Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 768540-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 768540-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается ратифицировать подписанный 4 марта 2019 года в городе София Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27 февраля 2009 года (далее - Протокол, Договор).
Подписание указанного Протокола обусловлено, прежде всего, изменениями в российском пенсионном законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2015 года, в части, касающейся нового параметра пенсионной формулы - индивидуального пенсионного коэффициента, а также необходимостью приведения терминологии Договора в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
Так, действующая редакция статьи 10 Договора предусматривает суммирование стажа, имевшего место на территории Республики Болгарии, в случае если российского страхового стажа недостаточно для возникновения права на страховую пенсию.
Новая редакция данной статьи предусматривает возможность суммирования в такой ситуации не только болгарского стажа, но и стажа, приобретенного в третьих государствах, и кроме того, начисление за такой "иностранный" стаж индивидуального пенсионного коэффициента равного 1. При этом стаж, приобретенный на территории третьих государств, суммируется в случае, если у Российской Федерации заключен с ними международный договор о социальном обеспечении.
Вместе с тем сам размер страховой пенсии будет определяться исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации и РСФСР, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и увеличения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, будут исчисляться пропорционально указанному страховому стажу.
Следует отметить, что аналогичный подход уже реализован в Договоре между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 июня 2016 года и в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении от 19 декабря 2017 года.
Кроме того, нормы Договора дополняются положением, предусматривающим учет размера пенсии, назначенной в Республике Болгарии, при установлении в Российской Федерации социальных (федеральной или региональной) доплат к страховой пенсии.
Урегулирован также вопрос выплаты пенсий, в том числе в случаях переезда застрахованных лиц на территорию Республики Болгарии или на территорию третьего государства.
Установлено условие для назначения социальной пенсии в Российской Федерации и пенсии, не связанной с трудовой деятельностью, в Республике Болгарии - неполучение пенсии по законодательству другой договаривающейся стороны.
Договор дополнен положениями, распространяющими действие Договора на накопительную пенсию и выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также устанавливающими, что исчисление их размеров и выплата осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.
Введены в Договор положения, регулирующие возврат излишне выплаченных сумм пенсий. Новой статьей 20.1 предусмотрено взаимодействие компетентных учреждений договаривающихся сторон по данному вопросу.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту при принятии вносимых в Договор изменений, право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации с применением норм Договора приобретут 1350 человек, которым ранее было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает представленный законопроект.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.