1. Заказчик не вправе ограничить участие в закупке на поставку товара организаций, не являющихся производителем товара.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для объекта строительства "Строительство подъездного ж.-д. пути от станции _ ж.д. до станции _" (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование, согласно которому участник Аукциона должен являться производителем или обладать правом поставки, предоставленным производителем, товаров, предлагаемых к поставке.
Пунктом 1.9.2 Документации установлено, что участник Аукциона должен являться производителем оборудования, указанного в приложении N 1 Документации, либо обладать правом поставки оборудования, указанного в приложении N 1 Документации, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем оборудования, указанного в приложении N 1 Документации либо обладает правом поставки оборудования, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем оборудования;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем оборудования с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, с указание перечня оборудования, о праве участника осуществлять поставку оборудования;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику о праве участника осуществлять поставку товаров.
Вместе с тем, участник Аукциона может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Аукционе, возможность участников закупки подать заявку на участие в Аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2019 г. по делу N 17/04/7.32.3-173/2019)
2. При проведении закупки среди субъектов малого предпринимательства заказчик не вправе требовать указания участником закупки срока действия заявки и заверение подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку лакокрасочной продукции (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в Допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно приложению N 1 к протоколу заседания конкурсной комиссии от 25.12.2018 N 01/2512 Заявителю (участник N 2) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.8.3.4 Документации в связи с несоответствием заявки требованиям пунктов 3.15.2, 3.15.10.2 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Аукциона и сообщил, что Заявителем во второй части заявки не указан срок действия заявки, а также аукционная заявка, надлежащим образом оформленная в соответствии с формой приложения N 5.1 Документации, не заверена подписью и печатью участника.
В соответствии с пунктом 3.15.2 Документации аукционная заявка должна действовать не менее 120 дней с даты вскрытия заявок, установленной в пункте 2.2 Документации.
Согласно форме, содержащейся в приложении N 5.1 Документации участники Аукциона выражают согласие со всеми требованиями Документации, в том числе с требованиями о сроке действия заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМП).
При этом в соответствии с частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявок участника такой закупки, с которым заключается договор.
Также в соответствии с частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках установлена обязанность победителя конкурентной закупки подписать договор по результатам такой закупки.
При этом Законом о закупках установлен порядок включения участников закупок, поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, в случае уклонения от заключения договора.
Кроме того, статьей 3.4 Закона о закупках не установлены требования к сроку действия заявок на участие в конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты СМП.
Таким образом, указанное требование в части указания участником закупки срока действия заявки является избыточным и не несет правовых последствий, поскольку в соответствии с частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках победитель закупки обязан подписать проект договора, в том числе на условиях предусмотренных в заявке.
Комиссией ФАС России установлено, что заявка, оформленная по форме приложения N 5.1 Документации, содержит сведения о сроке действия заявки, в связи с чем, учитывая требования Документации о сроке действия заявок участников закупки, указанное в Протоколе основание о несоответствии заявки заявителя пункту 3.15.2 Документации, не находит своего подтверждения.
Также согласно пункту 3.15.10.2 Документации во второй части аукционной заявки должна быть представлена надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N 5.1 Документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника заявка на участие в аукционе. При этом указано, что документы должны быть сканированы с оригинала.
В соответствии с пунктом 3.16.8 Документации аукционная заявка должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью участника.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закона об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
При этом согласно пункту 3 статьи 4 Закона об электронной подписи принципом использования электронной подписи является, в том числе недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Кроме того, согласно пункту 3.8.5 Документации Заказчик рассматривает только те заявки в электронной форме, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП) и направлены ему в установленные сроки.
Пунктом 3.8.6 Документации установлено, что электронные документы, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, не рассматриваются, если нарушены правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе, если сертификат ключа подписи утратил силу, электронная подпись используется с превышением полномочий и/или устарели данные, представленные для выдачи сертификата ключа подписи (изменены реквизиты юридического/физического лица, полномочия должностного лица, которому выдан сертификат ключа подписи).
В соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках закупки среди субъектов СМП проводятся в электронной форме с использованием функционала оператора электронной площадки, что обеспечивает электронный документооборот и подписание документов ЭЦП, в связи с чем, требование Заказчика подписать документ собственноручно и поставить печать накладывает на участников закупки дополнительные требования, непредусмотренные статьей 3.4 Закона о закупках.
Таким образом, учитывая положения Документации о рассмотрении заявок участников закупки исключительно подписанных электронной цифровой подписью, а также положения Закона об электронной подписи, статьи 3.4 Закона о закупках, требование Документации о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки, является избыточным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требования пункта 3.15.10.2 Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно представленным на заседание Комиссии ФАС России материалам, вторая часть заявки Заявителя подписана электронной цифровой подписью С. - генерального директора ООО ПФК "З".
