Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58289-2018
"Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2018 г. N 1038-ст)
Conformity assessment. Rules for certification of electric power
ОКС 03.120.10
Дата введения - 1 февраля 2019 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "ЛИНВИТ", Закрытым акционерным обществом "Научно-испытательный центр "САМТЭС" и Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 30 "Электромагнитная совместимость технических средств"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2018 г. N 1038-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт входит в Систему национальных стандартов в области оценки соответствия, основные положения и структура которых определены в ГОСТ 31893-2012 "Оценка соответствия. Система стандартов в области оценки соответствия".
Система стандартов в области оценки соответствия аналогична по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.
Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" (ГОСТ ISO/IEC 17000-2012) понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
Настоящий стандарт разработан для разъяснения процедур сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц на основе [1].
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии, предусмотренной [1].
Стандарт предназначен для применения заявителями [сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки (далее - сетевые организации)], органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), специалистами органов государственного контроля (надзора) за сертифицированной продукцией, другими заинтересованными лицами.
Стандарт может применяться как при обязательной сертификации электрической энергии, так и при добровольной (по показателям качества, не предусмотренным при обязательной сертификации).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 30804.4.30 (IEC 61000-4-30:2008) Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Методы измерений показателей качества электрической энергии
ГОСТ 31815-2012 Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации
ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ 33073-2014 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 53603 Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
ГОСТ Р 54293 Анализ состояния производства при подтверждении соответствия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 электрическая сеть общего назначения: Совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для электроснабжения бытовых, промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов (приемников электрической энергии).
3.2 заявитель: Юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация.
3.3 потребитель: Юридическое или физическое лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
3.4 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие поставляемой электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.5 сертификация: Деятельность органа по сертификации по подтверждению соответствия электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.6 схема сертификации: Перечень действий участников сертификации, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия электрической энергии установленным требованиям к качеству.
3.7 доказательственные материалы: Документы, прямо или косвенно, частично или полностью свидетельствующие о соответствии электрической энергии требованиям к качеству, установленным национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, введенными в качестве национальных стандартов.
3.8 анализ состояния производства: Элемент схемы оценки (подтверждения) соответствия, представляющий собой процедуру, проводимую органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий и возможностей для обеспечения постоянного соответствия передаваемой электрической энергии требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.
3.9
инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации с целью установления, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности выдачи сертификата соответствия. [ГОСТ 31815-2012, статья 2.11] |
3.10 орган по сертификации: Юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке, выполняющее работы по сертификации.
3.11 испытательная лаборатория (центр): Аккредитованное в установленном порядке юридическое лицо, осуществляющее испытания путем выполнения технических операций, заключающихся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой.
3.12
руководство по качеству: Спецификация на систему менеджмента качества организации. [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.8.8] |
3.13 сетевая организация: Организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть.
3.14 точка поставки: Место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
3.15 изготовитель: Юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки.
3.16
пункт контроля/мониторинга КЭ: Пункт электрической сети, в котором выполняют измерения ПКЭ при контроле/мониторинге КЭ. [ГОСТ 33073-2014, статья 3.7]
Примечание - КЭ - качество электрической энергии, ПКЭ - показатель КЭ. |
4 Общие положения
4.1 Объектом обязательной сертификации является электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, включенная в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный [1] (далее - Единый перечень), и поставляемая потребителям на территории Российской Федерации.
4.2 Обязательная сертификация электрической энергии проводится на соответствие ГОСТ 32144-2013 (пункты 4.2.1, 4.2.2), на который приведена ссылка в Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация), опубликованной на основании [1].
При введении в действие нового национального (межгосударственного) стандарта взамен документа, приведенного в Информации, сертификация осуществляется на соответствие требованиям действующего стандарта.
4.3 Сертификацию электрической энергии проводят органы по сертификации на основании полученной заявки.
4.4 Схемы сертификации электрической энергии
4.4.1 Сертификация электрической энергии проводится по схемам 3с, 4с по ГОСТ Р 53603 с учетом особенностей, присущих данному виду продукции.
