Вступительное слово
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2017 год (далее - Доклад) подготовлен в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Цель Доклада - дать полный и всесторонний анализ состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, а также привлечь внимание органов государственной власти, местного самоуправления, научного сообщества, средств массовой информации, институтов гражданского общества и широкой общественности к актуальным проблемам защиты прав человека, профилактики и предотвращения их нарушений.
В основе Доклада - обращения граждан, некоммерческих организаций, ответы, поступившие из органов государственной власти и местного самоуправления, а также данные мониторинга различных средств массовой информации, сети "Интернет" о состоянии прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края, личные наблюдения и выводы.
В Докладе рассматривается существующий спектр проблем в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, приводятся примеры рассмотрения жалоб и мер, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан, даются рекомендации по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур. Анализ текущей ситуации и выявленные системные проблемы в области прав и свобод человека иллюстрируются характерными примерами.
В тексте Доклада делаются ссылки на источники информации, события и факты. В целях сохранения конфиденциальности, персональные данные лиц, обратившихся к Уполномоченному, указаны в общих чертах, фамилии и имена заменены заглавными буквами.
Доклад содержит информацию о взаимодействии Уполномоченного с органами государственной власти, местного самоуправления, гражданскими институтами и научным сообществом, в том числе, о реакции должностных лиц на его рекомендации, выводы и предложения, а также статистические данные.
Структура Доклада состоит из трех глав, введения и заключения. В Докладе содержатся различные графики, таблицы и диаграммы, иллюстрирующие основные направления деятельности Уполномоченного.
Доклад традиционно обсуждался на заседании экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, в который входят представители институтов гражданского общества, средств массовой информации и научного сообщества.
Доклад основывается на собственном опыте Уполномоченного, его наблюдениях и не носит всеобъемлющего характера.
Выражаю искреннюю благодарность за эффективную многолетнюю работу, содействие в реализации основных прав и свобод человека и гражданина администрации Краснодарского края, Законодательному Собранию Краснодарского края, общественной палате Краснодарского края, совету при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, краевой общественной наблюдательной комиссии, федеральным образовательным учреждениям высшего образования, средствам массовой информации, экспертному совету при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, руководству и сотрудникам правоохранительных органов, органов местного самоуправления, представителям некоммерческих организаций, гражданским активистам.
Благодаря нашей совместной работе были восстановлены права не одной тысячи жителей Кубани, развивалось международное и межрегиональное сотрудничество в области прав и свобод человека, реализовывалось правовое просвещение.
Спасибо за неравнодушное отношение к правам человека, желание помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации!
Уполномоченный по правам |
С.В. Мышак |
Введение
Приступая к Докладу за 2017 год, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный), хотел бы, прежде всего, подвести некоторые итоги своей 5-летней деятельности.
За это время к Уполномоченному письменно, на личном приеме, через он-лайн приемную обратилось более 12 тысяч человек.
Удалось решить ряд острых проблем. Нужно отметить, что некоторые из них не нашли бы своего разрешения без участия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов власти нашей страны. Например, ситуацию, возникшую на рынке страхования Кубани: при покупке полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) права граждан нарушались страховыми компаниями в массовом порядке. Страховщики отказывали в выдаче полисов под различными предлогами, навязывали дополнительные услуги, повышали страховые тарифы и т.д. Кроме того, граждане вынуждены были стоять в огромных очередях, чтобы оформить полис ОСАГО.
Проблема не могла быть решена на уровне региона. После обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, территориальное управление Федеральной антимонопольной службы, другие органы ситуация стала меняться.
Быстро и эффективно отреагировала прокуратура Краснодарского края: руководителям некоторых страховых организаций были объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона.
Вместе с тем, сказать, что все разрешилось, нельзя. Некоторые страховые компании продолжают навязывать услуги при оформлении полиса ОСАГО. Однако уже появилась возможность приобретать документ через интернет. Но здесь подстерегает другая трудность: работа интернет-сайтов страховых компаний, которая вызывает много нареканий.
Создается впечатление, что некоторые компании намеренно создают препятствия при оформлении электронного полиса ОСАГО. Наверное, выгоднее, чтобы граждане обращались непосредственно в их отделения. В таком случае в стоимость обязательно включается комиссия за оформление, настойчиво предлагается застраховать жизнь или имущество. Безусловно, система пока несовершенна, необходима ее "донастройка".
Следует также сказать о работе по оказанию помощи беженцам из Украины. В ходе трагических событий в соседнем государстве на Кубань прибыло и размещено более 45 тысяч беженцев этой страны. Краснодарский край гостеприимно открыл свои двери для всех, кто в этом нуждался. События на Украине не оставили равнодушными никого.
Не остался в стороне и аппарат Уполномоченного - в муниципальных образованиях края были проведены встречи с гражданами Украины, в ходе которых обсуждались вопросы медицинского обеспечения, трудоустройства, оформления необходимых документов для пребывания на территории России. Гражданам Украины были даны необходимые разъяснения и консультации, никто не остался без внимания.
Необходимо отметить, что благодаря усилиям региональных уполномоченных по правам человека сроки рассмотрения документов для временного пребывания на территории России для украинских беженцев были значительно сокращены. Для многих людей это стало жизненно важным: они смогли быстрее найти работу и адаптироваться.
Хотелось бы сказать и о решении проблем жителей г. Кропоткина, проживавших в многоквартирном доме, который был признан аварийным. В течение нескольких лет они не могли добиться от местных властей справедливости.
