1. Заказчик обязан соблюдать порядок заключения договоров, установленный в положении о закупке.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ПАО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории объектов заказчика (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.3 Положения о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
В соответствии с пунктом 12.3 Документации заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в следующем порядке и сроки: "Банк осуществляет подготовку договора в электронном виде, размещает его в программно-аппаратных средствах электронного документооборота не ранее 10 (Десяти) и не позднее 20 (Двадцать) дней со дня размещения протокола подведения итогов на ЕИС и подписывает его электронной подписью. Победитель Закупочной процедуры в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения в программно-аппаратных средствах электронного документооборота подписывает его со своей стороны усиленной квалифицированной электронной подписью Победителя".
При этом пунктом 4.2.6 Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие у участника Конкурса возможности оказания услуг силами специалистов для клининга помещений и уборки территории. При этом указано: "В течение 5 рабочих дней после признания Участника победителем по соответствующему Лоту подтверждается Анкетами специалистов Участника по форме N 8 Приложения N 3 к Конкурсной документации с приложением копий документов, подтверждающих трудовые и / или гражданско-правовые отношения специалистов с Исполнителем (копиями трудовых книжек, срочных договоров, договоров ГПХ, заверенной копией штатного расписания, иных договоров, подтверждающих обеспеченность Участника необходимыми специалистами для оказания услуг по Договору)"
Также в пункте 4.2.6 Документации указано, что участникам Конкурса необходимо подтвердить наличие определенного количества специалистов, а именно:
по Лоту N 1 - 100 человек;
по Лоту N 2 - 180 человек;
по Лоту N 3 - 137 человек;
по Лоту N 5 - 130 человек.
Кроме того, согласно пункту 3.1.4 проекта договора Документации для подписания договора по результатам проведения Конкурса победитель обязан представить Заказчику список персонала исполнителя и/или субподрядчика для оказания услуг по договору (с указанием ФИО, даты рождения, паспортных данных, места регистрации), соответствующего установленным требованиям, в заявленном количестве, с приложением документов, подтверждающих трудовые и/или гражданско-правовые отношения с исполнителем и/или субподрядчиком.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что в соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии от 20.05.2019 N 017/19 Заказчиком принято решение о заключении договоров по результатам проведения Конкурса с Заявителем по Лотам N N 1, 2, 3, 5. При этом Заявителем ненадлежащим образом направлены сведения о специалистах, привлекаемых для выполнения работ по предмету Конкурса, что явилось препятствием для заключения договоров по результатам закупки и, как следствие, нарушением сроков заключения договоров.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что в адрес сотрудников Заказчика посредством электронной почты направлены сведения о специалистах, которые будут привлечены для оказания услуг по предмету Конкурса. Также представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что в соответствии с пунктом 12.3 Документации Заказчиком 09.07.2019, 10.07.2019 и 11.07.2019 размещены проекты договоров, заключаемых по результатам Конкурса, при этом в нарушение, установленного Документацией 5-ти дневного срока, 12.07.2019 указанные договоры были удалены Заказчиком в программно-аппаратных средствах электронного документооборота, что привело к невозможности заключения договоров по результатам проведения Конкурса.
Таким образом, Заказчиком нарушен порядок заключения договоров по результатам проведения Конкурса.
Кроме того, отсутствие у участника закупки до заключения договора соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подписания договора. Указанное требование Документации (пункт 4.2.6) и требование проекта договора Документации (пункт 3.1.4) налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Также учитывая положения пункта 10.4 проекта договора Документации о праве заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае установления факта предоставления победителем недостоверных сведений до заключения договора, возможность участия в закупке и исполнения обязательств по такому договору ставится в зависимость от волеизъявления привлекаемых сотрудников, поскольку в случае если привлекаемый сотрудник по неопределенным причинам откажется оказывать услуги на объекте Заказчика после подписания договора, то исполнитель по договору не сможет осуществить замену такого сотрудника, поскольку оказание услуг новым сотрудником, сведения о котором не были представлены победителем Конкурса до заключения договора, может быть расценено Заказчиком как предоставление недостоверных сведений о привлекаемых сотрудниках.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации требования о предоставлении сведений о привлекаемых кадровых ресурсах, а также нарушившего установленный порядок заключения договора по результатам проведения Конкурса, противоречат пункту 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4, часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, комиссия ФАС России выдала заказчику предписание о продолжении процедуры заключения договора в соответствии с положением о закупках.
