В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
приказываю:
1. Утвердить обзор обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению делами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Мороза С.И.
Министр |
А.В. Разин |
Утверждено
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 04.10.2019 N 20П-372
Обобщение
практики осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) при осуществлении регионального государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники:
1.1. надзора за техническим состоянием и соблюдением правил и норм эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме самоходных машин и прицепов к ним Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды;
1.2. надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией;
1.3. надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования в Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Министерством законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерством путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Московской области
При обобщении правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) рассматриваются вопросы применения положений законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Московской области.
Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направление проектов планов в органы прокуратуры и их доработка по итогам рассмотрения органами прокуратуры
Разработка ежегодного плана проведения проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 4б9 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Правила) и включает в себя следующие административные действия:
1) определение отделом организации надзора и контроля за надзорной деятельностью Управления регионального надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства (далее - соответственно О^дел организации надзора, Управление Гостехнадзора) критериев проблемности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в срок до 1 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок;
2) подготовка и составление Отделом организации надзора проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с применением риск-ориентированного подхода в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, а также подписание его Министром;
3) согласование Отделом организации надзора сроков проведения проверок с другими центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, осуществляющими контрольно-надзорные функции над теми субъектами, которые планируется включать в ежегодный план проведения плановых проверок;
4) направление Отделом организации надзора проекта ежегодного плана проведения плановых проверок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения субъектов проверок посредством Единой государственной информационной системы обеспечения контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕГИС ОКНД);
5) доработка Отдел организации надзора проекта ежегодного плана проведения плановых проверок с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта, его утверждение Министром и направление в орган прокуратуры в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок;
6) доведение до сведения заинтересованных лиц (субъектов проверок) ежегодного плана проведения плановых проверок посредством его размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" в срок не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Использование оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2. мотивированное представление должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
распоряжение Министерства, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка по основанию, указанному в подпункте 1.1. пункта 1 проводится в течение 5 рабочих дней после истечения срока на устранение нарушений, указанных в предписании.
Внеплановая выездная проверка субъектов проверки может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 1.2. пункта 1 Министерством после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки.
В день подписания распоряжения Министерства о проведении внеплановой выездной проверки в соответствии с пунктом 3 в целях согласования ее проведения должностное лицо Министерства представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения Министерства о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
В случае отказа органа прокуратуры в согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя Министр принимает одно из следующих решений:
об отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки;
об устранений замечаний органа прокуратуры и повторном направлении заявления о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
об обжаловании решения органа прокуратуры вышестоящему прокурору или в суд.
Разработка и издание приказов (распоряжений) о проведении проверок, их содержание
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении Министерства о проведении проверки.
Проверка проводится на основании распоряжения Министерства.
Проект распоряжения подготавливается Отделом организации надзора по поручению начальника Управления Гостехнадзора.
В распоряжении Министерства указываются:
наименование Министерства, а также вид надзора;
фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (если они привлекаются);
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки;
подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов) (форма проверочного листа утверждена распоряжением Министерства от 15.09.2017 N 18РВ-114 "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) и классификаторов обращений и видов нарушений нормативных требований");
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора;
перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
Заверенные печатью копии распоряжения Министерства о проведении проверки вручаются под роспись должностными лицами Министерства,
проводящими проверку, лицу, в отношении которого осуществляется государственный надзор, одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная)
Выбор выездной проверки определяется невозможностью проверить (оценить) техническое состояние поднадзорных объектов (самоходных машин и прицепов к ним) по документам, так как указанный вид техники постоянно эксплуатируется, а узлы и агрегаты подвергаются различным технологическим нагрузкам и требуют обязательного периодического контроля.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения субъектов проверки, по месту осуществления их деятельности и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор, сведения, техническое состояние самоходных машин и прицепов к ним, оборудования на соответствие обязательным требованиям и принимаемые субъектами проверки меры по исполнению обязательных требований.
Проверка может проводиться только должностным лицом Министерства или должностными лицами Министерства, которые указаны в распоряжении Министерства о про ведении проверки.
По результатам выездной проверки должностными лицами Министерства, проводящими выездную проверку, в случае отсутствия выявленных нарушений в результате проведения проверки составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае если внеплановая выездная проверка проведена по согласованию с органом прокуратуры, копия акта проверки в течение 5 рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым эта проверка согласована.
По результатам проверки должностными лицами Министерства, проводящими выездную проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований:
1) составляется акт проверки;
2) выдается предписание об устранении нарушений.
Предписание подлежит исполнению в установленные в нем сроки. Срок исполнения предписания устанавливается в соответствии с Классификатором.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки
При проведении плановых и внеплановых проверок, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральным законом N 294-ФЗ), срок проведения проверок не должен превышать 5 рабочих дней, в соответствии с Классификатором обращений и видов нарушений нормативных требований по эксплуатации самоходным машин и прицепов к ним.
При составлении протокола об административном правонарушении в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, срок составления протокола не может быть более 2 суток с момента выявления административного правонарушения.
При проведении плановых выездных проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" общий срок проведения проверок не может превышать:
для малого предприятия (среднесписочная численность работников, за предшествующий календарный год которых составляет до ста человек) - 50 часов в год;
для микропредприятия (среднесписочная численность работников, за предшествующий календарный год которых составляет до пятнадцати человек) - 15 часов в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, микропредприятий - не более чем на 15 часов.
В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ, для получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено Министром на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
Срок проведения каждой из предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 294-ФЗ: проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
Плановые про верки проводятся не чаще чем один раз в 3 года.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
Срок подготовки, выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований не должен превышать 1 рабочий день.
Представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносится после установления таких обстоятельств (причин и условий) в течение 3 рабочих дней.
Проведение проверки исполнения предписания об устранении нарушений осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока такого предписания.
Срок исполнения предписания не должен превышать 30 суток с момента выдачи предписания и устанавливается в соответствии с Классификатором.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении не должен превышать 15 календарных дней со дня получения должностным лицом Министерства, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении.
Срок проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, определяется программой профилактики нарушений обязательных требований.
Срок проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями*, определяется заданием на проведение таких мероприятий.
Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору, тракторист-машинист (тракторист) при проведении проверки имеют право:
непосредственно присутствовать при осуществлении мероприятий по государственному надзору, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного надзора;
получать от Министерства, Управления Гостехнадзора, должностных лиц Министерства, ответственных за осуществление государственного надзора, информацию, которая относится к предмету государственного надзора и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
по собственной инициативе представить документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
знакомиться с результатами осуществления мероприятий по государственному надзору и указывать в акте проверки, в протоколе об административном правонарушении, в постановлении по делу об административном правонарушении о своем ознакомлении с результатами осуществления мероприятий по государственному надзору, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства, ответственных за осуществление государственного надзора;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, ответственных за осуществление государственного надзора, повлекшие за собой нарушение их прав при за осуществлении мероприятий по государственному надзору, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области к участию в проверке лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору;
направлять запрашиваемые Министерством документы и (или) информацию в электронном виде посредством Единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕГИС ОКНД).
Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам
В случае выявления при проведении проверки лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, нарушения обязательных требований результатами осуществления государственного надзора являются:
1) акт проверки, оформляемый должностными лицами Министерства по результатам проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется лицу, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору;
2) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных треб званий руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору;
3) направление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и материалов проверки в течение 5 рабочих дней в органы государственной власти Российской в соответствии с их полномочиями.
В случае выявления административного правонарушения при осуществлении государственного надзора результатами являются:
1) составление протокола об административном правонарушении, который вручается или направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения, должностным лицом Министерства назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) вынесение постановления по делу об административном правонарушении, которое вручается или направляется лицу, привлеченному к административной ответственности, кроме случаев выявления административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае грубого или систематического нарушения правил или норм эксплуатации самоходных машин);
3) внесение представления об устранении причин и условий совершения административного правонарушения руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю лица, в отношении которого осуществляются мероприятия по государственному надзору;
4) направление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и материалов проверки в течение 5 рабочих дней в случае выявления нарушений, не относящихся к компетенции Министерства, в суд, правоохранительные органы и иные органы государственной власти Российской Федерации.
Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
Обращение или заявление от гражданина или организаций по вопросам соблюдения обязательных требований при эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним в процессе использования (далее - обращение) рассматривается в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом N 59-ФЗ, Законом Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан".
Рассмотрение обращений граждан осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращений, если не установлен более короткий контрольный срок рассмотрения. Если письмо перенаправлено из Правительства Московской области с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения, то оно рассматривается в срок до 30 календарных дней со дня его регистрации в Правительстве Московской области, если не установлен более короткий контрольный срок исполнения обращения.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен Министром или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
Если срок исполнения обращения установлен Правительством Московской области, то продление срока должно быть заблаговременно согласовано с Правительством Московской области.
Обращения, поступившие из Правительства Московской области, рассматриваются в соответствии с Регламентом рассмотрения обращений граждан в Правительстве Московской области.
Начальник Управления Гостехнадзора по поручению Министра или его заместителя в соответствии с распределением обязанностей в течение 1 рабочего дня ознакамливается с поступившим обращением и приложенным к нему документам и оформляет резолюцию на документах.
