Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2019 г. N 18-КГ19-69
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю., Москаленко Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2019 г. гражданское дело по иску Алексеева Анатолия Михайловича к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края", войсковой части 31600 о признании незаконным отказа в перерасчёте пенсии за выслугу лет, признании права на перерасчёт пенсии за выслугу лет, об обязании включить в список военнослужащих, непосредственно участвующих в одном из видов деятельности, указанных в Перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", обязании войсковой части 31600 направить данный список в федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Краснодарского края", обязании федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" произвести перерасчёт пенсии за выслугу лет с 1 августа 2005 г. по кассационной жалобе Алексеева Анатолия Михайловича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения Алексеева А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Алексеев Анатолий Михайлович 16 мая 2018 г. обратился в суд с иском к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Краснодарского края" (далее - военный комиссариат Краснодарского края), войсковой части 31600 о признании незаконным отказа командира войсковой части 31600 от 28 февраля 2018 г. в перерасчёте ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", признании права на перерасчёт пенсии за выслугу лет, об обязании войсковой части 31600 включить его в список военнослужащих, непосредственно участвующих в одном из видов деятельности, указанных в Перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", и направить данный список в военный комиссариат Краснодарского края, обязании военного комиссариата Краснодарского края произвести ему перерасчёт пенсии за выслугу лет с 1 августа 2005 г.
В обоснование заявленных требований Алексеев А.М. сослался на то, что с 1968 года он проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР, впоследствии в Вооружённых Силах Российской Федерации на различных должностях, осуществлял деятельность в области ядерного оружейного комплекса.
С 5 ноября 1990 г. Алексеев А.М. занимал должность начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, с которой 15 августа 1994 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями был переведён на должность начальника специальной службы штаба 67 армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа (войсковая часть 20650).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 1998 г. N 0289 Алексеев А.М. уволен с военной службы на основании статьи 48 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) и с 3 мая 1998 г. исключён из списков личного состава войсковой части 20650.
С 4 мая 1998 г. Алексеев А.М. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, назначенной с учётом оклада по должности начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, занимаемой им до перевода в связи с организационно-штатными мероприятиями 15 августа 1994 г. на должность начальника специальной службы штаба 67 армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа.
В 2017 году Алексеев А.М. обращался с заявлением в военный комиссариат Краснодарского края о перерасчёте пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и с заявлением к командиру войсковой части 31600 о подтверждении его деятельности в составе ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
В письме от 28 февраля 2018 г. командиром войсковой части 31600 Алексееву А.М. сообщено о том, что Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчёта пенсий военным пенсионерам. Право на такой перерасчёт возникает у граждан, уволенных с военной службы из воинских частей, включённых в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 857-64, при условии увеличения оклада по штатной должности, с учётом которой им назначена пенсия за выслугу лет и по которой осуществляется социальная поддержка, предусмотренная подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". Поскольку 49 общевойсковая армия Северо-Кавказского военного округа в названный перечень не входит, то не имеется оснований для перерасчёта Алексееву А.М. пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
По мнению Алексеева А.М., отказ в перерасчёте ему пенсии за выслугу лет является незаконным, так как он в течение периода прохождения военной службы участвовал в осуществлении деятельности в области оружейного ядерного комплекса Российской Федерации, в том числе связанной с хранением, техническим обслуживанием, транспортировкой, подготовкой к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, с предупреждением и ликвидацией аварий с ядерными боеприпасами, а также с непосредственной организацией указанных работ, контролем за ними и обеспечением безопасности при их проведении, что даёт ему право на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
Истец Алексеев А.М. и его представитель адвокат Седых С.Н. заявленные требования поддержали.
Представители ответчиков военного комиссариата Краснодарского края и войсковой части 31600 в суде исковые требования не признали.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 июля 2018 г. в удовлетворении исковых требований Алексеева А.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Алексеевым А.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 июля 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2018 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 18 апреля 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 29 июля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчиков военного комиссариата Краснодарского края и войсковой части 31600, сведений о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Алексеев А.М. с 1968 года проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР, впоследствии в Вооружённых Силах Российской Федерации на различных должностях.
С 5 ноября 1990 г. Алексеев А.М. занимал должность начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа. 15 августа 1994 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями он был переведён на должность начальника специальной службы штаба 67 армейского корпуса Северо-Кавказского военного округа.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 марта 1998 г. Алексеев А.М. уволен с военной службы в воинском звании полковника на основании статьи 48 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе). С 3 мая 1998 г. он исключён из списков личного состава войсковой части 20650 и всех видов обеспечения.
