В соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации", от 06.01.1998 N 18 "Об утверждении положения о Координационном совете по психологии", инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", статьей 8 Закона Новосибирской области от 16.07.2005 N 308-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области", постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы" и в целях минимизации инновационных рисков, обеспечения психологической безопасности и развивающего потенциала образовательной среды, а также организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области, приказываю:
1. Внести следующие изменения в приказ управления образования Новосибирской области от 17.05.04 N 416 "Об утверждении положения о Координационном совете Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образования Новосибирской области":
1) в пункте 1 приказа слово "службы" заменить словом "по", слова "при Департаменте" заменить словом "департамента";
2) положение о Координационном совете по психолого-педагогическому, медико-социальному сопровождению образования Новосибирской области изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Утвердить прилагаемые:
1) положение о Службе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области;
2) типовое положение о психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области.
3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области организовать деятельность по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.
4. Государственному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Областной центр диагностики и консультирования" (далее - Учреждение) (Чепель Т.Л.) до 10 апреля 2008 года разработать и утвердить план мероприятий по организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, предусмотрев:
1) разработку методических рекомендаций по организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса;
2) создание филиалов Учреждения;
3) внесение изменений в Устав Учреждения;
4) подготовку предложений по внесению изменений в смету Учреждения в части расходов на содержание филиалов.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя руководителя департамента образования Новосибирской области Щукина В.Н.
Руководитель департамента |
В.В. Иванов |
Положение
о Службе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области
(утв. приказом департамента образования Новосибирской области от 12 марта 2008 г. N 261)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации", приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 N 619 "Об утверждении Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде", постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы" и определяет структуру и направления деятельности Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области (далее - Служба ППМСиПС).
2. Деятельность Службы ППМСиПС направлена на обеспечение доступности и качества образования, безопасное внедрение инновационных программ и технологий, социализацию обучающихся и воспитанников государственных бюджетных образовательных учреждений Новосибирской области и муниципальных бюджетных образовательных учреждений (далее - Учреждения), повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников этих Учреждений.
3. Служба ППМСиПС в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области в сфере образования.
II. Цель и задачи деятельности Службы ППМСиПС
4. Целью Службы ППМСиПС является обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, ее гармоничного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей участников образовательного процесса.
5. Задачи Службы ППМСиПС:
1) оказание качественной и своевременной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи участникам образовательного процесса;
2) создание системы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;
3) реализация мер по безопасности образовательного процесса;
4) создание условий для обеспечения психологического благополучия участников образовательного процесса;
5) формирование развивающего характера образовательной среды.
III. Структура Службы ППМСиПС
6. Структура Службы ППМСиПС в системе образования Новосибирской области включает в себя три уровня: областной, муниципальный, уровень образовательного учреждения.
7. В структуру областного уровня входят:
1) Координационный совет по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования Новосибирской области департамента образования Новосибирской области;
2) государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Новосибирской области "Областной центр диагностики и консультирования", в структуру которого входят: Центр службы практической психологии образования Новосибирской области, Главная областная психолого-медико-педагогическая консультация, школа-центр;
3) государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
4) государственные бюджетные учреждения начального и среднего профессионального образования Новосибирской области;
5) государственные бюджетные учреждения Новосибирской области, оказывающие психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь участникам образовательного процесса.
8. В структуру муниципального уровня могут входить:
6) Координационный совет по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования муниципального района, городского округа Новосибирской области, создаваемый органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
7) психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК);
8) муниципальные образовательные учреждения, оказывающие психолого-педагогическую, медико-социальную и правовую помощь участникам образовательного процесса.
9. В структуру уровня муниципального образовательного учреждения (первичный уровень) могут входить:
служба психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного учреждения, создаваемая приказом руководителя муниципального образовательного учреждения. В ее состав могут входить: методист, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, медицинский работник;
психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (далее ПМПк), создаваемый приказом руководителя муниципального образовательного учреждения. ПМПк создается для решения проблем комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии и имеет подвижный состав (в зависимости от специфики проблемы). В состав постоянных членов ПМПк входят: председатель консилиума (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог с опытом работы в части организации сопровождения детей с проблемами в развитии, медицинский работник.
IV. Направления деятельности Службы ППМСиПС
К основным направлениям деятельности Службы ППМСиПС относятся:
10. Повышение социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса (специалистов и руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, учреждений образования, обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, их родителей (законных представителей)).
11. Информационно-аналитическое обеспечение участников образовательного процесса.
12. Психологическое проектирование.
13. Социально-психологическая экспертиза.
14. Оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи участникам образовательного процесса по преодолению психолого-педагогических проблем, планированию и реализации профессиональной карьеры, в том числе:
1) профилактика и просвещение;
2) оказание диагностических услуг;
3) оказание консультационных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых услуг;
4) коррекция и развитие;
5) профессиональная ориентация.
15. Обеспечение качества и доступности комплексных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых услуг участникам образовательного процесса.
16. Повышение профессионального мастерства специалистов психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения.
Типовое положение
о психолого-медико-педагогической комиссии Новосибирской области
(утв. приказом департамента образования Новосибирской области от 12 марта 2008 г. N 261)
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации", приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.02.2000 N 619 "Об утверждении Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде", инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 "О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы" и определяет цель, задачи, структуру и организацию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) в Новосибирской области.
