Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Е.В. Юшкова о реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае системно и комплексно реализуются положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Закона Краснодарского края от 2 марта 2012 года N 2446-КЗ "Об отдельных вопросах организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края" (далее - Закон), подзаконных актов федерального и краевого уровней, муниципальных правовых актов в области совершенствования порядка оказания публичных услуг гражданам и юридическим лицам.
Мониторинг, проведенный Законодательным Собранием Краснодарского края в форме анализа полученной от органов исполнительной власти Краснодарского края информации, а также выездных мероприятий постоянного комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности в отдельных муниципальных образованиях и мероприятий профильного комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края, показал, что с целью повышения удобства при взаимодействии заявителей с органами государственной власти и органами местного самоуправления эффективно ведется работа по развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ). Через МФЦ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления предоставляют публичные услуги по принципу "одного окна", который реализован на территории Краснодарского края на 100 процентов.
Филиалы государственного автономного учреждения Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" (далее также - ГАУ КК "МФЦ КК") расположены в 44 муниципальных образованиях. В настоящее время система многофункциональных центров Краснодарского края включает 57 крупных офисов (из них в городе Краснодаре - 6, городе Сочи - 4, городе Новороссийске - 3, Северском районе - 3, Динском районе - 2, в остальных муниципальных образованиях - по 1), 286 территориально обособленных структурных подразделений (далее - ТОСП), 1303 окна приема заявителей. Во всех офисах и ТОСП организовано предоставление 54 государственных услуг федерального уровня, 167 государственных услуг регионального уровня, 79 типовых муниципальных услуг.
Департамент информатизации и связи Краснодарского края (далее также - департамент) в рамках установленных полномочий координирует деятельность многофункциональных центров. По информации департамента, МФЦ в полной мере соответствуют Правилам организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1376.
Для развития современных общественных отношений необходимо создание надежной информационно-технологической платформы. Поэтому в рамках развития предоставления государственных и муниципальных услуг большое внимание уделяется внедрению современных технологий для защиты личных данных, организации информационного обмена между уполномоченными органами, оперативного получения информации. Органами государственной власти Краснодарского края, органами местного самоуправления своевременно и системно вносятся и актуализируются сведения о государственных и муниципальных услугах на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (далее - Портал). В рамках перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид с использованием Портала осуществлены следующие мероприятия:
в 2018 году и первом полугодии 2019 года проведены 18 консультационных семинаров, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронным виде, с пользователями автоматизированных информационных систем "Реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края", "Единый центр услуг" и Портала;
обеспечена полная техническая готовность к предоставлению услуг в электронном виде и получению доступа к федеральным сервисам системы межведомственного электронного взаимодействия.
В настоящее время на территории Краснодарского края предоставляется 258 государственных услуг исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, а также 9386 муниципальных услуг органами местного самоуправления. При этом в электронном виде организована возможность подачи заявлений на получение услуги посредством Портала по 94 государственным и 8226 муниципальным услугам, предоставление которых в электронном виде регламентировано законодательством. В связи с внесенными в марте 2019 года изменениями в Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 ноября 2011 года N 1340, в настоящее время органами исполнительной власти Краснодарского края продолжается работа в части изменения административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде. Существуют также законодательные ограничения для предоставления государственных услуг в электронной форме (в том числе в части подачи заявления о предоставлении государственной услуги, получения юридически значимого результата государственной услуги).
В соответствии с Законом реализован принцип экстерриториальности в отношении государственных и муниципальных услуг, который предусматривает возможность обращения заявителя для предоставления государственных и муниципальных услуг в любой МФЦ в пределах территории Краснодарского края независимо от его места жительства или места пребывания (для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей) либо места нахождения (для юридических лиц). В 2018 году количество заявлений, поступивших в МФЦ по экстерриториальному принципу, составило 2268, в первом полугодии 2019 года - 2250.
Также в МФЦ реализована возможность предоставления нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления (далее - комплексный запрос), что обязывает сотрудника МФЦ после однократного обращения заявителя в МФЦ за получением нескольких услуг самостоятельно формировать пакеты документов по услугам и направлять их в органы власти, предоставляющие услуги.
МФЦ осуществляют прием, обработку информации из информационных систем федеральных органов исполнительной власти, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В настоящее время автоматизированная информационная система МФЦ Краснодарского края подключена к четырем видам сведений федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в системе межведомственного электронного взаимодействия (далее также - СМЭВ) версии 3.0 и к двум электронным сервисам федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в СМЭВ версии 2.0 для обеспечения взаимодействия с МФЦ в электронном виде. Также обеспечено подключение к шести сервисам АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" в СМЭВ версии 3.0.
При этом проведенный мониторинг свидетельствует о наличии проблем межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг. В частности, у департамента возникают трудности, связанные с получением сведений, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Профильным комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края планируется дополнительно изучить ситуацию, касающуюся информационного взаимодействия, совместно с законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, и внести предложения федеральным органам исполнительной власти с целью совершенствования механизмов взаимодействия.
Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" во всех крупных офисах и ТОСП обеспечена возможность оценки гражданами качества полученных государственных и муниципальных услуг посредством заполнения опросных листов на бумажном носителе в МФЦ, устройств подвижной радиотелефонной связи, терминальных и иных устройств, расположенных в МФЦ (терминалы, инфоматы, планшеты), на Едином портале монофункциональных центров Краснодарского края. Кроме того, в отношении государственных услуг территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов государственных внебюджетных фондов по Краснодарскому краю оценка гражданами качества полученных в МФЦ государственных услуг осуществляется через СМС-опрос. Так, в 2018 году уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ составлял 99,7 процента при плановом значении показателя согласно названному Указу Президента Российской Федерации 90 процентов. Значение целевого показателя "Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме" на территории Краснодарского края в 2018 году составило 84,4 процента при плановом значении показателя согласно названному Указу Президента Российской Федерации 70 процентов.
Вместе с тем проведенный мониторинг выявил наличие проблемных вопросов при оказании муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" в крупных муниципальных образованиях с большой плотностью населения. Совершенствование порядка предоставления данной муниципальной услуги должно быть осуществлено совместными усилиями как органов государственной власти края, так и органов местного самоуправления.
Предоставление публичных услуг должно осуществляться на основе административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, устанавливающих необходимый уровень их качества и доступности, сроки и последовательность административных действий и принятия решений. Закрепленные в административных регламентах четкая определенность и прозрачность взаимодействия с органами власти, а также с гражданами и организациями позволяют ликвидировать избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, сокращают затраты, дополнительные обязанности получателей услуг и, как следствие, повышают эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления и качество оказываемых ими услуг.
Следует отметить, что департаментом в 2018 году проведена экспертиза 320 проектов административных регламентов предоставления органами исполнительной власти Краснодарского края государственных услуг, а в период с 1 января 2019 года по 31 июля 2019 года - 204 проектов регламентов, 31 проект возвращен без проведения экспертизы вследствие нарушений требований законодательства.
Органами исполнительной власти Краснодарского края оказывается всесторонняя и предметная методическая помощь органам местного самоуправления в разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг (далее - муниципальные регламенты). В рамках оказания методической помощи департаментом разработан шаблон типового муниципального регламента, а также типовые формулировки для внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг в части предоставления государственных (муниципальных) услуг по экстерриториальному принципу, в электронной форме, по комплексному запросу, определения перечня административных процедур (действий), выполняемых МФЦ, а также порядка их выполнения. Указанные документы согласованы с прокуратурой Краснодарского края и размещены на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края считают, что органам местного самоуправления следует активизировать работу по применению при подготовке муниципальных регламентов (их изменении) вышеназванных шаблона и типовых формулировок с целью реализации на территории Краснодарского края единого подхода к предоставлению муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
В соответствии с законодательством прием заявлений о предоставлении государственных и муниципальных услуг, информирование и консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, ходе рассмотрения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в МФЦ осуществляются бесплатно.
Кроме того, с целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2019 года N 725 "О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" во всех 57 крупных офисах МФЦ с 1 сентября 2019 года организован прием наличных денежных средств заявителей и обеспечена возможность использования платежных карт посредством платежных терминалов и терминалов для безналичной оплаты.
