Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.В. Липинского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.В. Липинский оспаривает конституционность следующих положений Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан":
абзаца первого пункта 1 статьи 5, предоставляющего право на меры социальной поддержки, перечисленные в пункте 1 данной статьи, ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или которые соответствуют условиям назначения пенсии, предусмотренным указанными федеральными законами по состоянию на 31 декабря 2018 года, величина среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей;
пункта 1 статьи 9, в соответствии с которым порядок реализации статей 4-8.3 данного Закона, закрепляющих меры социальной поддержки отдельным категориям населения, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
По мнению А.В. Липинского, оспариваемое положение статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", обусловливающее предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки величиной их ежемесячного дохода, ставит в неравные условия лиц, принадлежащих к одной и той же категории, а во взаимосвязи с положением пункта 9 данного Закона позволяет правоприменительным органам прекращать (приостанавливать) выплату мер социальной поддержки лицам, величина среднемесячного дохода которых впоследствии превысила сумму 20 000 рублей, что противоречит статьям 7, 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 9" имеется в виду "статьи 9"
Оспариваемые положения были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Республики Татарстан в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определил категории граждан, которым предоставляются меры адресной социальной поддержки, а в статье 5 данного Закона установил меры социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран труда", и предусмотрел условия их предоставления (пункт 1).
Законом Республики Татарстан от 5 декабря 2015 года N 100-ЗРТ, вступившим в силу с 1 января 2016 года, абзац первый пункта 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" был изложен в новой редакции, согласно которой меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, величина среднемесячного дохода которых на дату обращения не превышает 20 000 рублей.
Распространяющееся в равной мере на всех ветеранов труда, проживающих в Республике Татарстан, получивших статус ветерана труда после 1 января 2016 года, законодательное условие о наличии среднемесячного дохода не более 20 000 рублей как объективного критерия дифференциации при предоставлении им мер социальной поддержки не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на ущемление конституционных прав граждан, относящихся к названной категории.
Кабинет Министров Республики Татарстан в порядке реализации делегированных ему пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" полномочий по определению порядка реализации статей 4-8.3 названного Закона постановлением от 1 декабря 2015 года N 911 внес в Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542) изменения и дополнения, касающиеся порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда с учетом размера их среднемесячного дохода.
При этом было предусмотрено, что в случае утраты ветеранами труда права на ранее установленную им ежемесячную денежную выплату с их согласия, выраженного в заявлении, им может быть назначена ежемесячная денежная выплата на проезд, размер которой с 2017 года составил 180 рублей.
Такое правовое регулирование, осуществленное в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран труда".
Следовательно, взаимосвязанные положения абзаца первого пункта 1 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан, относящихся к указанной категории, включая заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Липинского Андрея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2019 г. N 2238-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Липинского Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 5 и пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)