Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.,
при секретаре Кузнецове М.Ю.,
с участием прокурора Смольникова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-248/2019 по административному исковому заявлению Завьялова Вячеслава Валерьевича о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года N 44, установил:
решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года N 44 утверждены Правила землепользования и застройки Белоярского городского округа (далее - Правила землепользования) (т.1 л.д. 191-192, т. 2 л.д. 1-110). Первоначальный текст документа опубликован в газете "Новое знамя" от 07 июля 2016 года, а также размещен в сети Интернет на официальном сайте городского округа (т. 2 л.д. 157).
В состав Правил землепользования входит карта градостроительного зонирования территории, в которой земельный участок с кадастровым номером 66:06:1701005:236 включен в территорию общего пользования (далее - ТОП) и отображен в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ) железных дорог (т. 1 л.д. 193).
Решениями Думы Белоярского городского округа от 21 декабря 2017 года N 92, от 27 марта 2019 года N 17, от 30 мая 2019 года N 47 в Правила землепользования внесены изменения, не связанные с отображением границ санитарно-защитных зон и территориального зонирования в отношении вышеуказанного земельного участка (т. 1 л.д. 188-189, т. 2 л.д. 157).
Собственник земельного участка с кадастровым номером 66:06:1701005:236 Завьялов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующей карту градостроительного зонирования Правил землепользования в части включения данного земельного участка в ТОП и отображения в СЗЗ железных дорог (т. 1 л.д. 2-9).
В обоснование требований административный истец указал, что включение принадлежащего ему земельного участка в состав ТОП противоречит статьям 209, 260, 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 40, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Отображение земельного участка в СЗЗ железных дорог осуществлено в отсутствие предусмотренных СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 документов, с нарушением компетенции органов местного самоуправления.
Представители административного истца Михальченко Е.С., Пахтусова А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по предмету и основаниям.
Представители заинтересованного лица Администрации Белоярского городского округа Панченко К.О., Черемина Е.Г. поддержали доводы письменного отзыва на административный иск, пояснив, что на карте градостроительного зонирования Правил землепользования отображена СЗЗ в ориентировочном размере (т. 1 л.д. 174-177).
Представитель административного ответчика Думы Белоярского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на административный иск (т. 1 л.д. 151-153).
Поскольку его явка обязательной не признавалась, суд на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел административное дело без его участия.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля Пырьевой Я.А., проверив в пределах доводов иска оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Смольникова Е.В., полагавшего необходимым удовлетворить требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Порядок подготовки и утверждения Правил землепользования регламентирован статьями 31, 32 ГрК РФ.
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 21 июня 2018 года по административному делу N 3а-240/2018 установлено, что при принятии Правил землепользования Белоярского городского округа соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия представительного органа местного самоуправления, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия и введения в действие (т. 2 л.д. 158-160).
При рассмотрении дела установлено, что Завьялов В.В. на основании договора купли-продажи от 30 апреля 2014 года N 182/14, заключенного с Белоярским городским округом, приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:06:1701005:236, расположенный в Белоярском районе, р. п. Белоярский, ул. Новая, 2Д (т. 2 л.д. 142-143).
Согласно свидетельству о регистрации права, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 66:06:1701005:236 относится к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (т. 1 л.д. 16-19).
Границы участка установлены 01 июня 2009 года на основании постановления Главы Белоярского городского округа от 26 мая 2009 года N 802 об утверждении схемы расположения земельного участка (т. 1 л.д. 159-161, т. 2 л.д. 146, 153).
Сведения об особых условиях использования данного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Из градостроительного плана земельного участка, следует, что участок с кадастровым номером 66:06:1701005:236 относится к ТОП, действие градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется, участок находится, помимо прочего, в СЗЗ железных дорог (т. 1 л.д. 22-35). По изложенным основаниям Завьялову В.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на нем.
На карте функциональных зон Генерального плана Белоярского городского округа применительно к территории пгт. Белоярский, утвержденном решением Думы Белоярского городского округа N 4 от 20 февраля 2013 года, данный участок отнесен к территории рекреационного назначения - зеленые насаждения общего пользования, санитарно-защитные зоны на карте функциональных зон не отображены (т. 1 л.д. 194-197).
На карте градостроительного зонирования Правил землепользования участок отображен в СЗЗ железных дорог и включен в состав ТОП (т. 1 л.д. 193).
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В силу предписания части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность отображения санитарно-защитных зон в документах градостроительного зонирования.
Таких доказательств в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.
Согласно статье 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 44, 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утверждены в новой редакции (далее - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно разделу VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Пунктами 4.2, 4.3 Санитарных правил предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Административный ответчик и заинтересованное лицо признают, что СЗЗ железной дороги постановлениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не устанавливалась, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров отсутствует.
Несостоятельны доводы о том, что на карте градостроительного зонирования отображена санитарно-защитная зона в ориентировочном размере, поскольку по смыслу приведенных выше норм ориентировочная санитарно-защитная зона не является установленной.
Таким образом, Дума Белоярского городского округа вышла за пределы своей компетенции, отобразив в Правилах землепользования в отношении земельного участка Завьялова В.В. санитарно-защитную зону, которая не установлена с соблюдением требований Санитарных правил.
Оценивая доводы участвующих в деле лиц об обоснованности отнесения участка с кадастровым номером 66:06:1701005:236 к ТОП, суд исходит из следующего.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 1963-О).
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 66:06:1701005:236 был предоставлен в частную собственность до момента утверждения Правил землепользования, учитывая, что на нем располагаются объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности (т. 2 л.д. 140-141), правовых оснований для отнесения такого земельного участка к территории общего пользования, которой в соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, не имелось.
Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.
Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
При рассмотрении дела установлено, что применительно к спорной территории проект планировки и проект межевания не разработан и не утвержден, решение об изъятии данного земельного участка для муниципальных нужд не принято.
Не могут быть признаны обоснованными доводы о том, что применительно к участку административного истца ТОП установлена в соответствии с функциональной зоной генерального плана.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон.
Следовательно, определение территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагает установление в отношении такой территории самостоятельной территориальной зоны и градостроительного регламента, а потому не может быть проверено на соответствие определенной функциональной зоне.
Поскольку отображение в документе градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны на территории земельного участка с кадастровым номером 66:06:1701005:236, отнесение его к ТОП противоречит актам большей юридической силы и нарушает права административного истца, в указанной части Правила землепользования с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу настоящего решения.
На основании части 1 статьи 111, статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Думы Белоярского городского округа подлежит взысканию уплаченная Завьяловым В.В. при обращении в суд государственная пошлина в размере 300 рублей (т. 1 л.д. 44).
Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Завьялова Вячеслава Валерьевича удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в силу настоящего решения карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утвержденных решением Думы Белоярского городского округа от 20 июня 2016 года N 44, в части отображения санитарно-защитной зоны железных дорог и в части установления территории общего пользования в границах земельного участка с кадастровым номером 66:06:1701005:236.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Белоярского городского округа.
Взыскать с Думы Белоярского городского округа в пользу Завьялова Вячеслава Валерьевича в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья |
Т.Н. Чиркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 2 июля 2019 г. N 3а-248/2019 "О признании недействующей карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Белоярского городского округа, утв. Решением Думы Белоярского городского округа от 20.06.2016 N 44, в части отображения санитарно-защитной зоны железных дорог и в части установления территории общего пользования в границах земельного участка"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)