(см. решение Комиссии ФАС России от 01.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-810/19)
2. По итогам проведения закупки заказчик обязан заключить договор с победителем такой закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автобусов для нужд заказчика с последующим заключением договора лизинга (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о том, что при заключении договора с единственным участником Аукциона, НМЦ договора должна быть снижена на 10%.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Пунктом 27 информационной карты Документации установлено, что "в случае если подана только одна заявка или только одна заявка признана соответствующей по результатам первых частей заявок, аукцион признается не состоявшимся. Если в указанных случаях заявка участника по результатам рассмотрения первых и вторых частей соответствует требованиям документации, Комиссия имеет право признать аукцион несостоявшимся и провести процедуру повторно или принять решение о заключении договора с единственным участником. Договор с таким участником заключается по НМЦД, сниженной на 10 (десять) процентов.
В случае если на аукционные торги вышел (принял участие) один участник из нескольких допущенных к торгам или в ходе торгов не было подано ни одного ценового предложения, аукцион признается не состоявшимся. В указанном случае, Комиссия может принять решение о заключении договора с единственным принявшим участие в торгах участником (сделавшим ценовое предложение с минимальным снижением) с дополнительным снижением его предложения на максимальный шаг аукциона".
Кроме того, аналогичные положения об указанном праве Заказчика установлены пунктом 3.5.9 Положения о закупках, согласно которым "если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки, подавших заявки, или о допуске к участию в аукционе только одного участника, аукцион признается несостоявшимся.
В случае если аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка или только одна заявка по результатам рассмотрения первой части признана соответствующей требованиям документации, Комиссия может принять решение о заключении договора с единственным участником, заявка которого признана соответствующей требованием документации по цене, уменьшенной на от 5 до 10 процентов от НМЦД (размер снижения должен быть отражен в информационной карте документации)".
Учитывая изложенное, в случае отсутствия ценового предложения единственного участника Аукциона, сниженного от НМЦД на 10%, Заказчик вправе не заключать договор по результатам проведения закупки с таким участником на условиях, изложенных в заявке такого участника.
Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением, в том числе, условия обеспечения конкуренции между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки.
Таким образом, учитывая требования Закона о закупках, по результатам проведения конкурентной закупки Заказчик обязан заключить договор с участником Аукциона на условиях, изложенных в заявке победителя закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения в Документации, а также в Положении о закупках нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Учитывая, что указанные нормы, позволяющие заказчику отказаться от подписания договора с победителем, были установлены в положении о закупке и противоречат Закону о закупках, комиссия ФАС России выдала заказчику предписание о внесении изменений в положение о закупках.
(см. решение Комиссии ФАС России от 07.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-818/19)
3. В случае представления участником закупки недостоверных сведений комиссия заказчика должна отказать в участии в закупке такой организации.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ФГУП (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право оказания услуг по добровольному медицинскому страхованию граждан (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав представителей Заказчика, Заявителя, ПАО "Р", Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса, поскольку участником Конкурса ПАО "Р" в составе заявки представлены недостоверные сведения по критериям оценки "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г.".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принципы закупочной деятельности установлены в статье 1.2 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 5.2 Информационной карты Документации критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены в приложении N 1 к Информационной карте Документации (далее - Приложение N 1).
