Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российское Федерации
от 30 апреля 2019 г. N 253/пр
Методические рекомендации по подготовке региональных программ по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год
1. Субъектам Российской Федерации при выполнении пункта 3 плана мероприятий по реализации федерального проекта "Чистая вода", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 г. N 3 (далее соответственно - федеральный проект, план мероприятий), рекомендуется осуществлять разработку региональных программ по повышению качества водоснабжения (далее - региональные программы) на период с 2019 по 2024 год исходя из следующих условий:
соответствие срока действия региональной программы срокам начала и окончания реализации федерального проекта (с 20 декабря 2018 г. по 25 декабря 2024 г.);
соответствие региональной программы целям и задачам федерального проекта;
включение в региональную программу мероприятий по повышению качества водоснабжения и (или) по предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство (реконструкцию) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках мероприятий федерального проекта, обеспечивающих высокую эффективность расходования субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование таких мероприятий в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения, приведенными в приложении N 15(2) к Государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее соответственно - субсидия, Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета);
отбор объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки (далее - объекты), строительство и реконструкция (модернизация) которых будет осуществляться в рамках региональной программы;
соответствие региональной программы требованиям, установленным Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета.
2. В случае, если региональная программа формируется в виде раздела отраслевой государственной программы субъекта Российской Федерации, срок реализации такого раздела отраслевой программы рекомендуется определять с учетом сроков реализации федерального проекта.
3. В случае изменения общего объема бюджетных ассигнований, в том числе в связи с изменением сметной или предполагаемой (предельной) стоимости строительства или реконструкции (модернизации) объектов, предусмотренных соглашением между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, заключенным в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, рекомендуется при необходимости внести корреспондирующие изменения в региональную программу.
4. В составе региональной программы рекомендуется предусматривать паспорт региональной программы, текстовую часть и приложения.
5. Паспорт региональной программы рекомендуется разрабатывать по форме, установленной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
6. Рекомендуемый объем текстовой части региональной программы - до 10 тысяч знаков с учетом пробелов, без учета табличных форм, диаграмм, иных графических элементов.
7. В текстовой части программы рекомендуется отобразить в том числе следующую информацию:
а) описание состояния водоснабжения на территории субъекта Российской Федерации, в том числе характерные для субъекта Российской Федерации специфические проблемы, с определением приоритетных мер для улучшения водоснабжения;
б) краткий анализ результатов оценки централизованных систем водоснабжения на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения, предусмотренной пунктом 2 плана мероприятий (далее - инвентаризация), с выводами о состоянии систем водоснабжения в целом по субъекту Российской Федерации и детализацией в отношении муниципальных образований и объектов, включенных в региональную программу;
в) обоснование необходимости и достаточности перечня объектов, включенных в региональную программу, для достижения целевых показателей, установленных паспортом федерального проекта;
г) расчет бюджетной эффективности вложения бюджетных средств по каждому объекту, включенному в региональную программу, с рейтингованием в порядке снижения бюджетной эффективности;
д) порядок перехода к использованию перспективных технологий водоподготовки на объектах водоподготовки, включенных в региональную программу;
е) прогноз ожидаемых результатов реализации региональной программы, оценку вклада отдельных объектов в достижение целевого показателя федерального проекта, установленного для субъекта Российской Федерации.
8. В качестве приложений к региональной программе рекомендуется утвердить в том числе:
а) характеристику объектов региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям);
б) финансовое обеспечение реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
в) динамику достижения целевых показателей федерального проекта при реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);
г) поэтапный план реализации региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);
д) прогноз тарифных последствий реализации мероприятий региональной программы (рекомендуемая форма приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям).
9. Приложения к региональной программе рекомендуется формировать в соответствующем разделе автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ") с использованием ее технических возможностей, включая интеграцию данных из выполненной субъектами Российской Федерации с использованием АИС "Реформа ЖКХ" инвентаризации, в том числе на предмет соответствия показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения, установленным в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24.
10. Общие рекомендации по формированию региональной программы.
10.1. В региональную программу рекомендуется включать объекты, строительство или реконструкция (модернизация) которых обеспечит достижение целевых показателей федерального проекта по повышению доли населения (в том числе городского), обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в разрезе соответствующего субъекта Российской Федерации.
10.2. В региональную программу рекомендуется включать объекты, предусмотренные территориальными схемами водоснабжения и водоотведения, либо предусматривать в срок не позже 6 (шести) месяцев с даты включения объекта в региональную программу внесение соответствующих изменений в схемы водоснабжения и водоотведения.
10.3. В качестве объектов, реконструкция (модернизация) которых планируется с привлечением средств субсидий, рекомендуется рассматривать объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, либо (в случае нового строительства) объекты, которые после ввода в эксплуатацию будут переданы в государственную или муниципальную собственность.
10.4. При включении в региональную программу объектов, находящихся в частной собственности, либо объектов, которые после их ввода в эксплуатацию планируется передать в частную собственность, рекомендуется предусматривать финансирование их строительства или реконструкции (модернизации) из внебюджетных источников, в том числе в рамках инвестиционных программ предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Необходимый для реализации региональной программы минимальный объем средств из внебюджетных источников рекомендуется определять исходя из перечня объектов, включенных в региональную программу с учетом результатов инвентаризации.
10.5. Общий размер средств федерального бюджета, предусмотренный на каждый год реализации региональной программы, рекомендуется определять равным размеру субсидии, предусмотренному паспортом федерального проекта для субъекта Российской Федерации.