В доме проживало 170 человек, в том числе 23 ребёнка и 9 инвалидов. Однако местные власти не потрудились включить его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Обеспокоенные жители аварийного дома обратились к Уполномоченному. Для решения этой проблемы были предприняты необходимые меры. В апреле 2015 г. по инициативе Уполномоченного было проведено совещание, в котором приняли участие представители администрации муниципального образования Кавказский район, правоохранительных органов, депутатского корпуса, различных контрольных и надзорных ведомств, жители аварийного дома. Был выработан план дальнейших действий.
О сложившейся проблеме были проинформированы органы прокуратуры, глава администрации (губернатор) Краснодарского края В.И. Кондратьев, после вмешательства которого вопрос был решен: в 2016 году были построены два многоквартирных дома, куда люди и переехали.
Совместными усилиями гражданских активистов, правоохранительных органов, краевых властей проблему удалось решить: граждане смогли реализовать свое конституционное право на жилище!
Еще одна важная проблема, которой пришлось заниматься - это деятельность микрофинансовых организаций. К сожалению, многие люди из-за непростой экономической ситуации в стране, снижения уровня реальных доходов населения и задержек заработной платы, а порой, поддавшись искушению быстро получить денежный заем, обращались в эти организации. Большая часть граждан брала займы до зарплаты, годовая ставка по которым могла составлять более 700%. Фактически люди попадали в кабалу. Причем, как правило, это были наиболее социально незащищенные слои - бюджетники и пенсионеры.
Уполномоченный неоднократно поднимал эту проблему посредством обращений в администрацию Краснодарского края и Центральный Банк РФ. Благодаря взаимодействию с депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края эту проблему удалось вынести на федеральный уровень.
В Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" были внесены изменения, которые призваны снизить долговую нагрузку - начисленные проценты по договору потребительского займа не могут превышать трехкратного размера суммы займа.
Хотелось бы сказать и о еще одной важной проблеме, связанной с бэби-боксами (специально оборудованными местами для анонимного отказа от ребенка и передачи его на попечительство государственным службам и органам).
Вокруг этой проблемы было поломано немало копий. Кто-то выступал "за", но были и те, кто однозначно был "против". По мнению противников бэби-боксов, их существование поощрят отказы от новорожденных детей, и создает условия для криминала.
Уполномоченный неоднократно высказывал свою позицию на страницах периодической печати, в сети "Интернет": бэби-боксы - это не панацея, но реально спасенные жизни маленьких детей являются серьезным аргументом в пользу существования этих специально оборудованных мест.
Государство, безусловно, должно сосредоточить свои усилия на устранении коренных причин отказа от детей. Необходима профилактика, комплекс мер по оказанию социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако это не означает, что бэби-боксы следует запретить. Одно не мешает другому.
В этом отношении показательна и статистика. Следственный комитет России, проанализировав работу бэби-боксов, пришел к выводу, что она приводит к снижению числа убийств матерями младенцев. Так, число зарегистрированных преступлений, связанных с убийством матерью новорожденного ребенка, в России за последние семь лет сократилось вдвое - со 149 до 72 [1] Какие еще нужны аргументы?
Хочется верить, что милосердие и гуманное отношение к человеческой жизни в нашем обществе все же возобладает и бэби-боксы будут, наконец, узаконены.
Следует отдельно остановиться и на наметившихся позитивных изменениях в условиях содержания подозреваемых, подследственных и осужденных граждан. В этом направлении совместно с ГУ МВД России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю проделана большая работа.
Все же условия содержания данной категории граждан в СИЗО и ИВС вызывают определенное беспокойство. К сожалению, в ряде учреждений условия содержания до сих пор не соответствуют международным соглашениям, которые были ратифицированы Россией.
Стоит обратить внимание и на происходящие положительные изменения в области паспортизации осужденных. Эта проблематика обсуждалась в ходе круглого стола "Паспортизация осужденных: проблемы и пути решения", состоявшегося в марте 2015 года.
В работе круглого стола приняли участие представители территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Краснодарского края, институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, средств массовой информации.
Участники круглого стола обратили внимание на то, что в Краснодарском крае имели место случаи освобождения из мест лишения свободы граждан РФ без паспортов. Причины разные, но важно понимать то, что лица, не имеющие паспорта, лишены возможности оформить инвалидность, получить пенсию, участвовать в гражданско-правовых сделках, а после освобождения из мест лишения свободы не могут устроиться на работу, получить регистрацию, а также полис обязательного медицинского страхования.
Для этой категории граждан ситуация осложняется также отсутствием возможности трудоустройства: не секрет, что работодатели неохотно берут таких граждан на работу. Кроме того, граждане, отбывшие наказание, остро нуждаются в программах, направленных на их ресоциализацию и адаптацию.
Нужно отметить, что такие программы уже существуют. Например, Краснодарская региональная благотворительная общественная организация "Здоровое поколение", которую возглавляет член экспертного совета при Уполномоченном Н.М. Стрельцова, на протяжении нескольких лет реализует различные проекты, направленные ресоциализацию и адаптацию осужденных и освободившихся граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. На базе этой организации создан реабилитационно-адаптационный центр содействия малому предпринимательству, где бывшие осужденные обучаются новым профессиям.
Говоря о взаимодействии с некоммерческим сектором, следует отметить, что в течение последних 5-ти лет оно значительно укрепилось. Создан и эффективно работает экспертный совет при Уполномоченном, в который входят представители общественных организаций, научного и экспертного сообщества, средств массовой информации.