4.4.2 Схема 3с предусматривает проведение испытаний электрической энергии и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции путем проведения испытаний электрической энергии в электрических сетях, где проводилась сертификация. Схема сертификации 3с применяется, как правило, для небольших сетевых организаций, распределительная сеть которых состоит из одной или нескольких трансформаторных подстанций (не более десяти), питающих сеть напряжением 220/380 В, или распределительная сеть представляет собой сеть напряжением 220/380 В, присоединенную к одной или нескольким трансформаторным подстанциям, принадлежащим другой сетевой организации. Кроме этого, при повторной сертификации электрической энергии орган по сертификации, с учетом положительных результатов предыдущей сертификации, может выбрать менее жесткую схему сертификации 3с.
4.4.3 Схема 4с предусматривает проведение испытаний электрической энергии по требованиям к качеству, анализ состояния производства и последующий инспекционный контроль сертифицированной продукции, при котором проводятся испытания электрической энергии и анализ состояния производства. Данная схема применяется при первичной сертификации, когда орган по сертификации не располагает данными о системе управления качеством электрической энергии в сетевой организации и о надежности поддержания качества электрической энергии в течение длительного времени.
4.4.4 Выбор схемы сертификации осуществляет орган по сертификации, руководствуясь степенью достаточности информации о возможности заявителя обеспечить стабильность характеристик электрической энергии, подтвержденных испытаниями, сведениями об управлении качеством электрической энергии, сроками проведения испытаний в целях подготовки к сертификации электрической энергии.
4.5 Копии сертификата соответствия при необходимости изготавливаются заявителем, получившим сертификат соответствия на белой бумаге формата А4 (210 x 297 мм), заверяются его подписью и печатью.
4.6 Сертификат соответствия или его копия предъявляются заявителем органам государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам в соответствии с пунктом 2 статьи 28 [2].
4.7 Оплата работ по сертификации осуществляется на основании договора органа по сертификации с заявителем.
5 Участники работ по сертификации электрической энергии и их функции
5.1 Участниками работ по сертификации электрической энергии в выбранных электрических распределительных сетях заявителя являются: а) заявитель; б) аккредитованный орган по сертификации; в) аккредитованная испытательная лаборатория (центр).
5.2 Заявитель при сертификации электрической энергии выполняет следующие функции:
- выбирает аккредитованный в установленном порядке орган по сертификации из числа имеющих в области аккредитации электрическую энергию;
- заключает договор с органом по сертификации на проведение работ (услуг) по сертификации;
- представляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации продукции;
- представляет в орган по сертификации материалы, предусмотренные настоящим стандартом;
- при проведении сертификации по схеме 4с обеспечивает необходимые условия для ознакомления и проведения анализа состояния производства органом по сертификации, а также для последующего проведения инспекционного контроля на предприятии-заявителе, представляет всю необходимую техническую, распорядительную и методическую документацию;
- предпринимает все необходимые меры, чтобы процесс передачи электрической энергии был стабильным и обеспечивал соответствие продукции установленным требованиям;
- применяет сертификат соответствия (копии сертификата соответствия) при обеспечении поставки электрической энергии потребителю.
5.3 Орган по сертификации выполняет следующие функции:
- принимает решение по заявке на сертификацию (в том числе выбирает схему сертификации);
- проводит экспертизу организационно-методических и технических документов, представленных заявителем;
- проводит идентификацию электрических сетей и пунктов контроля качества электрической энергии в них для проведения испытаний;
- организует проведение испытаний в выбранных пунктах контроля качества электрической энергии;
- проводит анализ состояния производства у заявителя (для схемы 4с);
- анализирует результаты испытаний, результаты анализа состояния производства и принимает решение о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- оформляет сертификат соответствия или решение об отказе в выдаче сертификата соответствия;
- представляет информацию о выданных сертификатах соответствия в реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в соответствии с [3];
- осуществляет инспекционный контроль сертифицированной продукции с периодичностью не реже одного раза в год;
- ведет учет выданных сертификатов;
- хранит копию выданного сертификата соответствия и комплект доказательственных материалов, на основании которых было принято решение о соответствии, в течение не менее трех лет после окончания действия сертификата соответствия.
