1. Документация о закупке должна содержать исчерпывающий перечень подтверждающих производство товаров на территории Российской Федерации документов в соответствии с постановлением Правительства РФ N 968.
В Федеральную антимонопольную службу обратилось общественная организация, по сведениям которой государственным заказчиком при осуществлении закупки вопреки требованиям статьи 14 Закона о контрактной системе определен победитель. Как следовало из обращения, заказчик допустил к участию в электронной закупке организацию, которая не представила в составе заявки на участие в такие закупки документов, подтверждающих производство предлагаемого товара на территории Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе для проведения внеплановой проверки действий заказчика.
По результатам рассмотрения обращения довод общественной организации не подтвердился, поскольку заявка соответствовала требованиям, установленным Законом о контрактной системе и документации заказчика.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок выявлено, что документация об аукционе не содержит исчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить участникам закупки в составе заявок на участие в аукционе для подтверждения производства товаров на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ N 968).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 30.09.2019 N 19/44/99/489 (полный текст изготовлен 03.10.2019).
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о допуске заявки ООО "***" (далее - Победитель) к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 26.03.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.04.2019;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 08.04.2019;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, признанные соответствующими документации об Аукционе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске заявки Победителя к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 05.04.2019 N ***-1 (далее - Протокол) ООО "***" (Победитель) допущен до участия в Аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1.3.8 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 3 стати 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе должна содержать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
Так, согласно доводу Заявителя, в составе заявки Победителя не представлено указание на страну происхождения товара, в связи с чем Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске Победителя до участия в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил заявку Победителя, поданную на участие в Аукционе, содержащую указание на страну происхождения товара, подлежащего поставке в рамках исполнения государственного контракта.
При этом Заявителем явка представителей не заседание Комиссии не обеспечена, в составе обращения не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, согласно разделу IV. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе "вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Пунктом 7 постановления Правительства РФ N 968, установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 постановления Правительства РФ N 968;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 постановления Правительства РФ N 968;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 постановления Правительства РФ N 968;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 постановления Правительства РФ N 968.
При этом, документация об Аукционе не содержит исчерпывающего перечня документов, которые необходимо представить участникам закупки в составе заявок на участие в Аукционе для подтверждения производства товаров на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ N 968.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке заявки подано 2 заявки от участников закупки, в связи с чем, установленный в постановлении Правительства РФ N 968 порядок не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также, поскольку заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.09.2019 N 19/44/99/489 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Оператор электронной площадки обеспечивает предоставление заказчику в отношении участника закупки, зарегистрированного в реестре участников, документов, предусмотренных части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Федеральной антимонопольной службой проведена внеплановая проверка по обращению учреждения, из содержания которого следовало то, что оператором электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, информация об участнике закупки с номером заявки "1" передана заказчику некорректно.
Как установлено антимонопольным органом, заявка учреждения отклонена от участия в электронной закупке в связи с тем, что выписка из ЕГРЮЛ заявителя представлена в неактуальной редакции.
Между тем, в соответствии с частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами обеспечивает предоставление заказчику, в том числе выписку из ЕГРЮЛ участников закупки.
Вопреки указанному требованию Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, будучи обязанным обеспечить представление сведений, поименованных в части 11 статьи 24.1 названного закона, заказчику со второй частью заявок участников закупки, актуальные сведения, а именно выписку из ЕГРЮЛ в отношении участника закупки с номером заявки "1", не представил.
Тем самым, оператор электронной площадки признан нарушившем часть 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 30.09.2019 N 19/44/99/493 (полный текст изготовлен 03.10.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, в результате чего информация об участнике закупки с номером заявки "1" передана Оператором электронной площадки Заявителю некорректно.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.08.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - собственные средства за счет прочих источников;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.08.2019;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) на участие в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) дата проведения Аукциона - 30.08.2019;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, в результате чего информация об участнике закупки с номером заявки "1" передана Оператором электронной площадки Заявителю некорректно.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, следующих документов и информации, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.09.2019 N ***-3 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе в связи с предоставлением в составе заявки выписка из ЕГРЮЛ в неактуальной редакции.
