Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом АО "Концерн Росэнергоатом"
от 21.02.2019 N 9/254-П
Единый отраслевой порядок по управлению несоответствиями
ПОР-УПК.00.00.01
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящий Единый отраслевой порядок по управлению несоответствиями (далее - Порядок) определяет последовательность действий по процессу "Управление несоответствиями" с целью обеспечения соответствия установленным требованиям и повышения качества продукции, предназначенной для гражданской части атомной отрасли.
1.2. Порядок разработан в рамках группы процессов "Управление качеством" (в АО "Концерн "Росэнергоатом" - в рамках процесса "Управление качеством") в развитие Положения о системе управления качеством Госкорпорации "Росатом" [4.7] с учетом требований к управлению несоответствиями, установленных в НП-090-11 [4.3].
1.3. Соблюдение Порядка является обязательным для руководителей структурных подразделений Корпорации, а также для руководителей организаций Корпорации, руководителей структурных подразделений организаций Корпорации, участвующих в осуществлении процессов производства продукции и других, связанных с ними процессов.
1.4. При проведении работ по управлению несоответствиями должно быть обеспечено выполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и локальных нормативных актов Госкорпорации "Росатом" по защите сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного доступа.
1.5. Пользователями настоящего Порядка выступают структурные подразделения Концерна, являющиеся заказчиками/исполнителями продукции или участниками проверок систем менеджмента и, если применимо, результативности выполнения программ обеспечения качества.
2. Сокращения и аббревиатуры
2.1. В Порядке используются термины, приведенные в ГОСТ Р ИСО 9000 [4.6], Едином отраслевом стандарте закупок (Положении о закупке) Госкорпорации "Росатом" [4.2].*(1)
2.2. Сокращения, используемые в целях данного документа, и расшифровки:
Сокращение |
Расшифровка |
аудит I стороны |
проверка системы менеджмента и, если применимо, результативности выполнения программ обеспечения качества в соответствии с установленными требованиями*(1), проводимая организацией в своих структурных подразделениях или филиалах или другой организацией от её имени |
аудит II стороны |
проверка системы менеджмента организаций, входящих в контур управления Концерна или исполнителя, если применимо, результативности выполнения программ обеспечения качества в соответствии с установленными требованиями*(1), проводимая стороной, внешней по отношению к этим организациям и заинтересованной в деятельности Концерна, или другими лицами, действующими от имени внешней заинтересованной стороны |
аудит III стороны |
проверка системы менеджмента организации, проводимая органом по сертификации, регулятором или другой независимой организацией с целью подтверждения соответствия указанной системы установленным требованиям к ней |
временные сдерживающие действия |
действия, направленные на защиту внутреннего (работников, подразделений самой организации) и внешнего заказчика (заказчика по договору/контракту) от воздействия несоответствия до принятия корректирующих действий |
группа по аудиту |
группа работников, назначенная организацией Концерна, регулятором, органом по сертификации или другой независимой организацией, осуществляющая аудит II или III стороны |
документы о несоответствии |
документы в бумажном или электронном виде, оформляемые/используемые в процессе управления несоответствиями в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Состав документов и требования к ним приведены в приложении N 5 к Порядку |
ЕОС-Качество |
Единая отраслевая система управления качеством Госкорпорации "Росатом" |
заказчик*(2) |
организация, являющаяся собственником средств или их законным распорядителем, представителем интересов которой выступают руководители (или их доверенные лица), наделенные правом совершать сделки (заключать договоры/контракты о производстве продукции) от имени собственника средств или их законного распорядителя |
исполнитель |
организация, заключившая договор/контракт с заказчиком |
комиссия по оценке |
группа работников, назначенная приказом Концерна или организации, входящей в контур управления Концерна, для осуществления оценки СМ |
Команда |
формируемая Лидером группа работников, уполномоченная в установленном в организации порядке проводить анализ несоответствий, определять мероприятия по коррекции и временным сдерживающим действиям, причины несоответствий, корректирующие и предупреждающие действия, а также оценивать значимость несоответствий, которые могут возникать в процессах, продукции указанной организации, её поставщиков и подрядчиков |
контроль |
установление (определение) степени соответствия установленным требованиям |
Концерн |
АО "Концерн Росэнергоатом" |
коренная причина |
основная причина возникновения несоответствия, при устранении которой предотвращается его повторное возникновение |
Лидер |
работник организации, допустившей несоответствие, ответственный за координацию и организацию работы членов Команды, а также контроль выполнения коррекций, временных сдерживающих действий, корректирующих и предупреждающих действий, оформление Отчета о несоответствии и Акта об устранении несоответствия, Лидера назначает в установленном порядке Ответственный за качество в организации, допустившей несоответствие |
методология 8D |
пошаговый подход к планированию и осуществлению действий, направленных на устранение несоответствий, предупреждение их повторного появления, определение наличия аналогичных несоответствий или возможности их возникновения где-либо ещё, а также минимизацию или исключение этих возможностей |
организация*(3) |
организация Корпорации/её подрядчик или поставщик, не являющийся организацией Корпорации, принявший требования Порядка |
Организации Корпорации |
акционерные общества Корпорации и общества с ограниченной ответственностью с участием Корпорации в их уставном капитале, их дочерние общества, учреждения Корпорации, федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых Корпорация осуществляет права собственника имущества, а также хозяйственные общества, акциями (долями участия в установленном капитале) которых владеют указанные федеральные государственные унитарные предприятия (в т.ч. Концерн и организации, входящие в контур управления Концерна) |
Ответственный за качество в организации, выявившей несоответствие |
работник организации, выявившей несоответствие, из числа руководителей, уполномоченный руководством организации на принятие решений по несоответствиям в рамках направления(ий) деятельности, управление которой(ми) им осуществляется, решения по несоответствиям касаются информирования о выявленных несоответствиях, уточнения и предоставления дополнительной информации о них организации, допустившей несоответствие, или заказчику продукции и организации, выявившей несоответствие |
Ответственный за качество в организации, допустившей несоответствие |
работник организации, допустившей несоответствие, из числа руководителей, уполномоченный руководством организации на принятие решений, касающихся устранения несоответствия, и предотвращения его повторного появления или возникновения где-либо ещё, в рамках направления(ий) деятельности, руководство которой(ми) он осуществляет |
Отчет о несоответствии |
документ в бумажном или электронном виде, подписанный электронной подписью, содержащий всю достоверную (подтвержденную) информацию о несоответствии, включая подробное описание несоответствия, информацию о принятых решениях и/или выполненных мероприятиях с указанием плановых и фактических сроков выполнения и ответственных исполнителей |
период оценки повторяемости несоответствия |
период времени, предшествующий дате выявления несоответствия, по состоянию на которую проверяется наличие ранее выявленных аналогичных несоответствий, указанный период устанавливается исходя из важности продукции для безопасности и цикличности производства/поставки продукции |
повторное несоответствие |
несоответствие, допущенное той же организацией и связанное с невыполнением аналогичных требований, повторяемость несоответствия определяется относительно установленного периода времени |
поставка продукции*(4) |
в зависимости от вида объекта гражданских прав: производство и/или поставка товаров; выполнение работ; оказание услуг |
предмет несоответствия |
продукция или процесс, установленные требования к которой (которому) не были выполнены |
проверенная организация |
организация Корпорации, в которой была проведена оценка СМ/аудит II или III стороны |
проверенное подразделение |
обособленное подразделение/структурное подразделение организации Корпорации, в котором была проведена оценка СМ/аудит I, II или III стороны |
______________________________
*(1) Требования к проверке результативности выполнения программы обеспечения качества установлены в НП-090-11 [4.3] и/или договоре/контракте с заказчиком.
*(2) Сокращение "заказчик" используется по тексту Порядка, если не требуется уточнять принадлежность заказчика к Российской Федерации или иностранному государству.
*(3) Сокращение "организация" используется по тексту Порядка, если не требуется уточнять принадлежность указанной организации к контуру управления, осуществляемого Корпорацией.
*(4) Сокращение "поставка продукции" используется по тексту Порядка, если не требуется уточнять вид объекта гражданских прав.
