Решение Самарского областного суда от 16 сентября 2019 г. N 3а-1505/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1505/2019 по административному исковому заявлению З.А.Р. об оспаривании нормативных правовых актов в части, с участием прокурора С.Г.Ю., представителя З.А.Р. по доверенности С.Д.Ю., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.Ф.Р., установил:
З.А.Р. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктами N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктами N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, предназначенные и фактически используемые под склады, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности адвокат С.Д.Ю. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности М.Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что объекты недвижимости включены в Перечни на основании сведений, полученных из Росреестра как объекты, в которых возможно размещение офисных, торговых объектов или объектов бытового обслуживания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования З.А.Р. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года N 1907, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Приказом от 18 октября 2017 года N 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2017 год, в пункт N Перечня на 2018 год.
Приказ министерства от 14 ноября 2016 года N 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Из материалов дела следует, что З.А.Р. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1701,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 108,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 476,2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>. Вышеуказанные нежилые помещения расположены в здании с кадастровым номером 63:09:0302051:2492, которое располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0302051:676. Вид разрешенного использования данного земельного участка (для дальнейшей эксплуатации здания склада) не предполагает размещение на нем объектов делового, коммерческого, офисного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Сведения технического учета также не позволяли министерству отнести указанные объекты к критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из технических паспортов указанных зданий следует, что они предназначены для размещения складов, подсобных помещений, кабинетов. Однако, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис". Фактическое использование данных объектов отражено в представленных суду актах осмотра, выполненных 09 сентября 2019 года государственным бюджетным учреждением Самарской области "Центр Размещения рекламы". Согласно этим актам в помещении с кадастровым номером N расположены офисы общей площадью 266,1 кв. м., комнаты приема пищи общей площадью 14,1 кв. м., склады общей площадью 1059,6 кв. м., помещения для размещения мебели общей площадью 15,5 кв. м., архив - 23,1 кв. м., серверная - 4,8 кв. м., раздевалка - 14,3 кв. м., душевые общей площадью - 4,2 кв. м., сан.узлы общей площадью 20,7 кв. м., технические помещения общей площадью 21,5 кв. м., пустое помещение - 3,2 кв. м., коридоры, лестницы тамбуры общей площадью 249,2 кв. м. Площадь офисов в указанном помещении от общей площади этого помещения составляет 15,63%. В нежилом помещении с кадастровым номером N расположены офисы общей площадью 25,1 кв. м., помещение для размещения мебели - 17 кв. м., склады - 109,3 кв. м. Вместе с тем, общая площадь этого нежилого помещения составляет 108,6 кв. м., и как следует из замечаний, содержащихся в данном акте осмотра, помещения площадью 11,5 кв. м, 17 кв. м, 12,1 кв. м. относятся к помещению с другим кадастровым номером- N. В этой связи суд делает вывод о том, что в помещении с кадастровым номером N располагаются только склады. Согласно акта осмотра в нежилом помещении с кадастровым номером N расположен склад площадью 462,9 кв. м. Поскольку к указанному помещению следует отнести также офисные помещения площадью 11,5 кв. м, 17 кв. м, 12,1 кв. м. (всего 40,6 кв. м), то их площадь составляет 8,69% от общей площади этого помещения. В связи с тем, что склады не являются административными, офисными зданиями, торговыми объектами, объектами бытового обслуживания или общественного питания, основания для включения вышеуказанных зданий в Перечни отсутствовали. В связи с изложенным требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, а также о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия. На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования З.А.Р. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктами N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктами N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 16 сентября 2019 г. N 3а-1505/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании