В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения жалобы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на действия Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет), и письменными пояснениями Комитета по ценам и тарифам Московской области, ФАС России установлено следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен (тарифов)), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, установлено, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года.
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 N 861, пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктом 49 #по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и НВВ (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно Приложению N 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному приказом ФАС России от 09.06.2018 N 834/18, индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "19.06.2018"
Как следует из материалов дела, между ФГБУ "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (далее - ФГБУ "Курчатовский институт") и филиалами ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго" заключены договоры от 01.03.2008 N 214-08/60 и от 09.01.2008 N 214-08/55/08/0835кэ на оказание услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которыми ФГБУ "Курчатовский институт" оказывает услуги по передаче электрической энергии филиалам ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго".
В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46, Комитет является органом исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным на установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Распоряжением от 20.12.2018 N 387-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 225-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 173-Р" установлены индивидуальные тарифы на 2019 год для взаиморасчетов между ФГБУ "Курчатовский институт" и филиалами ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго".
Распоряжением от 20.12.2018 N 377-Р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2019 год" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2019 год.
ФАС России отмечает, что при утверждении Комитетом единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2019 год необходимая валовая выручка ФГБУ "Курчатовский институт" и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не учтена.
Кроме того, согласно статье 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктами 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", установлено, что сетевая организация должна:
владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MBA;
владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из проектных номинальных классов напряжения (110 кВ и выше, 35 кВ, 1-20 кВ, ниже 1 кВ).
В соответствии с пунктами 22, 23, 24 Правил государственного регулирования цен (тарифов) Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Данное экспертное заключение приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций экспертное заключение должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В соответствии с заключением Комитета N 58-ИТ/2018 ФГБУ "Курчатовский институт" соответствует критериям ТСО на территории Московской области.
Информация о соответствии критериям ТСО филиалов ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго" в представленных Комитетом пояснениях отсутствует.
Кроме того, в представленной на сайте Комитета информации о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования (2019 год) по состоянию на 20.12.2018, филиалы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго" отсутствуют.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
Так как при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ФГБУ "Курчатовский институт" и филиалами "Тулэнерго", "Калугаэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" органом регулирования были нарушены пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, руководствуясь пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочии по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, приказываю:
1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для взаиморасчётов между ФГБУ "Курчатовский институт" и филиалами ПАО "МРСК Центра и Приволжья" "Тулэнерго", "Калугаэнерго".
2. Отменить с 01.11.2019:
- распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 N 387-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 225-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 173-Р";
- распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 N 377-Р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2019 год".
3. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике установить индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области в соответствии с действующим законодательством и настоящим приказом, обеспечив введение в действие соответствующих цен (тарифов) с 01.11.2019.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении индивидуальных и единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2019 г. N 1190/19 "Об отмене распоряжений Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 N 387-Р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 225-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 173-Р", от 20.12.2018 N 377-Р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был