Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Шевелевой А.С.,
с участием прокурора Алешиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Арсеняна А.В. о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части выделения территориальных зон Л-1611 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, установил:
решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте Омского городского Совета в сети "Интернет" (http://www.omskgorsovet.ru) и в газете "Третья Столица" от 19 декабря 2008 г. N 69/1.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Правил землепользования и застройки в приложении N 1 приведена Карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
Указанным приложением земельный участок N 50 с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м., расположенный по адресу: г<...>, отнесен к двум территориальным зонам: зона естественного ландшафта Л и зона городского наземного транспорта ИТ2.
Арсесян А.В., являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером <...> и расположенных на нём жилого дома и нежилого строения, обратился с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда Правил землепользования и застройки в части установления двух территориальных зон в отношении земельного участка, ссылаясь на противоречие территориального зонирования положениям ч. 4 ст. 30, ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.6-12).
В судебном заседании Арсенян А.В., участия не принимал, его представитель Махиня Е.А., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.13), доводы административного иска поддержал, указав, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах лишает административного истца возможности осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимого имущества.
Представитель Омского городского Совета Кондаков В.В., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.133), поддержав доводы письменных возражений на исковое заявление (л.д.143-147), возражал относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции Омского городского Совета, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проектов правового акта, опубликования и вступления в законную силу. Указал, что земельный участок был учтен декларативно, оценочная опись кадастрового квартала <...> не устанавливала границ объекта недвижимости, содержала лишь его экономические характеристики, на момент принятия Правил землепользования и застройки сведения о границах земельного участка в едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей, что основания для удовлетворения требований Арсеняна А.В. имеются, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Арсенян А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м. расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> (л.д.83).
В результате градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым номером <...> вошел в территориальные зоны Л-1611 (зона естественного ландшафта) и ИТ2 (зона городского наземного транспорта) (л.д.151), в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ.
Согласно ч. ч. 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска, принятого решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 г. N 92, утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утверждены решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", опубликованы в газете "Третья столица" от 19 декабря 2008 г. N 69/1 (491).
Таким образом, решение Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" принято полномочным представительным органом местного самоуправления г. Омска в пределах компетенции муниципального образования, с соблюдением требований об официальном опубликовании, установленных ст. 7 Устава города Омска.
Процедура принятия нормативного правового акта, включающая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, соблюдена, что сторонами административного дела не оспаривалось.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей в части 4 предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ч.2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, красным линиям, границам земельных участков, границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований, границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, естественным границам природных объектов, иным границам.
В материалы административного дела представлены фрагменты Карты градостроительного зонирования территорий города Омска (приложение N 1 к оспариваемым Правилам землепользования и застройки), из которых с очевидностью следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит к двум территориальным зонам: Л-1611 (зона естественного ландшафта) и ИТ2 (зона городского наземного транспорта) (л.д.151-152).
Таким образом, территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером <...> не отвечает установленным требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:061002:296, требованиям ч. 4 ст. 30, ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования Арсеняна А.В. подлежат удовлетворению.
Правила землепользования и застройки в оспариваемой части приняты в нарушение действующего законодательства и ограничивают право административного истца на использование земельного участка по назначению.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение на неопределенное время его различного правового режима, что, безусловно, нарушает права Арсеняна А.В.
Доводы, административного ответчика относительно невозможности на момент принятия Правил землепользования и застройки индивидуализировать объект недвижимости ввиду отсутствия границ земельного участка в ЕГРН несостоятельны, поскольку земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на кадастровый учет еще <...>, то есть до принятия оспариваемых правил (л.д.84).
Согласно правовой позиции, приведенной в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> N <...> "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт до вынесения настоящего судебного постановления применялся, Правила землепользования и застройки в части установления в Приложении N <...> режима территориальных зон Л-1611 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером <...> подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, с учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ, полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Омского городского Совета в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Арсеняна А.В. удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", в части установления в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Карта градостроительного зонирования территорий города Омска" режима территориальных зон Л-1611 и ИТ2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты Омского городского Совета, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
О.А. Харламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 9 июля 2019 г. N 3а-82/2019 "О признании частично недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утв. Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201"
Текст решения опубликован не был