Решение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. N АКПИ19-691
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беличенко Владимира Владимировича об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 218/1662-7 "О жалобе Вадима Николаевича Войтановского на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-36 и решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 17 июля 2019 года N 26-8", установил:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 19 июня 2019 г. N 289 "О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва" на 8 сентября 2019 г. назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее - ИКМО Смольнинское) от 17 июля 2019 г. N 26-8 "Об отказе в регистрации Войтановскому Вадиму Николаевичу кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240" Войтановскому В.Н., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240.
Не согласившись с названным решением, Войтановский В.Н. обратился с жалобой в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, по результатам рассмотрения которой решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 г. N 125-36 "О жалобе Войтановского В.Н. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отказе в регистрации кандидатом Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва" его жалоба оставлена без удовлетворения.
Указанные выше решения Войтановский В.Н. обжаловал в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (далее также - ЦИК России). Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 218/1662-7 "О жалобе Вадима Николаевича Войтановского на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-36 и решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 17 июля 2019 года N 26-8" (далее - Постановление ЦИК России) его жалоба была удовлетворена (пункт 1). Решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 г. N 125-36 и решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 17 июля 2019 г. N 26-8 отменены (пункт 2).
Войтановский В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 (пункт 3).
Кандидат в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 Беличенко В.В., зарегистрированный решением ИКМО Смольнинское от 17 июля 2019 г. N 26-6, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать Постановление ЦИК России незаконным и отменить его, ссылаясь на то, что оно было принято с нарушением действующего законодательства и нарушает равное избирательное право, установленное статьёй 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). В обоснование заявленного требования указывает, что причиной отказа в регистрации Войтановского В.Н. кандидатом послужили два самостоятельных основания: недостаточное количество достоверных подписей и отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то есть отсутствие сведений об остатках на счетах в банках. По его мнению, решение ИКМО Смольнинское было принято в полном соответствии с действующим законодательством, поскольку Войтановский В.Н. не представил достаточное для регистрации количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, а также в связи с тем, что в документах, представленных Войтановским В.Н. для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствовали сведения об остатках на счетах в банках. Считает, что оспариваемое постановление ЦИК России не содержит информации, на основании каких документов 4 подписи избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Войтановским В.Н., были признаны ЦИК России действительными, а 2 - недействительными. Также в нём не дана оценка отсутствию в сведениях о размере и источниках доходов, представленных Войтановским В.Н., информации об остатках денежных средств на восьми банковских счетах.
В письменных возражениях ЦИК России указала, что оспариваемое постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий и в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, избирательных прав административного истца не нарушает.
Заинтересованное лицо Войтановский В.Н. в письменных возражениях указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Все внесённые в подписные листы сведения об адресах граждан абсолютно точно соответствуют регистрационному штампу в их паспортах. Претензии ИКМО Смольнинское в части заполнения сведений о доходах и об имуществе в силу положений федерального законодательства о выборах не являются основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты. Сведения об остатках на счетах (0,00 рублей) указаны для нескольких счетов одного банка, что не запрещено законом.
В судебном заседании представитель административного истца Беличенко В.В. - Хорунжий В.Ю. поддержал заявленное требование.
Представитель ЦИК России Сахаров С.Ф. и заинтересованное лицо Войтановский В.Н. не признали административный иск.
Выслушав объяснения представителя административного истца Хорунжего В.Ю., возражения представителя ЦИК России Сахарова С.Ф. и заинтересованного лица Войтановского В.Н., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, уставами муниципальных образований (пункт 1 статьи 1).
Одним из условий регистрации кандидата в соответствии с пунктом 1 статьи 38 названного федерального закона является наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 этой статьи).
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделённого на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46), устанавливающем, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделённого на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Согласно решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 20 июня 2019 г. N 3-2 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты по многомандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва" для регистрации кандидата в депутаты муниципального совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 в избирательную комиссию необходимо представить 15 (пятнадцать) подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Данным решением также определено, что количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 4 (четыре) подписи.
5 июля 2019 г. Войтановский В.Н. представил в ИКМО Смольнинское документы, необходимые для уведомления комиссии о выдвижении кандидата. 8 июля 2019 г. им в ИКМО Смольнинское были представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе 5 подписных листов, содержащих 19 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.
По результатам проведённой ИКМО Смольнинское проверки были признаны недействительными 6 подписей избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных Войтановским В.Н. (5 по коду 46 - неверный адрес места жительства, 1 по коду 47 - неверный документ).
В частности, были признаны недействительными подписи Мельникова Ю.А. (1 лист, подпись 2), Можеевой И.Л. (3 лист, подпись 2), Федоровой Н.И. (4 лист, подпись 2), Слядевской Л.И. (5 лист, подпись 2) в связи с неверным адресом места жительства.
Кроме того, ИКМО Смольнинское установила, что в сведениях о размере и источниках доходов кандидата Войтановского В.Н. им указаны три счёта в Банке ВТБ (ПАО) и пять счетов в ПАО "Сбербанк России" без указания на них остатков денежных средств.