2.3. Аббревиатуры и расшифровки:
Аббревиатуры |
Расшифровка |
KKS |
система классификации и кодирования принятая для АЭС (KraftwerkKennzeichenSystem) |
ВСД |
временные сдерживающие действия |
КП |
контрольная процедура |
КД |
корректирующие действия |
ЛНА |
локальный нормативный акт |
ОЗКВ |
ответственный за качество в организации, выявившей несоответствие |
ОЗКД |
ответственный за качество в организации, допустившей несоответствие |
ОИАЭ |
объект использования атомной энергии |
ПД |
предупреждающие действия |
СМ |
система менеджмента |
ЭП |
электронная подпись |
3. Порядок работы по управлению несоответствиями
3.1. Общие положения
3.1.1. Управление несоответствиями осуществляется с учетом методологии 8D путем выполнения следующих задач:
оповещение о несоответствии;
формирование Команды;
уточнение и/или дополнение описания несоответствия (при необходимости);
планирование и реализация коррекции и ВСД;
определение коренных причин несоответствия;
разработка и реализация корректирующих действий;
разработка и реализация предупреждающих действий;
формализация выводов.
3.1.2. В организациях Корпорации должны быть:
разработаны и внедрены документы, устанавливающие требования по управлению несоответствиями, не противоречащие Порядку;
установлены процедуры (требования) распространения на своих поставщиков и подрядчиков требований Порядка или ЛНА организаций Корпорации, разработанных на его основе.
3.1.3. Организация Корпорации, поставляющая продукцию заказчику, не являющемуся организацией Корпорации, обеспечивает, чтобы её поставщики и подрядчики осуществляли управление несоответствиями своей продукции в соответствии с требованиями Порядка в части, не противоречащей требованиям договора/контракта организации Корпорации с заказчиком её продукции.
Организация Корпорации, заключающая договоры/контракты с поставщиками и подрядчиками о поставке продукции, используемой в процессах производства продукции организации Корпорации, должна обеспечить включение в указанные договоры/контракты:
условий, касающихся обязательности соблюдения исполнителем (поставщиком/подрядчиком) требований Порядка, или ЛНА организации Корпорации, разработанных на его основе, в процессе управления несоответствиями;
условий о необходимости согласования исполнителем (поставщиком/подрядчиком) с организацией Корпорации коренных причин несоответствий продукции исполнителя, планов КД и ПД, а также предоставления информации о выполнении указанных планов*(2).
3.1.4. Работники организаций Корпорации, участвующие в осуществлении процесса "Управление несоответствиями"*(3), должны:
обладать знаниями и навыками применения методологии 8D при обнаружении несоответствий продукции и процессов;
подтвердить знания и навыки документом, свидетельствующим о прохождении ими обучения и наличии положительного результата тестирования по обучающему курсу, касающемуся применения методологии 8D при обнаружении несоответствий продукции и процессов в атомной отрасли.
Работники, назначаемые на выполнение ролей, указанных в п. 3.2 Порядка*(4), должны подтвердить свои знания и навыки документами, свидетельствующими о прохождении ими вышеуказанного обучения (очного или заочного) и тестирования с положительным результатом.
Документированная информация, свидетельствующая о полученных работниками знаниях и навыках в области применения методологии 8D при обнаружении несоответствий продукции и процессов в атомной отрасли, должна сохраняться в установленном в организациях Корпорации порядке.
При использовании организацией Корпорации ЕОС-Качество, работники, уполномоченные в установленном в организации порядке на выполнение действий в указанной информационной системе, должны пройти очное или заочное (дистанционное) обучение по работе в ЕОС-Качество. Знания и навыки, полученные в результате обучения по работе в ЕОС-Качество, тестируются указанной системой при осуществлении первичного входа в неё.
3.1.5. В ЛНА организации Корпорации, устанавливающих требования по управлению несоответствиями, должны быть определены:
порядок взаимодействия сторон (должностных лиц, подразделений, организаций), вовлеченных в управление несоответствиями, с распределением обязанностей и ответственности, включая ответственность за согласование мероприятий по ВСД и коррекции, корректирующим и предупреждающим действиям, организацию и контроль их выполнения, с указанием целевых сроков выполнения работ, а также порядок согласования документов о несоответствиях с надзорными органами и/или заказчиком;
порядок идентификации продукции, несоответствующей установленным требованиям, посредством её маркировки, навешивания на неё ярлыка, изолирования её от продукции, соответствующей установленным требованиям, или иным способом с целью предотвращения её непреднамеренного использования;
порядок получения данных о сумме затрат, понесённых организацией в результате устранения несоответствия, рассчитанных в зависимости от специфики деятельности организации в соответствии с требованиями Единых отраслевых методических указаний по расчёту затрат, обусловленных несоответствием продукции установленным требованиям [4.12], Единых отраслевых методических указаний по расчёту затрат, обусловленных несоответствием процессов производства строительно-монтажных работ и их результатов установленным требованиям [4.14], Единых отраслевых методических указаний по расчёту затрат, обусловленных несоответствием процессов проектирования и их результатов установленным требованиям [4.15] или ЛНА организации Корпорации, разработанных на основе методологии указанных документов, с учётом специфики осуществляемой деятельности;
порядок определения значимости несоответствий с учетом приложения N 2 к Порядку;
порядок определения объема выполняемых работ по управлению несоответствиями в зависимости от значимости несоответствий с учетом приложения N 1 к Порядку;
порядок разработки и выполнения действий по коррекции, ВСД, корректирующих действий и действий, направленных на предупреждение аналогичных несоответствий на других площадках/проектах при выявлении несоответствий на одной площадке/в одном проекте;
классификатор типов коренных причин возникновения несоответствий с учетом приложения N 3 к Порядку;
типы несоответствий и описание каждого типа с учетом приложения N 4 к Порядку;
требования о необходимости проведения периодического системного анализа несоответствий;
унифицированные формы документов о несоответствиях с учетом приложения N 5 к Порядку, которые, в зависимости от специфики работы организации Корпорации и возможных предметов несоответствий, должны содержать подробный перечень информации, порядок их хранения и рассылки (при необходимости);
порядок учета выявленных несоответствий до начала использования ЕОС-Качество.
Описанные выше требования и классификаторы могут быть расширены с учетом требований заказчика.
3.1.6. В организациях Корпорации должен быть установлен:
порядок назначения Лидера и определения его полномочий;
порядок формирования Команды, определения полномочий и обязанностей её членов;
срок хранения документированной информации по несоответствиям.
Команда должна обладать в совокупности навыками и компетенциями, необходимыми для разработки мероприятий по коррекции и ВСД, определения причин несоответствий, разработки корректирующих и предупреждающих действий, проведения оценки значимости несоответствий.
Состав и количество действующих Команд определяется организацией исходя из специфики её деятельности, разнообразия производимой продукции и т.п. Состав Команды определяется исходя из специфики несоответствия и может быть изменён на последующих этапах работы по несоответствию. При необходимости, к работе Команды привлекаются представители других организаций.
Срок хранения указанной документированной информации определяется в соответствии с Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности Госкорпорации "Росатом", подведомственных предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения [4.1].
Документированная информация по несоответствиям должна формироваться в номенклатурные дела в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству атомной отрасли [4.4] или Инструкцией по делопроизводству центрального аппарата Концерна [4.5].
Допускается оформление документов о несоответствии в электронном виде с использованием электронной подписи.
3.1.7. Несоответствия могут быть выявлены на любом этапе жизненного цикла продукции, а также на любых этапах процессов производства продукции и других, связанных с ними процессов.
Ведение претензионной и исковой работы, связанной с выявленными несоответствиями, осуществляется организациями Корпорации в соответствии с требованиями Порядка ведения претензионной, исковой работы, обеспечения исполнения судебных актов и сопровождения процедур несостоятельности (банкротства) должников в АО "Концерн Росэнергоатом" [4.9].
3.1.8. В случае если коренной причиной несоответствия, допущенного исполнителем по договору/контракту о поставке продукции, являются недостатки информации или материальных средств, предоставленные заказчиком (являющимся организацией Корпорации), а также дополнительные, не предусмотренные договором/контрактом, требования заказчика*(4), то заказчик несёт ответственность за устранение коренной причины несоответствия.
3.1.9. В отношении выявленных несоответствий организация должна определить риски и оценить степень их негативного воздействия на СМ, выполнение обязательств по договору/контракту. Риски и степень их негативного воздействия должны использоваться организацией как основа для планирования и осуществления в отношении них предупреждающих действий.
3.1.10. Внесение информации в ЕОС-Качество осуществляется в соответствии с требованиями приложения N 6 к Порядку (после введения ЕОС-Качество в эксплуатацию).
3.1.11. Детализация процесса управления несоответствиями, выявленными в результате проведения оценки СМ организации Корпорации описана в приложении N 7 к Порядку.