В соответствии с Приложением N 1 оценка заявок участников Конкурса осуществляется, в том числе по критериям "Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г.", "Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г." (далее - Показатель N 2 и N 3). При этом установлен следующий порядок оценки:
Показатель |
Документы, подтверждающие данные по показателю |
Расчет по показателю |
Показатель 2 Наличие отказов в выплате по ДМС в 2016, 2017, 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за период в 2016, 2017, 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 8) |
Отсутствие отказов - 25 баллов Наличие отказов от 1 до 100 - 10 баллов Наличие отказов от 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
Показатель 3 Наличие страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 г. |
Копия формы по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" в 2017 и 2018 г. (раздел 1, стр. 126, столбец 11) |
Отсутствие выплат - 25 баллов Наличие выплат от 1 до 100 - 5 баллов Наличие выплат 101 и более - 0 баллов Максимальное количество баллов - 25 |
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и сообщили, что согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии и подведению итогов открытого конкурса в электронном виде N 31907944773 от 24.07.2019 ПАО "Р" признано победителем Конкурса. При этом по Показателям N 2 и N 3 присвоено максимальное количество баллов, что свидетельствует о предоставлении в заявке ПАО "Р" сведений об отсутствии отказов в выплате по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС) в 2016, 2017 и 2018 году, а также отсутствии страховых выплат по ДМС на основании решения суда за 2017 и 2018 года.
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и сообщил, что согласно сведениям размещенным на сайте Банка России, а именно форме по ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" ПАО "Р" указывает следующие значения показателей:
Показатель |
Отчетный период, г. |
Значение |
Отказ в страховой выплате по ДМС |
2016 |
4908 случаев |
2017 |
5537 случаев |
|
Выплаты по договорам страхования на основании решения суда |
2017 |
1,02 млн. руб. |
2018 |
1,61 млн. руб. |
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что предоставление ПАО "Р" в составе заявке на участие в Конкурсе сведений об отсутствии случаев по Показателям N 2 и N 3 является фактом предоставлением недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) субъекты страхового дела обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве).
При этом согласно части 5 Приложения N 4 к Указания Банка России от 25.10.2017 N 4584-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков", принятого на основании статей 28 и 30 Закона об организации страхового дела, страховщик осуществляет проверку полноты и правильности составления отчетности, в том числе проверку контрольных соотношений ее показателей, до отправки отчетности в Банк России.
Также представитель ПАО "Р" на заседании Комиссии ФАС России подтвердил наличие вышеуказанных расхождений в сведениях по Показателям N 2 и N 3, а также сообщил о необходимости корректировки информации размещенной на сайте Банка России.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.22 Документации Заказчик, комиссия по закупкам обязаны отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, в том числе в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурса в составе заявки.
При этом на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе ПАО "Р" представлена информация о наличии расхождений между сведениями, размещенными на сайте Банка России и сведениями заявки по Показателям N 2 и N 3.
Учитывая изложенное, в отсутствие иных сведений, подтверждающих достоверность информации, представленной в заявке ПАО "Р" по Показателям N 2 и N 3, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном определении победителя Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупках и нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, комиссия ФАС России выдала комиссии заказчика предписание о пересмотре заявок участников закупки.
(см. решение Комиссии ФАС России от 08.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-820/19)
4. Заказчик не вправе устанавливать требование о наличии опыта поставки у участника закупки при проведении закупки на поставку товара.
В ФАС России поступила на действия (бездействие) заказчика Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.
(далее - Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для летательных аппаратов для нужд филиалов заказчика (далее - Конкурентный отбор, Жалоба).
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о наличии у участников Конкурентного отбора опыта по предмету закупки в виде квалификационного требования, а также в виде критерия оценки "опыт участника".
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
При этом пунктом 5.7.3 Положения о закупках установлено, что "оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов".
В соответствии с разделом 2 приложения N 3 Документации оценка заявок участников Конкурентного отбора осуществляется, в том числе, по не стоимостным критериям, а именно "опыт участника".
При этом пунктом 1.4.3 Документации установлено, что "участники должны соответствовать дополнительным требованиям: Обладать опытом выполнения договоров поставки продукции, подобной закупаемой, за последние 3 года на сумму не менее 10% от начальной (максимальной) цены предмета закупки.
