о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые РИОЦ сообщения, которые адресованы ЦЦ. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
3.4.2. В оперативной работе перейти к использованию действующих видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
3.5. Действия дежурной смены при нарушении обмена между ЦЦ и ЕДДС.
3.5.1. Сообщить по телефону дежурным сменам ЦКС САСПД и ЕДДС о непоступлении подтверждений на любые выпускаемые ЦЦ сообщения, которые адресованы ЕДДС. Дежурный персонал ЦКС должен принять меры по определению причины нарушения и восстановить нормальный обмен информацией.
3.5.2. В оперативной работе перейти к использованию действующих видов связи, проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
3.6. Действия дежурной смены при нарушении функционирования электросвязи.
3.6.1. Если выявлено нарушение функционирования электросвязи - принять меры по её восстановлению, сообщив о нарушении соответствующей службе в УГМС.
3.6.2. Если принятые меры не привели к восстановлению нормального функционирования электросвязи, то далее в оперативной работе перейти к использованию альтернативного вида связи (какого именно - устанавливается для каждого ЦЦ специально), проинформировав о ситуации ЕДДС и РИОЦ.
3.7. Действия дежурной смены при нарушении мониторинга уровня моря.
3.7.1. Использовать при оценке ситуации доступную информацию об изменении уровня моря: запрашивать у других центров цунами СПЦ данные об уровне моря, воспользовавшись действующими видами связи, использовать Интернет.
3.8. Действия дежурной смены при нарушении функционирования АИСПЦ.
При нарушении нормального функционирования АИСПЦ в условиях угрозы цунами дежурная смена не предпринимает действий по восстановлению нормального функционирования АИСПЦ.
При выполнении действий по регламенту ЦЦ пользуется доступными средствами, которые не входят в состав АИСПЦ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 14 июня 2016 г. N 271 "О регламентирующих документах центров наблюдения и предупреждения о цунами"
Текст приказа опубликован не был