(* Постановление Большой Палаты Европейского Суда по делу "Катан и другие против Республики Молдова и Российской Федерации" от 19 октября 2012 г., жалобы NN 43370/04, 8252/05 и 18454/06. См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2012. N 12 (примеч. редактора).)
Данная информация доступна в соответствии с правилом 8.2а Регламента Комитета министров Совета Европы для наблюдения за исполнением постановлений и условий мировых соглашений.
В Постановлении Большой Палаты Европейского Суда по делу "Катан и другие против Республики Молдова и Российской Федерации" (далее - дело Катана) Европейский Суд применил собственную доктрину "эффективного контроля", возложив на власти Российской Федерации ответственность за нарушения, совершенные на территории другого государства, к которому власти Российской Федерации не имеют какого-либо отношения, что создало серьезные проблемы для практического исполнения настоящего Постановления.
Следует напомнить, что власти Российской Федерации приложили значительные усилия для поиска приемлемых решений с целью разрешения сложившейся ситуации.
"Круглый стол", посвященный вопросам сотрудничества с Европейским Судом, состоялся в г. Москве в январе 2015 года. 5 июня 2015 г. в г. Страсбурге прошла научно-практическая конференция на тему "Европейская конвенция по правам человека и общее международное право". 22-23 октября 2015 г. в г. Санкт-Петербурге прошла конференция на высоком уровне на тему "Совершенствование внутригосударственных механизмов для эффективного исполнения положений Европейской конвенции по правам человека". Материалы данной конференции в 2017 году были систематизированы Советом Европы и опубликованы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации.
В октябре 2017 года в г. Москве при содействии Санкт-Петербургского международного юридического форума состоялась конференция на тему "Россия и ЕСПЧ: расширяя диалог". Содержательные дискуссии касались вопросов экстерриториальной ответственности государств с учетом правоприменительной практики Европейского Суда. Среди участников конференции были министр юстиции Российской Федерации, судьи Европейского Суда, представители органов Совета Европы, российские и иностранные исследователи права. Подобная конференция также состоялась в г. Кишиневе (Республика Молдова).
В сотрудничестве с Советом Европы был подготовлен специальный выпуск журнала "Прецеденты Европейского Суда по правам человека", в котором отразились содержательные дискуссии, имевшие место в ходе упомянутых конференций, посвященных поиску приемлемых решений ситуаций, связанных с постановлениями Европейского Суда по так называемым приднестровским делам. В сентябре 2018 года эта подборка материалов была передана судьям Европейского Суда, Секретариату Комитета министров Совета Европы и всем представителям государств - членов Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
В мае 2018 года в г. Санкт-Петербурге прошел Международный юридический форум. Гостями данного форма были ведущие российские и зарубежные эксперты: судьи верховных судов Российской Федерации и Европейского Суда, представители органов Совета Европы, представители компетентных государственных органов Российской Федерации, российские и зарубежные ученые и практикующие юристы. На этом форуме в рамках секций "Европейская конвенция по правам человека и российское право: 20 лет вместе" и "Современные тренды в развитии юридической практики во взаимосвязи между международным и внутренним правом" среди прочего обсуждались проблемные вопросы практики Европейского Суда (включая определения, которые дает Европейский Суд экстерриториальной ответственности государств, применяя доктрину "эффективного контроля"), связи такой практики с нормами международного права и практикой международных судов, а также вопросы, связанные с применением Европейским Судом его юрисдикции и субсидиарной роли, что касается национальных правовых систем.
Данные мероприятия, проведенные в Российской Федерации и на других площадках с участием ведущих российских и зарубежных экспертов, подтвердили сложность существующей ситуации, а также продемонстрировали необходимость дальнейших поисков взвешенных и реальных путей выхода из сложившейся ситуации.
В данном контексте отмечалось, что в рамках Комитета экспертов по развитию конвенционной системы будет продолжена работа по вопросам, связанным с применением доктрины "эффективного контроля" Европейского Суда.
27-30 ноября 2018 г. на заседании Руководящего комитета по правам человека были обобщены внутренние результаты деятельности Редакционной группы по разработке документа "О месте Конвенции в европейском и международном правовом порядке". В результате сложившихся проблем с приднестровскими делами, указанных властями Российской Федерации, доклад, одобренный в конце заседания, отмечал возможное возникновение сложностей для государств-членов на стадии исполнения постановлений в экстерриториальных ситуациях. Эти сложности также будут отражены в докладе группы с таким же названием.
В настоящее время в рамках Редакционной группы Секретариат Комитета министров Совета Европы подготовил сводный проект доклада "Ответственность государства и экстерриториальное применение Европейской конвенции по правам человека", обсуждение которого планируется на заседании группы 5-8 февраля 2019 г.
В сентябре 2018 года и январе 2019 года прошли регулярные раунды консультаций между Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и представителями Секретариата Комитета министров Совета Европы, а также других подразделений Совета Европы по поиску взаимоприемлемых решений сложившейся ситуации.
Наряду с этим, а также принимая во внимание, что проблемы исполнения дела Катана вызваны самим этим Постановлением, прикладываются усилия для решения соответствующих проблем в рамках новых контактов с Европейским Судом по так называемым приднестровским делам. В настоящее время власти Российской Федерации собирают и анализируют информацию по этому вопросу, которая будет передана на рассмотрение Европейского Суда и может внести вклад в решение ситуации с учетом существующих реалий. Это особенно актуально, принимая во внимание тот факт, что ситуация в самом Приднестровье не остается неизменной, в том числе благодаря усилиям миротворческих миссий. Власти Российской Федерации исходят из того факта, что необходимо подробное и независимое рассмотрение всех обстоятельств дел с учетом аргументов и материалов не только со стороны властей Российской Федерации и Республики Молдовы, но и информации местных властей Приднестровского региона.
Таким образом, вышеперечисленные меры представляют собой практическое исполнение рекомендаций, данных властям Российской Федерации и отраженных в решениях Комитета министров Совета Европы, о необходимости продолжить содержательный диалог с целью поиска решений проблемных вопросов, связанных с исполнением Постановления Европейского Суда по делу Катана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация, поступившая от властей Российской Федерации по делу "Катан и другие против Республики Молдова и Российской Федерации" (Секретариат Комитета Министров Подготовлено к заседанию Комитета министров Советы Европы в марте 2019 года 1340-е заседание)
Текст информации опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 3/2019