Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
3.1. Взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными органами
В 2017 году продолжилось взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и правоохранительными органами.
Знаковым событием 2017 года стали выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва, а также органов местного самоуправления.
Им предшествовала большая подготовительная работа, в ходе которой осуществлялось эффективное взаимодействие избирательной комиссии Краснодарского края, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, краевой общественной палаты, совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, различных общественных организаций. Активно работал объединенный штаб общественного наблюдения за выборами.
В ходе избирательной кампании особое внимание было уделено соблюдению избирательных прав отдельных категорий граждан. Уполномоченный и председатель избирательной комиссии Краснодарского края подписали совместное обращение об обеспечении реализации избирательных прав граждан в ходе выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, органов местного самоуправления.
Обращение призвало органы прокуратуры, следствия, судебной и уголовно-исполнительной системы, глав муниципальных образований, учреждения здравоохранения и социального обеспечения Краснодарского края обеспечить реализацию избирательных прав граждан с ограниченными возможностями физического здоровья, непризнанных недееспособными граждан, находящихся в психиатрических больницах, граждан, находящихся в следственных изоляторах, а также под домашним арестом.
В обращении, в частности, говорилось, что задача избирательных комиссий, органов власти, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, общественных организаций сделать все, чтобы различные категории граждан смогли реализовать свое право на участие в выборах.
Это, в первую очередь, относится к инвалидам, которых в крае насчитывается более 423 тыс., из них 24 061 человек имеют ограничения в передвижении, 9 072 человека - слепые и слабовидящие, 15 119 человек - глухие и слабослышащие. Это огромное количество людей. Для их полноценного участия в жизни общества, в том числе при реализации своих избирательных прав, требуется создание соответствующих условий, которые им должны обеспечить государство и общество.
Внимание также было привлечено и к еще одной категории граждан, для которых процесс голосования также имеет определенные особенности, связанные с их процессуальным статусом - подозреваемые, обвиняемые, находящиеся в следственных изоляторах и под домашним арестом.
Следует отметить, что благодаря совместным усилиям органов власти, краевой избирательной комиссии, правоохранительных органов, общественных организаций различные категории граждан реализовали свои избирательные права. В то же время удалось не допустить серьезных нарушений избирательного законодательства.
Еще одним важным направлением работы Уполномоченного является его взаимодействие с правоохранительными органами Краснодарского края.
Продолжилось эффективное сотрудничество с органами прокуратуры и, в частности, с Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края.
Одной из форм такого взаимодействия являются ставшие уже традиционными совместные проверки соблюдения законодательства РФ в этих учреждениях. В ходе таких проверок осматривались территория и помещения учреждений, проверялись социально-бытовые условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, с ними проводились беседы, принимались жалобы.
В 2017 году была проверена женская исправительная колония N 3 в поселке Двубратском Усть-Лабинского района, в ходе которой особое внимание было уделено дому ребенка. В нем было проверено оборудование помещений, организация питания, обеспечение ухода за детьми и соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Также были проверены исправительные колонии N 4 (г. Армавир), N 5 (г. Апшеронск), N 9 (г. Хадыженск), Белореченская воспитательная колония, а также ряд других.
Большая работа была проведена и в рамках проверок соблюдения прав граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания (ИВС), камерах для административно арестованных. С этой целью Уполномоченный посетил ряд городских и районных отделов МВД России. Так, были проверены отделы МВД России по городу Геленджику, по Тихорецкому району, а также ряд других. В ходе проверок осматривалось состояние камер, бытовые помещения, прогулочная зона, проводились беседы с лицами, содержащимися в ИВС.
Следует остановиться и на посещении центра временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), расположенного в Гулькевичском районе. Центр был открыт в конце 2016 года, в нем содержатся иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие законодательство Российской Федерации и ожидающие своего выдворения за ее пределы.
В этом центре находились также мамы с детьми в возрасте от 4 месяцев до 11 лет, которые нуждались в предметах первой необходимости. Уполномоченный обратился к благотворительным организациям с просьбой оказать помощь. На этот призыв откликнулось Краснодарское региональное отделение Российского детского фонда. В результате, в центр временного содержания иностранных граждан были переданы детские кроватки, манеж, пеленальный стол, бытовая техника, а также предметы детской гигиены.