2. ПМПК является структурным подразделением образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. ПМПК способствует обеспечению доступа к качественному образованию детей и подростков с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
4. ПМПК осуществляет взаимодействие с учреждениями системы образования, здравоохранения независимо от их формы собственности и ведомственной подчиненности, органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, внутренних дел и прокуратуры, комиссиями по делам несовершеннолетних, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
5. Для ПМПК, создаваемых муниципальными образованиями, настоящее Типовое положение является примерным (ПМПК может создаваться как самостоятельное учреждение).
II. Цель и задачи ПМПК
6. ПМПК создается с целью организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
7. Деятельность ПМПК направлена на решение следующих задач:
1) своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет;
2) комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и определение потенциальных нарушений его развития;
3) определение специальных условий развития, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии;
4) консультирование детей, подростков, родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении, по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК;
5) контроль исполнения рекомендаций ПМПК и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследование в ней;
6) формирование банка данных о детях и подростках с нарушениями в развитии;
7) создание информационной базы данных об учреждениях, оказывающих комплексную помощь детям;
8) участие в просветительской деятельности по вопросам психолого-педагогической и медико-социальной, и правовой компетентности населения.
III. Организация деятельности ПМПК
8. Структура и штатная численность ПМПК определяется с учетом численности детского населения на территории соответствующего муниципального района, городского округа.
9. В состав ПМПК входят следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, невролог, психиатр.
В состав ПМПК могут входить другие специалисты с учетом потребностей населения.
10. ПМПК возглавляет председатель.
11. Обучающиеся и воспитанники муниципальных образовательных учреждений проходят обследование в ПМПК по инициативе родителей (законных представителей) по направлению ПМП консилиумов, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, внутренних дел и прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных и других организаций, при наличии письменного согласия родителей (законных представителей).
12. Обследование ребенка на ПМПК осуществляется специалистами индивидуально и (или) коллегиально, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами и зависит от индивидуально-типологических особенностей обследуемого.
13. Обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и/или воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на базе этих учреждений.
14. Дети с нарушением слуха и зрения обследуются с привлечением сурдолога и офтальмолога.
15. По результатам обследования выдается заключение ПМПК.
Заключение ПМПК готовится коллегиально, с учетом мнения каждого специалиста и состоит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций по организации обучения и воспитания ребенка.
16. Заключение ПМПК является документом, определяющим оптимальные условия для получения образования ребенком с отклонениями в развитии, и является основанием для его зачисления (с письменного согласия родителей или законных представителей) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, специальный (коррекционный) класс, группу.
17. ПМПК ведет следующую документацию:
1) журнал первичного учета детей, обратившихся в ПМПК;
2) алфавитную книгу;
3) журнал учета детей, прошедших обследование;
4) аналитические материалы;
5) список специалистов ПМПК, их должностные инструкции;
6) расписание работы ПМПК.
18. Продолжительность первичного приема одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц в среднем составляет два часа (астрономических), повторного приема - один час. Процедура первичного приема и обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.
19. ПМПК по запросу образовательного учреждения выезжает для обследования детей по месту их обучения, воспитания на договорной основе.
20. Родители (законные представители) имеют право присутствовать при диагностико-консультационном обследовании ребенка.
21. Обследование детей в ПМПК проводится по предварительной записи.
22. Родители (законные представители) для обследования ребенка представляют в ПМПК следующие документы:
1) копию свидетельства о рождении ребенка;
2) копию заключения ПМПк;
3) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, психиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос соответствующим специалистам);
4) педагогическое представление (характеристику);
5) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
23. Заключение ПМПК может быть обжаловано родителями (законными представителями) в вышестоящих ПМПК.
24. ПМПК может предоставлять консультации подросткам старше 14 лет, обратившимся самостоятельно. При этом ПМПК обеспечивает соблюдение и защиту прав и законных интересов подростка.
25. ПМПК организует контроль исполнения рекомендаций, содержащихся в заключениях ПМПК, и мониторинг динамики развития детей, прошедших обследование в ней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено Положение о Координационном совете по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования Новосибирской области департамента образования Новосибирской области.
Создается и ликвидируется Совет в соответствии с приказом департамента образования области.
Основная цель деятельности Совета - определение приоритетных направлений комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования области, определение путей внедрения научно-методических, развивающих и современных психологических технологий в образование области.
Заседания Совета проводятся согласно плану работы, но не реже 6 раз в год.
Форма деятельности Совета - заседание, которое правомочно, если на нем присутствует более 50 % его членов. Решения принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом.
Целью деятельности Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области является обеспечение защиты интересов личности в сфере образования, ее гармоничного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей участников образовательного процесса.
Основные направления определены как: информационно-аналитическое обеспечение участников образовательного процесса; психологическое проектирование; социально-психологическая экспертиза; оказание комплексной психолого-педагогической, медико-социальной и правовой помощи участникам образовательного процесса по преодолению проблем соответствующего характера, планированию и реализации профессиональной карьеры и др.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) Новосибирской области имеет своей целью организацию помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
Структура и штатная численность ПМПК утверждается с учетом численности детского населения на территории соответствующего муниципального района или городского округа.
По результатам обследования ПМПК выдается заключение, которое является документом, определяющим оптимальные условия для получения образования ребенком с отклонениями в развитии, и является основанием для его зачисления в специальное образовательное учреждение, специальный класс, группу.
Заключение может быть обжаловано родителями (законными представителями) в вышестоящих ПМПК.
Приказ Департамента образования Администрации Новосибирской области от 12 марта 2008 г. N 261 "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному сопровождению образования Новосибирской области"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства образования Новосибирской области от 7 июня 2024 г. N 891 настоящий документ признан утратившим силу с 7 июня 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 26 июня 2014 г. N 1547
Приказ Департамента образования Администрации Новосибирской области от 2 марта 2010 г. N 340