Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Шакирова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Н. Шакиров, действующий в интересах несовершеннолетней дочери К.А. Шакировой, оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Как следует из представленных материалов, налоговым органом в отношении принадлежащей К.А. Шакировой 1/ 2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру был произведен расчет налога на имущество физических лиц с учетом установленной налоговой ставки 0,2 процента от кадастровой стоимости налогооблагаемого объекта.
Полагая, что ставка данного налога должна устанавливаться к налоговой базе, уменьшенной на налоговый вычет (в размере величины кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры), А.Н. Шакиров обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим положения Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц", определяющего конкретные размеры налоговой ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 10 октября 2018 года заявителю было отказано в удовлетворении его требований в связи с тем, что оспариваемая норма Закона города Москвы не противоречит федеральному законодательству.
По мнению заявителя, подпункт 1 пункта 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует статьям 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность уплаты налога на имущество физических лиц в повышенном размере.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.
Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел верхние пределы налоговых ставок в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также предусмотрел право установления дифференцированных налоговых ставок нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) с учетом, в числе прочего, кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункты 2 и 5 статьи 406).
Таким образом, данными правовыми актами определяется существенный элемент налогообложения по налогу на имущество физических лиц - налоговая ставка, размер которой поставлен в зависимость в том числе от такого объективного критерия, отражающего налоговую базу объектов налогообложения, как их кадастровая стоимость. Такое регулирование, будучи нормативной основой для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, подлежит применению на основе общих принципов налогообложения в Российской Федерации, в силу которых при установлении налогов и сборов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; они должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункты 1-3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом этого оспариваемое законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков, учитывая, что оно не препятствует в реализации правового механизма налогового вычета по налогу на имущество физических лиц в размере величины кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры (пункт 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации) для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шакирова Александра Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 2599-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шакирова Александра Николаевича на нарушение конституционных прав его несовершеннолетней дочери Шакировой Ксении Александровны подпунктом 1 пункта 5 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)