Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя Ф.Г. Хуснутдинова, судей Ф.Р. Волковой, Л.В. Кузьминой, Э.М. Мустафиной, Р.А. Сахиевой, А.Р. Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ф.Р. Волковой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Р.Ф. Нафиковой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Р.Ф. Нафикова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2010 года N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", пунктом 2.3 "Расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием" (далее также - пункт 2.3) Методических рекомендаций по расчету размера платы за жилищные услуги, утвержденных данным постановлением, а также указанным постановлением в целом (далее также - постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, Методические рекомендации).
Согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан органам местного самоуправления, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам предложено: при расчете стоимости жилищных и коммунальных услуг руководствоваться утверждаемыми в пункте 1 Рекомендуемыми нормативами потребления населением жилищных и коммунальных услуг и Методическими рекомендациями; до 1 января 2011 года обеспечить оснащение всего парка лифтового оборудования приборами учета электрической энергии.
Пунктом 2.3 Методических рекомендаций определен порядок расчета платы за услуги "Содержание лифтового оборудования" и "Пользование лифтовым оборудованием".
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка Р.Ф. Нафикова с марта 2016 года проживает в квартире на первом этаже многоквартирного дома в городе Казани и оплачивает услуги по графе "Текущий ремонт и текущее обслуживание лифтового оборудования". По мнению заявительницы с нее, как жильца первого этажа, согласно формуле расчета платы по данной услуге, приведенной в пункте 2.3 Методических рекомендаций, не должна взиматься плата за услугу "Пользование лифтовым оборудованием". Однако плата за данную услугу в ее доме взимается вне зависимости от этажности проживания. Полагая взимание платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием" незаконным, гражданка Р.Ф. Нафикова обращалась в различные органы государственной власти, но ее обращения положительного результата не дали.
Заявительница также отмечает, что пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан содержит диспозитивную норму, предполагающую возможность выбора применения Методических рекомендаций при расчете стоимости жилищных и коммунальных услуг.
Вместе с тем она считает, что пункт 2.3 Методических рекомендаций по расчету размера платы за жилищные услуги изложен в императивной форме и фактически подлежит неукоснительному соблюдению. Однако из-за того, что это положение располагается в Методических рекомендациях, а также в силу пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, возникла неопределенность в вопросе о том, является ли оно нормативным и подлежащим неукоснительному соблюдению.
По мнению гражданки Р.Ф. Нафиковой пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, допуская возможность применения расчета платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием", установленной пунктом 2.3 Методических рекомендаций, содержит неопределенность в вопросе о том, вправе ли фактически указанные в нем органы и организации применять такой расчет платы за названную услугу. Кроме того, само по себе постановление Кабинета Министров Республики Татарстан в целом содержит неопределенность в вопросе о том, является ли оно нормативным правовым актом.
Заявительница полагает, что оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан вводит население в заблуждение относительно того, как должен производиться расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием", что приводит к нарушению ее конституционных прав и свобод, поскольку позволяет правоприменителю в произвольном порядке по своему усмотрению применять либо не применять расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием", установленной пунктом 2.3 Методических рекомендаций в отношении различных многоквартирных домов.
На основании изложенного гражданка Р.Ф. Нафикова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункт 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2010 года N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", пункт 2.3 "Расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием" Методических рекомендаций по расчету размера платы за жилищные услуги, утвержденных данным постановлением, а также указанное постановление в целом не соответствующими статьям 13, 28 (часть первая), 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Собственники помещений согласно взаимосвязанным положениям частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее также - Правила), обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме. По смыслу положений пункта 1 части 2 статьи 154 и части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации указанная плата входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме и устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Применительно к оспариваемому правовому регулированию это означает, что лифт относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, обязанность нести бремя расходов на содержание этого имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества.
По данному вопросу и в судебной практике сложился единообразный подход, свидетельствующий об обязанности по внесению такой платы, независимо от факта пользования общим имуществом. В постановлении от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом (пункт 12).
Такой подход в полной мере соотносится с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что установление для собственников помещений в многоквартирном доме обязательного участия в расходах по содержанию и ремонту общего имущества такого дома пропорционально размеру принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в доме соответствует общеправовому принципу несения собственником бремени содержания своего имущества, направлено на поддержание дома в состоянии, отвечающем - в общих интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме - санитарным и техническим требованиям (определения от 22 апреля 2014 года N 947-О и от 20 ноября 2014 года N 2667-О).
В силу положений статей 156 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений вправе на общем собрании принять решение об установлении платы за содержание жилого помещения. Тем самым Жилищный кодекс Российской Федерации в приоритетном порядке закрепил за собственниками жилых помещений в многоквартирном доме право регулирования ценообразования в жилищной сфере.
Оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, исходя из их буквального содержания, а также места в системе действующего правового регулирования, носят рекомендательный характер, приняты в целях повышения качества и обоснованности размера платы за оказываемые населению жилищные и коммунальные услуги. При этом сам по себе данный нормативный правовой акт не подлежит применению в порядке, отличном от установленного Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое правовое регулирование не содержит неопределенности в вопросе его соответствия Конституции Республики Татарстан, в связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", жалоба гражданки Р.Ф. Нафиковой не является допустимой.
Как следует из содержания жалобы, заявительница, формально оспаривая конституционность рассматриваемых положений, фактически выражает несогласие с решениями правоприменительных органов, оценка законности и обоснованности которых не относится к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
На основании изложенного и руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, 73 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Ф. Нафиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2010 года N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", пунктом 2.3 "Расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием" Методических рекомендаций по расчету размера платы за жилищные услуги, утвержденных данным постановлением, а также указанным постановлением в целом, поскольку она в соответствии с установленными требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимой, а разрешение поставленных заявительницей вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Р.Ф. Нафиковой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан" и на "Официальном портале правовой информации Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2019 г. N 25-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Ф. Нафиковой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2010 года N 250 "О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них", пунктом 2.3 "Расчет платы за услугу "Пользование лифтовым оборудованием" Методических рекомендаций по расчету размера платы за жилищные услуги, утвержденных данным постановлением, а также указанным постановлением в целом"
Текст определения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 9 октября 2019 г.