В целях реализации пункта 2.1. "Реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" подпрограммы 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования" государственной программы Республики Карелия "Развитие образования в Республике Карелия" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года N 196-П, создания условий для эффективного введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на территории Республики Карелия, в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" и на основании Плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации Д.Е. Ливановым от 11 февраля 2015 г N ДЛ-5/07вн приказываю:
1. Утвердить прилагаемый план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях в Республике Карелия (далее - ФГОС ОВЗ, План)
2. Отделу общего образования (А.В. Балгачев):
1) организовать работу по реализации Плана;
2) обеспечить проведение мониторинга введения ФГОС ОВЗ в Республике Карелия в соответствии с Планом.
3. Государственному автономному образовательному учреждению Республики Карелия дополнительного профессионального образования "Карельский институт развития образования" (Л.A. Подсадник) обеспечить:
1) методическое сопровождение введения ФГОС ОВЗ в образовательных организациях Республики Карелия;
2) координацию деятельности образовательных организаций по введению ФГОС ОВЗ в Республике Карелия.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления осуществляющих управление в сфере образования:
1) обеспечить выполнение мероприятий по нормативному, методическому и организационному обеспечению введения ФГОС ОВЗ в соответствии с Планом;
2) обеспечить разработку муниципальными образовательными организациями плана по введению ФГОС ОВЗ в соответствии с прилагаемым Планом;
3) провести необходимые мероприятия по введению ФГОС ОВЗ в муниципальных образовательных организациях.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Т.В. Васильеву.
Министр |
А.Н. Морозов |
План
действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях Республики Карелия
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях Республики Карелия (далее - ФГОС ОВЗ) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
- создание нормативного правового обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
- создание организационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
- создание методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;
- создание кадрового обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
- создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ОВЗ;
- создание информационного обеспечения введения ФГОС ОВЗ.
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательных организациях Республики Карелия включает приложение - критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС ОВЗ
N п/п |
Направления мероприятий в соответствии с планом действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, утвержденного Министром образования и науки России Д.В. Ливановым от 11 февраля 2015 г N ДЛ-5/07вн |
Сроки реализации мероприятий в Республике Карелия |
Ожидаемые результаты |
||
Региональный уровень |
Уровень учредителя образовательной организации |
Уровень образовательной организации |
|||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
1. |
Нормативное правовое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ |
||||
1.1. |
Разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ |
сентябрь 2015 года - май 2016 года |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ, включая план - график (сетевой график) введения ФГОС ОВЗ на территории Республики Карелия |
Разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих введение ФГОС ОВЗ, включая план-график (сетевой график) введения ФГОС ОВЗ |
Разработка и утверждение плана-графика введения ФГОС ОВЗ образовательной организации. Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС ОВЗ |
1.2. |
Проведение мониторинга по оценке готовности к введению ФГОС ОВЗ, требований к качеству услуг образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
сентябрь 2015 года - май 2016 года |
Обобщение аналитических материалов о готовности образовательных организаций к введению ФГОС ОВЗ. Аналитические материалы о требованиях к качеству образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Сбор информации, обобщение материалов по параметрам анализа |
Участие в опросах, экспертных сессиях |
1.3. |
Создание и организация деятельности органов по координации введения ФГОС ОВЗ |
сентябрь 2015 года май 2016 года |
Организация рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ. Разработка плана работы рабочей группы |
Создание органов по координации введения ФГОС ОВЗ. Разработка плана работы. Направление предложений в рабочую группу |
Разработка и направление предложений в муниципальный и региональный орган по координации ФГОС ОВЗ |
1.4. |
Разработка письма Министерства образования и науки Российской Федерации с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ОВЗ |
Сентябрь 2015 года |
Участие членов координационной группы в разработке разъяснений |
Проведение разъяснительной работы, организация мероприятий по ознакомлению с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации |
Использование разъяснений в практической деятельности |
1.5. |
Разработка методических рекомендаций по разработке на основе ФГОС ОВЗ адаптированной образовательной программы образовательной организации |
Сентябрь 2015 года |
Организация совещаний, семинаров с руководителями образовательных организаций |
Доведение методических рекомендаций до образовательных организаций |
Использование методических рекомендаций в практической деятельности |
1.6. |
Мониторинг условий для реализации ФГОС ОВЗ |
Сентябрь 2015 года - декабрь 2016 года |
Сбор материалов для мониторинга и направление их в Министерство образования и науки Российской Федерации Разработка региональных планов, программ по созданию условий для реализации ФГОС ОВЗ |
Муниципальные программы развития образования обучающихся с ОВЗ |
Создание условий для реализации ФГОС ОВЗ в образовательных организациях |
1.7. |
Включение в федеральный реестр примерных образовательных программ, используемых в образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ОВЗ |
Постоянно (после утверждения приказа Минобрнауки России) |
Участие в экспертизе примерных образовательных программ (в части учета региональных, этнокультурных особенностей) |
Организация обсуждения вариативных примерных образовательных программ (в части учета региональных, этнокультурных особенностей) |
Использование примерных образовательных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образовательных программ |
2. |
Организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ |
||||
2.1. |
Участие в работе координационной группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации, обеспечивающей координацию действий органов управления образования субъектов Российской Федерации по исполнению плана действий ФГОС ОВЗ |
Постоянно с февраля 2015 года |
Участие в работе координационной группы при Министерстве образования и науки Российской Федерации |
Создание рабочей группы образовательной организации по введению ФГОС ОВЗ в муниципальном районе (городском округе) Республики Карелия |
Создание рабочей группы образовательной организации по введению ФГОС ОВЗ в образовательной организации |
2.2. |
Сопровождение деятельности образовательных организаций по введению ФГОС ОВЗ (в т.ч. пилотных площадок, созданных в 2014 году по итогам конкурсного отбора) |
2015-2016 учебный год |
Координация и организационное сопровождение деятельности образовательных организаций по введению ФГОС ОВЗ |
Координация и организационное сопровождение деятельности образовательных организаций по введению ФГОС ОВЗ в рамках компетенции учредителя образовательной организации |
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ. Создание условий для участия педагогических работников в методических объединениях системы образования |
2.3. |
Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ |
Сентябрь декабрь 2015 года |
Аналитические материалы по результатам мониторинга образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ. Внесение изменений в план курсовой подготовки педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ. |
Сбор информации, обобщение материалов, координация и организационное сопровождение развития профессиональной компетентности педагогических и административных работников образовательных организаций. Планирование курсовой подготовки педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ. |
Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ. Внесение изменений в план курсовой подготовки педагогов образовательных организаций по вопросам введения ФГОС ОВЗ. |
2.4. |
Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи семьям, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ. |
2015 - 2016 г.г. |
Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей с ОВЗ. |
Организация получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по созданию условий образования на уровне муниципального образования |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам создания условий образования обучающегося с ОВЗ, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявленных потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. |
2.5. |
Участие регионального государственно-общественного совета в решении вопросов, связанных с введением ФГОС ОВЗ. |
в течение 2015 - 2016 г.г. |
Участие регионального государственно-общественного совета в решении вопросов, связанных с введением ФГОС ОВЗ в образовательных организациях Республики Карелия. Формирование системы общественной оценки качества образования лиц с ОВЗ в Республике Карелия |
Привлечение органов государственно-общественного управления муниципального уровня к решению вопросов, связанных с введением ФГОС ОВЗ в образовательных организациях |
Привлечение органов государственно-общественного управления образовательных организаций к проектированию основной образовательной программы общего образования в рамках ФГОС ОВЗ. Выработка показателей оценки качества образования лиц с ОВЗ в Республике Карелия |
2.6. |
Взаимодействие с негосударственными образовательными организациями. |
в течение 2015 - 2016 г.г. |
Совместная деятельность с общественными организациями родителей, имеющих детей с ОВЗ. Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС ОВЗ |
Система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС ОВЗ |
Внедрение ФГОС ОВЗ. |
3. |
Методическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ |
||||
3.1. |
Методическое сопровождение по вопросам введения ФГОС ОВЗ. |
в течение 2015 - 2016 г.г. |
Методическое сопровождение по вопросам введения ФГОС ОВЗ. Организация и проведение республиканских конференций, семинаров (вебинаров), круглых столов по проблемам введения ФГОС ОВЗ |
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу общего образования |
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ОВЗ в образовательной организации |
3.2. |
Разработка методических рекомендаций по разработке основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС ОВЗ. |
Сентябрь 2015 года - май 2016 года |
Разработка методических рекомендаций по составлению основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС ОВЗ с учетом региональных, национальных, культурологических, этнокультурных, особенностей |
Доведение методических рекомендаций до образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования на основе ФГОС ОВЗ. |
Использование методических рекомендаций в практической деятельности |
3.3. |
Разработка методических рекомендации о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания для организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. |
Декабрь 2015 года |
Разработка методических рекомендаций (в дополнение) с учетом региональных особенностей о базовом уровне оснащенности средствами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. |
Учет методических рекомендаций при формировании муниципального бюджета на очередной финансовый год, при оснащении образовательных организаций |
Учет методических рекомендаций при разработке основной образовательной программы начального общего образования, организации развивающей предметно пространственной среды. |
3.4. |
Участие в экспертизе примерных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ. |
постоянно |
Проведение экспертизы образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ. |
Оказание методической поддержки по разработке образовательной программы. Организация обсуждения образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ и направление предложений в рабочую группу |
Использование примерных образовательных программ, находящихся в федеральном реестре, при разработке основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ. |
4. |
Кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ |
||||
4.1. |
Обеспечение поэтапного повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций по вопросам ФГОС ОВЗ. |
2015 - 2016 г.г. |
Разработка и реализация плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам ФГОС ОВЗ. |
Разработка и реализация плана-графика повышения квалификации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам ФГОС ОВЗ. |
Участие руководящих и педагогических работников в курсах повышения квалификации и обучающих мероприятиях по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
