Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 12-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Калининой Л.А. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Новоторъяльский водоканал" о признании не действующими в части приказов Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 132т "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУЛ "Новоторъяльский водоканал" на территории муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район, на 2016-2018 годы", от 13 декабря 2016 г. N 159т "О внесении изменения в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 132т", от 12 декабря 2017 г. N 61т "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 132т" по апелляционной жалобе Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителей муниципального унитарного предприятия "Новоторъяльский водоканал" Бушуева П.В. и Ивлевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее также - Министерство, тарифный орган) от 16 ноября 2015 г. N 132т "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП "Новоторъяльский водоканал" на территории муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район, на 2016-2018 годы" (далее - Приказ N 132т) утверждены производственные программы муниципального унитарного предприятия "Новоторъяльский водоканал" (далее - МУП "Новоторъяльский водоканал", Предприятие), оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район", на 2016-2018 гг., установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП "Новоторъяльский водоканал" на 2016-2018 гг. согласно приложению N 1 и тарифы на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП "Новоторъяльский водоканал" на территории муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район", на 2016-2018 гг. согласно приложению N 2.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 13 декабря 2016 г. N 159т "О внесении изменения в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 132т" (далее - Приказ N 159т) внесены изменения в Приказ N 132т, связанные с корректировкой тарифов на 2017 г., приложение N 2 к Приказу N 132т изложено в новой редакции.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 12 декабря 2017 г. N 61т "О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 16 ноября 2015 г. N 132т" (далее - Приказ N 61т) внесены изменения в Приказ N 132т, связанные с корректировкой тарифов на 2018 г., приложение N 2 к Приказу N 132т изложено в новой редакции.
МУП "Новоторъяльский водоканал" обратилось в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением о признании Приказа N 132т, Приказа N 159т и Приказа N 61т не действующими в части установления тарифов на 2016-2018 гг., возложении на Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл обязанности при корректировке тарифов на питьевую воду и на водоотведение для МУП "Новоторъяльский водоканал" на 2020 и 2021 гг. учесть недополученные доходы Предприятия за период регулирования 2016-2018 гг.
В обоснование заявленных требований указывается на несоответствие оспариваемых в части приказов положениям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее также - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее также - Методические указания), поскольку Министерством неверно определены объемы отпуска питьевой воды в связи с использованием плановой величины объема поднятой воды, уменьшенной на уровень потерь, вместо учета фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года; при определении необходимой валовой выручки не включена нормативная прибыль, не приняты к расчету расходы на материалы и малоценные основные средства, расходы на теплоэнергию, а также расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Приказ N 132т, Приказ N 159т и Приказ N 61т признаны не действующими в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение, реализуемые МУП "Новоторъяльский водоканал" на территории муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район", на 2016-2018 гг. со дня вступления в законную силу судебного акта; на Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл возложена обязанность принять заменяющие нормативные правовые акты; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл просит отменить решение суда в части возложения на него обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты. Ссылаясь на статью 15 Основ ценообразования и пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", указывает, что осуществление компенсации имущественных потерь регулируемой организации, когда регулируемая цена была установлена ниже экономически обоснованной, возможно путем их учета в следующие периоды регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права. В этой связи считает правомерным учесть недополученные доходы МУП "Новоторъяльский водоканал", в случае их наличия, при установлении тарифов на 2020-2021 гг. Полагает, что вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющие нормативные правовые акты не является допустимым.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 29 пункта 9 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 г. N 148 и действовавшего до 12 февраля 2018 г., предусматривалось, что указанное министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции в сфере государственного регулирования водоснабжения и водоотведения, в том числе по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту 30 пункта 9 Положения о Министерстве промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 февраля 2018 г. N 49, со дня вступления данного нормативного правового акта в силу полномочия по осуществлению указанных выше функций возложены на Министерство промышленности экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Таким образом, Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл ранее, а в настоящее время Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл являются исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Республики Марий Эл и устанавливающим тарифы, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а"-"д" пункта 73, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что МУП "Новоторъяльский водоканал" в период 2016-2018 гг. осуществляло регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, реализуемые на потребительском рынке на территории Новоторъяльского района Республики Марий Эл по тарифам, установленным методом индексации Приказом N 132т.
Анализируя собранные по делу доказательства, в том числе представленный суду административным истцом расчет объема отпуска воды и объема принятых сточных вод, экспертное заключение специалистов тарифного органа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство в нарушение пункта 29 Основ ценообразования, а также пунктов 4, 5, 8 Методических указаний вместо фактического объема воды (приема сточных вод) за последний отчетный год (2014 г.) применило плановый объем, утвержденный Министерством при установлении тарифов на 2014, 2015 гг., что привело к неправильному определению планового объема отпуска питьевой воды и планового объема принятых сточных вод, рассчитанных для МУП "Новоторъяльский водоканал" на 2016 г., что в свою очередь исключает достоверность расчетов указанных показателей на 2017 и 2018 гг., использованных при корректировках тарифов, утвержденных Приказом N 159т и Приказом N 61т.
Доводы административного истца о неправомерном невключении регулирующим органом в необходимую валовую выручку нормативной прибыли регулируемой организации, расходов на материалы и малоценные основные средства, расходов на теплоэнергию при расчете тарифа на холодное водоснабжение, расходов на материалы и малоценные основные средства, на теплоэнергию при расчете тарифа на водоотведение, а также на 2016 г. расходов на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, исследованы и оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании недействующими оспариваемых тарифных решений, поскольку расчет тарифов произведен с нарушением положений законодательства, регулирующего данные правоотношения, и нарушает права и законные интересы административного истца.
Соответствующие выводы суда первой инстанции Судебная коллегия находит правильными, соответствующими закону и материалам как административного, так и тарифного дел. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Дата, с которой нормативные правовые акты признаны недействующими установлена судом в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, а также с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". В этой части решение суда также не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл относительно несогласия с решением суда в части возложения на него обязанности принять заменяющие нормативные правовые акты подлежат отклонению.
При этом Судебная коллегия исходит из того, что нормативный правовой акт, принимаемый регулирующим органом в целях замены акта, признанного судом недействующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы. Принятие такого акта, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчетов за истекший период действия экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, обеспечения стабильных и не дискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 4 и 6 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Ссылки в жалобе на статью 15 Основ ценообразования и возможность учета недополученных доходов МУП "Новоторъяльский водоканал" при установлении тарифов на 2020-2021 гг. не исключают правильности выводов суда, поскольку признание недействующими тарифов за истекший долгосрочный период регулирования в отсутствие заменяющих актов лишает административного истца возможности взыскания с абонентов задолженности, образовавшейся в указанный период, по экономически обоснованным тарифам. Кроме того, как правильно отмечено в решении, вопрос о недополученных доходах МУП "Новоторъяльский водоканал", в случае их наличия, подлежит урегулированию с учетом вновь принятых нормативных правовых актов.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для возложения на тарифный орган обязанности принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные недействующими, в соответствии с положениями части 4 статьи 216 К АС РФ.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 12-АПА19-2
Текст определения опубликован не был