Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 октября 2019 года N 111/1068-6
Информация
о практике работы избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе с обращениями, жалобами избирателей, кандидатов, представителей избирательных объединений, иных участников избирательного процесса, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 8 сентября 2019 года, и мерах по ее совершенствованию
В единый день голосования 8 сентября 2019 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) состоялись дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания автономного округа шестого созыва по Салехардскому одномандатному избирательному округу N 1 и девять избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе.
Первостепенной задачей для избирательных комиссий являлось обеспечение реализации избирательного права граждан, в том числе повышение информированности избирателей о предстоящих выборах, порядке реализации избирательного права, а также обеспечение открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий.
Состоявшиеся избирательные кампании показали, что, несмотря на положительную динамику уменьшения количества поступающих обращений, избирательные споры неизбежны, что обусловлено столкновением интересов активных участников избирательного процесса.
Практика работы избирательных комиссий в автономном округе с обращениями, жалобами избирателей, представителей политических партий
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривали обращения, проводили по ним проверки и направляли заявителям ответы в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с Федеральным законом на поступившие в период избирательной кампании обращения, жалобы о нарушениях Федерального закона, законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа о выборах, а также иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, письменный ответ направлялся в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. При поступлении обращения в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требовали дополнительной проверки, решения по ним принимались не позднее чем в десятидневный срок.
Необходимо отметить, что обращение может быть подано в любую избирательную комиссию лично либо посредством направления через сайт соответствующей избирательной комиссии в сети Интернет. Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращения. Обращения, поступающие в избирательные комиссии, и ответы на них подлежат регистрации в соответствии с установленными в соответствующей избирательной комиссии правилами делопроизводства. При этом письменное обращение в избирательную комиссию должно быть подписано заявителем и содержать сведения о нем, необходимые для направления ему ответа. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Для оперативного направления обращений и в соответствии с нормативными документами избирательных комиссий на сайтах территориальных избирательных комиссий, Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет имеется ресурс, позволяющий направить обращение в соответствующую избирательную комиссию, минуя личное посещение избирательной комиссии. При пользовании указанным ресурсом заявителю предлагается внести соответствующие данные для его идентификации и предоставляется возможность не только изложить суть проблемы, но также прикрепить в качестве подтверждения фактов, описываемых в обращении, необходимые документы.
Однако, заявители в большинстве случаев не воспользовались ни указанным порядком, ни личной подачей заявления, а "забрасывали" обращениями электронную почту избирательных комиссий.
В ряде случаев в тексте обращения наряду с вопросами, касающимися проведения избирательной кампании, описывались события и предъявлялись требования, не связанные с компетенцией избирательных комиссий. В подобных случаях избирательные комиссии рассматривали заявления только в рамках установленной законодательством компетенции.
Необходимо отметить, что поступившее обращение избирательная комиссия может направить в нижестоящую избирательную комиссию для рассмотрения по существу, если обращение касается вопросов, входящих в компетенцию нижестоящей избирательной комиссии, а также если указанное обращение не было предметом для рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии.
О направлении обращения в нижестоящую избирательную комиссию сообщалось заявителю. Данный порядок повлек подачу заявителями новых жалоб со спекуляцией в них соответствующими фактами о работе избирательных комиссий по рассмотрению соответствующей жалобы.
Так на дополнительных выборах депутатов Городской Думы города Губкинского жалобы одного содержания об имевшихся, по мнению заявителей, нарушениях в действиях ТИК города Губкинского были направлены в несколько инстанций одновременно: в адрес Президента Российской Федерации, Губернатора автономного округа, Председателя ЦК КПРФ, прокурора автономного округа. Основанием для написания жалобы послужил законный отказ членов УИК N 108 предоставить список лиц, проголосовавших досрочно в помещении УИК 28 августа 2019 года, а также произвести сверку личных подсчетов наблюдателя с данными УИК, а также ситуация с наблюдателями, созданная доверенным лицом одного из кандидатов, которое безосновательно отозвало наблюдателей кандидата.
Говоря о жалобах и обращениях, поступивших в избирательные комиссии в период избирательной кампании, необходимо отметить, что общее их число - 54, 34 из которых жалобы и 20 обращений, связанных с разъяснением законодательства и уведомлением избирательных комиссий о фактах проведения агитации. Большинство жалоб связанно с нарушением проведения предвыборной агитации.
Из 34 жалоб 14 поступило в Избирательную комиссию автономного округа, две в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского, одна - в Территориальную избирательную комиссию города Лабытнанги, одиннадцать - в Территориальную избирательную комиссию города Ноябрьска и шесть - в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда.
Тематика поступивших в избирательные комиссии обращений:
Одно обращение - по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, которое оставлено без удовлетворения;
12 обращений - по вопросам информационного обеспечения, обращения о нарушениях порядка проведения предвыборной агитации, из них удовлетворено 5;
2 обращения - по вопросам деятельности избирательных комиссий при подготовке ко дню голосования, из них удовлетворено ноль;
5 обращений - по вопросам деятельности избирательных комиссий в ходе голосования (в том числе досрочного), из них удовлетворено ноль;
7 обращений - по вопросам предполагаемой фальсификации итогов голосования, результатов выборов, либо требование о признании результатов выборов недействительными, из них удовлетворено ноль;
7 обращений - по вопросам организации избирательного процесса (требующие разъяснения избирательного законодательства) из них удовлетворено ноль.
По результатам проведенных проверок нарушения установлены по пяти жалобам, что составляет 15% от общего числа обращений, рассмотренных избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, назначенных на 8 сентября 2019 года.
Кроме того, часть жалоб содержалась на карте нарушений, которую вела ассоциация "Голос", где было зафиксировано семь обращений. Четыре из семи обращений были фейком, а три, которые поступили в избирательные комиссии, по результатам рассмотрения не нашли своего подтверждения и признаны необоснованными.
