Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в 2017 году
Компетенция Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае определена Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 04.07.2000 г. N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Согласно указанным законам, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Краснодарского края, их объединений на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения, государственных органов, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, нарушающих основные права и свободы человека и гражданина.
Работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Информация о месте приема граждан, установленном дне и часах приема размещена на интернет-сайте Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (https://kubanombudsman.org/). Уполномоченный и сотрудники аппарата ведут ежедневный приём. В сложных случаях жалоба рассматривается с выездом на место. В постоянном режиме проводятся телефонные консультации по интересующим граждан вопросам, а через интернет-сайт Уполномоченного в разделе онлайн-приемная любой гражданин может подать жалобу.
В 2017 году к Уполномоченному поступило 2453 обращения. Из них:
- 866 письменных обращений, в том числе через онлайн-приемную 414;
- 1197 граждан обратились по телефону;
- 390 гражданин обратились на личном приеме.
В период 2013 - 2017 гг. к Уполномоченному поступило 12129 обращений. Следует отметить, что ежегодное количество обращений меняется незначительно (2013 г.-2239; 2014 г.-2253; 2015 г.-2452; 2016 г.-2732). Динамика изменений показана на диаграмме 1 (См.: приложения).
Возвращаясь к статистике 2017 года, классификация 866 письменных обращений по группам конституционных прав (в абсолютном и процентном выражении) выглядит следующим образом:
- касающиеся личных прав (права на жизнь, право на гражданство, право на судебную защиту, свобода совести и вероисповедания и др.) - 415 (47,92%);
- касающиеся экономических прав (право на частную собственность, право на труд, права потребителей и др.) - 113 (13%);
- касающиеся социальных прав (защита семьи, права на социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья, медицинскую помощь и др.) - 280 (32,79%);
- касающиеся культурных прав (право на образование, участие в культурной жизни и др.) - 12 (1,38%);
- экология - 5 (0,5%);
- касающиеся политических прав (избирательные права; проведение публичных мероприятий и др.) - 3 (0,3%).
- другие - 38 (4%). (См.: диаграмма 2).
Следует отметить, что пятый год подряд жалобы на справедливый суд и справедливое уголовное и административное расследование являются наиболее многочисленными - 415 (47,9% - от общего числа жалоб).
Актуальными для граждан, по-прежнему, остаются социальные проблемы.
По вопросам нарушений жилищных прав поступило 162 (24%) обращения, в сфере жилищно-коммунального хозяйства - 54 (6,1%).
Беспокойство граждан вызвано неудовлетворительным состоянием жилого фонда, плохим качеством оказания коммунальных услуг и тем, как ведётся благоустройство придомовых территорий.
К Уполномоченному в 2017 году поступило 11 обращений по вопросам долевого строительства, из них 3 коллективных. Часто застройщик не в полной мере выполняет свои обязательства, становится банкротом, в течение длительного времени не вводит дом в эксплуатацию, допускает при строительстве всевозможные нарушения. В результате граждане остаются ни с чем.
По-прежнему много просьб об оказании материальной помощи поступает от жителей края, попавших в сложные жизненные ситуации, многодетных семей, малоимущих граждан, людей с инвалидностью. Нередко у заявителей не хватает средств для приобретения необходимой одежды, продуктов питания, предметов мебели, жизненно важных лекарств, средств для реабилитации.
Поступали жалобы на низкие размеры пенсий, неудовлетворительное финансирование предусмотренных действующим законодательством мер социального обеспечения, несоответствие получаемых доходов текущим запросам населения. Были случаи, когда к Уполномоченному обращались граждане, которые для решения своих финансовых трудностей брали кредиты в микрофинансовых организациях. Условия получения займов, без учета размера заработка, кредитной истории и отсутствия строгих требований к документам, привлекают людей обращаться за "быстрыми деньгами", при этом закладывать собственные квартиры, ставить подписи под любыми документами, особо не вчитываясь в них. В итоге граждане не только теряют последние сбережения, но рискуют безвозвратно лишиться имущества.
В 2017 году поступило 35 жалоб от лиц, содержащихся в местах принудительного содержания по вопросам условий содержания, трудоустройства, пенсионного обеспечения, жилья и др. (в 2016 г. - 49, в 2015 г. - 48, в 2014 г. - 54, в 2013 г. - 27).
По вопросам исполнения судебных решений поступило 65 обращений (в 2016 г.- 64, в 2015 г. - 29).
Уменьшилось количество жалоб на нарушение прав граждан на охрану здоровья и медицинское обеспечение - 62 (в 2015 г. - 51, в 2016 г. - 80).
Незначительно увеличилось число обращений по вопросам пенсионного обеспечения и социальных выплат - 56 (в 2015 г. - 43, в 2016 г. - 52).
Актуальной темой обращений остаются вопросы получения гражданства РФ. В 2017 году поступило 55 обращении (в 2015 г. - 34, в 2016 г. - 36). Граждане ближнего зарубежья (Украины, Узбекистана, Молдовы и др.) просили Уполномоченного о содействии в получении разрешения на временное проживание, жалуются на проблемы с квотами. Нередко поступают просьбы о правовой защите.
В истекшем году поступило 60 коллективных обращений (2015 г. - 43, 2016 г. - 61). К сожалению, установить точное количество граждан, обратившихся к Уполномоченному с коллективными заявлениями, не всегда представляется возможным, поскольку многие коллективные обращения подписаны несколькими заявителями от имени детского садика, жилого дома, поселка и т.п. Тем не менее, имеющаяся информация свидетельствует о том, что возникшие проблемы в прошедшем году объединили 257 человек. В основном, это жалобы, касающиеся долевого строительства, сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг (приостановление подачи электроэнергии, тепловой энергии и другие), градостроительства и архитектуры (законность строительства). Одна из жалоб затрагивала интересы более 1000 жителей с. Нижняя Шиловка Адлерского района г. Сочи, в дома, которых была прекращена подача воды, по причине изношенности сетей водоснабжения.
Если рассматривать жалобы по категориям лиц, то наибольшее количество их поступило от лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения системы исполнения наказаний) - 175 (20%). От пенсионеров и инвалидов поступило - 137 (15,8%), иностранных граждан и лиц без гражданства - 43 (4,9%), многодетных семей - 23 (2,6%), адвокатов (представителей) - 21 (2,59%), ветеранов войны - 7 (0,8%), общественных организаций - 7 (0,8%), детей-сирот - 6 (0,6%) и др. граждан (См.: таблица 3).
Классификация обращений по субъектам (органам) власти показывает, что из 866 письменных обращений (жалоб) на федеральные органы власти (суд, следственный комитет, прокуратура, судебные приставы-исполнители, полиция) приходится 333 обращения (38%), на органы местного самоуправления - 148 обращения (17%), на исполнительные органы государственной власти Краснодарского края - 77 обращения (8,8%).
География поступивших жалоб к Уполномоченному обширна. В 2017 году 809 (93%) обращений поступило из муниципальных образований Краснодарского края. Подавляющее большинство из г. Краснодара - 297, Сочи - 73, последний в тройке "лидеров" Новороссийск - 64.
Среди муниципальных образований края по количеству жалоб на 10 000 человек населения лидирует город Краснодар (3,05), второе место разделили Усть-Лабинский район и г. Горячий Ключ (2,3), третий - г. Новороссийск (2). В отчетном году не поступило ни одной жалобы из Новопокровского, Отрадненского и Тбилисского районов (См.: таблица 1).
Из 25 субъектов Российской Федерации поступило 54 (6%) обращения, но больше всего пришло из столичного региона, г. Москвы - 8, из Кабардино-Балкарской Республики - 7, Республики Адыгея - 5. Из-за рубежа (Франция, Украина, Абхазия) - 4 (0,5%) обращения (См.: таблица 2).
Все поступившие к Уполномоченному жалобы внимательно рассматривались. В установленный законом срок заявителям направлялись аргументированные ответы. При рассмотрении обращений граждан Уполномоченный, в большинстве своем, взаимодействовал с органами власти.
Следует отметить, что решение о направлении обращения гражданина в адрес органа власти принимается Уполномоченным после изучения соответствующих норм законов и с учетом компетенции органов власти. Поэтому совершенно непонятно, когда ответ органов власти, вместо информации о решении вопроса гражданина, состоит из разъяснений норм действующего законодательства на нескольких листах, по сути объясняющий, почему вопрос гражданина не может быть решен, а права его восстановлены.
Такого рода ответы вызывают удивление. Вряд ли, кто-то может быть удовлетворен очередной бюрократической отпиской, даже если ответ поступил в срок. Примером может послужить ответ администрации Темрюкского района по обращению многодетной матери З.А.А., оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Ей разъяснили и законодательство, и ряд подзаконных актов, и, то, что она может и на что имеет право. Но кроме разъяснений, никакой реальной помощи она так и не получила.
Проведенный анализ показывает, что поступившие к Уполномоченному обращения касались практически всех сторон жизни человека.
Работа с обращениями граждан является одним из важнейших направлений в деятельности Уполномоченного, поскольку поступающая от населения информация о нарушениях прав гражданина отражает наиболее острые социальные проблемы. Необходимо отметить, что Уполномоченным проводится еженедельный анализ рассмотренных обращений граждан, а также принятых по ним мерам.
Право выбора того или иного механизма защиты своих прав всегда остается за гражданином. Никто не должен обладать монополией на истину, быть вне контроля общества. Институт Уполномоченного по правам человека предоставляет гражданам этот выбор. Поэтому граждане все чаще апеллируют к Уполномоченному как к последней инстанции, так как ранее они уже обращались в различные органы власти, в том числе и судебные, но помощи не нашли.
Как показал анализ письменных обращений, многие из них возникли из-за недостаточного знания гражданами законов. По таким обращениям Уполномоченный и сотрудники его аппарата давали соответствующие правовые консультации заявителям. Таких консультаций проведено 414 (47,8%). Заявители были удовлетворены, получив определенные разъяснения своих дальнейших действий.
Часть обращений затрагивала компетенцию других органов, в связи с чем, они направлялись в адрес этих органов для проверки и решения, поднятых заявителями вопросов - 331 (38,2%).
Однако часть обращений требовала принятия мер неотложного реагирования, поскольку восстановление прав было жизненно необходимо. По ним проводились проверки, направлялись соответствующие обращения и ходатайства в вышестоящий орган (или к вышестоящему должностному лицу), в надзорные органы, прокуратуру.
Таких обращений в 2017 году поступило 121 (13,9%). Отрадно, что из них удалось оказать содействие в восстановлении прав заявителей более чем в 70% случаев. В остальных, если вопрос был решен судебным органом, были предложены варианты выхода из сложившейся ситуации, оказывалась консультативно-правовая поддержка.
<< Назад |
Глава 2. >> Реализация прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2017 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.