На заседании Комиссии установлено, что *** УФАС России рассмотрена жалоба участника закупки с номером заявки "1" на действия аукционной комиссии Заказчика, признавшей несоответствующей заявку требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе. В результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии Заказчика признано нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, а также выдано обязательное для исполнения предписание от 12.09.2019 по дулу N ***/**/**-****/2019 (далее - Предписание) на основании которого Заказчику необходимо, в том числе, отменить протокол подведения итогов, а также повторно рассмотреть вторые части заявок.
Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами обеспечивает предоставление Заказчику выписки из ЕГРЮЛ Заявителя.
При этом согласно сведениям ЕИС участник закупки с номером заявки "1", зарегистрирован в ЕРУЗ 16.03.2019, в связи с чем у участника закупки с номером заявки "1", отсутствует обязанность прикрепления выписки из ЕГРЮЛ в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не представил доказательства, подтверждающих, что Оператором электронной площадки надлежащим образом направлена выписка из ЕГРЮЛ в актуальной редакции Заказчику.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Оператора электронной площадки нарушают часть 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано от 12.09.2019 по делу N ***/**/**-****/2019.
3. Передать материалы от 30.09.2019 по делу N 19/44/99/493 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Сведения о размере обеспечения в извещении и документации о проведении электронной закупки не должны быть противоречивыми.
В ФАС России обратилось общество с жалобой, по мнению которого заказчиком ненадлежащим образом установлено в извещении о проведении Запроса предложений требование к размеру обеспечения исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку действий субъектов контроля, в том числе, по обращению заявителя, если такое обращение содержит признаки нарушения положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Требования к составу и содержанию извещения, документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлены статьей 83.1 Закона о контрактной системе, согласно которой указанные документы должны содержать информацию об установлении требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе. При этом разночтений не допускается.
Как установлено в решении ФАС России, и как следует из пояснений заказчика, при формировании извещения, документации о проведении запроса предложений в электронной форме, в частности проекта контракта, допущены разночтения в размере обеспечения контракта.
Учитывая названные обстоятельства, Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что заказчиком нарушены пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 19.09.2019 N 19/44/99/471 (полный текст изготовлен 24.09.2019).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом, установившего в извещении о проведении Запроса предложений требование к размеру обеспечения исполнения государственного контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 05.09.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.09.2019;
5) источник финансирования - Федеральный бюджет;
6) на основании части 26 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся;
7) победителем признано ООО "***" с предложением о цене контракта *** рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом установлено требование к размеру обеспечения исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 83.1 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса предложений в электронной форме должна содержаться информация, предусмотренная пунктами 1 - 7 (в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83. 1 Закона о контрактной системе), пунктом 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), пунктами 9 - 11 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 27.1 информационной карты извещения о проведении Запроса предложений "Сумма обеспечения исполнения контракта предусмотрена в следующем размере: 17.00 % от начальной (максимальной) цены контракта, что 1 024 843 036 (один миллиард двадцать четыре миллиона восемьсот сорок три тысячи тридцать шесть) рублей 33 копейки".
Вместе с тем, согласно пункту 6.1 проекта государственного контракта извещения о проведении Запроса предложений "Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 10% от начальной (максимальной) цены Контракта - 602 848 844 (шестьсот два миллиона восемьсот сорок восемь тысяч восемьсот сорок четыре) рубля 90 копеек.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при формировании извещения о проведении Запроса предложений допущена техническая ошибка, при этом извещением о проведении Запроса предложений предусмотрено, что "При возникновении противоречия между положениями частей I-V документации и части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", применяются положения части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ". Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта предусмотрен в размере 17.00% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 024 843 036 (один миллиард двадцать четыре миллиона восемьсот сорок три тысячи тридцать шесть) рублей 33 копейки".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 20.06.2019 N 808/19, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 20.09.2019 N 19/44/99/471 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.