Уполномоченный выражает глубокую признательность председателю регионального отделения фонда Людмиле Васильевой за отзывчивость, оперативность и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Следует также отметить плодотворное взаимодействие Уполномоченного с УФСИН России по Краснодарскому краю, в ходе которого не только проводились проверки соблюдения законодательства РФ в исправительных учреждениях края, но и обсуждались наиболее актуальные проблемы, такие как трудовая занятость осужденных, состояние медико-санитарного обеспечения, профилактика преступлений и правонарушений.
Этой проблеме был посвящен и Всероссийский круглый стол на тему "Исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений", который состоялся в ноябре 2017 года.
В ходе круглого стола обсуждалось состояние дел в уголовно-исполнительной системе России. Выступающие рассказали о воспитательной работе в системе ФСИН, сопровождении лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также о взаимодействии учреждений уголовно-исполнительной системы с органами государственной власти и общественными организациями.
Участники мероприятия обменялись мнениями и предложениями в рамках дальнейшего сотрудничества.
3.2. Взаимодействие с институтами гражданского общества
Одно из важнейших направлений деятельности Уполномоченного - взаимодействие с общественным сектором.
Нужно сказать, что за 5 лет пребывания в должности Уполномоченному удалось выстроить конструктивный, содержательный диалог со всеми институтами гражданского общества.
За эти годы сложились плодотворные отношения с правозащитными, благотворительными, экспертными, научными и другими организациями. Особые отношения сложились с общественной палатой Краснодарского края, советом при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, краевой общественной наблюдательной комиссией, экспертным советом при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае.
Постоянно обсуждались наиболее острые вопросы развития гражданского общества, вырабатывались эффективные пути решения существующих проблем.
Одной из таких проблем является организация общественного контроля, о которой Уполномоченный говорил неоднократно. Обсуждение этой темы было продолжено и в 2017 году. Так, по инициативе общественной палаты Краснодарского края в августе 2017 г. прошел семинар "Принципы и методы организации общественного контроля", в котором принял участие Уполномоченный.
Собравшиеся обсудили вопросы организации общественного контроля, совершенствования механизмов взаимодействия субъектов общественного контроля с органами государственной власти и местного самоуправления. Особое внимание было уделено роли общественного контроля в сфере защиты прав человека.
Проблемы развития гражданского общества обсуждались и на площадках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в работе которого принял участие Уполномоченный. Одно из направлений фестиваля - "Гражданская платформа развития", в рамках которой состоялась дискуссия на тему "Гражданское общество 2030".
В ходе дискуссии были подведены итоги работы всех направлений "Гражданской платформы развития", освещены вопросы развития добровольчества, поощрения активной жизненной позиции и выработана единая дорожная карта развития гражданского общества.
Эффективной площадкой для обсуждения актуальных проблем развития гражданского общества является и экспертный совет при Уполномоченном, созданный в 2013 году. За годы своего существования он стал настоящим барометром общественных настроений, чутко реагирующим на их изменения.
На заседаниях экспертного совета рассматривались наиболее острые социальные проблемы такие, как обеспечение граждан лекарственными препаратами, формирование безбарьерной среды, соблюдение прав граждан, находящихся в местах лишения свободы, а также многие другие проблемы.
Работа совета является важным механизмом обратной связи с гражданским обществом, позволяет быстро и эффективно реагировать на возникающие социальные проблемы.
Следует сказать и о деятельности Клуба гражданских активистов Кубани, который был создан по инициативе Уполномоченного. Клуб представляет собой переговорную площадку, на которой представители некоммерческих организаций, органов власти, гражданских активистов, научного и экспертного сообщества обсуждают наиболее острые проблемы развития гражданского общества, обмениваются опытом положительных практик.
Например, в 2017 году заседание Клуба было посвящено проблеме ресоциализации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Очевидно, что в последние годы эта проблема становится все более актуальной в современном российском обществе, учитывая достаточно высокий уровень рецидивной преступности. В этой ситуации ресоциализация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является одним из ключевых направлений предупреждения преступности.
В работе Клуба приняли участие депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края, руководители краевых органов исполнительной власти, прокуратуры, представители общественной наблюдательной комиссии, УФСИН России по Краснодарскому краю, некоммерческих, религиозных организаций и средств массовой информации.
В ходе заседания обсуждались проблемы трудоустройства, обеспечения жильем, оказания социальной помощи гражданам, освободившимся из мест лишения свободы.
По итогам мероприятия было принято обращение к органам государственной власти, правоохранительным органам, институтам гражданского общества.
Хотелось бы сказать и о взаимодействии с краевой общественной наблюдательной комиссией (ОНК), с которой у Уполномоченного сложились плодотворные рабочие отношения. Члены ОНК совместно с Уполномоченным постоянно участвовали в проверках соблюдения прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания граждан.
На заседаниях ОНК обсуждались проблемы реализации Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а также финансовой, организационной, информационной деятельности комиссии. Работа с ОНК будет продолжена.
Говоря о взаимодействии с НКО, необходимо остановиться и на проблемах.
В последние годы много говорилось о привлечение НКО в сферу оказания социальных услуг населению, доступ к которым позволил бы некоммерческим организациям повысить свою финансовую устойчивость, внедрять инновационные услуги для населения. Кроме того, развитие конкуренции на рынке услуг в социальной сфере, положительным образом должно повлиять на повышение качества и доступности услуг для граждан.
Однако этот процесс идет крайне медленно. В 2016 году в крае был создан реестр поставщиков социальных услуг, в котором числились 153 организации. Все они - государственные бюджетные учреждения социального обслуживания.
В 2017 году в реестр поставщиков социальных услуг Краснодарского края входили 164 организации, 4 из которых - социально ориентированные некоммерческие организации (автономная некоммерческая организация "Инклюзивный Центр раннего развития "Росток Надежды", автономная некоммерческая организация "Краевой комплексный центр социального обслуживания населения", автономная некоммерческая организация "Центр развития благотворительных программ "Край Милосердия", автономная некоммерческая организация всестороннего развития, поддержки, помощи и содействия обществу "Венера").
Конечно, изменения есть, однако хотелось бы, чтобы процесс привлечения НКО к оказанию социальных услуг населению был бы более динамичным, учитывая, что эти услуги востребованы в обществе.
Если говорить в целом о ситуации в некоммерческом секторе Кубани, то она выглядит следующим образом.
По информации Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю в 2017 году на Кубани было зарегистрировано и осуществляло деятельность 5 809 таких организаций.
Динамика изменения количества НКО показывает, что наблюдается постепенный рост количества НКО (общее количество НКО в 2014 году составляло 5 946, в 2015 году - 5 846, в 2016 году - 5 677 организаций). Такая же тенденция характерна и для правозащитных организаций (в 2014 году общее количество зарегистрированных правозащитных организаций составило 146, в 2015 - 138, в 2016 году - 118, а в 2017 году - 121).
В Краснодарском крае в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", закон Краснодарского края от 7 июня 2011 года N 2264-КЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Краснодарском крае") создана система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Финансовая поддержка деятельности некоммерческих организаций осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных государственными программами "Региональная политика и развитие гражданского общества" и "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан".
По информации департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, в 2017 году в рамках проведения конкурсов на получение субсидий (грантов) администрации Краснодарского края финансовая поддержка в форме субсидий (грантов) администрации Краснодарского края была оказана 49 общественным объединениям, социально ориентированным общественным и религиозным организациям.
Победителями конкурсов стали краевые, районные и местные городские отделения Общероссийских общественных организаций, автономные некоммерческие организации, казачьи общества и общества инвалидов, ветеранские, военно-патриотические, молодежные и благотворительные общественные организации. Общая сумма предоставленных субсидий (грантов) администрации Краснодарского края составила 77 932 тыс. рублей.
Кроме того, в каждом муниципальном образовании Краснодарского края действуют целевые программы, предусматривающие финансовую поддержку НКО. В ряде муниципалитетов программы по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям приняты на уровне сельских поселений. Помимо финансовой поддержки органы местного самоуправления оказывают имущественную поддержку таким организациям (в основном, в виде предоставления нежилых помещений в безвозмездное пользование).
В последние годы НКО, зарегистрированные на территории Краснодарского края, стали активно участвовать в конкурсе президентских грантов и если еще 2 года назад представители некоммерческих организаций Кубани становились победителями этого конкурса редко, то сейчас ситуация кардинально изменилась. В 2017 году победителями конкурса президентских грантов стали 41 некоммерческая и религиозная организация с общей суммой финансирования - 69 128 032 тыс. руб. Это, безусловно, впечатляющие достижения некоммерческого сектора Кубани и одновременно высокая оценка их деятельности!
Среди победителей конкурса - общественные организации, входящие в состав экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае (Краснодарское краевое отделение Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Краснодарская краевая общественная организация "Правовой ликбез", автономная некоммерческая организация "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия").
Всего в 2017 году объем государственной поддержки НКО через систему грантов Президента РФ составил почти 7 млрд. рублей. Следует отметить, что новая система распределения президентских грантов, которая стала более открытой, привела к увеличению активности НКО. Например, на второй конкурс президентских грантов было подано более 9,5 тысяч проектов от 8 тысяч некоммерческих организаций из всех без исключения регионов страны.
Более 70% НКО-победителей никогда раньше не получали президентские гранты. Важно также и то, что 84% средств направлены некоммерческим организациям, которые работают в регионах. Около 12% НКО-победителей находятся в Москве, но при этом они реализуют проекты общероссийского масштаба.
Также выросла доля проектов, которые будут реализовываться в селах и малых городах. На реализацию этих проектов направлено больше миллиарда рублей [15].
Все это положительно скажется на развитии гражданского общества не только в Краснодарском крае, но и в стране в целом. И это не случайно, ведь цель у гражданского общества и государства одна - это благополучие граждан России, создание эффективного современного государства, основанного на соблюдении прав и свобод каждого человека.
3.3. Взаимодействие со средствами массовой информации. Правовое просвещение
Развитию взаимодействия с некоммерческим сектором, органами власти, экспертным и научным сообществом в значительной мере способствуют средства массовой информации. Именно они помогают информировать граждан о позиции Уполномоченного по различным острым социальным проблемам.
В течение 5-летнего срока пребывания в должности наиболее конструктивные, плодотворные отношения сложились с такими ведущими телевизионными СМИ края, как "Кубань 24". В ходе выступлений, интервью Уполномоченным поднимались вопросы состояния прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, развития гражданского общества, оказания поддержки некоммерческим организациям, проблем, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, и многие другие.
Значительную лепту в информирование граждан о деятельности Уполномоченного внесли и печатные издания: газеты "Кубанские новости", "Краснодарские известия", "Комсомольская правда", "Московский комсомолец на Кубани", а также информационные порталы "Краснодармедиа", "Живая Кубань", "Юга.ру".
Уполномоченный выражает благодарность руководству и сотрудникам СМИ на многолетнюю, плодотворную работу.
Взаимодействие со средствами массовой информации является важным элементом правового просвещения граждан, которое строится в соответствии с "Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан", утвержденных Президентом РФ.
Очевидно, что формирование гражданского общества и развитие правового государства, укрепление национального согласия требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности как верховенство права, приоритет человека, его неотъемлемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости общественных интересов.
Сегодня в обществе по-прежнему остро стоит проблема правового нигилизма, а значит, правовое просвещение востребовано, особенно в молодежной среде.
На протяжении 5 лет реализуется практика встреч, открытых лекций, круглых столов для студентов и преподавателей, которые стали доброй традицией в Кубанском государственном университете, Кубанском государственном технологическом университете, Кубанском государственном аграрном университете, Северо-Кавказском филиале Российского государственного университета правосудия, других вузах Кубани.
В ходе встреч обсуждались наиболее острые социальные проблемы: обеспечение медицинской помощью, нарушения трудового законодательства, взаимодействие с некоммерческими организациями, развитие института уполномоченного, обеспечение социальных прав граждан, а также вопросы межрегионального и международного сотрудничества.
Например, в 2017 году такие встречи состоялись в формате круглых столов и научных конференций со студентами и преподавателями факультета истории, социологии и международных отношений, а также юридического факультета Кубанского государственного университета.
Нужно отметить, что в ходе работы конференции на юридическом факультета КубГУ студенты выступили с докладами о конституционно-правовых проблемах статуса Уполномоченного по правам человека, изменениях федерального законодательства. Также был проведен сравнительный анализ института уполномоченного в России и других странах.
Очевидно, что такое непосредственное общение со студенческой аудиторией позволяет увидеть наиболее острые проблемы, ответить на "живые" вопросы и привести примеры из практики.
Интересной формой правового просвещения является и Молодежный политический клуб, который проводится под эгидой избирательной комиссии Краснодарского края. В заседаниях Клуба принимали участие Уполномоченный, депутаты Законодательного Собрания, представители краевой администрации, студенты, учащиеся 10-11 классов общеобразовательных школ.
Правовому просвещению способствует и прохождение практики студентами в государственном органе "Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат", который стал производственной базой для студентов Кубанского государственного и Кубанского государственного аграрного университетов.
В ходе практики студенты знакомились с основными направлениями деятельности Уполномоченного, изучали законодательную базу, участвовали в подготовке проектов ответов заявителям.
Еще одной формой правового просвещения стал и I Межрегиональный конкурс научных изданий в области соблюдения и защиты прав человека, который проводился в 2016 - 2017 годах. Он вызвал живой интерес у научной общественности Южного федерального округа. На конкурс было прислано более 50 научных работ из различных субъектов ЮФО. Лауреатами конкурса стали ученые из Краснодара и Волгограда.
В 2017 году большое внимание было уделено различным просветительским проектам. Во взаимодействии с Краснодарским региональным общественно-государственным компенсационным фондом по защите прав инвесторов и Краснодарской краевой общественной организацией "Правовой ликбез" проводились конференции и круглые столы, на которых рассматривались вопросы защиты прав граждан-потребителей финансовых услуг, тех, кто пострадал в результате участия в "финансовых пирамидах". Вырабатывались пути решения существующих проблем. Это сотрудничество будет продолжено и в следующем году.
Следует отметить, что правовое просвещение реализуется и через интернет-сайт Уполномоченного, на котором размещены международные и российские акты о правах человека, законы, регулирующие деятельность Уполномоченного, другая правовая и справочная информация.
Также на сайте можно ознакомиться со всеми докладами Уполномоченного о его деятельности, начиная с момента создания этого института в Краснодарском крае.
Доклады также являются важной частью системы правового просвещения граждан, в которых анализируется состояние прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, приводятся примеры рассмотрения жалоб и мер, предпринятых для восстановления нарушенных прав граждан.
Сайт имеет свою аудиторию и пользуется популярностью, ежегодно его просматривают более 9.500 человек, а в течение 5 лет сайт посетили свыше 47.000 человек. На сайте также предусмотрена возможность подачи жалобы или обращения Уполномоченному, работает он-лайн приемная. Ежегодно этой возможностью пользуется более 400 человек.
Нельзя не сказать и о странице Уполномоченного в социальной сети "Фейсбук", интерес к которой растет с каждым годом. Об этом свидетельствует и количество ее подписчиков, которое составляет почти 5.000 человек.
3.4. Взаимодействие с экспертным и научным сообществом. Развитие международного и межрегионального сотрудничества
Одно из важных направлений деятельности Уполномоченного - взаимодействие с научным и экспертным сообществом, которое позволяет обменяться опытом, анализировать тенденции развития прав и свобод человека в различных формат научных, научно-практических конференций, круглых столов, слышать квалифицированную оценку экспертного сообщества.
Наиболее значимым и интересным мероприятием стал круглый стол на тему "Защита социальных прав как необходимая гарантия устойчивого развития правового государства", который состоялся 16-17 марта 2017 года в рамках Программы приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы на 2013 - 2017 гг.
Его организаторами выступили Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Совет Европы, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае.
В мероприятии приняли участие представители МИД России, Совета Европы, Европейского комитета по социальным правам, органов государственной власти и местного самоуправления Краснодарского края, научного и экспертного сообщества, СМИ, а также уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации из Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, всего более 60 человек.
Открывая мероприятие, Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае отметил, что "проведение круглого стола в столице Зимних олимпийских игр-2014 г. имеет глубокое символическое значение, ведь Сочи - это уникальная территория, где издревле развивались добрососедские отношения, происходило взаимопроникновение различных культур".
Главной темой мероприятия стала проблема устойчивого развития правового государства, которое невозможно без эффективной защиты социальных прав граждан, а также соблюдения международных нормативных правовых актов в области защиты прав человека.
По мнению участников мероприятия, сегодня первоочередной задачей государственной правозащитной системы России является обеспечение социальных прав граждан, прежде всего, права на труд, образование, медицинское обслуживание, а также условий, гарантирующих достойный уровень жизни всем гражданам. Для этого необходимо объединить усилия уполномоченных по правам человека, органов государственной власти, правоохранительных органов, институтов гражданского общества. Современное российское общество остро нуждается в выработке подобных механизмов.
В ходе состоявшейся дискуссии участники круглого стола обменялись опытом положительных практик и обсудили механизмы совершенствования обеспечения социальных прав граждан.
