Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 20 августа 2019 г. N 3а-521/2019
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Экосервис" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28 ноября 2019 года N 10-94/кс "О корректировке на 2019 год долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Экосервис", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2017 года N 10-100/кс",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28 ноября 2018 г. N 10-94/кс
установил:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Госкомитет, регулирующий орган, тарифный орган) от 28 ноября 2019 года N 10-94/кс "О корректировке на 2019 год долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Экосервис", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2017 года N 10-100/кс" установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Экосервис" (далее также - АО "Экосервис", общество), осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, на 2019, 2020 годы с календарной разбивкой согласно приложению 1 к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 13 декабря 2018 года за N 5204, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 14 декабря 2018 года.
В пункте 1.2 приложения 1 к указанному постановлению приведены с разбивкой по полугодиям, в том числе с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года показатели предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для иных потребителей (без учета НДС).
АО "Экосервис" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании не действующим приведенного нормативного правового акта в части установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для иных потребителей на 2019-2020 годы, указанных в пункте 1.2 приложения 1 постановления от 28 ноября 2019 года N 10-94/кс.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484.
Общество полагает, что данные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку Госкомитетом при определении их размера не были учтены затраты на аренду транспорта за прошлый период регулирования в размере 8873,21 тысяч рублей, а также неправильно определен объем ТКО на 2019 год, исходя из которого рассчитана необходимая валовая выручка регулируемой организации.
В судебном заседании представитель АО "Экосервис" Салимов Д.Ш. административное исковое заявление поддержал.
Представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Царева Н.В. административный иск не признала.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан Елина Л.Н. с административным иском не согласилась.
Выслушав представителей административного истца, органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, устанавливает Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Абзацем двенадцатым статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Полномочие по утверждению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на захоронение твердых коммунальных отходов, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.5.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам АО "Экосервис" об экономической необоснованности установленных тарифов в связи с неучетом Госкомитетом при определении их размера затрат на аренду транспорта за прошлый период регулирования, а также неправильным определением объема ТКО на 2019 год, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, а также утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
На основании заявления Общества от 16 октября 2018 года Госкомитет утвердил для него производственную программу и установил методом экономически обоснованных расходов предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, пунктом 7 Методических указаний тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
Для целей тарифного регулирования в области обращения с ТКО под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (пункты 2, 16 Основ ценообразования, пункт 9 Методических указаний).
Согласно пункту 14 Методических указаний расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы.
При корректировке долгосрочных тарифов на захоронение ТКО на 2019 год для АО "Экосервис" регулирующий орган обосновано принял объем принятых ТКО в размере 618,65 тысяч кубометров в соответствии с данными Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 года N 149.
При этом Госкомитет правомерно исходил из отсутствия сведений о фактическом объеме захороненных ТКО в тарифных делах АО "Экосервис" в предыдущие периоды регулирования 2014-2016 годы, 2017-2018 годы, ввиду не осуществления одновременного учета объемов и затрат как на обработку, так и на захоронение ТКО, включенных в один тариф в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2018 года N 867, которым внесены изменения в Основы ценообразования. Кроме того, регулируемая организация не представляла такие сведения в отчете "2-ТП (отходы)", где отражается фактический объем захоронения ТКО.
Одновременно суд отмечает, что согласно сведениям регионального оператора по Восточной зоне Республике Татарстан - общества с ограниченной ответственностью "Гринта" - административному истцу за 6 месяцев 2019 года исходя из установленного тарифа на захоронение ТКО оплачено 20813 тысяч рублей, то есть в указанный период АО "Экосервис" было захоронено 571,32 тысяч кубометров ТКО (20813/36,43).
В предложении регулируемой организации о корректировке тарифа на захоронение ТКО на 2019 год Обществом были заявлены затраты на аренду в размере 11290,44 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных этим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Тарифным органом в необходимую валовую выручку включены затраты регулируемой организации на аренду в размере 8190,7 тысяч рублей, состоящие из расходов на аренду спецтехники, согласно договору от 1 января 2018 года N 32ЭСТ/18, в сумме 6825,63 тысяч рублей, на аренду земельного участка под полигон ТКО, по договору от 8 августа 2017 года N МС 04-071-0201-ПР, в сумме 1365,07 тысяч рублей. При этом размер заявленных Обществом расходов по данной статье Госкомитетом на основании приведенных положений Основ ценообразования правомерно уменьшены до амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.
На основании пункта 12 Основ ценообразования из необходимой валовой выручки АО "Экосервис" регулирующим органом исключены экономические необоснованные доходы прошлого периода регулирования - 2017 год, которые состояли из неосвоения средств на выплату арендной платы в размере 8873,21 тысяч рублей.
Госкомитет исходил из представленной Обществом отчетности о финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год, представленной в тарифный орган. В соответствии с этими отчетами фактические затраты АО "Экосервис" на аренду в 2017 году составили 2031,62 тысяч рублей при утвержденном Госкомитетом на 2017 год значении в 10904,83 тысяч рублей.
Данные обстоятельства стали предметом обсуждения на заседании согласительной комиссии Госкомитета 27 ноября 2018 года. Обществу предложено изменить отчетность о финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год по форме, представляемой в налоговые органы, ввиду возможности осуществления регулируемой организацией помимо подконтрольной также и иной хозяйственной деятельности. Копии первичных документов, подтверждающих расходы АО "Экосервис" на аренду в 2017 году, не могли быть приняты тарифным органом по приведенным обстоятельствам.
Следовательно, государственным органом было принято экономически обоснованное решение о корректировке на 2019 год долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для АО "Экосервис", установленных постановлением Госкомитета от 8 декабря 2017 года N 10-100/кс.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28 ноября 2019 года N 10-94/кс "О корректировке на 2019 год долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Экосервис", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2017 года N 10-100/кс" в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28 ноября 2019 года N 10-94/кс "О корректировке на 2019 год долгосрочных предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для акционерного общества "Экосервис", установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 8 декабря 2017 года N 10-100/кс" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 августа 2019 г. N 3а-521/2019
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 15 октября 2019 г.