Реализуется новый проект - Клуб гражданских активистов Кубани, на площадке которого обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития гражданского общества, вырабатываются пути решения существующих проблем.
Развивается конструктивное сотрудничество со средствами массовой информации как печатными, так и электронными. Это взаимодействие позволяет Уполномоченному знакомить граждан со своей позицией, развивать правовое просвещение, которое является важным направлением деятельности Уполномоченного.
Особое внимание уделяется правовому просвещению в молодежной среде, которое реализуется в формате открытых лекций, круглых столов для студентов и преподавателей вузов Краснодарского края. Эти встречи уже стали доброй традицией в таких ведущих краевых вузах, как Кубанский государственный университет, Кубанский государственный технологический университет, Кубанский государственный аграрный университет и в других учебных заведениях.
Этому способствует и сайт Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также его официальная страничка в социальной сети "Фейсбук".
За последние 5 лет удалось значительно укрепить институт Уполномоченного по правам человека на законодательном уровне. Этому предшествовало длительное обсуждение необходимости внесения изменений и дополнений в действующие законодательство в части закрепления в нем полномочий региональных уполномоченных по правам человека. В этом процессе активное участие принимали региональные уполномоченные, которыми были подготовлены различные предложения и рекомендации.
Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае - участник этого процесса, который завершился принятием Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".
Принятие данного закона не только закрепило институт Уполномоченного в федеральном законодательстве, но и систематизировало работу региональных уполномоченных.
Важной вехой в развитии института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации стало и принятие Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Основной идеей этого закона является создание правовой базы для формирования общенациональной системы общественного контроля как необходимого инструмента реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства.
Законодатель включил как региональных Уполномоченных по правам человека, так и федерального Уполномоченного в систему общественного контроля - в соответствии с законом, федеральный и региональные Уполномоченные по правам человека наделены правом инициировать общественную проверку и общественную экспертизу.
Реализация данного закона значительно расширяет полномочия гражданских структур, создает необходимые условия для развития гражданских инициатив.
Заработает ли закон, запустит ли он масштабные демократические преобразования в обществе - будет зависеть от активности граждан, которым еще предстоит научиться применять этот реальный инструмент контроля.
В настоящее время обсуждается проект Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", который призван определить порядок назначения на должность, компетенцию, а также организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Принятие этого закона будет способствовать укреплению и развитию института Уполномоченного, закреплению правового статуса в системе действующего законодательства.
К сожалению, не все проблемы удалось решить. Одна из них - проблема обманутых дольщиков - граждан, которые вложили деньги в строительство жилья и остались ни с чем.
Львиная доля известных объектов незавершенного жилищного строительства находится в Краснодаре, Сочи, некоторых других городах. В краевой столице в стадии строительства находятся 446 многоквартирных жилых домов, которые возводят 155 застройщиков. Заключено порядка 40 тысяч договоров долевого участия. По 73 объектам компаниями нарушены сроки исполнения обязательств [2].
В реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены включено 862 человека по 57 объектам в 10 муниципальных образованиях. Однако это только те граждане, которые обратились в департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края с соответствующим заявлением. На самом деле масштаб проблемы значительно серьезнее - речь может идти о нескольких тысячах обманутых дольщиков в Анапе, Геленджике, Краснодаре, Новороссийске, Сочи и других городах.
Следует отметить, что об этой ситуации Уполномоченный говорил неоднократно и, нужно сказать, проблема начала решаться. Создана краевая межведомственная комиссия по оказанию содействия в защите прав и интересов граждан, пострадавших из-за неисполнения обязательств по строительству жилых домов, в муниципалитетах формируются "дорожные карты" по решению проблем с долгостроями, активно работает прокуратура Краснодарского края.
Уже удалось добиться определенных результатов: восстановлены денежные средства на строительство многоквартирных домов, возводимых за счет средств граждан, в сумме более 661,7 млн. рублей, введены в эксплуатацию 11 многоквартирных домов [3].
К сожалению, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Очевидно, что решение проблемы находится в плоскости четкого взаимодействия и контроля со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов.
Еще одна острая проблема, которая находилась в поле общественного внимания - это состояние дорог в крае и, особенно, в краевом центре. К сожалению, многие дороги находятся в критическом состоянии.
Об этом говорят и активисты общероссийского народного фронта, которые выявили более 150 проблемных участков, срочно требующих ремонта. Больше всего проблемных дорог общественники нашли в Краснодаре и Сочи, а также в Темрюкском и Павловском районах [4].
Справедливости ради нужно сказать, что власти услышали эти сигналы общества: на ремонт дорог Краснодарской агломерации было направлено 2 млрд. рублей. На эти деньги в Краснодаре планируется отремонтировать более 40 участков улично-дорожной сети [5].
Говоря о существующих проблемах, нельзя не сказать и о значительных успехах нашего региона в 2017 году.
Прежде всего, это успехи наших аграриев. В 2017 году Кубань побила собственный рекорд по сбору зерновых колосовых и зернобобовых культур - 10 млн. 364 тыс. тонн. В том числе, пшеницы собрано 9 млн. 50 тыс. тонн, что также является абсолютным рекордом за всю историю края. Урожайность озимых в крае является наивысшей в России - 63,3 ц/га в целом по зерновым колосовым и зернобобовым культурам и 64,9 ц/га - по озимой пшенице.
Ежегодно Краснодарский край имеет возможность экспортировать около 6 млн. тонн зерна. За 2016 год его экспорт увеличился на 36,6%, до 7,88 млн. тонн - это порядка 24% от общего экспорта края и 75% от стоимости экспортируемых продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья [6].
