В соответствии с пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму" Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России направляет для использования в работе Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации.
Директор департамента |
И.А. Михеев |
Методические рекомендации
по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации
Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктами 1(1) и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 "О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", а также Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы (далее соответственно - Рекомендации, Комплексный план) и предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Рекомендации призваны помочь при планировании и реализации мероприятий, направленных на профилактику распространения идеологии терроризма среди детей и молодежи, в том числе входящих в Комплексный план.
Планирование работы по организации мероприятий Комплексного плана
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:
- информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
- культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога) (см. рис. 1).
При планировании мероприятий по противодействию идеологии терроризма среди детей и молодежи необходимо предусмотреть в каждом регионе (муниципалитете) субъектов Российской Федерации не менее одного мероприятия по конкретному направлению, лишь в этом случае выполнение Комплексного плана будет эффективным и иметь положительные результаты.
Важно учесть, что меры по предупреждению (профилактике) терроризма должны реализовываться в ходе организации системной работы по недопущению распространения в образовательных организациях радикальной и иной деструктивной идеологии в соответствии со следующей структурой:
1) выявление и идентификация групп обучающихся, наиболее подверженных воздействию негативной информации;
2) диагностика среды распространения данной информации;
3) меры и действия, направленные на предупреждение вовлечения детей и молодежи в деструктивные информационные пространства (мониторинг информационных ресурсов, предположительно содержащих деструктивную информацию).
В общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях соответствующая работа может быть организована главным образом в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога в процессе психологического сопровождения обучающихся, а также в рамках деятельности психологической службы при планировании мероприятий по обеспечению психолого-педагогической безопасности образовательной среды.
Одним из эффективных инструментов для организации указанной работы станут разрабатываемые Министерством методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе включающие:
- особенности реализации мероприятий в зависимости от определенных категорий обучающихся;
- примерные методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программу развития социально-эмоциональных навыков учащихся;
- органнзационно-финансовые и управленческие принципы функционирования системы психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций.
Перечисленные выше направления реализации Комплексного плана предполагают следующие форматы проведения мероприятий:
- информационно-просветительские встречи (п. 1.6 р. 1, п. 2.2.1 p. 2)*(1);
- культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике (п. 2.2.1 р. 2);
- подготовка произведений (в том числе печатных и аудиовизуальных) по вопросам профилактики терроризма (п. 3.1.3 р. 3);
- внедрение в обучающие программы (в том числе программы повышения квалификации) для педагогических работников*(2) (п. 4.3.4 р. 4, п. 4.3.5 р. 4);
- форумы, фестивали, семинары и иные мероприятия по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма (п. 4.5.1 р. 4);
- тематические конкурсы для СМИ (п. 4.5.1 р. 4).
Информационно-просветительские встречи
При планировании информационно-просветительских встреч в качестве целевой аудитории мероприятий рекомендуется рассматривать учащихся общеобразовательных организаций в возрасте от 14 лет и студентов, т.е. основную целевую аудиторию воздействия со стороны радикальных движений. В данном случае нецелесообразно выбирать в качестве целевой аудитории педагогическое сообщество, сотрудников ведомственных организаций (см. табл. 1).
Таблица 1
Целевая аудитория |
Учащиеся 8-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций |
Организатор |
Образовательные организации, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Не более 25-30 человек (класс, учебная группа) |
Формат мероприятия |
Лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг и т.п. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Листовка, плакат, интервью, газета (в т.ч. школьная, студенческая и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов (курсов) и т.д. |
Количество |
Не менее двух раз в год |
Это могут быть встречи детей и молодежи с представителями антитеррористических комиссий субъектов Российской Федерации (далее - АТК) или органов местного самоуправления, Национального антитеррористического комитета (НАК), ФСБ, сотрудниками Главного управления по противодействию экстремизму МВД России. Также к этой группе можно отнести проведение различных слетов, конференций, организацию дискуссионных клубов и т.д.
Итогом встречи может быть одобренная всеми ее участниками резолюция или меморандум о дальнейших намерениях участников, перечень правил медиабезопасности, разработанный участниками и опубликованный в школьных и (или) студенческих СМИ и интернет-сообществах (со ссылками URL).
Информационно-просветительские встречи могут носить как индивидуальный, так и массовый характер и обязательны для групп риска (учащихся 8-11-х классов, студентов 1-2-х курсов). В качестве инициаторов таких встреч могут выступать администрации образовательных организаций, молодежные организации, а также культурно-просветительские организации. При проведении встреч рекомендуется, чтобы количество участников-слушателей не превышало 25-30 человек, поскольку это позволит выступающему держать связь со всей аудиторией. Докладчиком может быть не только приглашенный специалист, но и подготовленный школьник (студент), так как горизонтальное общение (участники - представители одного социального уровня) может быть более эффективным, чем вертикальное (участники - представители разных социальных уровней).