Сроки выполнения работ по сертификации устанавливаются в договоре органа по сертификации с заявителем.
Сроки оформления результатов работ по сертификации устанавливаются в Руководстве по качеству органа по сертификации.
5.4 Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) выполняет следующие функции:
- проводит испытания электрической энергии на основании договора с органом по сертификации в согласованных с ним контрольных пунктах; пункты контроля и сроки проведения испытаний в обязательном порядке должны быть согласованы с предприятием, осуществляющим обслуживание (эксплуатацию) данной электроустановки;
- оформляет протокол испытаний и представляет его в орган по сертификации и заявителю.
Сроки работ по проведению исследований (испытаний) и измерений устанавливаются в договоре органа по сертификации с аккредитованной испытательной лабораторией (центром) с обязательным согласованием перечня пунктов контроля и сроков проведения измерений ПКЭ с заявителем.
6 Порядок проведения сертификации
6.1 Сертификация электрической энергии включает следующие основные этапы:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение и принятие органом по сертификации решения по заявке;
- экспертизу организационно-методических и технических документов, представленных заявителем;
- идентификацию электрических сетей и пунктов контроля качества электрической энергии в них для проведения испытаний;
- проведение сертификационных испытаний в отобранных пунктах контроля качества электрической энергии;
- анализ состояния производства у заявителя (для схемы 4с);
- анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия при положительных результатах;
- осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции в соответствии с применяемой схемой сертификации;
- согласование с органом по сертификации плана корректирующих мероприятий при нарушении соответствия продукции установленным требованиям;
- информирование заявителя о результатах сертификации.
6.2 Заявитель заключает договор с органом по сертификации электрической энергии и направляет заявку на проведение сертификации.
Заявка на проведение сертификации содержит:
- сведения об организации-заявителе, в том числе наименование и местонахождение (юридический и фактический адрес) заявителя, банковские реквизиты;
- сведения об организации-изготовителе, в том числе наименование и местонахождение (юридический и фактический адрес) изготовителя, банковские реквизиты;
- перечень распределительных электрических сетей с центрами питания для проведения сертификации электрической энергии;
- обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.
Форма заявки приведена в приложении А.
6.3 Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее двух недель после получения заявки направляет заявителю решение по заявке.
Решение по заявке на проведение обязательной сертификации электрической энергии содержит все основные условия сертификации, установленные в настоящих правилах, в том числе следующую информацию:
- схема сертификации;
- нормативные документы, на соответствие требованиям которых будет проводиться сертификация;
- испытательные лаборатории для проведения испытаний электрической энергии;
- условия проведения анализа состояния производства у заявителя;
- перечень организационно-методических и технических документов, которые заявитель должен представить на экспертизу в орган по сертификации.
Формы решения по заявке приведены в приложении Б.
Примечание 1 - К организационно-методическим и техническим документам, представляемым заявителем на экспертизу в орган по сертификации, относятся:
- организационно-методические документы заявителя по управлению системой обеспечения качества поставляемой потребителям электрической энергии, в том числе стандарты предприятия (или инструкции) по управлению качеством электрической энергии, распространяющиеся на процессы, влияющие на качество электрической энергии, в том числе на присоединение потребителей, рассмотрение жалоб потребителей, мониторинг качества электрической энергии, регулирование напряжения, заключение договоров на поставку и услуги по передаче электрической энергии и др.;
- организационная структура сетевой организации;
- схемы распределительных электрических сетей, центров питания, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров на момент подачи заявки;
- расчеты режимов напряжения во всех распределительных электрических сетях, заявленных на сертификацию, с выбором пунктов мониторинга для проведения испытаний при подготовке к сертификации электрической энергии;
- протоколы мониторинга качества электрической энергии в точках ее поставки, выполненного заявителем или ИЛ КЭ, аккредитованной Росаккредитацией.
