Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п. 1 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 30) за образовательными организациями закреплены полномочия по принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах установленной компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, закрепленном уставом образовательных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:
- правила приема обучающихся в части, не урегулированной законодательством;
- режим занятий обучающихся;
- формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- правила внутреннего трудового распорядка и правила внутреннего распорядка;
- порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;
- порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- язык, языки образования по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
- требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (для государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования);
- основания и условия поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, творческой деятельности и др.
Под локальными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые образовательной организацией в соответствии с её компетенцией, определенной действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами работодателя, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности образовательной организации.
Локальный нормативный акт представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке для регулирования отношений внутри образовательной организации в рамках уставной деятельности. Локальный нормативный акт должен воплощать в себе следующие признаки:
1. Само понятие локальность говорит о том, что локальный нормативный акт регулирует отношения только внутри отдельной организации.
2. Локальный нормативный акт разрабатывается с учетом не только Законов Российской Федерации и Республики Мордовия, но и подзаконных актов вплоть до правовых нормативных актов органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа.
3. Локальный нормативный акт школы - это официальный правовой акт, письменный документ, который должен иметь все необходимые реквизиты: наименование, дату издания (при необходимости - регистрации), регистрационный номер, подпись уполномоченного лица, виды согласования (по необходимости), печать организации.
4. Для разработки и принятия локального нормативного акта необходимо привлекать всех субъектов образовательного процесса, что позволяет сформировать высокую культуру их соблюдения. Разграничение полномочий между директором школы и органами управления образовательной организации определяется уставом.
Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы образовательной организации.
Локальные нормативные акты могут регламентировать самые разные стороны жизни общеобразовательной организации и издаются (принимаются) в виде:
- приказов;
- решений;
- инструкций;
- положений;
- правил;
- договоров (например, коллективный трудовой).
Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов. Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:
- общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный акт принимается; категории лиц, подпадающих под действие локального акта.
- основная часть: права и обязанности работника и работодателя, администрации, педагогического коллектива и обучающихся и их родителей; процедуры, не определенные законодательством; действия сторон, сроки, ответственность и пр.
- заключительные положения: время вступления локального акта в силу, перечень локальных актов или отдельных положений, прекращающих действие с принятием нового акта.
Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. При написании текста локального акта следует руководствоваться нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. 65-ст).
Порядок разработки локальных нормативных актов законодательно не установлен, поэтому образовательная организация определяет его самостоятельно. Условно порядок разработки локальных нормативных актов можно разделить на следующие стадии:
1. Определение вопросов, по которым требуются разработка и утверждение локального нормативного акта. На практике такая потребность выявляется в ходе совещаний, собраний, заседаний педагогического совета.
2. Определение этапов и сроков разработки локального нормативного акта. На практике работодатель (руководитель) устанавливает их при обсуждении вопросов, в отношении которых требуются разработка и утверждение локального нормативного акта.
3. Создание рабочей группы по разработке локального нормативного акта. Такая группа может состоять из представителей администрации, педагогического коллектива, родителей, общественного совета и, в частности, совета обучающихся, так как в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 273-ФЗ обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на участие в управлении образовательной организацией. Статьи 52, 53 Трудового кодекса РФ предусматривают право работников на участие в управлении организацией.
4. Подготовка проекта локального нормативного акта.
5. Размещение проекта для обсуждения на официальном сайте образовательной организации.
6. Согласование проекта локального нормативного акта. На данном этапе проект необходимо согласовать с участниками рабочей группы и другими заинтересованными лицами.
7. Утверждение проекта руководителем образовательной организации. Согласно ст. 12 Трудового кодекса РФ (применяя аналогию закона, распространяем действие указанной статьи на локальные нормативные акты, регулирующие иные, помимо трудовых, отношения) локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе. Руководитель образовательной организации может принять локальные нормативные акты следующими способами: утвердить; издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта. Практика показывает, что в образовательных организациях чаще используется второй способ. При этом способ утверждения остаётся внутренним делом организации, так как законодательно этот порядок не закреплен.
Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работники должны быть ознакомлены под роспись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Если локальный нормативный акт касается обучающихся, их родителей, он должен быть доведен до их сведения. Целесообразно знакомить обучающихся и их родителей с локальными нормативными актами организации при поступлении в образовательную организацию, на общем или классном собрании. Если обучающийся и его родитель в своём заявлении или иным образом сообщили свой электронный адрес, то можно направить текст локального нормативного акта по электронной почте.
Подтвердить факт ознакомления работников с локальными нормативными актами можно несколькими способами:
- подписью лица на листе ознакомления. Также должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и дата ознакомления. Этот лист прилагается к каждому локальному нормативному акту, нумеруется, прошивается и скрепляется печатью и подписью должностного лица;
- подписью лица на отдельном документе - журнале ознакомления работников, обучающихся и их родителей с локальными нормативными актами. В отличие от листа ознакомления этот журнал предусматривает возможность ознакомления с несколькими локальными нормативными актами. Подписью лица на листе ознакомления, являющемся приложением к трудовому договору, к материалам личного дела обучающегося.
Образовательная организация вправе вносить изменения в локальные нормативные акты: в связи со вступлением в силу либо изменением законодательства в сфере образования, закона, нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения; по собственному усмотрению. В этом случае важно, чтобы принимаемые локальные нормативные акты не ухудшали положения работников, обучающихся, их родителей по сравнению с трудовым законодательством, законодательством в сфере образования, коллективными договорами, соглашениями (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ). Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался первоначально.
Основаниями для прекращения действия локального нормативного акта или отдельных его положений являются:
- истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия;
- вступление в силу закона или другого нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в сфере образования, либо содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действовавшим локальным нормативным актом.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Никакой заранее заготовленный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим, а также не может быть обязательным для всех образовательных организаций и, исходя из потребностей образовательной организации в регламентировании определенных сторон деятельности, его можно сократить или расширить.
Отвечая на вопрос, сколько в образовательной организации должно быть локальных актов, следует отметить, что количество локальных актов зависит от масштабов деятельности образовательной организации: чем объемнее и разнообразнее спектр предоставляемых образовательных услуг, внеурочной деятельности, дополнительного образования и т.д., тем большая потребность у образовательной организации в регламентации этой деятельности. Кроме того, не стоит забывать о восполняющей функции локальных актов в случае отсутствия федеральных нормативно-правовых актов, наличия объективных причин временного неисполнения полномочий образовательной организации.
На информационном портале по внедрению Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" http://273-фз.рф/modeli предложены модели некоторых локальных актов, однако они не могут в полной мере отразить специфики и условий образовательной организации.
Заместитель Министра |
Г.А. Явкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования Республики Мордовия от 18 января 2016 г. N 142 "О локальных нормативных актах образовательной организации"
Текст письма опубликован не был