По информации ГАУ КК "МФЦ КК", помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в которых расположены МФЦ, переданы данному учреждению в безвозмездное пользование. В помещениях МФЦ, принадлежащих муниципальным образованиям Абинский, Апшеронский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Каневской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Кущевский, Лабинский, Мостовский, Новопрокровский, Северский, Славянский, Успенский районы, городским округам Армавир, Геленджик, Горячий Ключ, Новороссийск, Сочи, необходимо проведение ремонта различной сложности. Данная проблема требует скорейшего решения.
Органами исполнительной власти Краснодарского края (структурными подразделениями администрации Краснодарского края) утверждено 93 процента административных регламентов предоставления государственных услуг от их общего количества (240 из 258). Административные регламенты не утверждены департаментом имущественных отношений Краснодарского края по 8 государственным услугам, министерством труда и социального развития Краснодарского края - по 7 государственным услугам, министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - по 2 государственным услугам, государственной жилищной инспекцией Краснодарского края - по 1 государственной услуге.
Для обеспечения ведения в электронной форме сведений о государственных и муниципальных услугах в Краснодарском крае функционирует региональная государственная информационная система "Реестр государственных услуг (функций) Краснодарского края" (далее - Реестр), в которой в настоящее время размещены сведения о 230 государственных услугах (96 процентов от общего количества регламентированных государственных услуг) и 9386 муниципальных услугах (100 процентов от общего количества регламентированных муниципальных услуг). Отдельные органы исполнительной власти Краснодарского края (структурные подразделения администрации Краснодарского края) не разместили в Реестре сведения по 17 государственным услугам. Министерство труда и социального развития Краснодарского края не разместило сведения по 5 услугам, управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края и министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - по 3 услугам, министерство природных ресурсов Краснодарского края и министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края - по 2 услугам, министерство физической культуры и спорта Краснодарского края и министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края - по 1 услуге.
Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края полагают, что вышеперечисленным органам исполнительной власти Краснодарского края следует активизировать работу по разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и размещению в Реестре сведений о государственных услугах.
Финансирование деятельности по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края по принципу "одного окна" в МФЦ осуществляется из средств краевого бюджета в соответствии с мероприятиями государственной программы Краснодарского края "Информационное общество Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 960 (далее также - государственная программа). Объем финансирования, предусмотренный государственной программой на 2019 год, составляет 1467301,4 тыс. рублей, кассовое исполнение за первое полугодие 2019 года - 630939,6 тыс. рублей (43,0 процента).
Расходы на эксплуатацию и модернизацию региональной инфраструктуры "электронного правительства Краснодарского края", включая сопровождение, техническое обслуживание и модернизацию государственных информационных систем межведомственного (межуровневого) электронного взаимодействия, в 2018 году составили 13300,00 тыс. рублей. В рамках мероприятий по обеспечению предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края в электронной форме и перехода на межведомственное электронное взаимодействие и межуровневое взаимодействие с органами местного самоуправления в 2018 году были заключены государственные контракты на общую сумму 4118,4 тыс. рублей.
В целях обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде и перехода государственных органов исполнительной власти Краснодарского края на межведомственное электронное взаимодействие и межуровневое взаимодействие с органами местного самоуправления в Краснодарском крае на 2019 год государственной программой предусмотрено 30778,8 тыс. рублей, уже заключены пять государственных контрактов на сумму 19317,4 тыс. рублей.
С целью популяризации и информирования общественности о современных формах работы МФЦ размещаются информационные материалы на телевидении, радио, в электронных средствах массовой информации Краснодарского края и в социальных сетях. За первое полугодие 2019 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено 648 публикаций в социальных сетях, 30 публикаций - на Едином портале многофункциональных центров Краснодарского края, специалисты департамента и МФЦ приняли участие в 5 выпусках программ региональных телекомпаний и краевых радиостанций.
В этой связи, по мнению депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, органам местного самоуправления необходимо усилить работу с целью популяризации и информирования общественности о современных формах работы МФЦ (в том числе при проведении различных мероприятий с органами территориального общественного самоуправления, товариществами собственников жилья, казачьими обществами, иными общественными организациями, при проведении родительских собраний в образовательных организациях).