С 4 мая 1998 г. Алексеев А.М. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, назначенной с учётом оклада по должности начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа.
Министерством обороны Российской Федерации организация работы по определению права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, на установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" меры социальной поддержки, контроль за правильностью их реализации и подтверждение участия военнослужащих в период прохождения ими военной службы в одном из видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, возложены на 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть 31600).
В 2017 году Алексеев А.М. обращался с заявлением в военный комиссариат Краснодарского края о перерасчёте пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" и с заявлением к командиру войсковой части 31600 о подтверждении его деятельности в составе ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
В письме от 28 февраля 2018 г. командир войсковой части 31600 сообщил Алексееву А.М. о том, что Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчёта пенсий военным пенсионерам. Право на такой перерасчёт возникает у граждан, уволенных с военной службы из воинских частей, включённых в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых даёт право на получение социальной поддержки, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 857-64, при условии увеличения оклада по штатной должности, с учётом которой им назначена пенсия за выслугу лет и по которой осуществляется социальная поддержка, предусмотренная подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". Поскольку 49 общевойсковая армия Северо-Кавказского военного округа в названный перечень не входит, то оснований для перерасчёта Алексееву А.М. пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не имеется.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Алексеева А.М. о признании незаконным отказа в перерасчёте ему пенсии за выслугу лет, признании права на перерасчёт пенсии за выслугу лет, об обязании включить его в список военнослужащих, непосредственно участвующих в одном из видов деятельности, перечисленных в Перечне, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", обязании войсковой части 31600 направить данный список в военный комиссариат Краснодарского края, обязании военного комиссариата Краснодарского края произвести Алексееву А.М. перерасчёт пенсии за выслугу лет с 1 августа 2005 г., суд первой инстанции со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" сделал вывод об отсутствии правовых оснований для признания за Алексеевым А.М. права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с названным указом.
Суд исходил из того, что для пересмотра пенсии, назначенной лицу, уволенному с военной службы, в данном случае необходимо увеличение оклада по штатной должности, которую это лицо замещало на момент увольнения в воинской части, входящей в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и по которой осуществлялась социальная поддержка, предусмотренная подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации".
Полагая, что 49 общевойсковая армия Северо-Кавказского военного округа не включена в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 857-64, и должность начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, с учётом оклада по которой Алексееву А.М. была назначена пенсия за выслугу лет, отсутствует в утверждённом 15 февраля 2006 г. Министром обороны Российской Федерации Перечне воинских должностей, сокращённых (переименованных) в ходе реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации (Вооружённых Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1563, суд первой инстанции счёл, что исковые требования Алексеева А.М. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Алексеева А.М., согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций неправильными, так как они сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563), как следует из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе.
Пунктом 1 данного указа утверждён перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки (далее также - перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации).
Подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в названном перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 Правительству Российской Федерации предписано утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 этот указ вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 26 августа 2000 г.), а в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счёт средств федерального бюджета, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 17 ноября 2000 г. N 857-64 утверждён Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки (далее также - Перечень от 17 ноября 2000 г. N 857-64).
15 февраля 2006 г. Министром обороны Российской Федерации был утверждён Перечень воинских должностей, сокращённых (переименованных) в ходе реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации (Вооружённых Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 (далее также - Перечень от 15 февраля 2006 г.).
По смыслу приведённых правовых норм, право на получение социальной поддержки, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, в частности на повышенные должностной оклад и оклад по воинской должности, возникает у гражданского персонала и военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации при наличии совокупности двух условий: их непосредственного участия в деятельности, указанной в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и вхождения организаций и воинских частей, в которых они осуществляют вид деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчёта пенсий военным пенсионерам, в связи с чем при разрешении споров о перерасчёте пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 следует руководствоваться также Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части 1 статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Абзацем первым подпункта "а" пункта 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленная из этих окладов.
Таким образом, в силу изложенных положений Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчёт пенсии за выслугу лет, назначенной лицу, уволенному с военной службы, производится в связи увеличением денежного довольствия по штатной должности, которую это лицо замещало на момент увольнения. Такой перерасчет осуществляется исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленной из этих окладов).
