Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2019 г. N 03-03-06/1/78214
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение организации по вопросу налогообложения доходов участника общества с ограниченной ответственностью, полученных им при выходе (выбытии) из общества, и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.
К доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемых в виде дивидендов, с 01.01.2019 также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе (выбытии) из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации.
Датой получения внереализационных доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подпункт 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ).
2. Подпунктом 8 пункта 2 статьи 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам налогоплательщика приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности убыток, возникающий у налогоплательщика - участника (пайщика) организации при ее ликвидации (в том числе в результате применения процедуры банкротства), выходе (выбытии) из организации и определяемый на дату ликвидации организации, выхода (выбытия) из организации как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого указанным участником (пайщиком) имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) налогоплательщиком - участником (пайщиком) этой организации стоимостью доли (пая).
Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок (пункт 1 статьи 272 НК РФ).
3. В пункте 2 статьи 275 НК РФ указано, что в случае, если доходы получены акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 НК РФ.
Таким образом, в отношении доходов в виде дивидендов, полученных акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации, действуют специальные положения. Вместе с тем, в отношении дивидендов, полученных налогоплательщиком при выходе (выбытии) из организации, аналогичные нормы отсутствуют.
Из указанного следует, что налоговая база по доходам в виде дивидендов при выходе (выбытии) налогоплательщика из общества определяется в общем порядке, установленном положениями статьи 275 НК РФ. Так, согласно пункту 3 статьи 275 НК РФ российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом. Следовательно, такая российская организация должна исполнить обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на прибыль в общеустановленном порядке.
По мнению Департамента, для корректного определения налоговой базы получателя дивидендов, информацию о фактически понесенных расходах участника при приобретении им доли в обществе с ограниченной ответственностью, налоговый агент может поучить у самого участника. При отсутствии данной информации, исчисление налога с полученных дивидендов при выходе (выбытии) участника определяется налоговым агентом без учета таких расходов.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении дивидендов, полученных при распределении имущества ликвидируемой организации, действуют специальные правила налогообложения. В отношении дивидендов, полученных при выходе (выбытии) из организации, аналогичные нормы отсутствуют.
Налоговая база по дивидендам при выходе (выбытии) из общества определяется в общем порядке. Организация, являющаяся источником дохода, признается налоговым агентом.
Информацию о фактически понесенных расходах участника при приобретении им доли в ООО налоговый агент может получить у самого участника. При отсутствии сведений налог с полученных дивидендов при выходе (выбытии) участника исчисляется налоговым агентом без учета таких расходов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 октября 2019 г. N 03-03-06/1/78214
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 25 октября 2019 г. N 42, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 29 октября 2019 г. N 21