Важная тема была поднята и на межрегиональной конференции "Достоинство личности и эффективные средства правовой защиты в условиях заключения", инициаторами которой выступили Уполномоченный по правам человека в г. Москве, московская городская Дума, московская торгово-промышленная палата.
В конференции приняли участие региональные уполномоченные по правам человека, представители Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, УФСИН России по городу Москве, Общественной палаты Российской Федерации, а также правозащитных организаций.
Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с реализацией прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, проанализировали различные модели осуществления контроля за обеспечением прав и свобод граждан в местах лишения свободы, а также обменялись мнениями о тенденциях развития правозащитных институтов.
По окончанию пленарного заседания участники конференции посетили ряд следственных изоляторов, расположенных на территории Москвы.
Актуальные проблемы обсуждались и на круглом столе "Содействие разнообразию и созданию свободной от дискриминации среды в городах, принимающих Чемпионат мира по футболу 2018 года - роль города Москвы", который был посвящен предупреждению различных форм дискриминации при проведении Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Мероприятие проводилось по инициативе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
В круглом столе участвовали уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации, в которых пройдут матчи ЧМ-2018, представители Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Правительства Москвы, МВД России, оргкомитета по проведению ЧМ-2018, фан-клубов, международные эксперты.
Участники круглого стола обсудили вопросы предупреждения проявлений любых форм дискриминации при проведении спортивных мероприятий. Также обсуждались формы сотрудничества и перспективы развития наследия ЧМ-2018. Предложения участников будут обобщены и направлены в региональный оргкомитет чемпионата.
По итогам мероприятия был принят план по противодействию расизму и ксенофобии.
Говоря о развитии межрегионального сотрудничества нельзя не сказать и об участии Уполномоченного в работе Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, который прошел 25 июля 2017 г. во Владимире под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой.
Мероприятие было посвящено защите прав человека на благоприятную окружающую среду. В нем приняли участие министр природных ресурсов экологии РФ, губернатор Владимирской области, эксперты по вопросам экологии.
Государственные правозащитники обсудили актуальные проблемы защиты прав человека на благоприятную окружающую среду, а также рассмотрели вопросы законодательного регулирования деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Т.Н. Москалькова предложила усовершенствовать экологическое законодательство, и выступила с инициативой усилить контроль за исполнением нормативных правовых актов, регулирующих сферу охраны окружающей среды и ответственность за нарушение правил сбора и переработки отходов, а также реализовать комплекс мер по их утилизации.
Кроме вопросов экологии участники обсудили законопроект, регулирующий деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
26 июля 2017 г. Уполномоченный принял участие в мероприятиях, проводимых на площадке Всероссийского молодёжного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме". Во время общения с молодыми правозащитниками обсуждались актуальные вопросы соблюдения прав человека.
Обсуждение вопросов развития института уполномоченного было продолжено и на круглом столе "Институт Уполномоченного по правам человека на Юге России. Опыт и проблемы", который состоялся 26 октября 2017 г. в Пятигорске.
Мероприятие открыла Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова.
В работе круглого стола приняли руководители органов государственной власти Ставропольского края, уполномоченные по правам человека в Северо-Кавказском федеральном округе и Южном федеральном округе, представители научного сообщества, средств массовой информации.
В своем выступлении Татьяна Москалькова рассказала о характере жалоб, поступивших в аппарат Уполномоченного от жителей южных регионов России, обратив внимание на вопросы, связанные с переселением граждан из аварийного жилья, работой медицинских учреждений, деятельностью некоммерческих организаций.
Участники круглого стола обсудили проблемы развития института уполномоченного по правам человека, взаимодействие с органами государственной власти и институтами гражданского общества в субъектах РФ, а также вопросы соблюдения социальных прав граждан.
Важной формой взаимодействия с экспертным и научным сообществом является и участие Уполномоченного в работе комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. В 2017 году комиссией совместно с Федеральным агентством по делам национальностей обсуждался проект Федерального закона о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.
Выступая на мероприятии, Уполномоченный отметил важность обсуждаемого законопроекта и поделился опытом адаптации мигрантов в Краснодарском крае, приведя в качестве примера работу краевых Центров национальных культур. По мнению Уполномоченного, к процессу адаптации и интеграции мигрантов следует активнее привлекать социально ориентированные некоммерческие организации.
<< Глава 2. Реализация прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае |
||
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2017 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.