10.6. Долю расходов на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов водоснабжения, которые планируется осуществлять с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется устанавливать на уровне не выше 30% от общего объема расходов в рамках региональной программы, софинансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
11. Рекомендации по отбору объектов, включаемых в региональную программу.
11.1. Перечень объектов, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществить с использованием средств субсидии, рекомендуется формировать с учетом следующих критериев:
- строительство или реконструкция (модернизация) объектов обеспечит достижение целевого показателя федерального проекта по повышению доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой, в разрезе соответствующего субъекта Российской Федерации;
- объекты отобраны по итогам инвентаризации, результаты которой размещены в АИС "Реформа ЖКХ";
- на объектах водоподготовки планируется применение перспективных технологий водоподготовки (в том числе использование технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса);
- объекты отвечают требованиям Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета;
- объекты отобраны по итогам рейтингования по показателю бюджетной эффективности как занимающие верхние позиции в указанном рейтинге.
11.2. Показатель бюджетной эффективности может быть определен как отношение объема инвестиций из федерального бюджета, направляемых на данный объект, к плановому показателю увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.
11.3. Итоги рейтингования объектов рекомендуется включить в текстовую часть региональной программы в виде рейтинговой таблицы в порядке убывания показателя бюджетной эффективности.
Пример оформления рейтинговой таблицы:
Позиция в рейтинге |
Наименование объекта |
Объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей |
Плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения субъекта Российской Федерации, процент |
Значение показателя бюджетной эффективности, рублей/процент |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
При формировании рейтинга объектов, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществлять с использованием средств субсидии, рекомендуется исходить из следующих положений:
- суммарный объем инвестиций из федерального бюджета не превышает размера субсидии, предусмотренного паспортом федерального проекта;
- суммарный плановый показатель увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет не менее величины целевого показателя, предусмотренного паспортом федерального проекта для субъекта Российской Федерации за период реализации региональной программы.
11.4. Перечень объектов, включенных в региональную программу, рекомендуется согласовывать с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
11.5. Объекты, отобранные по результатам инвентаризации, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществлять без привлечения средств федерального бюджета (в частности, субсидии), рекомендуется также включать в региональную программу.
12. Рекомендации по определению целевых показателей региональной программы.
12.1. Для определения целевых показателей региональной программы рекомендуется использовать целевые показатели, предусмотренные Приложением N 2 "Показатели федерального проекта по субъектам Российской Федерации" к паспорту федерального проекта:
- доля населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (процент);
- доля городского населения субъекта Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (процент).
12.2. Рекомендуется приводить значение целевых показателей региональной программы на каждый год ее реализации к значениям целевых показателей, предусмотренным паспортом федерального проекта для субъекта Российской Федерации на указанный год. Для определения итоговых значений целевых показателей региональной программы рекомендуется сложить значения целевых показателей по отдельным объектам региональной программы на каждый год ее реализации.
12.3. Значение целевого показателя региональной программы на каждый год ее реализации (за исключением базового значения и значения на последний год реализации) может быть скорректировано, в том числе в случае необходимости синхронизации региональной программы с паспортом федерального проекта (при внесении изменений в последний).
13. Рекомендации по определению этапов подготовки и утверждения региональных программ.
13.1. В региональные программы на 2019 год рекомендуется включать объекты, предусмотренные территориальными схемами водоснабжения и водоотведения, в отношении которых уже разработана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
13.2. Региональные программы на 2020 - 2024 годы рекомендуется формировать по результатам реализации следующих этапов (мероприятий):
а) определение по итогам инвентаризации перечня объектов, строительство или реконструкция (модернизация) которых обеспечит достижение целевых показателей федерального проекта на весь период реализации программы;
б) согласование перечня объектов с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
в) включение объектов, выбранных по итогам инвентаризации, в территориальные схемы водоснабжения и водоотведения с указанием сроков строительства или реконструкции (модернизации);
г) разработка поэтапного плана мероприятий по реализации региональной программы с указанием сроков, контрольных точек, ответственных должностных лиц по каждому объекту, включенному в региональную программу;
д) проверка соответствия целевых показателей региональной программы на каждый год ее реализации целевым показателям, установленным для субъекта Российской Федерации федеральным проектом на соответствующий год;
е) расчет стоимости строительства или реконструкции (модернизации) объектов, в том числе с учетом стоимости проектов-аналогов, определение источников финансирования;
ж) рейтингование объектов, включенных в региональную программу, строительство или реконструкцию (модернизацию) которых планируется осуществлять с использованием средств субсидии, по показателю бюджетной эффективности, с целью определения первоочередности реализации мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) данных объектов;
з) проведение расчета тарифных последствий по каждому муниципальному образованию, услуги водоснабжения для населения в которых будут оказываться посредством построенных или реконструированных (модернизированных) объектов;
и) проверка соответствия общего финансирования региональной программы на каждый год реализации размеру субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию региональной программы на соответствующий год;
к) подготовка проекта региональной программы, включая формирование с использованием АИС "Реформа ЖКХ" приложений к региональной программе;
л) утверждение региональной программы в установленном порядке нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в сроки, определенные паспортом федерального проекта. При этом рекомендуется обеспечить идентичность сведений, размещенных в АИС "Реформа ЖКХ", утверждённой региональной программе;
м) направление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующую в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", копии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации об утверждении региональной программы в сроки, определенные паспортом федерального проекта.
14. Внесение изменений в региональную программу рекомендуется осуществлять в порядке, аналогичном порядку утверждения региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.