3.2. Порядок действий по управлению несоответствиями*(5)
N |
Этап |
Результат |
Сроки исполнения (рабочие дни), не более* |
Участники и их роли |
Комментарий к этапу |
1 |
Оповещение о несоответствии** |
Выявившей несоответствие организацией направлено уведомление о несоответствии организации/структурному подразделению организации, допустившей несоответствие (если она является его поставщиком/подрядчиком), далее - с п. 2.1 либо Выявившей несоответствие организацией направлено уведомление о несоответствии своему заказчику (если у выявившей несоответствие организации нет договорных отношений с допустившей несоответствие организацией) для направления уведомления о несоответствии своему поставщику/подрядчику, допустившему несоответствие, далее - с п. 2.2 |
1 |
Отв.: работник организации, обладающий информацией о несоответствии Участники: непосредственный руководитель, ОЗКВ |
Информирование непосредственного руководителя о выявленном несоответствии, подготовка и направление уведомления в соответствии с приложением N 5. В случае выявления несоответствий надзорными органами или контрольными организациями уведомление о несоответствии оформляется работником организации, официально получившим указанные несоответствия либо уполномоченным им лицом (в данном случае работник или уполномоченное им лицо является работником организации, обладающий# информацией о несоответствии). |
2.1 |
Рассмотрение уведомления о несоответствии допустившей несоответствие организацией |
Рассмотрение допустившей несоответствие организацией уведомления о несоответствии, принятие его в работу (далее - с п. 4) либо отклонение с комментариями (запрос на уточнение информации, обоснование отсутствия факта несоответствия либо отсутствия ответственности за возникновение несоответствия) (далее с п. 3) |
2 (после п. 1) |
Отв.: ОЗКД Участники: работники, определяемые ОЗКД |
|
2.2 |
Рассмотрение уведомления о несоответствии заказчиком |
Рассмотрение заказчиком уведомления о несоответствии, направление уведомления о несоответствии организации, допустившей несоответствие (далее - с п. 2.1) либо отклонение с комментариями (запрос на уточнение информации, обоснование отсутствия факта несоответствия) (далее - с п. 3) |
2 (после п. 1) |
Отв.: ОЗКВ (заказчика) Участники: работники, определяемые ОЗКВ |
|
3 |
Рассмотрение комментариев по отклонению уведомления о несоответствии |
По результатам рассмотрения комментариев по отклонению уведомления о несоответствии: направлена дополнительная информация (далее - с п. 2.1 или 2.2) либо уведомление о несоответствии аннулировано либо уведомление о несоответствии направлено другой организации (далее - с п. 2.1) |
Отв.: ОЗКВ Участники: работники, определяемые ОЗКВ |
ОЗКВ рассматривает комментарии и принимает решение о предоставлении дополнительной информации о несоответствии, направлении уведомления другой организации либо об аннулировании уведомления (если факт несоответствия не подтверждается). |
|
4 |
Формирование Команды |
ОЗКД назначен Лидер Команды в установленном в организации порядке, Лидером Команды сформирован состав Команды в установленном в организации порядке |
1 (после п. 2.1) |
Отв.: ОЗКД, Участники: Лидер и члены Команды |
Состав Команды формируется с учетом специфики несоответствия. К работе в составе Команды могут привлекаться представители других организаций в соответствии с договорными отношениями, совместными ЛНА и иными соглашениями. Состав Команды может быть скорректирован на последующих этапах работы по несоответствию. |
5 |
Уточнение и/или дополнение описания несоответствия |
Определена вся необходимая информация для дальнейшей работы с несоответствием |
2 (после п. 4) |
Отв.: Лидер Участники: члены Команды |
Уточнение и, при необходимости, дополнение описания несоответствия, привлечение к работе по несоответствию поставщиков/подрядчиков, допустивших несоответствие и состоящих в договорных отношениях с организацией, принявшей в работу уведомление о несоответствии от заказчика, при необходимости. |
6 |
Планирование коррекции и ВСД |
Определены необходимые мероприятия по коррекции и ВСД, работники, ответственные за их выполнение и сроки выполнения. |
2 (после п. 5) |
Отв.: Лидер Участники: члены Команды |
Определение перечня действий по коррекции и ВСД, определение/уточнение типа несоответствия с учетом приложения N 4 к Порядку К ВСД могут относиться: введение дополнительного контроля; проверка остатков; сортировка; проверка продукции в пути; информирование смежных подразделений, заказчика и т.д. |
7 |
Определение значимости несоответствия и объема работ по управлению несоответствием |