Одной из главных составляющих таких информационно-просветительских встреч должно быть установление обратной связи по обсуждаемым вопросам и представленным материалам (просветительским брошюрам, кинофильмам, видеороликам); в данном случае под обратной связью понимается реакция участников встречи на озвученные вопросы, представленная в виде анкет или онлайн-опросов. Рекомендуется включать в отчетную документацию по проведенным мероприятиям аналитические материалы по собранным отзывам.
Фестивали и культурно-просветительские мероприятия
При планировании тематических фестивалей и культурно-просветительских мероприятий необходимо обратить внимание на организацию в их рамках круглых столов, тематических встреч с представителями диаспор и этносов, проживающих в субъекте. Одним из планируемых результатов фестивалей и культурно-просветительских мероприятий может быть резолюция участников, включающая в себя решения молодежных организаций по антитеррористическому и антиэкстремистскому просвещению. Данные о проведенных в рамках Комплексного плана мероприятиях рекомендуется публиковать в общедоступных источниках: СМИ, интернет-сайтах мероприятий, сообществах в социальных сетях (см. табл. 2).
Таблица 2
Целевая аудитория |
Учащиеся 1-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций |
Организатор |
Образовательные организации, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат мероприятия |
Фестиваль, концерт, экскурсия, лекция с элементами беседы, пресс-конференция, мастер-класс, тренинг, уроки медиабезопасности и т.п. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Плакаты, видеоролики, анимационные ролики, интервью, газета (в т.ч. школьная, студенческая и т.п.), журнал, мероприятие для учащихся младших классов (курсов) и т.д. |
Количество |
Не менее двух раз в год |
К примеру, в Ростовской области с 2018 года студенческим сообществом при экспертной поддержке научно-педагогического состава Института социологии и регионоведения ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" и Министерства образования Ростовской области реализуется социально-просветительский онлайн-марафон "Молодежь против экстремизма и терроризма".
В результате таких мероприятий участники могут ориентироваться в культурном многообразии региона, понимать ценности различных национальностей, что в конечном итоге формирует уважительное отношение к представителям различных этносов.
Тематические конкурсы для СМИ
При организации и проведении тематических конкурсов по тематике предупреждения (профилактики) терроризма рекомендуется допускать к участию начинающих журналистов: авторов текстов в студенческих и школьных СМИ, официальных сайтах образовательных организаций. Принимать к рассмотрению также публикации в официальных сообществах учебных заведений в социальных сетях, блогах и т.д. (см. табл. 3).
Таблица 3
Целевая аудитория |
Журналисты, учащиеся 8-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций |
Организатор |
Образовательные организации, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
От 10 человек |
Формат мероприятия |
Онлайн/офлайн |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Публикации, размещенные на сайте конкурса или опубликованные в сборнике (в т.ч. электронном) |
Количество |
Не менее одного раза в год в каждом регионе |
К примеру, во многих субъектах Российской Федерации проводятся конкурс на лучшее освещение темы противодействия идеологии терроризма и экстремизма, гармонизации межнациональных отношений и развития толерантности в средствах массовой информации и конкурс социального видеоролика по тематике предупреждения (профилактики) терроризма.
Один из важных итогов данных мероприятий - размещение в открытом доступе большого количества качественных публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности.
Подготовка произведений антитеррористической направленности
Подготовка произведений антитеррористической направленности предполагает создание медиаконтента, в т.ч. текстов (см. табл. 4).
Таблица 4
Целевая аудитория |
Учащиеся 1-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций |
Организатор |
Образовательные организации, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 10 человек до нескольких тысяч |
Формат произведения |
Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Книги, статьи, комиксы, видеоролики, анимационные ролики, инфографика, школьная или студенческая газета и т.д. |
Количество |
Не менее одной позиции в течение года в каждом регионе |
Примеры: информационно-методический сборник для специалистов, работающих в сфере государственной молодежной политики, детских и молодежных общественных объединений и общественных организаций, посвященный профилактике экстремизма и воспитанию толерантности в молодежной среде (Иркутская область); методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности (Ярославская область); видеоролики "СКР: Экстремизм - это преступление. Анимационный ролик для молодежи" (Следственный комитет России)*(3), "Профилактика проявлений экстремизма и терроризма" (СГСПУ, Самарская область)*(4).
Обучающие программы
Разработка и реализация обучающих программ обусловлена, прежде всего, основной задачей обеспечения у детей и молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма - проведением просветительской деятельности.
В этой связи обучающие программы должны учитывать:
- различные целевые аудитории - от учащихся общеобразовательных организаций до специалистов органов исполнительной власти;
- различные виды работ - от проведения разовых лекций до постоянно реализуемых образовательных программ.