С целью повышения качества предоставляемых услуг, квалификации и профессионального уровня лиц, непосредственно занимающихся предоставлением услуг, в ГАУ КК "МФЦ КК" на постоянной основе проводится дистанционное и очное обучение специалистов МФЦ, осуществляющих прием заявителей. В филиалах ГАУ КК "МФЦ КК" организуется проведение очных обучающих мероприятий, в том числе с участием представителей краевых органов власти. Так, в первом полугодии 2019 года проведено 56 таких обучающих мероприятий. Дистанционное обучение осуществляется посредством образовательной части Единого портала многофункциональных центров Краснодарского края, на котором в открытом для всех специалистов МФЦ доступе размещены нормативная и методическая документация, обучающие видеоматериалы, а также тестовые задания по 167 услугам.
В данном направлении деятельности депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края считают важным развитие системы стимулирования эффективной работы специалистов МФЦ (например, предлагается рассмотреть возможность введения надбавок к заработной плате специалистов МФЦ, осуществляющих прием заявителей, в зависимости от профессионализма, количества возвратов документов заявителю), что в итоге приведет к положительному эффекту для всех субъектов, участвующих в общественных отношениях по оказанию и получению публичных услуг.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию руководителя департамента информатизации и связи Краснодарского края Е.В. Юшкова о реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг принять к сведению.
2. Признать удовлетворительной работу департамента информатизации и связи Краснодарского края по координации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае, осуществлению методического руководства по вопросам оптимизации и регламентации государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Краснодарского края.
3. Рекомендовать департаменту информатизации и связи Краснодарского края:
1) продолжить работу, направленную на совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) оказывать техническое сопровождение предоставления исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
3) обеспечить полное освоение средств краевого бюджета, выделенных на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края "Информационное общество Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 960, и достижение плановых значений установленных целевых показателей в 2019 году, высокое качество планирования мероприятий государственной программы.
4. Рекомендовать департаменту информатизации и связи Краснодарского края совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края с целью реализации на территории Краснодарского края единого подхода к предоставлению муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края разработать и поддерживать в актуальном состоянии типовые стандарты предоставления муниципальных услуг:
1) с департаментом имущественных отношений Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области земельных и имущественных отношений;
2) с департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области градостроительства;
3) с министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области автотранспорта и дорог;
4) с департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области предпринимательской деятельности;
5) с министерством труда и социального развития Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области социального обслуживания;
6) с министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области социального обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства;
7) с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области образования;
8) с управлением делами администрации Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области архивного фонда и предоставления справочной информации;
9) с государственной жилищной инспекцией Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области жилищно-коммунального хозяйства;
10) с министерством природных ресурсов Краснодарского края - в части предоставления муниципальных услуг в области проведения общественной экологической экспертизы.
5. Рекомендовать департаменту информатизации и связи Краснодарского края совместно с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и крупными муниципальными образованиями с большой плотностью населения провести мониторинг предоставления в электронном виде муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" в полном объеме.
6. Рекомендовать государственному автономному учреждению Краснодарского края "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края":
1) до 31 декабря 2019 года организовать подключение к 10 видам сведений федеральных органов исполнительной власти в системе межведомственного электронного взаимодействия версии 3.0;
2) до 31 декабря 2020 года разработать и внедрить систему мотивации сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) активизировать работу по применению шаблона типового регламента предоставления муниципальных услуг, а также типовых формулировок для внесения изменений в административные регламенты предоставления муниципальных услуг, разработанных департаментом информатизации и связи Краснодарского края;
2) принять меры по осуществлению ремонта помещений, в которых расположены многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
3) усилить работу с целью популяризации и информирования общественности о современных формах работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
8. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности:
1) подготовить предложения с целью совершенствования межведомственного информационного взаимодействия между федеральными и краевыми органами исполнительной власти при предоставлении государственных услуг;
2) подготовить законодательные предложения с целью устранения ограничений для предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
25 сентября 2019 года
N 1325-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 сентября 2019 г. N 1325-П "О реализации на территории Краснодарского края законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг"
Настоящее постановление вступает в силу с 25 сентября 2019 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 2 октября 2019 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 3 октября 2019 г.