Определена значимость несоответствия и объем работ по управлению несоответствием, согласован Отчет о несоответствии в части, касающейся описания несоответствия, плана мероприятий по коррекции и ВСД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть 1). |
2 (после п. 6) |
Отв.: ОЗКД Участники: Лидер, члены Команды |
Значимость несоответствия определяется Лидером с учетом требований приложения N 2 к Порядку (влияние на график, работоспособность/эксплуатацию, наличие повторяемости), объем работ по управлению несоответствием определяется с учетом требования приложения N 1 к Порядку. Отчет о несоответствии в части, касающейся описания несоответствия, плана мероприятий по коррекции и ВСД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть 1) оформляется Лидером в соответствии с требованиями приложения N 5 к Порядку, согласовывается с Командой и подписывается ОЗКД. |
8 |
Реализация коррекции и ВСД |
Документы, подтверждающие выполнение мероприятий по коррекции и ВСД, оформленные в установленном в организации порядке по мере выполнения мероприятий |
В соответствии со сроками, установленными в Отчете о несоответствии |
Отв.: работники, ответственные за выполнение мероприятий по коррекции и ВСД Участники: Лидер |
Выполнение мероприятий по коррекции и ВСД. Осуществление Лидером мониторинга выполнения мероприятий в установленные сроки. |
9 |
Определение суммы затрат, понесённых организацией в результате устранения несоответствия, уточнение значимости несоответствия |
Документ, содержащий информацию о понесенных финансовых затратах на устранение несоответствия, информация об уточнении значимости несоответствия |
2 (после п. 8) |
Отв.: Лидер Участники: лица, назначенные в установленном в организации порядке ответственными за определение суммы затрат, понесённых организацией в результате устранения несоответствия |
Уточнение значимости (с учетом критерия "Влияние на сумму работ по договору/контракту исполнителя") и объема работ по управлению несоответствием в соответствии с требованиями приложения N 2 к Порядку. При увеличении объема работ по управлению несоответствием выполняются соответствующие дополнительные этапы в соответствии с приложением N 1 к Порядку. Сумма затрат определяется в соответствии с порядком, установленным в организации с учётом требований абзаца 3 п. 3.1.4 Порядка. |
10 КП |
Контроль выполнения мероприятий по коррекции |
Подтверждено выполнение всех мероприятий по коррекции, в Отчёте о несоответствии согласовано выполнение плана мероприятий по коррекции, согласован Акт об устранении несоответствия. |
1 (после п. 9) |
Отв.: ОЗКД Участники: Лидер, члены Команды |
Акт об устранении несоответствия оформляется Лидером в соответствии с требованиями приложения N 5 к Порядку, согласовывается Командой и подписывается ОЗКД. Объем контроля - сплошной метод. Свидетельство контроля - согласовано выполнение мероприятий по коррекции, согласован Акт об устранении несоответствия. |
11 |
Определение коренных причин несоответствия |
Определены коренные причины несоответствия |
2 (после п. 7) |
Отв.: Лидер Участники: члены Команды |
Определение и анализ коренных причин выявленных несоответствий с учетом влияния несоответствия на безопасность ОИАЭ. Определение причин не выявления несоответствия на предыдущих этапах. Определение причин не выявления несоответствия на предыдущих этапах, классификация коренных причин с учетом приложения N 3 к Порядку. Для определения коренных причин должны быть использованы инструменты качества, такие как, например, диаграмма Ишикавы, метод "5 Почему" и др. |
12 |
Разработка КД, анализ причин не результативности ранее реализованных КД (если несоответствие является повторным и КД по ранее выявленному несоответствию были реализованы) |
Определен перечень КД, ответственные за выполнение и сроки выполнения, согласован Отчет о несоответствии в части, касающейся разработки КД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть 2) |
4 (после п. 11) |
Отв.: ОЗКД Участники: Лидер, члены Команды |
Разработка действий, направленных на устранение коренных причин возникновения несоответствия. При выявлении повторного несоответствия, по ранее выявленному несоответствию (по которому была определена повторяемость) делается вывод о недостаточной результативности корректирующих действий. Корректирующие действия по повторному несоответствию разрабатываются с учетом того, что предпринятые корректирующие действия по ранее выявленному несоответствию оказались не результативны. Отчет о несоответствии в части, касающейся разработки КД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть 2), оформляется Лидером в соответствии с требованиями приложения N 5 к Порядку, согласовывается Командой и подписывается ОЗКД. |
13 |
Реализация КД |
Документы, подтверждающие выполнение мероприятий по КД, оформленные в установленном в организации порядке по мере выполнения мероприятий. |
В соответствии со сроками, определенными в Отчете о несоответствии |
Отв.: работники, ответственные за выполнение мероприятий по КД Участники: Лидер |
Выполнение мероприятий по КД. Осуществление Лидером контроля выполнения мероприятий в установленные сроки. |
14 |
Разработка ПД |
Определен перечень ПД, ответственные за выполнение и сроки выполнения, согласован Отчет о несоответствии в части, касающейся разработки ПД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть 3). |
6 (после п. 7) |
Отв.: ОЗКД Участники: Лидер, члены Команды |
Разработка действий, направленных на недопущение возникновения несоответствий на другой продукции, участках, площадках, процессах, организациях и т.д. Определение ответственных и сроков действий. Отчет о несоответствии в части, касающейся разработки ПД (в ЕОС-Качество - Отчет о несоответствии часть), оформляется Лидером в соответствии с требованиями приложения N 5 к Порядку, согласовывается Командой и подписывается ОЗКД. |
15 |
Реализация ПД |
Документы, подтверждающие выполнение мероприятий по ПД, оформленные в установленном в организации порядке по мере выполнения мероприятий. |
В соответствии со сроками, определенными в Отчете о несоответствии |
Отв.: работники, ответственные за выполнение мероприятий по КД Участники: Лидер |
Выполнение мероприятий по ПД. Осуществление лидером контроля выполнения мероприятий в установленные сроки. |
16 КП |
Контроль выполнения мероприятий по ВСД, КД, ПД. Формализация выводов. |
Подтверждено выполнение всех мероприятий по ВСД, КД и ПД, согласовано закрытие Отчета о несоответствии в части, касающейся выполнения КД и ПД (в ЕОС-Качество - согласован и утверждён Итоговый отчет о несоответствии). |
2 (после п. 10, 13 или 15 в зависимости от объема работ по несоответствию) |
Отв.: ОЗКД Участники: Лидер, члены Команды |
Отчет о несоответствии (в ЕОС-Качество - Итоговый отчет о несоответствии оформляется Лидером в соответствии с требованиями приложения N 5 к Порядку), согласовывается с Командой и подписывается ОЗКД. Хранение и распространение Отчета о несоответствии (Итогового отчета о несоответствии) осуществляется в порядке, установленном организацией Корпорации с учетом Типовой инструкции по делопроизводству атомной отрасли [4.4]. или Инструкции по делопроизводству центрального аппарата Концерна [4.5]. Объем контроля - сплошной метод. Свидетельство контроля - Отчет о несоответствии (в ЕОС-Качество - Итоговый отчет о несоответствии) содержит всю информацию о несоответствии, отметки о выполнении всех мероприятий по коррекции, ВСД, КД и ПД. |
______________________________
* Данные сроки являются целевыми и могут быть увеличены по согласованию с заказчиком.
** В случае выявления несоответствия внутри организации, её работник обладающий информацией о несоответствии, направляет уведомление о несоответствии ОЗКД своей организации.
3.3. Требования к организации системного анализа выявленных несоответствий
3.3.1. В организациях Корпорации должен быть определен порядок проведения системного анализа выявленных несоответствий и назначены ответственные за его проведение. Системный анализ должен проводиться на различных организационных уровнях (филиал организации, организация, дивизион).
Системный анализ несоответствий проводится в рамках процесса мониторинга достижения целей в области качества в соответствии с Единым отраслевым порядком процесса мониторинга достижения целей в области качества [4.11].
3.3.2. При проведении системного анализа несоответствий должна проводиться обработка информации по:
статистике выявления несоответствий (по процессам, продукции, работам, услугам, организациям и т.п.);
коренным причинам возникновения несоответствий;
тенденциям изменения причин и характера нарушений установленных требований;
результативности методов и способов выявления и устранения несоответствий, включая оценку процессов управления несоответствиями;
результативности предпринятых КД и ПД.
3.3.3. По результатам системного анализа несоответствий должны быть определены риски возникновения аналогичных несоответствий где-либо ещё, и разработаны мероприятия по их минимизации.
4. Нормативные ссылки
4.1. Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", подведомственных предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения, приказ Госкорпорации "Росатом" от 27.12.2010 N 1/637-П.
4.2. Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", решение наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37, приказ ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 06.03.2012 N 9/198-П.