Примечание 2 - Из-за частого изменения схем электрических сетей и нагрузок в процессе эксплуатации расчеты режимов напряжения должны периодически обновляться. Заявитель предоставляет в орган по сертификации актуальные на момент подачи заявки схемы электрических сетей и расчеты режимов напряжения в них.
6.4 Число распределительных электрических сетей, отбираемых органом по сертификации на испытания, при условии, что одна распределительная электрическая сеть относится к одному центру питания, как правило, должно составлять не более 5 % общего числа сетей (центров питания), указанных в заявке на сертификацию электрической энергии. При этом число сетей, отбираемых органом по сертификации на испытания, округляется до ближайшего большего целого числа и должно составлять не менее:
- одной - при числе сетей, заявленных на сертификацию, до десяти;
- двух - при числе сетей, заявленных на сертификацию, от одиннадцати до пятидесяти;
- трех - при числе сетей, заявленных на сертификацию, более пятидесяти.
Отбор распределительных электрических сетей для испытаний электрической энергии в целях сертификации и выбор пунктов контроля в этих сетях осуществляет орган по сертификации и оформляет актом, который утверждает руководитель органа по сертификации электрической энергии.
При выборе пунктов контроля качества электрической энергии в отобранных сетях используются рекомендации, изложенные в ГОСТ 33073.
6.5 При экспертизе организационно-методических документов заявителя, подтверждающих его способность обеспечить качество электрической энергии, проверяется их соответствие правовым актам и нормативным документам, действующим в Российской Федерации, организационной структуре заявителя, а также выполнение требований к оформлению документов организации, срокам действия и актуализации. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, утверждаемое руководителем органа по сертификации.
6.6 При анализе схем распределительных электрических сетей и их параметров проверяется соответствие требованиям нормативных документов и возможность поддержания показателей качества электроэнергии у потребителей соответствующими установленным требованиям.
При экспертизе расчетов режимов напряжения в распределительных электрических сетях проверяется правильность выбора пунктов мониторинга и определения допускаемых значений показателей качества электрической энергии в пунктах мониторинга с учетом влияния потерь напряжения в электрической сети в соответствии с требованиями методик испытаний. При использовании специализированного программного обеспечения расчета режимов напряжений проверяется наличие сертификата соответствия программы методикам испытаний электрической энергии. По результатам экспертизы расчетов режимов напряжения и анализа схем электрических сетей составляется экспертное заключение, утверждаемое руководителем органа по сертификации.
6.7 При анализе протоколов мониторинга качества электрической энергии, проведенного заявителем или аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ КЭ), проверяется соответствие протоколов и проведенных испытаний действующим методикам испытаний, правильность оформления протоколов и сделанных выводов о соответствии качества электрической энергии установленным требованиям, наличие действующих свидетельств о поверке средств измерения и др. Допускается формировать протоколы мониторинга с использованием системы непрерывного мониторинга параметров качества электрической энергии, если такая система внесена установленным порядком в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений как средство измерений и имеет действующее свидетельство о поверке. По результатам анализа протоколов мониторинга составляется экспертное заключение, утверждаемое руководителем органа по сертификации.
6.8 Испытания электрической энергии в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в выбранных пунктах контроля распределительных электрических сетей в соответствии с требованиями ГОСТ 30804.4.30, ГОСТ 32144, ГОСТ 33073.
Орган по сертификации направляет в аккредитованную испытательную лабораторию (центр) акт выбора пунктов контроля, форма которого приведена в приложении В к настоящему стандарту.
Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
- наименование и адрес испытательной лаборатории;
- регистрационный номер, дату выдачи и срок действия аттестата аккредитации;
- номер и дату протокола испытаний, нумерацию каждой страницы протокола, а также общее количество страниц;
- данные о заказчике испытаний, которым является орган по сертификации (наименование и адрес);
- цель испытаний (сертификация продукции, инспекционный контроль);
- обозначение нормативного документа, на соответствие требованиям которого проведены испытания с указанием конкретных пунктов;
- идентификационные данные пункта контроля, в том числе наименование сетевой организации (заявителя), место в схеме сети, адрес, данные центра питания;
- даты проведения испытаний;
- ссылку на методику испытаний;
- данные об используемых средствах измерения;
- данные о климатических условиях проведения испытаний (температура, влажность, давление);
- значения показателей с допуском по нормативным документам;
- фактические измеренные значения показателей с указанием неопределенности измерений;
- дополнительные данные (дополнительные параметры и показатели, графики, характеристики, результаты расчета);
- заключение о соответствии (или несоответствии) показателей качества электрической энергии в пунктах контроля требованиям стандартов или других нормативных документов;
- подписи и должности лиц, ответственных за проведение испытаний и оформление протокола испытаний;
- печать организации;
- заявление, указывающее на то, что протокол испытаний распространяется только на указанные в протоколе пункты контроля с измерениями за установленный период времени;
- заявление о недопустимости частичной или полной перепечатки или размножения протокола без разрешения испытательной лаборатории.
Форма протокола испытаний устанавливается в руководстве по качеству испытательной лаборатории.
В протоколе испытаний не допускается помещать рекомендации и советы по устранению недостатков или совершенствованию технологических процессов.
Оформленный протокол испытаний, утвержденный руководителем испытательной лаборатории (центра) передается в двух экземплярах в орган по сертификации на экспертизу, включающую проверку выполнения правил проведения испытаний с соблюдением необходимых требований и оценку соответствия показателей качества установленным требованиям. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, утверждаемое руководителем органа по сертификации. Один экземпляр протокола передается заявителю.
6.9 Анализ состояния производства осуществляет орган по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия поставляемой/передаваемой электрической энергии установленным требованиям. Анализ состояния производства позволяет получить дополнительную информацию к результатам испытаний и распространить разовую оценку соответствия продукции на время в пределах действия сертификата соответствия. Порядок проведения анализа состояния производства устанавливается органом по сертификации в Руководстве по качеству на основе положений ГОСТ Р 54293 с учетом особенностей сертифицируемой продукции.
6.9.1 Для проведения работ по анализу состояния производства орган по сертификации назначает эксперта.
6.9.2 Информация, полученная в ходе проверки, является конфиденциальной.
6.9.3 Анализ состояния производства проводится по программе, согласованной с руководством заявителя и утвержденной руководителем органа по сертификации.
6.9.4 По результатам анализа состояния производства составляется акт по форме, приведенной в приложении Г, в котором приводятся результаты проведенного анализа, отмечаются выявленные несоответствия (необходимость проведения корректирующих мероприятий) и делается вывод о способности заявителя обеспечить стабильное управление качеством электрической энергии, передаваемой потребителям. Акт подписывается экспертом с отметкой об ознакомлении с актом представителя руководства организации-заявителя, его подписью и печатью организации.
6.9.5 Акт об анализе состояния производства составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в органе по сертификации, а второй передается заявителю.
6.9.6 В случае выявления несоответствий заявитель проводит корректирующие мероприятия, согласованные с органом по сертификации. При значительных несоответствиях выносится решение об отказе в выдаче сертификата.
К значительным несоответствиям относятся:
- отсутствие или неполный комплект протоколов периодического мониторинга качества электрической энергии в заявленных сетях;
- отсутствие документации по управлению качеством электрической энергии;
- невозможность обеспечения поставки электрической энергии в соответствии с установленными требованиями.
6.10 На основании экспертных заключений (6.5-6.8) и акта анализа состояния производства (6.9.5) орган по сертификации выносит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия. Формы решений о выдаче (об отказе в выдаче) приведены в приложениях Д, Е.
6.11 На основании решения о выдаче сертификата соответствия орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, в котором указаны все документы, служащие основанием для его выдачи. Сертификат соответствия оформляется на бланках установленного образца на русском языке с использованием электронных печатающих устройств без исправлений, подчисток или поправок. Сертификат соответствия должен иметь приложение с перечнем всех распределительных сетей, на электрическую энергию в которых распространяется сертификат соответствия. Приложение к сертификату соответствия является его неотъемлемой частью.