4.2. |
Проведение курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников "пилотных площадок" |
2015 - 2016 г.г. |
Организация и участие в курсах повышения квалификации руководящих и педагогических работников "пилотных площадок" |
Организация на базе "пилотных площадок" курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников и обучающих мероприятий по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
Участие руководящих и педагогических работников образовательных организаций в курсах повышения квалификации и обучающих мероприятиях по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
4.3. |
Организация деятельности стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ОВЗ. |
2015 - 2016 гг. |
Координация деятельности стажировочных площадок по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на базе "пилотных площадок" |
Организация стажировок по вопросам реализации ФГОС ОВЗ на базе "пилотных площадок" |
Участие руководящих и педагогических работников образовательных организаций в стажировках на базе "пилотных площадок" |
4.4. |
Методическое сопровождение молодых специалистов. |
2015 - 2016 г.г. |
Привлечение молодых специалистов для работы в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования обучающихся с ОВЗ |
Создание условий по привлечению молодых специалистов и методической системы по сопровождению молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
Организация методической помощи и определение наставников для молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС ОВЗ |
5. |
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ |
||||
5.1. |
Разработка методических рекомендаций по финансовому обеспечению реализации прав обучающихся на получение общедоступного и бесплатного образования обучающихся с ОВЗ. |
февраль июль 2016 года |
Учет методических рекомендаций при подготовке проектов нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период в соответствующей части |
Учет методических рекомендаций при организации деятельности по финансовому обеспечению образования обучающихся с ОВЗ в государственных (муниципальных) организациях |
Эффективное планирование расходов на образование обучающихся с ОВЗ |
5.2. |
Мониторинг финансового обеспечения реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования в условиях введения ФГОС ОВЗ. |
2016 - 2017 г.г. |
Осуществление расчета потребности в средствах бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период с учетом методических рекомендаций по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение общедоступного и бесплатного образования |
Утверждение нормативных затрат на оказание государственными (муниципальными) организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества с учетом обеспечения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ОВЗ. Утверждение государственных (муниципальных) заданий с учетом обеспечения образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ОВЗ |
Выполнение государственных (муниципальных) заданий в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ |
6. |
Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ |
||||
6.1. |
Научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ |
2015 - 2016 г.г. |
Проведение региональных конференций, семинаров по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ. Организация участия руководящих и педагогических работников образовательных организаций во всероссийских мероприятиях |
Проведение семинаров и совещаний по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ. Организация участия руководящих и педагогических работников образовательных организаций мероприятиях по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ |
Участие мероприятиях по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в образовательных организациях по вопросам введения и реализации ФГОС ОВЗ |
6.2. |
Информационное сопровождение о ходе реализации ФГОС ОВЗ. |
2015 - 2016 г.г. |
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ОВЗ. Создание тематических рубрик на интернет-порталах |
Подготовка публикаций в СМИ, в том числе электронных, о ходе реализации ФГОС ОВЗ. |
Размещение информации на сайте образовательной организации. Проведение собраний с субъектами педагогического процесса |
Приложение
Критерии
готовности образовательной организации к введению ФГОС ОВЗ
Критерий |
Комментарий |
1. Нормативная база, локальные акты |
1. Разработаны, утверждены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц документы по переходу на ФГОС ОВЗ. |
2. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе стимулирующих выплат, в соответствии с системой оплаты труда; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками. | |
3. Должностные инструкции работников образовательной организации приведены в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ и квалификационными характеристиками должностей работников образования. | |
4. Цели и задачи образовательного процесса приведены в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ. | |
2. Повышение квалификации педагогов |
Проведено повышение квалификации всех педагогов (возможно поэтапное повышение квалификации по мере перехода на ФГОС ОВЗ) |
3. Основная образовательная программа начального общего образования |
Разработана и утверждена в образовательной организации основная образовательная программа начального общего образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования. |
4. Программно-методическое обеспечение |
Определен перечень вариативных примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования и учебно-методических комплексов, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ОВЗ. |
5. Методическая работа |
Разработан план методической работы, обеспечивающий введение ФГОС ОВЗ |
6. Модель организации образовательного процесса |
Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса учетом требований ФОС ОВЗ. |
7. Условия реализации ФГОС ОВЗ |
1. Созданы условия для успешного освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям с ОВЗ, учета возрастных и специфичных особенностей развития и социализации. |
2. Организована содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная развивающая предметно-пространственная безбарьерная среда в соответствии с ФГОС ОВЗ. | |
3. Обеспечены условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, а также условия к развивающей предметно-пространственной среде. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Карелия от 10 сентября 2015 г. N 1228 "Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия"
Вступает в силу с 10 сентября 2015 г.
Текст приказа опубликован не был