4.3. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии (НП-090-11), приказ Ростехнадзора от 07.02.2012 N 85.
4.4. Типовая инструкция по делопроизводству атомной отрасли, приказ Госкорпорации "Росатом" от 19.07.2012 N 1/660-П.
4.5. Инструкция по делопроизводству центрального аппарата АО "Концерн Росэнергоатом", приказ Концерна от 08.08.2018 N 9/1018-П.
4.6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, приказ Росстандарта от 28.09.2015 N 1390-ст.
4.7. Положение о системе управления качеством Госкорпорации "Росатом", приказ Госкорпорации "Росатом" от 28.10.2015 N 1/1022-П.
4.8. Регламент по взаимодействию АО "Концерн Росэнергоатом" и Госкорпорации "Росатом", приказ ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 11.10.2013 N 9/939-П, с изменениями и дополнениями.
4.9. Порядок ведения претензионной, исковой работы, обеспечения исполнения судебных актов и сопровождения процедур несостоятельности (банкротства) должников в АО "Концерн Росэнергоатом", приказ Концерна от 19.11.2018 N 9/1591-П.
4.10. Единые отраслевые методические указания по предоставлению доступа пользователей к централизованным информационным системам и сервисам Госкорпорации "Росатом" и организаций Госкорпорации "Росатом", приказ Концерна от 25.07.2017 N 9/1018-П, с изменениями и дополнениями.
4.11. Единый отраслевой порядок процесса мониторинга достижения целей в области качества, приказ Концерна от 23.11.2017 N 9/1582-П.
4.12. Единые отраслевые методические указания по расчету затрат, обусловленных несоответствием продукции установленным требованиям, утверждённые приказом Госкорпорации "Росатом" от 12.03.2018 N 1/257-П.
4.13. Единый отраслевой порядок проведения оценки системы менеджмента, приказ Концерна от 06.11.2018 N 9/1510-П.
4.14. Единые отраслевые методические указания по расчёту затрат, обусловленных несоответствием процессов производства строительно-монтажных работ и их результатов установленным требованиям, приказ Концерна от 12.10.2018 N 9/1377-П.
4.15. Единые отраслевые методические указания по расчёту затрат, обусловленных несоответствием процессов проектирования и их результатов установленным требованиям, приказ Концерна от 19.12.2018 N 9/1820-П.
5. Порядок внесения изменений
5.1. Ответственным за актуализацию Порядка является Департамент качества.
5.2. В случае, если инициатором изменений выступает не Департамент качества, то инициатор внесения изменения должен представить в Департамент качества обоснование целесообразности таких изменений.
5.3. Решение о внесении изменений в Порядок после оценки их целесообразности принимает Директор по качеству по представлению Департамента качества.
5.4. Изменения Порядка выполняются в соответствии с изменениями, внесенными владельцем группы процессов "Управление качеством" Госкорпорации "Росатом" в единый отраслевой документ. В случае самостоятельного признания в Концерне необходимости внесения изменений в Порядок, такое изменение подлежит согласованию в порядке, установленном Регламентом по взаимодействию АО "Концерн Росэнергоатом" и Госкорпорации "Росатом" [4.8].
5.5. Изменения Порядка после оценки их целесообразности проходят процедуру согласования в соответствии с регламентирующими и методическими документами по процессу "Административное управление".
6. Контроль и ответственность за исполнение документа
6.1. Контроль выполнения требований Порядка.
Все работники, являющиеся участниками процесса "Управление качеством", несут дисциплинарную ответственность за соблюдение требований Порядка.
Контроль за соблюдением требований Порядка осуществляет Директор по качеству.
6.2. Ответственность работников.
Наложение дисциплинарных взысканий в Концерне проводится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и действующими локальными нормативными актами Концерна.
______________________________
*(1) Термин продукция используется в соответствии с определением, установленном в Едином отраслевом стандарте закупок.
*(2) В договоры/контракты о сооружении ОИАЭ в Российской Федерации по требованию заказчика включается условие о необходимости согласования исполнителем с заказчиком запланированных действий по коррекции.
*(3) За исключением роли "работник организации, обладающий информацией о несоответствии".
*(4) К дополнительным требованиям заказчика не относятся требования законодательства, нормативных правовых актов, обязательных к применению документов по стандартизации.
*(5) Объем выполняемых работ по управлению несоответствиями определяется в зависимости от значимости несоответствий с учетом приложения N 1 к Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.