Растет и туристический поток. Если в 2016 году на Кубани отдохнуло около 15 миллионов человек, то в 2017 году их количество составило уже 16 миллионов человек. Во многом, этому способствует улучшение работы в отрасли. В крае активно идет классификация средств размещения (на сегодняшний день насчитывается свыше 5,5 тыс. отелей, гостиниц, пансионатов). 98% из них уже получили "звезды" в зависимости от категории. Одним из первых край начал проводить и классификацию пляжных территорий - 64 из них уже аккредитованы [7].
Кубань становится круглогодичным курортом. В течение последних трех лет стабильно растет число туристов, приезжающих отдыхать в край в "низкий сезон". Только в прошлом году в этот период регион принял 2,6 миллиона отдыхающих [8].
Экономическим успехам способствует и политическая стабильность, которая существует на Кубани уже на протяжении длительного периода времени.
Это подтвердили и состоявшиеся в сентябре 2017 года выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, а также органов местного самоуправления, хотя они не обошлись без внутрипартийных скандалов.
Следует отметить, что прошедшие выборы были прозрачными и прошли без существенных нарушений. Это стало возможным, в том числе благодаря эффективной работе объединенного штаба общественного наблюдения за выборами, деятельность которого способствовала реализации избирательных прав граждан, помогла не допустить нарушений законодательства.
В тесном контакте работали избирательная комиссия Краснодарского края, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае, краевая общественная палата и совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, различные общественные организации. Организационно-методическую помощь оказывала Центральная избирательная комиссия РФ.
Большая работа была проведена по общественному мониторингу выборов. Однако в действующем законодательстве отсутствовало само понятие "общественное наблюдение". Эта ситуация требовала оперативного решения. Именно об этом шла речь на встрече представителей объединенного штаба общественного наблюдения за выборами в Краснодарском крае с председателем ЦИК России Эллой Александровной Памфиловой, которая обещала поддержку в этом вопросе.
Тема общественного мониторинга и обеспечения избирательных прав граждан будет актуальна и в 2018 году во время выборов Президента РФ.
Еще одно знаковое событие 2017 года - XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, основные мероприятия которого прошли в Сочи. Общее количество аккредитованных гостей достигло почти 67,7 тысячи человек. Всего во Всемирном фестивале молодежи и студентов приняли участие почти 25 тысяч молодых людей из 188 стран. Это абсолютный рекорд всех фестивалей молодежи. Такие мероприятия дают возможность молодежи обменяться опытом, открыть для себя много нового, обсудить серьезные проблемы.
В организации мероприятия помогали порядка пяти тысяч волонтеров, в рамках образовательной программы прошло более 800 мероприятий, в них приняли участие более 1 300 спикеров [9].
На время проведения фестиваля Сочи превратился в настоящую молодежную столицу мира. Гости и участники мероприятия почувствовали кубанское гостеприимство, познакомились с культурой Кубани и увидели, что край открыт для сотрудничества.
Хочется отметить и открытие в краевом центре парка, расположенного возле стадиона футбольного клуба "Краснодар", который сразу стал одной из главных достопримечательностей южной столицы, излюбленным местом отдыха для краснодарцев и гостей города.
Парк исключителен сразу по нескольким причинам - начиная от отделки высочайшего уровня и самых современных технологий, использованных при его постройке, и заканчивая тем, что он является бесплатным для посещения.
Парк, как и сам стадион, был полностью построен на средства основателя сети "Магнит" Сергея Галицкого, гражданская позиция которого вызывает только уважение.
Набирает обороты и Российский инвестиционный форум, который ежегодно проводится в г. Сочи. В 2017 году Форум впервые был проведен в новом формате: акцент сделан на внутрироссийскую повестку. В рамках деловой программы было проведено 41 мероприятие. Участники дискуссий обсудили вопросы региональной политики, финансирование инфраструктурных проектов, инвестиционный климат в субъектах Российской Федерации, повышение эффективности производства, возможности для развития бизнеса и предпринимательской деятельности.
Форум посетили 4 792 участника из России и 36 стран, в том числе 600 представителей бизнеса из Австрии, Великобритании, Германии, Индии, Китая, США, Турции, Франции, Японии и других стран.
За время работы форума было подписано 377 соглашений о намерениях на общую сумму 490,3 млрд. рублей. Краснодарский край заключил соглашений на сумму 140 млрд. рублей [10].
Инвестиции пойдут в разные сектора экономики - топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, промышленность. А это новые рабочие места для жителей Кубани.
Стоит сказать и об успешном продолжении мощного национального проекта, осуществляемого на территории Краснодарского края и Республики Крым - строительства Крымского транспортного перехода, которое в 2017 году было выполнено более чем на 50%. Работы велись на всех морских и сухопутных участках. Успешно завершен монтаж арок пролетных строений как железнодорожной, так и автомобильной частей [11].
Благодаря этому проекту создаются новые рабочие места для жителей края, формируется современная транспортная инфраструктура Кубани. Проект также в ближайшем будущем окажет существенное влияние на экономическое развитие региона в целом.
Например, запланировано формирование нового автомобильного коридора, связывающего транспортный переход через Керченский пролив с трассой М-4 "Дон", в рамках которого предстоит построить северо-западный обход Краснодара. Объект призван разгрузить северный въезд в краевой центр со стороны Ростовского шоссе, направив турпоток мимо города.
Новый импульс к развитию получит Темрюкский район. Здесь уже существует внушительная инфраструктура по строительству Керченского моста: технологические дороги, мобильные заводы по производству бетона и асфальта, цех сварки арматурных каркасов и т.д. Ежедневно на работах занято несколько тысяч строителей, многие из которых - местные жители.
Транспортный переход через Керченский пролив создаст также условия для ускоренного развития портов "Кавказ" и "Тамань" и снижения дефицита морских грузовых мощностей в регионе. Кроме того, по мнению ряда экспертов, порт "Тамань" в перспективе может стать вторым после Новороссийска по грузообороту. Это уменьшит зависимость российских экспортеров от услуг украинских стивидоров [12].
Следует отметить и состоявшиеся в 2017 году игры Кубка Конфедераций, которые прошли в г. Сочи на высоком организационном уровне. Достаточно сказать, что во время проведения матчей было задействовано 2 830 волонтеров, созданы все необходимые условия, чтобы гости чувствовали себя максимально комфортно [13]. Для этого дополнительно курсировали пригородные поезда и поезда дальнего следования. В дни матчей проезд для болельщиков был бесплатным. Была хорошо проработана и транспортная логистика: в том числе 500 схем маршрутов общественного транспорта [14].
Проведение Кубка Конфедераций еще раз показало, что Кубань успешно справляется с проведением спортивных соревнований самого высокого уровня.
Нельзя обойти вниманием и 80-летие образования Краснодарского края. Кубань по праву может гордиться своей историей, ратными победами и трудовыми свершениями многих поколений кубанцев.
Сегодня Краснодарский край уверенно развивается: формируется благоприятный инвестиционный климат, воплощаются в жизнь масштабные, отвечающие современным запросам проекты, которые способствуют укреплению агропромышленного потенциала, совершенствованию социальной сферы, транспортной инфраструктуры и туристической отрасли. Можно с уверенностью сказать, что Краснодарский край - это территория больших возможностей, которые необходимо реализовывать совместными усилиями.
Заключение
Поводя итоги своей пятилетней деятельности, хотелось бы отметить, что за это время, прежде всего, удалось выстроить систему эффективного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Это позволило решить ряд таких острых социальных проблем, как навязывание дополнительных услуг при покупке полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), переселение граждан из аварийного жилья, регламентирование деятельности микрофинансовых организаций и многие другие.
Благодаря тесному сотрудничеству было обеспечено соблюдение избирательных прав граждан в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, органов местного самоуправления, которые стали главным политическим событием 2017 года. Активно работал объединенный штаб общественного наблюдения за выборами, в состав которого входили представители НКО, краевой общественной палаты, совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, гражданские активисты. В целом, следует отметить, что состоявшиеся выборы прошли без существенных нарушений, были прозрачными и легитимными.
Совместная работа, обсуждение и поиск оптимальных путей решений различных проблем способствовали росту проектного потенциала некоммерческих организаций, которые стали в последние время активно участвовать в конкурсе президентских грантов. И, если еще два года назад многие НКО были не в состоянии разработать и предложить конкурентоспособные проекты общественно значимых программ, то сегодня ситуация кардинально изменилась: в 2015 году в этом конкурсе победили всего 10 кубанских организаций, а в 2017 году их стало уже 41. Очевидно, что некоммерческий сектор Кубани значительно укрепился в финансовом и организационном планах, что не может не радовать.
Тем более, что сейчас созданы благоприятные условия для того, чтобы не искать деньги на стороне, за рубежом, а получить финансирование в России. За последние пять лет только в рамках президентских грантов на развитие НКО было направлено более 22 миллиардов рублей, а ежегодный объём финансирования вырос в семь раз [16].
Конечно, не все проблемы удалось полностью решить.
Актуальными для граждан остаются социальные проблемы, особенно реализация жилищных прав. По мнению граждан, состояние жилого фонда неудовлетворительное, качество оказания коммунальных услуг и благоустройство придомовых территорий оставляет желать лучшего.
По-прежнему продолжают поступать жалобы граждан, в которых они требуют справедливого судебного процесса, уголовного и административного расследования.
Беспокойство вызывает и ситуация, связанная с долевым строительством. В 2017 году по этой проблеме поступило 3 коллективных обращения. Несмотря на то, что проблема решается и есть положительные изменения, она еще далека от своего разрешения.
Очень тревожит и ситуация с гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, многодетных семей, малоимущих граждан, людей с ограниченными возможностями здоровья, которые обращаются к Уполномоченному. Нередко у заявителей элементарно не хватает средств для приобретения самого необходимого: продуктов питания, жизненно важных лекарств, одежды.
В зоне пристального внимания Уполномоченного остаются и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания: их поступает наибольшее количество. Граждане жалуются на условия содержания в следственных изоляторах, ИВС, других спец. учреждениях. Справедливости ради нужно отметить, что количество этих жалоб несколько снизилось в сравнении с предыдущими годами.
С этой проблемой тесно связана и другая - ресоциализация и адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Эта проблема является достаточно острой, учитывая значительное количество граждан, отбывающих наказание на территории Краснодарского края. Именно поэтому она находилась в фокусе общественного внимания и обсуждалась на заседании клуба гражданских активистов Кубани, состоявшегося в ноябре 2017 года.
Участники мероприятия отметили, что федеральными и региональными органами государственной власти РФ в этом направлении ведется необходимая работа. Однако этих усилий недостаточно. В процессе ресоциализаци и адаптации необходимо участие гражданского общества - некоммерческих, религиозных организаций, волонтеров.
И такие примеры есть. В частности, Краснодарская региональная благотворительная общественная организация "Здоровое поколение", которую возглавляет член экспертного совета при Уполномоченном Н.М. Стрельцова, на протяжении нескольких лет реализует различные проекты, направленные на ресоциализацию и адаптацию освободившихся граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. На базе этой организации создан Реабилитационно-адаптационный центр содействия малому предпринимательству, где бывшие осужденные обучаются новым профессиям.
В этом направлении активно работает и "Ресурсный социально-правовой центр", возглавляемый В.А. Макаровой, и "Здоровый город" (председатель И.А. Божко), и другие организации.
Сегодня очевидно, что ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - это важная социальная проблема, которая указывает на нравственное здоровье современного общества. Еще много предстоит сделать, чтобы в нашем обществе изменилось отношение к этой категории граждан, чтобы исчезли страх и недоверие по отношению к ним.
Актуальной проблемой остается и недостаточное финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Согласно информации регионального отделения Фонда социального страхования РФ, заявки инвалидов по обеспечению этими средствами удовлетворены на 86%. Таким образом, каждый 6 инвалид не обеспечен техническими средствами реабилитации.
Остро стоит и вопрос обеспечения этой категории граждан путевками на санаторно-курортное лечение. К сожалению, финансирование, выделяемое из федерального бюджета, обеспечило путевками только 8 тысяч человек, что составляет 25% от количества граждан, обратившихся с соответствующим заявлением. В то же время более 30 тысяч инвалидов края останутся без необходимого лечения.
Не снижается и количество коллективных обращений, которые затрагивают интересы нескольких тысяч граждан. В основном, это жалобы, касающиеся долевого строительства, предоставления услуг ЖКХ, градостроительства и архитектуры.
Открытым остается и вопрос длительного пребывания граждан и лиц без гражданства в Центре временного содержания иностранных граждан (Гулькевичский район), в котором находятся люди, нарушившие российские законы и ожидающие своего выдворения из страны.
К сожалению, имеются случаи, когда представители этой категории в течение нескольких лет находятся в указанном центре. Фактически, они лишены свободы. Одна из причин такого положения дел - отказ иностранных государств подтвердить факт гражданства данной категории лиц.
Очевидно, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность на неопределенный срок не согласуется с нормами Конституции РФ.
Эта проблема требует скорейшего разрешения. Планируется, что она будет рассмотрена в 2018 г. на заседании комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, в которую входит Уполномоченный.
Следует обратить внимание и на обеспечение прав граждан при оформлении дорожно-транспортных происшествий. В пунктах оформления ДТП отсутствуют элементарные удобства: нет столов, стульев, невозможно утолить жажду. Отсутствует электронная очередь, время оказания услуг не определено. Работают различные частные фирмы, которые навязывают свои услуги гражданам.
В течение последних нескольких лет приобрела актуальность и проблема необоснованного списания денежных средств со счетов должников, на которые поступают социальные платежи.
В жалобах граждане указывают, что месяцами не могут добиться снятия ареста или отмены взыскания на денежные средства социального назначения. В 2017 году количество таких жалоб возросло почти в два раза.
Уполномоченный неоднократно поднимал эту тему. Однако до сих пор ситуация не изменилась. Решение этой проблемы видится в неукоснительном исполнении судебными приставами-исполнителями и кредитными организациями действующего законодательства.
Следует обратить внимание и на привлечение НКО в сферу оказания социальных услуг населению.
К сожалению, этот процесс идет крайне медленно. Если в 2016 году в крае в реестре поставщиков социальных услуг Краснодарского края числились 153 организации, причем все - государственные бюджетные учреждения социального обслуживания, то в 2017 году в этот реестр входили 164 организации, 4 из которых - социально ориентированные некоммерческие организации.
Очевидно, что сегодня в крае нужны сотни таких организаций, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере.
По мнению Президента России В.В. Путина, "нам необходимо продолжить работу по более активному включению некоммерческого сектора в сферу социальных услуг... Обращаю внимание моих коллег в регионах Российской Федерации, губернаторов, региональные, местные власти - нужно опираться на гражданскую активность, создавать благоприятные условия для работы НКО в социальной и в других сферах.
Нужно понимать людей, доверять им. Тогда можно многое сделать и в маленьком посёлке, и в большом городе. Там, где жители искренне болеют за дело, включаются в работу, предлагают конкретные решения проблем, многое делается и многое меняется к лучшему" [17].
Завершая доклад, хотелось бы еще раз поблагодарить всех за эффективную многолетнюю работу, неравнодушное отношение к делу, желание помочь людям.
Очевидно, что только совместные усилия будут способствовать созданию эффективного современного государства, в основе которого - благополучие граждан России, соблюдение прав и свобод каждого человека.
Примечания
1. http://www.yugopolis.ru/articles/elena-mizulina-navernoe-nikogda-ne-videl a-tela-mladencev-103444
2. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/376033/
3. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/376033/
4. http://krasnodarmedia.su/news/577013/
5. http://krasnodarmedia.su/news/577588/
6. http://www.dsh.krasnodar.ru/news/news-2756/
7. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/388734/
8. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/384356/
9. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/388575/
10. http://tass.ru/novosti-partnerov/4072913
11. https://yasnonews.ru/news/turizm/42219_most_cherez_kerchenskiy_proliv_got ov_bolee_chem_na_50/
12. http://informstandard.ru/most-v-krym-effekty-dlya-ekonomiki-kubani/
13. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/376611/?sphrase_id=2029283
14. https://admkrai.krasnodar.ru/content/14/show/376408/
15. https://rg.ru/2017/11/22/sergej-kirienko-granty-prezidenta-poluchili-nko- iz-vseh-regionov.html
16. http://www.kremlin.ru/events/president/news/55947
17. http://www.kremlin.ru/events/president/news/55994
Приложения
Диаграмма 1
Графический объект не приводится
Диаграмма 2
Графический объект не приводится
Таблица 1
Классификация
жалоб по субъектам муниципальных образований Краснодарского края
N |
Наименование муниципального образования |
Всего жалоб |
Жалобы 2017 год |
|||||||||||||||||
Право на справедливый суд |
Право на справедливое и законное расследование уголовных и административных дел |
Право на исполнение судебных актов |
Право на содержание в местах принудительного содержания |
Право на жилье |
Право на соблюдение правил и норм градостроительного законодательства |
Права потребителей (ЖКХ) |
Право на гражданство |
Право на труд |
Право на образование |
Право на благоприятную окружающую среду (экология) |
Право на благоприятные условия проживания |
Право на медицинское обеспечение |
Право на квалифицированную юридическую помощь |
Право на пенсионное и социальное обеспечение |
Право на реализацию политических прав |
Гражданско-правовые вопросы |
Консультации, предложения, просьбы и другое |
|||
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1 |
г. Анапа |
27 |
2 |
2 |
|
|
3 |
|
2 |
1 |
|
1 |
|
7 |
1 |
|
4 |
|
4 |
|
2 |
г. Армавир |
32 |
5 |
4 |
|
9 |
2 |
|
|
4 |
|
|
|
1 |
5 |
|
2 |
|
|
|
3 |
г. Геленджик |
17 |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
4 |
г. Горячий-Ключ |
15 |
|
|
2 |
|
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
4 |
|
|
3 |
|
2 |
|
5 |
г. Краснодар |
297 |
48 |
55 |
16 |
10 |
30 |
3 |
21 |
10 |
10 |
8 |
|
24 |
25 |
6 |
20 |
2 |
4 |
5 |
6 |
г. Новороссийск |
64 |
12 |
13 |
4 |
2 |
4 |
|
6 |
4 |
|
|
|
3 |
8 |
1 |
4 |
|
1 |
2 |
7 |
г. Сочи |
73 |
15 |
5 |
7 |
|
13 |
1 |
7 |
8 |
3 |
|
|
10 |
|
2 |
|
|
2 |
|
8 |
Абинский район |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
1 |
|
|
|
9 |
Апшеронский район |
20 |
4 |
5 |
1 |
2 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
2 |
10 |
Белоглинский район |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Белореченский район |
6 |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
12 |
Брюховетский район |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Выселковский район |
3 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
14 |
Гулькевичский район |
16 |
|
4 |
2 |
|
1 |
|
|
2 |
1 |
|
|
2 |
1 |
|
1 |
|
2 |
|
15 |
Динской район |
10 |
1 |
|
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
|
16 |
Ейский район |
11 |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
17 |
Кавказский район |
19 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
|
3 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
18 |
Калининский район |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
19 |
Каневской район |
12 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
3 |
4 |
|
|
1 |
|
1 |
|
20 |
Кореновский район |
11 |
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
1 |
|
21 |
Красноармейский район |
7 |
|
2 |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
22 |
Крыловской район |
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
23 |
Крымский район |
4 |
|
|
|
|
1 |
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Курганинский район |
5 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Кущевский район |
9 |
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
1 |
1 |
|
|
|
26 |
Лабинский район |
11 |
|
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
2 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
27 |
Ленинградский район |
3 |
2 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
Мостовской район |
3 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
29 |
Новокубанский район |
4 |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Новопокровский район |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
Отрадненский район |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 |
Павловский район |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Приморско-Ахтарский район |
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
1 |
|
|
1 |
34 |
Северский район |
12 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
|
35 |
Славянский район |
11 |
1 |
1 |
2 |
|
2 |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
36 |
Староминский район |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 |
Тбилисский район |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
38 |
Темрюкский район |
22 |
3 |
6 |
3 |
|
2 |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
4 |
|
|
|
39 |
Тимашевский район |
4 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
Тихорецкий район |
12 |
3 |
|
2 |
|
3 |
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
41 |
Туапсинский район |
15 |
1 |
4 |
2 |
|
1 |
|
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
1 |
|
42 |
Успенский район |
5 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
43 |
Усть-Лабинский район |
25 |
7 |
1 |
4 |
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
|
1 |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
44 |
Щербиновский район |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
809 |
120 |
122 |
57 |
31 |
81 |
5 |
54 |
50 |
26 |
10 |
5 |
76 |
58 |
17 |
55 |
3 |
25 |
14 |
Таблица 2
Классификация жалоб, поступивших из иных государств, а также других субъектов Российской Федерации
N |
Наименование субъекта |
Всего жалоб |
Жалобы 2017 год |
|||||||||||||||||
Право на справедливый суд |
Право на справедливое и законное расследование уголовных и административных дел |
Право на исполнение судебных актов |
Право на содержание в местах принудительного содержания |
Право на жилье |
Право на соблюдение правил и норм градостроительного законодательства |
Права потребителей (ЖКХ) |
Право на гражданство |
Право на труд |
Право на образование |
Право на благоприятную окружающую среду (экология) |
Право на благоприятные условия проживания |
Право на медицинское обеспечение |
Право на квалифицированную юридическую помощь |
Право на пенсионное и социальное обеспечение |
Право на реализацию политических прав |
Гражданско-правовые вопросы |
Консультации, предложения, просьбы и другое |
|||
1 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
2 |
Абхазия |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Украина |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Франция |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Москва |
8 |
|
3 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Республика Адыгея |
5 |
|
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Республика Башкортостан |
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Республика Дагестан |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Республика Ингушетия |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Кабардино-Балкарская Республика |
7 |
|
3 |
1 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Республика Коми |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
12 |
Республика Крым |
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Республика Мордовия |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Республика Татарстан |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Пермский край |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
16 |
Ставропольский край |
3 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
Белгородская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Волгоградская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Кировская область |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Омская область |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Пензенская область |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Псковская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
23 |
Ростовская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Саратовская область |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Смоленская область |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Тюменская область |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Ульяновская область |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
ЯНАО |
5 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
Всего: |
57 |
5 |
20 |
8 |
4 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
Таблица 3
Категории граждан,
обратившихся к Уполномоченному в 2017 г. в сравнении с 2015 г. и 2016 г.