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя (участник N 2), ввиду несоответствия неправомерному требованию Документации, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2019 г. по делу N 17/04/7.32.3-168/2019)
3. Заказчик не вправе требовать предоставление участником в составе заявки документов, подтверждающих то, что участник является производителем товара либо обладает правом поставки товара, предоставленным производителем.
В ФАС России поступила жалоба ООО "А" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора на поставку комплекта деталей стрелочной изоляции (далее - Запрос котировок, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 33 пункта 6 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 3.7.4.1 Приложения N 1 к Извещению установлено, что участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случае несоответствия котировочной заявки требованиям извещения, в том числе если котировочная заявка не соответствует форме, установленной извещением, не содержит документов, иной информации согласно требованиям извещения.
В соответствии с пунктом 1.7 Приложения N 1 к Извещению участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем на позицию N 1 из технического задания (приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок).
В подтверждение того, что участник является производителем товаров либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику о праве участника осуществлять поставку товаров.
Документы представляются в электронной форме и должны быть сканированы с оригинала, нотариально заверенной копии или копии документа, заверенного подписью уполномоченного лица и печатью, при ее наличии.
Вместе с тем, участник Запроса котировок может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Запросе котировок, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе котировок в соответствии с вышеуказанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Запросе котировок.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 26.12.2018 N 65 Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе котировок на основании пункта 3.7.4.1. Приложения N 1 к Извещению о проведении Запроса котировок в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.7. Приложения N 1 к Извещению о проведении Запроса котировок, а именно: участник в составе заявки не представил документы, подтверждающие то, что участник является производителем товара либо обладает правом поставки товара, предоставленным производителем.
Представить Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Извещения ввиду отсутствия в составе заявки Заявителя документов, предусмотренных пунктом 1.7 Приложения N 1 к Извещению, в связи с чем Заказчиком принято решение об отклонении заявки Заявителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих необходимость установления вышеуказанных требований в закупочной документации.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2019 г. по делу N 17/04/7.32.3-177/2019)
4. Закупки среди субъектов СМП проводятся в электронной форме с использованием функционала оператора электронной площадки, что обеспечивает электронный документооборот и подписание документов ЭЦП, в связи с чем, требование Заказчика подписать документ собственноручно и поставить печать накладывает на участников закупки дополнительные требования, непредусмотренные Законом о закупках.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика ОАО (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку бумажной продукции на право заключения договора на поставку оргтехники и комплектующих (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 3.12.4 Документации во второй части аукционной заявки должна быть представлена опись представленных документов, а также надлежащим образом оформленная в соответствии с формой, являющейся приложением N 5.1 Документации, заверенная подписью и печатью (при ее наличии) участника заявка на участие в аукционе. При этом указано, что документы должны быть сканированы с оригинала.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закона об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
При этом согласно пункту 3 статьи 4 Закона об электронной подписи принципом использования электронной подписи является, в том числе недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.
Кроме того, согласно пункту 3.8.5 Документации Заказчик рассматривает только те заявки в электронной форме, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - ЭЦП) и направлены ему в установленные сроки.
Пунктом 3.8.6 Документации установлено, что электронные документы, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, не рассматриваются, если нарушены правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе, если сертификат ключа подписи утратил силу, электронная подпись используется с превышением полномочий и/или устарели данные, представленные для выдачи сертификата ключа подписи (изменены реквизиты юридического/физического лица, полномочия должностного лица, которому выдан сертификат ключа подписи).
В соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках закупки среди субъектов СМП проводятся в электронной форме с использованием функционала оператора электронной площадки, что обеспечивает электронный документооборот и подписание документов ЭЦП, в связи с чем, требование Заказчика подписать документ собственноручно и поставить печать накладывает на участников закупки дополнительные требования, непредусмотренные статьей 3.4 Закона о закупках.
Таким образом, учитывая положения Документации о рассмотрении заявок участников закупки исключительно подписанных электронной цифровой подписью, а также положения Закона об электронной подписи, статьи 3.4 Закона о закупках, требование Документации о необходимости заверения подписью и печатью каждого документа, входящего в состав второй части заявки, является избыточным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требования подпунктов "б", "в" пункта 3.12.4 Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 2 часть 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 14.08.2019 г. по делу N 17/04/7.32.3-186/2019)
5. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке по основаниям, непредусмотренным документацией о закупке.
В ФАС России поступила жалоба ООО "Г" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФАУ (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования, сертификатов технической поддержки и экземпляров программного обеспечения, выполнение монтажных, коммутационных и пуско-наладочных работ с целью организации корпоративной сети передачи данных ФАУ (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Оператора Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.1.7 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе, от 19.09.2018 б/н (далее - Протокол) Заявителю (участник N 4) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании подпункта 3 пункта 9.2.2 Положения о закупке и пункта 14 Информационной карты Документации: несоответствие предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям Документации, а именно: согласно требованиям технического задания необходимо предоставить поддержку сертификата технической поддержки маршрутизатора граничного уровня тип 1, при этом, в заявке Заявителя отсутствует техническая поддержка на трансивер, входящий в состав указанного маршрутизатора.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.16.2 Документации, участнику закупки будет отказано в дальнейшем участии в закупке, в том числе, в случае несоответствия предлагаемых таким участником товаров, работ, услуг требованиям аукционной документации.
