Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика существующей системы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области
Подраздел 1.1 изменен с 8 октября 2019 г. - Постановление Правительства Тюменской области от 4 октября 2019 г. N 351-п
1.1. Общие сведения
Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области до 2027 года (далее - Региональная программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 30.04.2012);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации".
Региональная программа разработана на основании Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Тюменской области, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 9 сентября 2016 года N 392-п (далее - Территориальная схема) и данных Регионального кадастра отходов Тюменской области (далее - Кадастр), который ведется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 18.07.2008 N 197-п "О порядке ведения регионального кадастра отходов Тюменской области". Формирование Кадастра осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами на территории Тюменской области.
Региональная программа разработана с целью создания эффективной региональной системы управления отходами в Тюменской области, обеспечивающей минимизацию накопленного экологического ущерба, а также с целью снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, предупреждения и сокращения образования отходов, и вовлечения их в повторный хозяйственный оборот.
1.2. Анализ состояния в сфере обращения с отходами производства и потребления в Тюменской области
Тюменская область (без автономных округов) относится к среднеразвитым в промышленном отношении регионам Российской Федерации. В структуре промышленного комплекса региона наибольший удельный вес занимают машиностроение и металлообработка (производство машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования и готовых металлических изделий); производство и распределение электроэнергии, газа и воды; производство пищевых продуктов; производство нефтепродуктов и производство строительных материалов (прочих неметаллических минеральных продуктов). В области также развито сельскохозяйственное производство. В небольшом количестве представлены предприятия по утилизации отходов.
Территория Тюменской области (без автономных округов) составляет 160,1 тыс. .
Численность населения региона на 01.01.2017, по данным органов государственной статистики, составила 1477,9 тыс. человек, из них естественный прирост - 6,534 тыс. человек, миграционный прирост - 16,743 тыс. человек. Для области характерен высокий уровень урбанизации: на долю городского населения приходится 60%, сельского - 40%.
Источниками образования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) являются территории (части территорий) поселений, на которых образуются ТКО, то есть отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Источниками образования ТКО в Тюменской области являются:
1) территории населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов в соответствии с Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения";
2) территории городских округов в границах, определенных Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
В период с 2006 по 2015 годы в Тюменской области вопросы обеспечения санкционированного размещения и утилизации отходов решались в рамках областной программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области". С 2002 по 2015 годы в Тюменской области построены 22 полигона твердых бытовых отходов (далее ТБО). С 2016 года вопросы обеспечения санкционированного размещения и утилизации отходов решаются в рамках государственной программы Тюменской области "Недропользование и охрана окружающей среды" до 2020 года.
Отрасль обращения с отходами до 2015 года характеризовалась не системной организацией данной деятельности. Функции по организации деятельности по обращению с отходами, в том числе с ТКО осуществлялись органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и поселений в силу бюджетных возможностей, соответствующих муниципальных образований. Это привело к значительной разнице в организации обращения с отходами даже сопредельных муниципальных образований. Основным механизмом по организации данной деятельности являлось строительство полигонов твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО), на которых размещался весь объем ТКО и многие виды отходов юридических лиц, которые допускалось размещать на полигонах ТБО. На полигонах ТБО размещается порядка 70% всех отходов, на санкционированных и несанкционированных свалках - около 25% и 5% соответственно. При этом полигоны ТБО занимают лишь 31% суммарной площади земельных участков, занятых местами размещения отходов. В указанный период был накоплен значительный экологический ущерб в виде выработавших свой ресурс полигонов и большого количества несанкционированных свалок.
В 2016 году инвестиционным проектом ООО "НОВ-Экология" создан производственный комплекс по переработке промышленных и медицинских отходов мощностью до 300 тыс. тонн отходов производства, позволяющий закрыть потребности Тюменской области в обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства, которые не были ранее включены в данный процесс и размещались на полигонах ТБО.
В настоящее время в Тюменской области размещение отходов на полигонах ТБО и свалках также остается основным методом обращения с отходами, в том числе с ТКО. Практически все отходы жилищно-коммунального сектора размещаются на полигонах ТБО (приложение 4) и свалках.
По итогам инвентаризации мест несанкционированного размещения отходов, проведенной силами Департамента недропользования и экологии Тюменской области в 2014 - 2015 гг. без привлечения дополнительного финансирования за счет средств областного бюджета, было выявлено 587 свалок, в том числе 407 санкционированных свалок и 180 несанкционированных свалок (приложение 3).
За период с 2012 по 2017 года при финансовой поддержке из областного бюджета органами местного самоуправления ликвидировано 156 несанкционированных свалок общей площадью 134,2 га.
В настоящее время отходы производства являются наиболее перспективными для утилизации (вторичного использования). Отходы производства, накопленные на производственных площадках предприятий обрабатываются, утилизируются или обезвреживаются предприятиями самостоятельно, в случае наличия таких возможностей, или передаются специализированным предприятиям для обработки, утилизации или обезвреживания.
При проектировании объектов накопления ТКО предусмотрена организация мест накопления отходов производства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и иной деятельности которых будут образовываться отходы производства, которые не будут утилизироваться, обезвреживаться предприятиями самостоятельно, будут направляться на соответствующие объекты накопления.
1.3. Развитие сферы обращения с отходами
В связи с изменением федерального законодательства функции по организации деятельности обращения с ТКО были переданы на уровень субъектов Российской Федерации, которые обязаны утвердить территориальные схемы обращения с отходами и на конкурсной основе определить регионального оператора по обращению с ТКО, реализующего указанную деятельность в соответствии с утвержденной схемой.
19 сентября 2014 года Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в соответствии с Законом Тюменской области от 24.03.2014 N 19 "Об условиях Концессионных соглашений Тюменской области в отношении объектов, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов", а также постановлением Правительства Тюменской области от 16.04.2014 N 183-п "О заключении концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых для переработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в Тюменской области", было заключено Концессионное соглашение в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры. Объектом Концессионного соглашения являются три мусоросортировочных завода в городах Тюменской области: Тюмени, Тобольске, Ишиме и одной мусороперегрузочной станции в г. Ялуторовске. В соответствии с Концессионным соглашением была осуществлена передача объектов иного имущества Концессионеру для размещения объектов утилизации твердых коммунальных отходов. Создание данной коммунальной инфраструктуры запланировано за счет внебюджетных источников (частных инвестиций).
Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уточнены требования к региональным операторам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, к договорам на оказание соответствующих услуг, к видам деятельности и тарифам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, подлежащим регулированию, к порядку такого регулирования, а также к инвестиционным программам операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Во исполнение требований, установленных данным законом, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области была подготовлена документация об отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и проведен конкурсный отбор регионального оператора.
По результатам проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и региональным оператором было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области (далее - Соглашение).
Деятельность регионального оператора в Тюменской области будет осуществляться в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 09.09.2016 N 392-п (далее - Территориальная схема), Правилами обращениями с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, а также Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в Тюменской области, утвержденного постановление Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п.
В соответствии с Соглашением региональным оператором в течение месяца со дня наделения его указанным статусом было направлено всем собственникам твердых коммунальных отходов по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Таким образом, все собственники твердых коммунальных отходов будут заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и оплачивать их оказание по цене, определенной в пределах тарифа, утвержденного Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) будут определяться согласно заключенным договорам.
В обязанности регионального оператора также будут входить: обеспечение наличия контейнеров в соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов, создание новых контейнерных площадок и переоборудование существующих контейнерных площадок.
Территориально Тюменская область условно поделена на зоны охвата строящихся мусоросортировочных заводов. Каждая из зон будет в свою очередь, поделена на сектора согласно экономически эффективным транспортным потокам отходов.
В пределах территории каждого муниципального образования определяются:
- 3 уровень - площадка хранения отходов (на базе существующего полигона ТБО), включающая в себя небольшую мусороперегрузочную станцию для ТКО, обособленное место для хранения ртутьсодержащих отходов, обособленное место для первичного сбора и хранения биологических отходов, обособленное место для хранения медицинских отходов. Данный уровень также допускает организацию на площадке хранения пункта сбора вторичного сырья;
- 2 уровень - место сбора и хранения отходов предусмотрено в форме небольшой площадки с наличием пресскомпактора. Данная площадка определяется при необходимости сбора с территории большой протяженности и невозможности вывоза отходов на площадку 3 уровня из удаленных населенных пунктов непосредственно мусоровозом;
- 1 уровень - условно выделенные зоны муниципального образования, обслуживаемые непосредственно мусоровозами, которые осуществляют сбор и транспортирование ТКО с первичных мест сбора - контейнерных площадок.
Модель развития сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области представляет собой следующую систему обращения с ТКО:
1) накопление твердых коммунальных отходов в местах (на площадках) обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях их дельнейшего транспортирования, обработки, утилизации и размещения;
2) транспортирование твердых коммунальных отходов из мест накопления на объекты обработки твердых коммунальных отходов для извлечения полезных компонентов, подлежащих утилизации, захоронение которых запрещается;
3) обработка твердых коммунальных отходов на объектах обработки, то есть предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. На данной стадии допускается также частичная утилизация твёрдых коммунальных отходов в части извлечения полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
4) транспортирование полезных компонентов, подлежащих утилизации, на объекты утилизации отходов;
5) утилизация твёрдых коммунальных отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация);
6) транспортирование после стадии обработки твердых коммунальных отходов, не содержащих полезные компоненты, на объект размещения отходов;
7) размещение твердых коммунальных отходов, не содержащих полезные компоненты, исключительно на объектах размещения отходов, внесённых в государственных реестр объектов размещения отходов.
В дальнейшем сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в Тюменской области будут обеспечиваться региональным оператором в соответствии с настоящей Региональной программой.
Преимущества такого подхода очевидны:
1) направление всего образуемого объема твердых коммунальных отходов на заводы исключит появление новых несанкционированных свалок, и как следствие, сокращение накапливаемого экологического ущерба;
2) исключение дорогостоящего строительства полигонов и не менее дорогостоящей их рекультивации после выработки ресурса в связи с уменьшением объема захораниваемых отходов, что кратно продлевает срок эксплуатации полигонов;
3) развитие системы вторичного использования отходов;
4) рациональное обращение с природными ресурсами.
Такой подход будет реализован в Территориальной схеме, основном документе, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность по обращению с отходами в Тюменской области.
Реализация такой системы требует создания (оборудования) соответствующих объектов инфраструктуры (контейнерные площадки, места накопления отходов с оборудованием мусороперегрузочных станций, минисортировочные комплексы) с целью цивилизованного сбора и наполнения отходов при уменьшении плеча их перевозки.
Первичное накопление отходов будет осуществляться в контейнерах (бункерах), дооборудование которых в основном потребуется в муниципальных районах.
Мусороперегрузочные станции и минисортировочные комплексы будут оборудованы на существующих 17 полигонах ТБО, которые будут являться центром накопления отходов в муниципальных районах. В городских округах отходы с первичных мест накопления (контейнерных площадок) будут транспортироваться непосредственно на мусороперерабатывающие заводы.
Утилизация твердых коммунальных отходов, являющихся вторичным сырьем, будет осуществляться на действующих в Тюменской области предприятиях или транспортироваться на специализированные предприятия за пределами области. Предполагается также с учетом уже действующих объектов создание сети пунктов раздельного сбора у населения отходов, которые могут стать вторичным сырьем для промышленных предприятий.
Продолжится работа по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и выработавших свой ресурс полигонов ТБО до полной их ликвидации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.