Под подобными товарами подразумеваются товары, подпадающие под классификацию по каким-либо кодам ОКПД 2 или ОКВЭД 2, указанным в Извещении.
Обладание опытом исполнения договоров поставки подобного товара по Федеральным округам Российской Федерации в которые планируются поставки товара:
- Южный федеральный округ;
- Северо-Кавказский федеральный округ;
- Приволжский федеральный округ;
- Северо-Западный федеральный округ;
- Центральный федеральный округ;
- Уральский федеральный округ;
- Сибирский федеральный округ".
При этом, в соответствии с частью 5 раздела 1 приложения N 3 Документации в случае не предоставления в составе заявки сведений о наличии опыта у частника закупки, представленных по форме 3 (справка об опыте), заявка такого участника подлежит отклонению.
Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.
Кроме того, поставщик может не являться производителем оборудования по предмету Конкурентного отбора, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товара по предмету закупки, указанного в пункте 1.4.3 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурентного отбора.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, комиссия заказчика выдала заказчику предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
(см. решение Комиссии ФАС России от 15.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-841/19)
5. Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке нормы, ограничивающие количество участников закупки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика АО (далее - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации заказчика (далее - Конкурс, Жалоба).
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Подпунктом 1 пункта 7.5 Информационной карты Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие трудовых ресурсов, выделяемых для реализации договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса, в количестве не менее 48 человек.
Для подтверждения вышеуказанному требованию Документации участникам Конкурса необходимо представить форму N 6 "Справка о трудовых ресурсах участника", а также копии выписки из штатного расписания или копии трудовых договоров гражданско-правового характера на каждого заявленного работника, а также копии действующего удостоверения электромеханика по лифтам, машиниста по эскалаторам.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих кадровых ресурсов, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие кадровые ресурсы могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 7.5 Информационной карты Документации установлено квалификационное требование к участникам Конкурса, а именно наличие опыта выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации за последние три года до дня размещения в ЕИС извещения о проведении Конкурса.
При этом указано: "Сведения о наличии опыта указываются по ФОРМЕ N 4 "Справка об опыте участника" с приложением копий не менее одного исполненного договора/контракта и копий актов выполненных работ, заключенных за последние три года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупочной процедуры. Стоимость одного контракта/договора или суммарная стоимость всех представленных контрактов/договоров в составе заявки участника, должна быть не менее 50% начальной (максимальной) цены, указанной в п. 6.4 Информационной карты".
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки одновременно опыта оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации, а также подтверждающих документов в соответствии с подпунктом 2 пункта 7.5 Информационной карты Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, учитывая, что участником Конкурса может быть только субъект малого и среднего предпринимательства (далее - СМП), Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМП и не обладающих вышеуказанным опытом оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, платформ подъемных для инвалидов, систем диспетчеризации.
Также согласно подпункту 3 пункта 7.5 Информационно карты Документации Заказчиком установлено требование к финансовой устойчивости участника Конкурса, а именно:
- Наличие у участника выручки (Форма 2, строка 2110) за полный год, предшествующий периоду закупки, составляющей не менее 60% от утвержденной НМЦ (без НДС);
- Наличие у участника положительной чистой прибыли за полный год, предшествующий периоду закупки, в случае наличия убытка, убыток должен составлять менее 5% от выручки за полный год, предшествующий периоду закупки.
Вместе с тем, отсутствие у участника закупки финансовых показателей деятельности в соответствии с вышеуказанным пунктом Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, Заказчиком ограничена возможность участия в Конкурсе вновь созданных субъектов СМП, поскольку такие участники могут не обладать финансовыми показателями деятельности в соответствии с подпунктом 3 пункта 7.5 Информационной карты Документации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат статье 5 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, комиссия ФАС России выдала заказчику предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
(см. решение Комиссии ФАС России от 21.08.2019 г. по делу N 223ФЗ-857/19)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.