6.12 Оформление сертификата соответствия осуществляется в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении Ж.
6.13 Орган по сертификации регистрирует сертификат в государственном реестре в установленном порядке. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более трех лет.
7 Инспекционный контроль сертифицированной продукции
7.1 Инспекционный контроль сертифицированной продукции (далее - инспекционный контроль) является неотъемлемой частью процедуры сертификации электрической энергии. Необходимость и порядок проведения инспекционного контроля обусловлены принятой для электрической энергии схемой сертификации.
Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли поставляемая электрическая энергия отвечать установленным требованиям к качеству.
Инспекционный контроль осуществляет орган, выдавший сертификат соответствия.
7.2 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к договору), заключенный заявителем с органом по сертификации, или отдельный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.
7.3 Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического отслеживания и анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих процедуры, предусмотренные схемой сертификации.
7.4 Сроки проведения планового инспекционного контроля устанавливаются в договоре на проведение работ по сертификации, или в отдельно заключенном договоре на проведение инспекционного контроля, но не реже чем один раз в год. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются специфика электрической энергии как продукции и степень ее потенциальной опасности, результаты проведенной сертификации, возможности организации по управлению качеством электрической энергии для поддержания стабильности показателей качества, стоимость проведения инспекционного контроля и др.
7.5 Объем плановой инспекционной проверки может устанавливаться в пределах до 70 % объема ранее проведенных проверок при сертификации или может быть скорректирован по решению органа по сертификации с учетом следующих факторов:
- выявленной в предыдущих проверках стабильности характеристик и запаса их значений по отношению к предельно допустимым;
- трудоемкости определения каждой характеристики продукции;
- результатов проведенного заявителем мониторинга качества продукции;
- результатов государственного контроля (надзора) за продукцией, на которую распространяется действие сертификата соответствия;
- полученных от заявителя данных о претензиях по поводу несоответствий, выявленных потребителями.
7.6 Внеплановые инспекционные проверки проводятся по решению органа по сертификации в случаях поступления информации о нарушении или возможности нарушений требований к сертифицированной продукции, вызывающих необходимость проверки до планового срока проведения очередной инспекционной проверки.
7.6.1 Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки может служить информация о претензиях к качеству электрической энергии от потребителей, средств массовой информации, органов и организаций, осуществляющих общественный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия, а также информация, полученная органом по сертификации от органов государственного контроля (надзора) о выявленных нарушениях и необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия. Основание для принятия решения о проведении внеплановой проверки в обязательном порядке должно быть документировано.
7.6.2 Внеплановые инспекционные проверки могут также проводиться при изменении требований национальных или межгосударственных стандартов, распространяющихся на сертифицированную продукцию.
7.6.3 Орган по сертификации проводит анализ полученной информации, по результатам анализа он может учесть полученную информацию при проведении плановой инспекционной проверки или принять решение о назначении дополнительной проверки.
Объем внеплановой инспекционной проверки определяется, исходя из полученной информации и характера отмеченных в ней нарушений установленных требований.
7.7 При проведении инспекционных проверок проводится выбор пунктов контроля для проведения испытаний в них, а также анализ состояния производства, если он предусмотрен схемой сертификации.
7.8 Этапы инспекционного контроля и порядок его выполнения, а также оформления его результатов установлены в ГОСТ 31815.
7.9 Программа инспекционной проверки, разработанная органом по сертификации, должна содержать общие сведения о предприятии-заявителе, о сертифицированной продукции, о сроках проведения проверки, а также конкретные задания по проверке, включая:
- выбор пунктов контроля качества электрической энергии;
- проведения испытаний;
- анализ состояния производства;
- проверку жалоб приобретателей (пользователей) на полученную продукцию;
- оформление результатов проверки.
В случае выявления при сертификации недостатков, устранение которых было включено в план корректирующих мероприятий, но не проверенных в процессе сертификации, в программе инспекционной проверки предусматривают контроль выполнения таких корректирующих мероприятий.
7.10 Выбор пунктов контроля качества электрической энергии при инспекционном контроле оформляют актом (см. приложение В). Сведения о выбранных пунктах контроля направляются в аккредитованную испытательную лабораторию (испытательный центр).
7.11 Выбор пунктов контроля осуществляется по методике, используемой при сертификации. Выбор проводится экспертом органа по сертификации или по поручению органа по сертификации аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
7.12 Результаты проведенных инспекционных испытаний оформляются протоколом. Результаты инспекционного контроля рекомендуется сопоставлять с результатами сертификационных испытаний для выявления тенденции изменения значений характеристик в межпроверочный период.
7.13 Анализ состояния производства и оформление его результатов осуществляют в соответствии с программами и методиками, разработанными органом по сертификации, осуществляющим инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
7.14 Результаты инспекционной проверки оформляют актом, в котором даются оценки результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии ее производства. Форма акта приведена в приложении И.
7.15 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение:
- о подтверждении действия сертификата соответствия;
- о приостановке сертификата соответствия;
- о прекращении действия сертификата соответствия.
7.15.1 Решение о подтверждении действия сертификата соответствия принимается в случае положительных результатов по всем объектам проверки в рамках инспекционного контроля.
7.15.2 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний аккредитованной испытательной лабораторией (центром) соответствие продукции установленным требованиям. В противном случае действие сертификата соответствия прекращается.
7.15.3 Орган по сертификации может принять решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия при несоответствии продукции установленным требованиям, а также в случаях:
- изменения нормативного документа на продукцию или методы испытаний;
- изменения организации и (или) технологии производства;
- изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы менеджмента;
- отказа держателя сертификата соответствия от проведения или оплаты инспекционного контроля;
- отсутствия у держателя сертификата соответствия необходимых условий для проведения инспекционной проверки в установленный срок.
Приостановление или прекращение действия сертификата соответствия вступает в силу с момента принятия решения органом по сертификации. Срок приостановления действия сертификата соответствия определяет орган по сертификации, исходя из согласованного с заявителем срока выполнения корректирующих мероприятий, но не более двух месяцев.
7.15.4 Орган по сертификации письменно информирует держателя подлинника сертификата соответствия, органы Росаккредитации, государственного надзора Росстандарта, Ростехнадзора о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия. В случае приостановления действия сертификата соответствия держатель сертификата соответствия разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных несоответствий и их причин, согласовывает их с органом по сертификации, включая срок проведения корректирующих мероприятий, обеспечивает выполнение корректирующих мероприятий по устранению несоответствий и их причин, информирует орган по сертификации о выполнении корректирующих мероприятий и их результативности.
7.15.5 При положительных результатах проверки результатов выполнения корректирующих мероприятий действие сертификата соответствия восстанавливается, при отрицательных - орган по сертификации принимает решение о прекращении действия сертификата соответствия.
7.16 При проведении инспекционного контроля не допускается переоформление действующих сертификатов соответствия на новый срок.
Порядок выполнения инспекционного контроля и формы оформления его результатов установлены в ГОСТ 31815.
8 Прекращение действия сертификата соответствия
Прекращение действия сертификата соответствия осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, путем прекращения регистрации сертификата соответствия (внесения соответствующих сведений в реестр выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации).
Действие сертификата соответствия может быть прекращено по результатам инспекционного контроля сертифицированной продукции по 7.15.
При внесении изменений в производство, влияющих на показатели качества электрической энергии, подтвержденные в сертификате, при изменении требований нормативных документов, устанавливающих требования к продукции, а также при реорганизации юридического лица держатель сертификата соответствия (заявитель) обязан обратиться в орган по сертификации с просьбой о прекращении действия сертификата соответствия.
Оригиналы сертификатов соответствия, действие которых прекращено, направляются в орган по сертификации и хранятся в органе по сертификации с отметкой "действие прекращено" в течение трех лет с даты прекращения действия сертификата соответствия.
Библиография
[1] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащего обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" |
[2] |
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
[3] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1384 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58289-2018 "Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2018 г. N 1038-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2018 г.
Дата введения - 1 февраля 2019 г.