Просветительская работа реализуется через разработку и внедрение специальных дополнительных образовательных программ, методических рекомендаций и учебных пособий для использования в:
- образовательном процессе обучающихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций;
- повышении квалификации педагогов и государственных и муниципальных служащих;
- информационно-разъяснительной работе с родителями учащихся.
Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации направлены разработанные совместно с Федеральным институтом развития образования, образовательными организациями высшего образования образовательные программы, к примеру: "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма", "Угрозы, формируемые распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма".
Образовательные организации реализуют модули образовательных программ, которые встраиваются в образовательный процесс. Например, "История возникновения и развития религиозного экстремизма, а также противодействия ему", "Анализ работы террористических организаций и практические рекомендации по распознанию и упреждению вербовки", "Психологические аспекты экстремизма и терроризма" и т.д.
Также разработаны методические рекомендации по организации деятельности, направленной на межнациональное и межконфессиональное согласие; предупреждению ксенофобии и деструктивных настроений среди молодежи, которые должны учитываться при преподавании предметов комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных организациях.
При разработке образовательных программ и модулей образовательных программ следует также использовать материалы, размещаемые на специализированном федеральном интернет-ресурсе "Наука и образование против террора", созданном на базе Южного федерального университета.
Вопросы, связанные с противодействием идеологии терроризма, также должны встраиваться в образовательную программу курса "Основы безопасности жизнедеятельности", "История", "История России", "Всеобщая история", изучаемых в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
Также при организации работы необходимо учитывать разработанные совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (письмо от 28 апреля 2014 г. N ДЛ-115/03).
В последнее время особо актуальна проблема социально-психологического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением, в том числе из семей участников бандформирований. По указанной тематике Министерством направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации, которые возможно взять за основу обучающих программ для родителей, социальных педагогов.
В ходе реализации обучающих программ важно проводить анкетирование для изучения мнения, оценки и принятия решений по внесению коррективов по данному направлению работы (примерная форма анкеты представлена в табл. 5).
Таблица 5
Добрый день! Просим оценить представленные тезисы о материале антитеррористической направленности "Название материала" по шкале от 0 (категорически не согласен) до 10 (полностью согласен) по каждому пункту. | |
1. Представленный материал доступно и понятно рассказывает о преступной идеологии терроризма |
|
2. Представленный материал не вызывает чувства протеста или неприятия изложенных в нем суждений |
|
3. Мне ясна главная мысль, изложенная в материале |
|
4. Я понимаю, зачем мне показали данный материал |
|
5. Я бы поделился представленным материалом с моими друзьями |
|
Социологические исследования для изучения общественного мнения
При проведении социологических исследований рекомендуется использовать аудиторный подход, предполагающий проведение опросов и анкетирования в различных возрастных группах, в том числе с использованием возможностей сети Интернет (см. табл. 6). В первую очередь целью таких исследований могут быть заявлены выявление степени знакомства целевой аудитории с радикальными идеологиями, уровень толерантности, знание культурных особенностей региона и др. Аналитические материалы, составленные на основе изучения результатов исследования с описанием методики, обязательно включать в отчетные материалы для Минпросвещения России и АТК в целях их учета в планировании или коррекции работы.
Таблица 6
Целевая аудитория |
Учащиеся 8-11-х классов, студенты профессиональных образовательных организаций |
Организатор |
Образовательные организации, молодежные организации, культурно-просветительские организации и т.п. |
Количество участников |
Зависит от формата мероприятия: от 25 человек до нескольких тысяч |
Формат мероприятия |
Онлайн/офлайн |
Обратная связь |
Анкета (в т.ч. онлайн) |
Результат |
Разработанная анкета, аналитический отчет по итогам проведенного исследования |
Количество |
Не менее одного раза в год в каждом регионе |
Представление информации в отчете о ходе выполнения мероприятий
Структура и содержание отчета
В отчете о результатах исполнения мероприятий Комплексного плана указываются:
- основные факторы, характеризующие ситуацию по противодействию идеологии терроризма в установленной сфере деятельности;
- информация о результатах, достигнутых в ходе реализации мероприятий Комплексного плана (представляется по каждому пункту плана отдельно, с указанием качественных и количественных показателей; в отчет включаются только те сведения, которые содержат информацию о конкретном результате по каждому пункту). Сведения о мероприятиях, организуемых и финансируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представляются в АТК, статистическая информация также направляется в Минпросвещения России органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
- данные о способах организации и формах взаимодействия с соисполнителями и оценка степени их участия в реализации мероприятий, а также существующие проблемы;
- сведения об организационно-управленческих мерах, принятых в отчетный период в интересах реализации Комплексного плана, включая данные о правовых актах и организационно-управленческих документах, распространении положительного опыта организации и проведения мероприятий по исполнению Комплексного плана, а также о методическом обеспечении деятельности по противодействию идеологии терроризма.
При предоставлении информации о мероприятиях, срок исполнения которых превышает отчетный период, указываются принятые меры по организации их исполнения, а также достигнутый промежуточный результат.
При изложении результатов деятельности необходимо исключить формулировки, которые носят описание процесса работы и не отражают реального воздействия на обстановку.
В рамках одного отчета недопустимо указывать одно и то же мероприятие в нескольких пунктах Комплексного плана. Для каждого пункта Комплексного плана необходимо разработать собственное событие.
Подготовка указанных отчетов не должна являться дополнительной нагрузкой для педагогических работников.
Технические требования к отчету
Отчетные материалы готовятся шрифтом TimesNewRoman, размером 14 пунктов, с полуторным межстрочным интервалом и объемом основного текста аналитической справки не более 10 листов.
Примеры в отчете приводятся шрифтом TimesNewRoman, размером 12 пунктов, с одиночным межстрочным интервалом, курсивом, начиная с красной строки со слова "Справочно:".
Статистические сведения в табличной форме заполняются шрифтом TimesNewRoman, размером 12 пунктов, одинарным межстрочным интервалом.
Отчетные материалы направляются в Минпросвещения России и (или) АТК в печатном виде с приложением оптического носителя информации (CD/DVD-диска) с электронными образами сопроводительного письма и приложений к нему и (или) направлением таковых в рабочем порядке по электронной почте.
Таблица 7
Статистические сведения по реализации мероприятий Комплексного плана
N |
Наименование отчетных показателей и мероприятий Комплексного плана |
Субъект, предоставляющий сведения*(1) |
Показатели |
|
I полугодие (АППГ*(2)) |
за год (АППГ) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Профилактическая работа с лицами, наиболее подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние
| ||||
Данные о проведении с лицами, прибывающими в Российскую Федерацию из стран Центрально-Азиатского региона для обучения, на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования мероприятий (в том числе при участии представителей религиозных и общественных организаций, психологов) в форме индивидуальных или групповых бесед по доведению норм законодательства, устанавливающих ответственность за участие и содействие террористической деятельности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, создание и участие в деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя России (п. 1.6 Комплексного плана)
| ||||
1. |
Общее количество мероприятий, реализованных с лицами, прибывшими из стран Центрально-Азиатского региона |
|
|
|
2. |
Количество лиц, прибывших из стран Центрально-Азиатского региона, с которыми проведены мероприятия (индивидуальных/групповых бесед) |
|
|
|
3. |
Количество мероприятий, реализованных с участием представителей правоохранительных органов/религиозных деятелей/представителей общественных организаций/психологов |
|
|
|
4. |
Общее количество лиц, прибывших из стран Центрально-Азиатского региона |
|
|
|
2. Меры по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания
| ||||
Данные о проведении на базе образовательных организаций воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 2.2.1 Комплексного плана)
| ||||
5. |
Количество воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма и привитие им традиционных российских духовно-нравственных ценностей на базе образовательных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
|
|
6. |
Количество лиц, охваченных указанными мероприятиями |
|
|
|
7. |
Количество представителей религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, привлеченных к проведению указанных мероприятий |
|
|
|
3. Совершенствование мер информационно-пропагандистского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма
| ||||
Данные о направленных в Национальный антитеррористический комитет информационных материалах (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета и для последующего использования в практической деятельности (п. 3.1.3 Комплексного плана)
| ||||
8. |
Количество информационных материалов по вопросам профилактики терроризма, направленных в НАК для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета |
|
|
|
9. |
Количество информационных материалов, размещенных НАК в сети Интернет (официальных ресурсах), использованных в профилактических мероприятиях*(3) |
|
|
|
Данные о функционировании созданных на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии (п. 3.1.4 Комплексного плана)
| ||||
10. |
Количество посетителей созданных интернет-ресурсов (сайтов, подразделов сайтов, страниц в социальных сетях), посвященных вопросам противодействия терроризму и его идеологии |
|
|
|
4. Организационные и иные меры, направленные на повышение результативности деятельности субъектов противодействия терроризму
| ||||
Данные о повышении квалификации*(4) государственных и муниципальных служащих, а также иных работников, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма (п. 4.1.2 Комплексного плана)*(5)
| ||||
11. |
Количество государственных гражданских служащих, прошедших обучение на потоках повышения квалификации |
|
|
|
12. |
Количество сотрудников, непосредственно участвующих в реализации полномочий по противодействию идеологии терроризма, имеющих стаж менее 3 лет |
|
|
|
13. |
Количество сотрудников, непосредственно участвующих в реализации полномочий по противодействию идеологии терроризма, повысивших квалификацию более 3 лет назад |
|
|
|
Данные об организации научных исследований в области противодействия идеологии терроризма*(6) (п. 4.3.1 Комплексного плана)
| ||||
14. |
Количество инициированных научных исследований в области противодействия идеологии терроризма согласно одобренному НАК перечню |
|
|
|
15. |
Количество завершенных научных исследований в области противодействия идеологии терроризма согласно одобренному НАК перечню |
|
|
|
Данные о проведении конференций, форумов, семинаров, "круглых столов" и других мероприятий по вопросам противодействия идеологии терроризма с последующим опубликованием их результатов, в том числе в сети "Интернет" (п. 4.5.1 Комплексного плана)
| ||||
16. |
Проведено конференций, форумов, семинаров, "круглых столов" по вопросам противодействия идеологии терроризма |
|
|
|
17. |
Количество наименований методических материалов, подготовленных по итогам проведенных мероприятий |
|
|
|
18. |
Количество сообщений в СМИ о проведенных в отчетный период конференциях, форумах, семинарах, "круглых столах" по вопросам противодействия идеологии терроризма |
|
|
|
Данные о финансировании реализации Комплексного плана
| ||||
19. |
Выделено финансовых средств |
|
|
|
20. |
Реализовано финансовых средств |
|
|
|
______________________________
*(1) Указывается субъект Российской Федерации (в скобках указывается федеральный округ).
*(2) В скобках предоставляется информация за аналогичный период прошлого года (АППГ). В отчетных материалах 2019 года результаты за 2018 г. не указываются.
*(3) Указываются сведения только о материалах, заимствованных с ресурсов НАК для проведения профилактической работы. Собственные материалы, использованные в профилактической деятельности и направленные в аппарат Комитета, в таблице не указываются.
*(4) На потоках повышения квалификации либо содержащие разделы (модули, посвященные вопросам противодействия терроризму).
*(5) В отчете указываются направления подготовки, наименование программ, а также сведения об образовательных организациях, на базе которых осуществлялось обучение.
*(6) Количественные данные по указанной позиции представляются начиная с 2020 года.
Информационное сопровождение мероприятий Комплексного плана
Планирование информационного сопровождения
Под информационным сопровождением мероприятий Комплексного плана понимается деятельность по обеспечению максимально широкого информационного освещения вопросов предупреждения (профилактики) терроризма в традиционных СМИ и сети "Интернет".
Необходимость информационного сопровождения обусловлена растущей активностью радикальных группировок в информационном пространстве в целом. При этом антитеррористическая и антиэкстремистская деятельность остается неизвестной и непрозрачной для гражданского общества. Планирование информационного сопровождения предполагает два уровня (см. рис. 2).
Основные принципы информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана основываются на базовых принципах:
- акцентирование внимания на мероприятиях, рассчитанных на массовую аудиторию;
- создание и поддержка информационного фона;
- оценка эффективности.
Основная задача информационного сопровождения - донесение сообщения до максимального числа целевой аудитории (это группы риска: старшеклассники, студенты профессиональных образовательных организаций).
При планировании информационного сопровождения мероприятий в рамках Комплексного плана региональным министерствам рекомендуется учитывать следующие аспекты:
- целевая аудитория СМИ и интернет-ресурсов, на которых размещаются пресс-релизы и новости о прошедших событиях, должна совпадать с целевой аудиторией организуемых мероприятий Комплексного плана;
- заблаговременное информирование предполагает рассылку пресс-релиза мероприятия, а также отдельную работу с интернет-сообществами;
- периодичность выхода публикаций определяет план-график реализации Комплексного плана;
- в рамках информационного сопровождения могут быть организованы отдельные медиасобытия (пресс-конференции, брифинги, PR-акции);
- тематика публикаций в рамках информационного сопровождения должна совпадать с тематикой организуемых мероприятий.
Результатом взвешенного планирования информационного сопровождения является утвержденный медиаплан. Медиаплан - это целевой, программный документ, структурированный определенным образом и представляющий собой систему расчетов, обоснований, описание мер и действий по работе со средствами массовой информации с учетом максимальной эффективности.
Планирование информационного сопровождения условно можно разделить на четыре этапа.
1. Анализ информационного поля
На данном этапе необходимо изучить интернет-ресурсы и СМИ, которым отдает предпочтение целевая аудитория мероприятий Комплексного плана, выявляются особенности популярных публикаций. Рекомендуется выработать набор характеристик публикуемых материалов, способных привлечь большую часть целевой аудитории (тип материала - видеоролик, аудиозапись, фоторепортаж и др.).
2. Принятие решения об охвате аудитории
Понятия охвата и частоты относятся к базовым понятиям медиапланирования. Охват носителя (или схемы размещения) - это число лиц целевой аудитории, которые познакомятся с публикацией хотя бы один раз за определенный период (в процентах или в абсолютных числах). Например, посещаемость официального сайта регионального министерства составляет 3000 уникальных посетителей в день, из них к целевой аудиторий (студенты) относятся 1500 пользователей. То есть охват целевой аудитории за сутки для публикации равен 1500 человек. При оценке данного показателя необходимо выделить каналы распространения информации с максимальным охватом целевой аудитории.
3. Сравнительный анализ и выбор носителей для публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности
Решение о выборе медиа для размещения публикаций следует принимать, исходя из конкретного мероприятия. Например, информация о заседании региональной АТК будет интересна для муниципальных властей, руководителей образовательных организаций, поэтому ее размещают на официальных интернет-ресурсах, в региональных СМИ. В то время как информация о кинофорумах, фестивалях интересна активной молодежи, поэтому ее необходимо размещать в тематических интернет-сообществах и социальных сетях.
4. Разработка схем размещения материалов по предупреждению (профилактике) терроризма, а также профилактике распространения идеологии экстремизма
Схема размещения публикаций антитеррористической и антиэкстремистской направленности составляется таким образом, чтобы достичь максимально возможного охвата целевой аудитории. При этом желательно выбирать СМИ и интернет-площадки, аудитория которых не пересекается, а также планировать публикации для одной и той же целевой аудитории не реже одного раза в месяц.
Медиаплан информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана может быть представлен в виде таблицы (см. табл. 8). С ее помощью региональные министерства смогут отслеживать периодичность публикаций антитеррористического и антиэкстремистского характера, охват, а также эффективность использования медиа. Медиаплан составляется ответственным сотрудником, подписывается руководителем, курирующим эту работу (министр [глава департамента]).
Реализация выбранной стратегии информационного сопровождения
Реализация стратегии информационного сопровождения предполагает планомерную работу с различными медиа. Рекомендуется обратить внимание на то, что информация об антитеррористической и антиэкстремистской деятельности должна быть запоминающейся и появляться с определенной периодичностью.
Сопровождение отдельного мероприятия Комплексного плана может быть реализовано следующим образом.
1. Анонс мероприятия - рассылка первичного сообщения (это может быть пресс-релиз) для СМИ и размещение сообщения на региональном интернет-ресурсе (сайт регионального министерства, официальная группа образовательной организации в социальных сетях) - за месяц до даты проведения.
Анонс мероприятия представляет собой информационное сообщение, отвечающее на вопросы: что, где, когда и кто проводит. Информация может предоставляться дозированно, обязательный элемент - наличие прямых контактов организаторов.
2. Краткий пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - за две недели до даты проведения мероприятия.
Краткий пресс-релиз представляет собой расширенное информационное сообщение, завершается приглашением представителей СМИ (как вариант - блогеров) посетить мероприятие.
3. Подробный пресс-релиз - рассылка для СМИ и размещение на интернет-ресурсах - накануне даты проведения мероприятия.
Подробный пресс-релиз включает в себя информационное сообщение, программу мероприятия с акцентированием конкретных событий, чтобы представители медиа могли ориентироваться в происходящем на мероприятии. Обязательный элемент - представление спикеров мероприятий, основных участников.
4. Онлайн-трансляция мероприятия - для пользователей сети Интернет - в даты проведения мероприятия на интернет-ресурсах и в официальных группах в социальных сетях.
Онлайн-трансляция мероприятия в сети Интернет предполагает информирование пользователей о происходящем, может быть трех типов: текстовой, видео или аудио. Допускается комментированный онлайн-фоторепортаж.
Таблица 8
Медиаплан информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана
Мероприятия Комплексного плана |
Фестиваль социальных видеороликов (п. 4.5.1 р. 4) |
Разработка образовательной программы (п. 4.3.4. р. 4) |
Информационно-просветительская встреча |
Отчет в АТК региона |
... |
N мероприятий |
Дата проведения |
Сентябрь 2019 |
Октябрь 2019 |
Декабрь 2019 |
Декабрь 2019 |
|
- |
Целевая аудитория |
Обучающиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, всего 2500 человек |
Педагоги, специалисты пo воспитательной работе, молодежные организации |
|
Представители АТК и НАК |
|
Студенты - N охват, педагоги - М охват |
январь |
|
|
|
|
|
N |
февраль |
|
|
|
|
|
N |
март |
|
|
|
|
|
N |
апрель |
|
Интервью с разработчиками программы |
|
|
|
N |
май |
|
|
|
|
|
N |
июнь |
|
|
|
|
|
N |
июль |
|
|
|
|
|
N |
август |
Анонс в молодежном интернет-сообществе |
|
|
|
|
N |
сентябрь |
Пресс-релиз для студенческих СМИ и интернет-сайтов образовательных организаций |
Презентация образовательной программы для федеральных СМИ |
|
|
|
N |
октябрь |
|
Презентация образовательной программы для региональных СМИ |
|
|
|
N |
ноябрь |
|
Анонс в группе школы |
|
|
N |
|
декабрь |
|
|
Сообщение в СМИ |
|
N |
5. Заключительный пресс-релиз с комментариями участников - размещается в день завершения мероприятия или на следующий день.
Заключительный пресс-релиз представляет собой отчет (или репортаж) с прошедшего мероприятия со сведениями об участниках, обсужденных вопросах, ключевых событиях, включает комментарии участников о прошедшем событии, сопровождается фото-, видео- или аудиоматериалами.
При проведении массовых мероприятий регионального значения по антитеррористической и антиэкстремистской тематике рекомендуется прибегать к специальным пресс-мероприятиям: пресс-подходы во время мероприятия или пресс-конференции, брифинг и др. Работа СМИ при этом может строиться отдельно - в зависимости от поступающих запросов журналистов могут быть организованы интервью, пресс-завтраки и другие мероприятия.
Вся деятельность по информационному сопровождению мероприятий антитеррористической и aнтиэкстремистской направленности должна быть оценена с учетом эффективности, которая предполагает количественные и качественные оценки. Количественный показатель измеряется в штуках (количество публикаций, видеороликов, аудиопрограмм) и в рублях (подсчитывается стоимость рекламы, эквивалентной полученному количеству и площадям публикаций). Качественный показатель выражается через долю охваченной аудитории от всей целевой аудитории мероприятия Комплексного плана в регионе.
Общие рекомендации по тематическим пунктам Комплексного плана
Для информационного сопровождения антитеррористической деятельности в Комплексном плане предусмотрены пункты, касающиеся информационного сопровождения деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма.
Одно из них касается разработки информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма. Это могут быть научно-популярные статьи, художественные произведения, рекомендации в формате инфографики и серии информационных карточек с иллюстрациями (п. 3.1.3 р. 3).
На данный момент уже разработано достаточное количество видеороликов, фильмов, методических материалов, плакатов по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма (см. ресурсы "www.scienceport.ru", "НЦПТИ.рф", "vk.com/ncpti_rnd"). Их можно использовать для первичного наполнения страниц в социальных сетях, на молодежных порталах, интернет-ресурсах образовательных организаций, но этого недостаточно для выполнения требований в этом направлении (п. 3.1.4 р. 3).
В дальнейшем необходимо вести работу по подготовке собственных публикаций. Реализацию этого направления можно вести совместно с другими видами деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма, например, с организацией конкурсных мероприятий "Лучшая телевизионная программа", "Лучший телевизионный фильм", "Лучшая журналистская работа" (п. 4.5.1 р. 4).
Информационное сопровождение деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма ориентировано на молодежь (дети школьного возраста, студенты профессиональных образовательных организаций). Учитывая целевую аудиторию, работу в этом направлении рекомендуется адаптировать в соответствии с возрастом и кругом интересов молодежи. В качестве основного информационного пространства в настоящее время выступает интернет-среда. По данным ВЦИОМ от 20 сентября 2018 г. в России 81% граждан в той или иной степени пользуются Интернетом. Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (97% пользуются Интернетом ежедневно).
При этом самыми популярными социальными сетями у россиян являются "ВКонтакте", "Одноклассники" и Instagram. Так, у каждого третьего (28%) есть аккаунт в соцсети "ВКонтакте", у каждого пятого (19%) - в "Одноклассниках", у 14% - в Instagram. Большинство пользователей "ВКонтакте" (40%) - это люди в возрасте от 25 до 34 лет, в Instagram зарегистрированы в основном россияне в возрасте от 18 до 24 лет (38%) и от 25 до 34 лет (37%). В "Одноклассниках" молодежи немного (не более 8% россиян в возрасте от 18 до 24 лет).
Согласно другому исследованию, 55% опрошенных используют Интернет для получения необходимой информации, расширения кругозора, отслеживания новостей, событий в мире и стране, 50% - для работы (учебы), вопреки распространенному мнению о том, что Интернет используется в первую очередь для игр - 31%, и общения с людьми, близкими по интересам - 32%.
Представленные данные являются отражением современной реальности, поэтому информационное сопровождение рекомендуется в первую очередь вести, используя Интернет, приложения для мобильных устройств.
В соответствии с п. 2.1 р. 2, который предполагает проведение общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), при реализации которых необходимо обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта, рекомендуется охватывать большее количество порталов образовательных организаций, а информационные материалы для молодежи размещать в социальных сетях и на интернет-платформах, ориентированных для данной категории пользователей.
При создании произведений, направленных на предупреждение (профилактику) терроризма (научно-популярного, документального или художественного характера), рекомендуется рассмотреть возможность (с учетом целевой аудитории) издавать таковые в научно-популярном стиле, информация не должна быть перегружена сложной терминологией. Сообщения делить на основные темы (главы), сопровождать иллюстрациями, важные смысловые детали выделять в общем тексте изменением размера и начертания текста (применение жирного начертания или курсива), правила рекомендуется оформлять в рамку.
Для популяризации и охвата наибольшего количества аудитории в распространении информационных материалов следует использовать социальные сети и группы в популярных среди молодежи мессенджерах. Эти же рекомендации относятся к организации круглых столов, семинаров и иных мероприятий.
При создании тематических разделов на интернет-ресурсах (на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательной организации и т.п.) необходимо обеспечить наполняемость таких разделов в том числе ссылками на нормативные правовые акты и специализированные ресурсы (такие как www.scienceport.ru, НЦПТИ.рф). Кроме того, страницу необходимо дополнять информационными материалами: в течение года должно быть не менее 12 обновлений раздела сайта.
Также необходимо включить в проводимую работу официальные группы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций в социальных сетях. В группе в социальной сети сообщения антитеррористического и антиэкстремистского характера должны появляться не реже одного раза в две недели, то есть в течение года должно быть сделано не менее 25 публикаций. Ссылки на каждую публикацию обязательно указываются в отчете.
Как уже отмечалось выше, для привлечения молодежи к актуальной теме предупреждения (профилактики) терроризма рекомендуется использовать такую форму работы, как организация конкурсных мероприятий. Одним из способов создания информационных ресурсов может быть организация конкурсных работ среди студентов и старших школьников в разработке интернет-страниц (сайтов) и мобильных приложений.
Отчет о проделанной работе в рамках исполнения мероприятий Комплексного плана после корректировки может быть опубликован в специальном разделе на сайте регионального министерства или образовательной организации. Под корректировкой в данном случае понимается исключение информации, которая не подлежит раскрытию и (или) обнародование которой нецелесообразно (например, о планируемых массовых мероприятиях и акциях).
Лучшим способом представить данную информацию будет написание и размещение аналитической записки, обзора (с фотоотчетом), презентации.
Список рекомендованных источников
1. Дополнительная образовательная программа "Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма". Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2015.
2. ИГИЛ - это не ислам! ФГБОУ ВПО "Уральский государственный горный университет". Екатеринбург, 2015.
3. Караваев А.Г. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации. М., 2013.
4. Колесов Д.В., Максимов С.В., Соколов С.В. Остановим терроризм. М., 2012.
5. Колесов Д.В., Максимов С.В., Соколов С.В. Что такое терроризм? M., 2012.
6. Наука и образование против террора [Электронный ресурс]: URL: http://scienceport.ru.
7. Национальный антитеррористический комитет [Электронный ресурс]: URL: http://nac.gov.ru.
8. Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет [Электронный ресурс]: URL: НЦПТИ.рф.
9. НЦПТИ. Информационно-просветительский ресурс. Группа в социальной сети "Вконтакте" [Электронный ресурс]: URL: http://vk.com/ncpti_rnd.
10. Общественная безопасность: новые идеи и вызовы времени. Материалы межрегиональной научно-практической конференции по профилактике экстремизма. Мелеуз, Республика Башкортостан, 2016.
11. Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан. Вопросы и ответы. М., 2008.
12. Страшная сказка ИГИЛ. Подготовлено Общественной палатой РФ. М., 2015.
13. ИГИЛ - угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм. Подготовлено Общественной палатой РФ. М., 2016.
14. Экстремизм - идеология и основа терроризма. Пособие для учащихся 10-11 кл./под. ред. А.Т. Смирнова. М., 2011.
15. Эмануилов Р.Я., Яшлавский А.Э. Терроризм под флагом веры. М., 2015.
16. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная министром образования и науки 19 декабря 2017 года.
______________________________
*(1) Здесь и далее так обозначены пункты и разделы Комплексного плана.
*(2) Так в оригинале. Скорее всего, подразумевается внедрение методик и материалов, предусмотренных указанными пунктами Комплексного плана.
*(3) Публикация 10 июля 2018 г., https://youtu.be/rHCmGC7UVgg.
*(4) Публикация 3 апреля 2017 г., https://youtu.be/5a5SA-51wvU.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 29 августа 2019 г. N 06-920 "О методических рекомендациях"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", октябрь 2019 г., N 19, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2019 г., N 28, N 29