Решение Самарского областного суда от 26 сентября 2019 г. N 3а-1665/2019
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1665/2019 по административному исковому заявлению С.К.В. об оспаривании нормативного правового акта в части, с участием прокурора С.Г.Ю., представителя С.К.В. по доверенности А.В.М., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р., установил:
С.К.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Требование обосновано тем, что указанное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим включено в Перечень необоснованно. Данное помещение не является торговым либо офисным помещением, не используется как объект бытового обслуживания или общественного питания. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечет нарушение его прав.
Представитель административного истца по доверенности А.В.М. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области М.Ф.Р. возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из того, что в нем осуществляется торговая деятельность. Подтверждением этому является то, что на сайте административного истца указано, что по данному адресу располагается магазин "М.".
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
В пункт N указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером N расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что С.К.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 114,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание имеет наименование и назначение: нежилое помещение.
По сведениям технического паспорта в указанном нежилом помещении располагаются помещение, санузел, балкон, лоджия, что не предполагает предназначение данного помещения под офисный, торговый объект, объект общественного питания или бытового обслуживания.
Указанное нежилое помещение расположено в здании многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с кадастровым номером N, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем разрешенное использование: под нежилое помещение.
Фактическое использование нежилого помещения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не проверялось.
Административный истец представил в суд акта осмотра объекта недвижимого имущества, выполненный 31 июля 2019 года кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью Кадастрово-риэлторский центр "С." ФИО3, из которого следует, что нежилое помещение с кадастровым номером N используется его владельцем как выставочный центр склад для собственных творческих нужд. Выставочный центр имеет место в комнате N 16, а комната N 17 используется как склад для хранения сборно-масштабных моделей.
В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля А.В.А., который пояснил, что при осмотре вышеуказанного объекта было установлено, что в помещении располагаются стеллажи со сборно-масштабными моделями, ценников на них, а также кассового аппарата в помещении не было установлено, в связи с чем он пришел к выводу о том, что помещение не используется в качестве торгового или офисного помещения.
Из пояснений С.К.В. следует, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2006 года, в настоящее время занимается торговлей мебелью. Ранее пытался торговать сборными моделями, но у него этот вид торговли не пошел, поэтому в указанном помещении он организовал клуб для детей, где он с ними занимается сбором моделей.
С.К.В. является индивидуальным предпринимателем с 15 мая 2006 года, основным видом деятельности его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков
Доказательств в опровержение доводов административного истца административный ответчик не предоставил.
Торговым объектом в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 381 от 28 декабря 2009 года "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В нежилом помещении с кадастровым номером N не установлен факт выкладки товаров с целью продажи (на сборных моделях отсутствуют ценники), в помещении отсутствовало оборудование для расчетов с покупателями, что подтверждено свидетелем.
В связи с этим распечатка с сайта интернета о том, что по адресу <адрес>, располагается магазин, не может служить доказательством признания объекта недвижимости торговым объектом
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка не соответствует критериям включения, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требование С.К.В. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 сентября 2019 г. N 3а-1665/2019
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании