Письмо Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 30 сентября 2019 г. N 2.8-19/13805@
Досудебное урегулирование налоговых споров: на что следует обратить внимание налогоплательщикам
Управлением Федеральной налоговой службы по Рязанской области проведён анализ жалоб, рассмотренных отделом досудебного урегулирования налоговых споров за 2018 год и 1 полугодие 2019 года, по результатам которого установлен рост жалоб по отдельным категориям налоговых споров:
обжалование решений о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьёй 101 НК РФ). Рассмотрено 85 жалоб, из которых 34 (40%) оставлено без удовлетворения;
жалобы на действия налоговых органов по направлению требований о представлении документов (пояснений). Рассмотрено 7 жалоб, из которых 6 (86%) оставлено без удовлетворения;
жалобы на иные акты ненормативного характера. Рассмотрено 7 жалоб, из которых 6 (86%) оставлено без удовлетворения.
При этом обращаем внимание, что есть ряд обстоятельств, на которые ссылаются заявители, и которые в действительности не являются причинами для удовлетворения жалоб. Среди них можно отметить следующие:
1. Отсутствие в требовании о представлении документов (информации) указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, а также неуказание причины для истребования документов.
УФНС России по Рязанской области отмечает, что указанное обстоятельство не свидетельствует о недействительности требования и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ. Данный правовой подход подтверждается судебной практикой, в частности, постановлениями Арбитражного суда Центрального округа от 25.05.2016 по делу N А09-10176/2015, от 27.01.2017 по делу N А09-7215/2016.
2. Неисполнение требования о представлении документов (информации) налогоплательщиком в связи с его неполучением.
Необходимо отметить, что указанное обстоятельство не будет принято во внимание по причине того, что из норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в ЕГРИП/ЕГРЮЛ должен содержаться достоверный адрес предпринимателя/юридического лица, по которому с ним можно осуществлять связь. При этом налогоплательщик несёт ответственность за указание регистрирующему органу недостоверного адреса. Таким образом, в случае, если требование о представлении документов (информации) направлено заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП, оно считается направленным должным образом и подлежит исполнению.
Кроме того, налогоплательщики могут представить в налоговый орган сведения об адресе для направления корреспонденции.
3. Довод налогоплательщика о том, что документы (пояснения) были представлены в срок, установленный пунктом 3 статьи 88 НК РФ, не может быть принят во внимание при отсутствии подтверждающих документов, свидетельствующих о своевременном представлении документов.
4. Отсутствие выплат физическим лицам в каком-либо налоговом периоде свидетельствует о том, что у организации отсутствовала обязанность представления расчёта по форме 6-НДФЛ.
Следует отметить, что НК РФ не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по представлению расчётов в случае неосуществления финансово-хозяйственной деятельности либо отсутствия выплат работникам. В указанном случае плательщик должен представить в налоговый орган в установленный срок расчёт с нулевыми показателями.
Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273, а также в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 N 14АП-6023/2018 по делу N А44-2193/2018.
Вместе с тем доводим до сведения налогоплательщиков, что указанные обстоятельства также считаются судами в качестве обоснованных при обжаловании решений вышестоящего налогового органа.
Таким образом, УФНС России по Рязанской области с целью снижения количества споров с налоговыми органами рекомендует налогоплательщикам учитывать данную информацию как непосредственно при взаимоотношениях с налоговыми органами, так и при обжаловании решений, вынесенных в рамках статьи 101.4 НК РФ, действий налоговых органов и иных актов ненормативного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 30 сентября 2019 г. N 2.8-19/13805@
Текст письма опубликован не был