Руководитель территориального структурного подразделения, ответственный за осуществление государственного надзора, определяет должностное лицо Министерства, которое осуществляет проверку поступившего обращения и подготовку проекта ответа на обращение.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований должностным лицом Министерства может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, предоставивших информацию, проводится рассмотрение документов субъекта проверки, имеющихся в распоряжении Министерства.
В рамках предварительной проверки у субъекта проверки могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, и получении достаточных данных о нарушении обязательных требований сотрудник Управления Гостехнадзора подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.
В случае если после начала предварительной проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, по решению Министра или его заместителя в соответствии с распределением обязанностей предварительная проверка прекращается.
Ответ на обращение подписывается Министром либо уполномоченным на то должностным лицом Министерства.
Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении или (в случае поступления обращения в электронной форме) в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется в межведомственной системе электронного документооборота, а также в ЕГИС ОКНД.
Результатом рассмотрения обращений граждан и организаций по вопросам соблюдения обязательных требований является ответ Министерства на обращение.
Организация и проведение иных мероприятий по контролю
Министерством организуются и проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в виде плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Должностными лицами, ответственными за выполнение административной процедуры, являются должностные лица Министерства в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий.
Основаниями для подготовки задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями являются:
1) получение информации о нарушении требований законодательства в области эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним из обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, органа муниципального контроля;
2) мотивированное представление должностного лица, ответственного за осуществление государственного надзора;
3) поручения Губернатора Московской области, Правительства Московской области, требования прокурора;
4) возникновение (причинение) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде при эксплуатации самоходных машин.
Планирование плановых (рейдовых) осмотров (обследований) осуществляется исходя из критерия проблемности места и времени их активной эксплуатации в соответствии с Порядком отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с эксплуатацией самоходных машин и оборудования, к определенным критериям проблемности, утвержденным распоряжением Министерства от 07.09.2017 N 18РВ-112 "Об утверждении Порядка отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с эксплуатацией самоходных машин, оборудования и аттракционов, к определенным критериям проблемности".
Порядок разработки и форма задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установлены распоряжением Министерства от 06.02.2017 N 18РВ-13 "Об утверждении Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на осмотр, обследование самоходных машин и других видов техники в процессе их эксплуатации, содержание таких заданий, а также порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований".
Результатом административной процедуры является:
1) в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица Министерства принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения Министра информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) в случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований Министерством направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора)
По фактам выявленных нарушений в 2018 году, в сфере эксплуатации самоходных машин и прицепов к ним, применены меры административной ответственности назначены административные наказания в виде административных штрафов - 3895 (в 2017 - 3718), на сумму - 6619 тыс. рублей (в 2017 - 6318 тыс. рублей).
Наиболее часто встречаются нарушения:
эксплуатация самоходных машин без прохождения технического осмотра - 12,6% (в 2017 - 11,3%);
нарушение правил допуска к управлению самоходными машинами (эксплуатация самоходных машин при отсутствии удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или категории соответствующей самоходной машине) 3,8% (в 2017 - 4,6%)
эксплуатация самоходных машин с неисправностями и условиями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств - 83,6% (в 2017 - 84,1%).
В числе нарушений связанных с эксплуатаций самоходных машин с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, выделяются следующие нарушения:
эксплуатация С неисправной тормозной системой тракторных поездов;
эксплуатация С неисправными световыми приборами;
эксплуатация Самоходных машин, не оснащенных огнетушителями.
Анализ причин возникновения нарушений в сфере эксплуатации самоходных машин доказывает, что основными из них являются:
недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда организаций;
отсутствие четко проработанного и эффективного механизма, стимулирующего собственников самоходных машин к безусловному соблюдению обязательных требований.
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности к которой привлекается виновное лицо
Выбор ответственности к которой привлекается виновное лицо осуществляется в рамках административного делопроизводства с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Смягчающие обстоятельства:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предписания об устранении допущенного нарушения;
совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Отягчающие обстоятельства:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
повторное совершение однородного административного правонарушения.
Подготовка предложений по совершенствованию Законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
В Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направлено письмо с предложением использования Государственной автоматизированной информационной системы (ГАНС) "ЭРА-ГЛОНАСС", что позволит в случае аварии или несчастного случая в труднодоступных местах с водителем снегохода или снегоболотохода и нажатия им кнопки экстренного вызова автоматически определить его местоположение и по каналам мобильной связи передать в систему информацию о точных координатах, времени и тяжести травм для незамедлительного спасения пострадавшего.
Так же, установка устройств объективного контроля на все самоходные машины позволит вывести на более высокий уровень вопросы осуществления надзорной деятельности, регистрации самоходных машин, проведения технического осмотра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 4 октября 2019 г. N 20П-372 "Об утверждении обзора обобщения практики осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 7 октября 2019 г.