Вместе с тем, особое внимание Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа было обращено на использование технологии "забрасывания" жалобами Территориальной избирательной комиссии города Губкинского представителями двух избирательных объединений.
Непосредственно в день голосования в избирательные комиссии поступило 12 жалоб. Все поступившие жалобы рассмотрены, по ним приняты мотивированные решения, заявителям даны ответы.
Необходимо отметить, что жалобы, поступившие в день голосования и в ходе подведения итогов голосования, написаны только представителями КПРФ.
Жалобы, поступившие уже после подведения итогов голосования, касались требований представителей КПРФ, не довольных полученными результатами на избирательном участке в городе Ноябрьске, а также на избирательных участках в городе Салехарде, о проведении пересчета бюллетеней. Учитывая отсутствие нарушений в ходе подсчета голосов и при подписании протоколов об итогах голосования, в удовлетворении жалоб было отказано.
В ходе подсчета голосов избирателей и при подведении итогов голосования ни один из заявителей, направивших впоследствии обращения, жалобы на возможные нарушения законодательства о выборах, которые могли бы быть допущены в ходе подсчета голосов и установления итогов, в участковые избирательные комиссии не подавал. В судебном порядке в срок, установленный Кодексом административного судопроизводства, итоги единого дня голосования не обжалованы.
Однако ряд жалоб, в которых фактически обжалуются итоги голосования на избирательных участках, поступил в Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. В рамках доследственной проверки все жалобы были рассмотрены территориальными избирательными комиссиями по существу, ответы направлены заявителям и в Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Учитывая изложенное, несмотря на наличие жалоб, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает, что избирательными комиссиями всех уровней создаются необходимые условия для обеспечения избирательных прав участников выборов, законного и справедливого рассмотрения их обращений.
Этому способствует осуществление контроля избирательными комиссиями всех уровней за соблюдением законности при проведении агитации, организации и проведении голосования, в том числе досрочного голосования, составлении списков избирателей.
Вместе с тем в ходе рассмотрения отдельных жалоб были выявлены единичные случаи нарушения правил процесса подсчета голосов избирателей, допущенные в определенном временном интервале и не имеющие систематический характер, а также не являющиеся основанием для сомнения в действительности волеизъявления избирателей.
Анализ поступивших обращений свидетельствует о недостаточном уровне знаний избирательного законодательства отдельных членов избирательных комиссий, а также низком уровне наблюдателей, трактующих законодательные нормы по своему усмотрению.
При проверке и разрешении обстоятельств, изложенных в обращениях, избирательные комиссии руководствовались Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами автономного округа о выборах, разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, постановлениями Избирательной комиссии автономного округа, которыми регулировались затронутые в заявлениях вопросы конкретных избирательных споров. Кроме того, использовалась практика рассмотрения обращений в Избирательной комиссии автономного округа, а также судебная практика.
Наибольшее число заявлений поступило от кандидатов, их доверенных лиц, а также от наблюдателей, уполномоченных представителей избирательных объединений. Данный факт обусловлен тем, что указанные лица являются самыми заинтересованными участниками избирательного процесса.
По всем поступившим в избирательные комиссии автономного округа обращениям были своевременно приняты мотивированные решения и их копии направлены заявителям.
Выводы и предложения по совершенствованию деятельности избирательных комиссий, в части рассмотрения обращений различных участников избирательного процесса
Основная деятельность избирательных комиссий связана с организацией и проведением выборов. Для реализации этой функции избирательные комиссии наделены определенными, в том числе государственно-властными полномочиями. Конституция Российской Федерации, провозглашая приоритет судебной защиты нарушенных прав и свобод граждан, предусматривает возможность судебного оспаривания действий (бездействия), решений избирательных комиссий. В свою очередь, процессуальное законодательство предоставляет избирательным комиссиям право самостоятельного обращения в суд по определенным категориям избирательных споров. По указанным причинам участие избирательных комиссий, организующих выборы разного уровня, в рассмотрении и разрешении судами избирательных споров стало неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Между тем многие председатели и члены избирательных комиссий, представляя их интересы в суде, испытывают известные процессуальные сложности, обусловленные, прежде всего, отсутствием профильного юридического образования и краткими сроками рассмотрения и разрешения указанных дел в период проведения избирательных кампаний, что требует взвешенного подхода к формированию избирательных комиссий и избрания на должности председателей и (или) секретарей комиссий лиц, имеющих юридическое образование.
Анализируя практику работы территориальных избирательных комиссий в автономном округе в 2019 году, следует отметить, что в отдельных муниципальных образованиях автономного округа недостаточно налажен информационный обмен между избирательными комиссиями и территориальными органами МВД России, судебными органами и надзорными органами. В целях исключения данного фактора территориальным избирательным комиссиям и избирательным комиссиям муниципальных образований в автономном округе требуется уделять особое внимание организации взаимодействия с указанными органами на стадии подготовки к избирательной кампании, наращивая его в течение всего периода проведения выборов.
Вместе с тем следует отметить недостаточный уровень правовых знаний как отдельных членов участковых избирательных комиссий, так и представителей избирательных объединений, представителей кандидатов, самих кандидатов.
Вместе с тем, в целях сохранения и приумножения положительной динамики уменьшения поступающих обращений, проанализировав избирательные споры, возникавшие в ходе проведения выборов в 2019 году на территории автономного округа, следует отметить, что избирательным комиссиям всех уровней необходимо усилить работу по проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня правовых знаний всех участников избирательного процесса, так как отсутствие прочных знаний действующего законодательства влечет невозможность использования навыков его применения и является причиной поступления необоснованных заявлений о якобы имеющихся фактах нарушения избирательного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.