Согласно пункту 3 Информационной карты Документации, участник закупки представляет в составе заявки предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора (Форма N 1). Исполнитель в заявке должен отразить полное согласие выполнения всех условий технического задания. Участник закупки в заявке должен представить описание предлагаемого к поставке товара, который должен соответствовать требованиям технического задания, в том числе техническим и функциональным требованиям, представленным по форме:
Сертификат технической поддержки маршрутизатора граничного уровня тип 1 в составе: | ||
Артикул/модель |
Наименование товара |
Кол-во, единица измерения |
|
|
|
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы, в том числе, заявку на участие в Аукционе и пояснил, что Заявителем в техническом предложении по позиции N 2 (Сертификат технической поддержки маршрутизатора граничного уровня тип 1) представлены сведения о двух сертификатах на техническую поддержку: B-BS-BM-P4440-60 и BS-BM-SRU200-60, соответствующие требованиям, установленным подпунктом 2 Таблицы N 2 пункта 4 Технического задания Документации.
Согласно подпункту 2 Таблицы N 2 пункта 4 Технического задания Документации, сертификат технической поддержки маршрутизатора граничного уровня тип 1 должен соответствовать следующим требованиям:
- сертификат должен быть на техническую поддержку производителя в течение пятилетнего гарантийного срока c даты подписания товарной накладной Заказчиком;
- техническая поддержка производителя должна включать:
1. предоставление доступных модификаций нового системного ПО (firmware);
2. круглосуточные (без выходных) консультации инженеров "горячей линии" производителя по вопросам восстановления работоспособности, эксплуатации оборудования и программного обеспечения в режиме "реального" времени;
3. время реакции на заявки Заказчика - не позднее следующего рабочего дня после обращения;
4. поставку запасных частей или нового оборудования взамен неисправных.
Вместе с тем, согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат технической поддержки и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, в частности, такие как: сертификат технической поддержки.
Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки сведений о сертификатах технической поддержки, в соответствии с требованиями пункта 3 Информационной карты Документации, обременяют участника закупки заблаговременно произвести/приобрести указанную в Техническом задании Документации продукцию.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении соответствующих сертификатов, а также сведений о них, возможность участников закупки подать заявку на участие в Аукционе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера, его официального представителя.
При этом, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования являются избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе произвести/приобрести соответствующий товар для получения вышеуказанных документов.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные требования и отклонившего заявку Заявителя противоречат пункту 1.1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно Протоколу, заявке N 1 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании подпункта 2 пункта 9.2.2. Положения о закупке и пункта 14 Информационной карты Документации: несоответствие аукционной заявки требованиям, установленным Документацией, а именно: согласно пункту 14 Информационной карты Документации, участник представляет в составе заявки документ, подтверждающий внесение участником закупки обеспечения заявки. При этом, в составе заявки участника N 1 такой документ не представлен, а также денежные средства на счет заказчика не поступали.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, в составе заявки участника N 1 представлена банковская гарантия на обеспечение заявки на участие в закупке от 30.08.2018 N 155009, выданная ПАО "Абсолют Банк".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку участника N 1, ввиду непредоставления в составе заявки на участие в закупке документа, подтверждающего внесение участником закупки обеспечения заявки, противоречат пункту 1.1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно Протоколу, заявкам N 5, 7 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании подпункта 2 пункта 9.2.2. Положения о закупке и пункта 14 Информационной карты Документации, в связи с несоответствием аукционной заявки требованиям, установленным Документацией, а именно: согласно пункту 14 Информационной карты Документации, участник представляет в составе заявки заполненные формы, содержащиеся в документации о закупке, в том числе, включающие указание фирменного наименования (наименования), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, адрес электронной почты участника, сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, работы услуги. В случаях, предусмотренных документацией о закупке, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к таким товарам, работам, услугам. При этом, в составе указанных заявок отсутствует форма N 1 "Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы Продукции, о стране происхождения товара и о производителе товара (Заявка)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что согласно сведениям, представленным оператором электронной площадки, в составе заявок участников N 5, 7 представлены вышеназванные документы.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявки участников N 5 и 7, ввиду непредоставления в составе заявки на участие в закупке вышеназванного документа, противоречат пункту 1.1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении членов комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.08.2019 г. по делу N 17/04/7.32.3-125/2019)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октября 2019)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.