Из системного толкования норм Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в их взаимосвязи следует, что для перерасчёта военному пенсионеру пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 необходимо увеличение в связи с осуществлением социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, оклада по штатной должности, которую он замещал на момент увольнения. При этом для осуществления социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, обязательными условиями являются: непосредственное участие в период замещения названной должности в деятельности, указанной в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и вхождение воинской части, в которой осуществлялась такая деятельность, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного к обстоятельствам, имеющим значение для разрешения исковых требований Алексеева А.М. о признании права на перерасчёт в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 назначенной ему после увольнения с военной службы пенсии за выслугу лет, относятся: установление факта непосредственного участия Алексеева А.М. в период прохождения им военной службы в должности начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа (из оклада по этой должности Алексееву А.М. при увольнении с военной службы была назначена пенсия за выслугу лет) в одном из видов деятельности, перечисленных в перечне видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации; вхождение 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, в которой Алексеев А.М. проходил военную службу в должности начальника специальной службы штаба, в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности; установление факта увеличения в связи с осуществлением социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "г" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, оклада по штатной должности начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, исходя из оклада по которой Алексееву А.М. назначена пенсия за выслугу лет.
Между тем суд первой инстанции при рассмотрении исковых требований Алексеева М.А. о признании за ним права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 не применил приведённые нормативные положения в их системной взаимосвязи, не определил названные выше обстоятельства в качестве юридически значимых и не устанавливал их.
Суд первой инстанции при разрешении спора в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для признания за Алексеевым А.М. права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 ограничился лишь ссылкой на Перечень от 17 ноября 2000 г. N 857-64 и Перечень от 15 февраля 2006 г., указав, что 49 общевойсковая армия Северо-Кавказского военного округа не включена в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 857-64, и должность начальника специальной службы штаба 49 общевойсковой армии Северо-Кавказского военного округа, с учётом оклада по которой Алексееву А.М. была назначена пенсия за выслугу лет, отсутствует в утверждённом 15 февраля 2006 г. Министром обороны Российской Федерации Перечне воинских должностей, сокращённых (переименованных) в ходе реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации (Вооружённых Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.
Однако такой вывод суда первой инстанции сделан с существенным нарушением норм процессуального права.
Частью 1 статьи 12 ГПК РФ установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создаёт условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 ГПК РФ).
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Из протокола судебного заседания от 4 июля 2018 г. усматривается, что истцом Алексеевым А.М. было заявлено ходатайство об истребовании имеющих гриф секретности Перечня организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 857-64, и Перечня воинских должностей, сокращённых (переименованных) в ходе реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации (Вооружённых Сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных Перечнем видов деятельности, участие в которой даёт право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1563, утверждённого 15 февраля 2006 г. Министром обороны Российской Федерации (л.д. 83).
Суд первой инстанции, не приведя никаких мотивов, отказал в удовлетворении данного ходатайства, тем самым в нарушение требований части 1 статьи 57 ГПК РФ фактически устранился от оказания содействия стороне истца в собирании доказательств, необходимых для разрешения настоящего спора, вследствие чего судом не были установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по заявленным Алексеевым А.М. требованиям. Суд первой инстанции не учёл, что истец не имел возможности самостоятельно получить указанные нормативные правовые акты ввиду их секретности.
Ссылаясь в обоснование своего вывода об отсутствии оснований для признания за Алексеевым А.М. права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 на Перечень от 17 ноября 2000 г. N 857-64 и Перечень от 15 февраля 2006 г., имеющие гриф секретности, суд первой инстанции названные нормативные документы не исследовал и оставил без внимания, что исходя из характера спорных отношений сторон заявленные исковые требования не могут быть разрешены без исследования и оценки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ предусмотрено, что в качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
Согласно абзацам второму и седьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" к государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; гриф секретности - это реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято с нарушением правил подсудности.
Из материалов дела видно, что исковые требования Алексеева А.М. о признании за ним права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", предъявленные им в Первомайский районный суд г. Краснодара, основаны в том числе на нормативных положениях правовых актов, имеющих гриф секретности (Перечень от 17 ноября 2000 г. N 857-64 и Перечень от 15 февраля 2006 г.). Об истребовании этих нормативных правовых актов в ходе судебного разбирательства было заявлено истцом Алексеевым А.М. В связи с этим суду первой инстанции (Первомайскому районному суду г. Краснодара) необходимо было поставить на обсуждение вопрос о подсудности данного дела, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 ГПК РФ гражданские дела, связанные с государственной тайной, в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Однако этого судом первой инстанции (Первомайским районным судом г. Краснодара) сделано не было.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Следовательно, вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об отсутствии правовых оснований для признания за Алексеевым А.М. права на перерасчёт пенсии за выслугу лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" является неправомерным.
Ввиду изложенного решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2018 г. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения допущенных существенных нарушений закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 4 июля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 октября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Москаленко Ю.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2019 г. N 18-КГ19-69
Текст определения опубликован не был