|
Категории |
Количество (человек / %) |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
1 |
Осужденные, обвиняемые |
211 (24,14) |
231 (21,9) |
175 (20) |
2 |
Инвалиды |
84 (9,61) |
61 (5,8) |
68 (7) |
3 |
Пенсионеры |
62 (7,09) |
64 (6,09) |
69 (7) |
4 |
Коллективные жалобы |
44 (5,03) |
61 (5,8) |
60 (6,9) |
5 |
Многодетные семьи |
24 (2,75) |
8 (0,76) |
23 (2,6) |
6 |
Иностранные граждане |
24 (2,75) |
11 (1,05) |
43 (4,9) |
7 |
Адвокаты |
11 (1,26) |
26 (2,47) |
16 (1,8) |
8 |
Дети-сироты |
9 (1,03) |
12 (1,14) |
6 (0,6) |
9 |
Ветераны |
8 (0,92) |
6 (0,57) |
7 (0,8) |
11 |
Общественные объединения |
6 (0,69) |
9 (0,86) |
7 (0,8) |
12 |
Военнослужащие |
5 (0,57) |
2 (0,19) |
4 (0,4) |
13 |
Предприниматели |
3 (0,34) |
3 (0,29) |
2 (0,34) |
14 |
Иные |
376 (43,02) |
552 (52,6) |
385 (44) |
|
Всего |
874 |
1 051 |
866 |
Совместный семинар уполномоченных по правам человека и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, п. Аносино Московской области, 12-13 декабря 2017 г.
Графический объект не приводится
Встреча с руководителем УФССП по Краснодарскому краю - главным судебным приставом края Александром Кумировым г. Краснодар, 4 декабря 2017 г.
Графический объект не приводится
Заседание Клуба гражданских активистов Кубани на тему: "Ресоциализация и адаптация граждан, освободившихся из мест лишения свободы: проблемы и пути решения" г. Краснодар, 28 ноября 2017 г.
Графический объект не приводится
Заседание организационного комитета по подготовке и проведению на территории Краснодарского края чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года Краснодар, 17 ноября 2017 г.
Графический объект не приводится
Участие в круглом столе "Институт Уполномоченного по правам человека на Юге России. Опыт и проблемы", г. Пятигорск, 26 октября 2017 года
Графический объект не приводится
XIX. Всемирный фестиваль молодежи и студентов г. Сочи, 4-22 октября 2017 г.
Графический объект не приводится
XIX. Всемирный фестиваль молодежи и студентов г. Сочи, 4-22 октября 2017 г.
Графический объект не приводится
Подписание Совместного открытого обращения об обеспечении реализации избирательных прав граждан в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, органов местного самоуправления г. Краснодар, 22 августа 2017 г.
Графический объект не приводится
Участие в брифинге, посвящённом подведению итогов регистрации кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва и муниципальных выборах, назначенных на единый день голосования 8 августа 2017 года, г. Краснодар
Графический объект не приводится
Всероссийский молодёжный образовательный форум "Территория смыслов на Клязьме" Владимирская область, 26 июля 2017
Графический объект не приводится
Встреча со студентами юридического факультета Кубанского государственного университета г. Краснодар, 18 мая 2017 года
Графический объект не приводится
Посещение Центра временного содержания иностранных граждан г. Гулькевичи, 17 мая 2017 г.
Графический объект не приводится
Посещение Центра временного содержания иностранных граждан г. Гулькевичи, 17 мая 2017 г.
Графический объект не приводится
Посещение сотрудниками аппарата Уполномоченного Центра временного содержания иностранных граждан г. Гулькевичи, 17 мая 2017 г.
Графический объект не приводится
Круглый стол на тему: "Защита социальных прав как необходимая гарантия устойчивого развития правового государства, г. Сочи, 16-17 марта 2017 г."
Графический объект не приводится
Круглый стол на тему: "Защита социальных прав как необходимая гарантия устойчивого развития правового государства, г. Сочи, 16-17 марта 2017 г."
Графический объект не приводится
Круглый стол на тему: "Защита социальных прав как необходимая гарантия устойчивого развития правового государства, г. Сочи, 16-17 марта 2017 г."
Графический объект не приводится
Участие во внеочередном пленарном заседании Общественной палаты Краснодарского края г. Краснодар, 17 января 2017 г.
Графический объект не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2017 год
Текст доклада опубликован не был