Данные обстоятельства послужили основанием для отказа Войтановскому В.Н. в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подпункту "з" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 г. N 303-46 (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата), подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Оставляя без удовлетворения жалобу Войтановского В.Н. и признавая законным и обоснованным решение нижестоящей избирательной комиссии, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в решении от 31 июля 2019 г. N 125-36 сослалась на то, что подписи избирателей признаны недействительными ИКМО Смольнинское на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Дополнительную проверку достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, эта избирательная комиссия не проводила. При этом иных оснований для отказа в регистрации кандидата Войтановского В.Н. данная избирательная комиссия не установила, что следует из содержания её решения, в котором подобные указания и выводы о них отсутствуют.
В силу статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днём голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок (пункт 4). Комиссии вправе в том числе в связи с поступившими обращениями о нарушении закона обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти (пункт 5).
Исходя из приведённой выше нормы, федеральный законодатель с целью защиты избирательных прав граждан закрепил обязанность проведения всесторонней и полной проверки доводов, изложенных в таких обращениях.
Реализуя предусмотренную обязанность, ЦИК России в ходе проверки, проводимой по жалобе Войтановского В.Н., направила письмо в Главное управление по вопросам миграции МВД России от 8 августа 2019 г. N 04-03/5384 с просьбой подтвердить достоверность сведений, представленных заявителем вместе с жалобой, а именно сведений в прилагаемых копиях паспортов граждан Мельникова Ю.А., Можеевой И.Л., Федоровой Н.И. и Слядевской Л.И.
Поступившим в ЦИК России ответом Главного управления по вопросам миграции МВД России от 8 августа 2019 г. N 20/29574 подтверждено соответствие сведений, указанных в представленных копиях паспортов названных граждан, сведениям, имеющимся в информационных ресурсах МВД России в сфере миграции.
Изучив подписные листы, в которых сведения об обозначенных в них адресах мест жительства названных выше четырёх граждан совпадают с аналогичными сведениями, имеющимися в паспортах таких граждан, что подтверждается материалами дела, ЦИК России пришла к обоснованному выводу, что недействительными могут быть признаны лишь 2 из 6 подписей избирателей, одновременно признав достоверными в подписных листах 17 подписей избирателей, что является достаточным для регистрации Войтановского В.Н. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу пункта 7 статьи 75 приведённого федерального закона решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
Пункт 6 статьи 75 этого федерального закона устанавливает, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Постановление ЦИК России, которым отменены нарушающие избирательные права Войтановского В.Н. решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии и ИКМО Смольнинское и он зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240, соответствует приведённым законоположениям.
Довод административного истца об отсутствии в Постановлении ЦИК России оценки относительно отсутствия в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах информации об остатке денежных средств на восьми счетах не указывает на наличие основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Исходя из положения пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к данному федеральному закону.
Эти сведения кандидатом Войтановским В.Н. представлены в ИКМО Смольнинское, в том числе и сведения о счетах (вкладах) в банках. Форма, по которой были представлены сведения, соответствует приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Так, в соответствии с подтверждением о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по избирательному округу N 240 Войтановский В.Н. передал 5 июля 2019 г. в ИКМО Смольнинское помимо иных документов сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах на трёх листах. 13 июля 2019 г. кандидатом получено извещение о недостатках в представленных им документах, необходимых для уведомления о выдвижении, в соответствии с которым "в сведениях о размере и источниках о доходах не указано отсутствие или наличие как таковых, сведения о денежных средствах заполнены с нарушением". 14 июля 2019 г. Войтановский В.Н. представил новые сведения взамен ранее представленных.
В представленных сведениях в графе "Наименование и адрес банка, номер счёта, остаток на счёте" Войтановским В.Н. указано 4 пункта, в каждом из которых содержится информация о нескольких счетах в различных банках, при этом в пунктах 1 и 4 остаток денежных средств 0,00 рублей указан как общий соответственно после перечисления номеров четырёх счетов Банка ВТБ (ПАО) и после перечисления номеров шести счетов в ПАО "Сбербанк России". При этом в рассматриваемом документе, включая пункт 4 поименованной графы, Войтановским В.Н. указаны счета в банках, на которых имеются конкретные остатки денежных средств. Перечисление номеров нескольких счетов в банках и указание для них остатка 0,00 рублей не вызывает неоднозначности восприятия подобной информации и не является нарушением требований к оформлению такого документа. В связи с этим описанное заполнение формы документа не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата по подпункту "в2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, как ошибочно считает административный истец.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ЦИК России является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной данным федеральным законом, иными федеральными законами, состоит из 15 членов.
Как следует из протокола заседания ЦИК России от 9 августа 2019 г. N 218, в заседании участвовали 12 из 15 членов ЦИК России с правом решающего голоса, которые единогласно приняли оспариваемое постановление.
Статьёй 31 Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утверждённого постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II (далее - Регламент), предусмотрено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нём присутствуют не менее десяти членов Комиссии с правом решающего голоса.
Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии или выписками из протокола заседания Комиссии, которые подписываются Председателем и секретарём Комиссии (статья 44 Регламента).
Следовательно, оспариваемое постановление принято правомочным федеральным государственным органом при реализации установленных законом полномочий, в надлежащей форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры его принятия.
С учётом изложенных обстоятельств правовых оснований для признания Постановления ЦИК России незаконным по доводам административного истца не имеется.
Согласно части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Беличенко Владимира Владимировича об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 218/1662-7 "О жалобе Вадима Николаевича Войтановского на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-36 и решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 17 июля 2019 года N 26-8" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. N АКПИ19-691
Текст решения опубликован не был