Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства за 6 месяцев 2019 года
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 сентября 2019 г. N 338)
Общие положения
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единства практики применения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Ростехнадзора путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов в процессе применения Ростехнадзором обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований с их классификацией по тяжести последствий (размеру причинённого вреда) и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
При осуществлении федерального государственного строительного надзора применяются следующие основные нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 384-ФЗ"
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "Правила противопожарного режима";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
При осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций применяются следующие основные законодательные и нормативные правовые акты:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
Федеральный закон от 12 октября 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "12 января 1996 г."
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 970 "О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2017 г. N 559 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 469 "Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства".
Федеральный государственный строительный надзор (за исключением федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии)
При осуществлении федерального государственного строительного надзора в первом полугодии 2019 года территориальными управлениями Ростехнадзора проведено 5711 проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (4137 - на объектах строительства, 1573 - на объектах реконструкции), из них 1768 проверок проведено по программе проверок (1183 - на объектах строительства, 594 - на объектах реконструкции), 3943 проверок проведено по иным основаниям (2954 - на объектах строительства, 989 - на объектах реконструкции), а именно:
53 проверки на основании извещений о начале строительства;
121 проверка по извещению о сроках завершения работ, подлежащих проверке;
875 проверок по извещениям об устранении нарушений;
1453 проверки по истечении сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
1415 проверок по извещению об окончании строительства;
16 проверок по обращениям и заявлениям граждан, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
1 проверка по объекту строительства на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
2 проверки по иным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения обязательных требований выявлены в результате проведения 2573 проверок (45%) территориальными управлениями Ростехнадзора.
По результатам проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей территориальными управлениями Ростехнадзора в первом полугодии 2019 года было выявлено 28092 нарушения (18801 при строительстве объектов, 9330 при реконструкции объектов), из них:
нарушение требований проектной документации - 15793 (10262 - при строительстве, 5531 - при реконструкции);
нарушение требований технических регламентов - 3219 (2313 - при строительстве, 906 - при реконструкции);
нарушение установленного порядка строительства (застройщик или технический заказчик заблаговременно, не менее чем за 7 рабочих дней до начала строительства не направил извещение о начале строительства; строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляются при отсутствии разрешения на строительство, выданного уполномоченным органом; неизвещение территориального управления Ростехнадзора о завершении работ, подлежащих проверке) - 1357 (964 - при строительстве, 393 - при реконструкции);
нарушение требований к ведению исполнительной документации (нарушения порядка ведения общего и специальных журналов работ; до завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ; отсутствие исполнительной геодезической документации, подтверждающей исполнение проектных решений) - 4208 (3038 - при строительстве, 1170 - при реконструкции);
нарушение требований в области охраны окружающей среды (не осуществляется производственный контроль) - 1038 (658 - при строительстве, 380 - при реконструкции);
нарушение санитарно-эпидемиологических требований (отсутствие программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил; не осуществляется контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при строительстве) - 775 (486 - при строительстве, 289 - при реконструкции);
нарушения требований пожарной безопасности (на строительной площадке пожарные щиты не укомплектованы пожарным инструментом и инвентарем; не определена классификация (категории) складских и производственных помещений по пожарной опасности; допускается эксплуатация временной электропроводки, не предназначенной по своим характеристикам применяемым электроприборам) - 1702 (1026 - при строительстве, 676 - при реконструкции).
По результатам проведения проверок выдано 2762 предписания об устранении выявленных правонарушений (1871 - при строительстве, 891 - при реконструкции), из них:
1433 предписания выдано при проведении проверок по программе проверок;
1329 предписаний выдано при проведении проверок по иным основаниям.
По результатам проведенных в первом полугодии 2019 года проверок и выявленным административным правонарушениям наложено 3602 административных наказаний, в том числе 3079 в виде административных штрафов, 518 предупреждений, 5 административных приостановлений деятельности и 1 временный запрет деятельности.
Сумма наложенных административных штрафов составила 294387,5 тыс. руб.
Федеральным законом от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым изменения, внесенные в проектную документацию в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, могут утверждаться без повторного проведения экспертизы проектной документации при наличии подтверждения главного инженера проекта о том, что вносимые изменения:
не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов (мощности, грузоподъемности и других);
не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
не приводят к необходимости увеличения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных для целей строительства, реконструкции объекта капитального строительства с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно изменениям, внесенным указанным федеральным законом, по решению застройщика или технического заказчика оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, может осуществляться в форме экспертного сопровождения, проводимого органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, которые подтверждают соответствие изменений обязательным требованиям безопасности.
Минстроем России разработан проект плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм указанного федерального закона.
Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
За 6 месяцев 2019 года Ростехнадзором проведено 74 проверки в отношении саморегулируемых организаций, в том числе:
внеплановые проверки по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. N ДК-П9-6031 - 24;
внеплановые проверки по контролю за исполнением предписания - 50.
В ходе проведенных проверок выявлены следующие нарушения:
неисполнение в полном объеме требований части 15 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в части приведения в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности внутренних документов саморегулируемой организации;
нарушения требований частей 2, 9, 10, 11.1 и 12 статьи 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ в части формирования и размещения компенсационных фондов саморегулируемой организации на специальных счетах в уполномоченных Правительством Российской Федерации кредитных организациях;
нарушение порядка ведения реестра членов саморегулируемой организации (отсутствие в реестре членов сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сведения о которых были представлены ранее в Ростехнадзор в целях получения статуса саморегулируемой организации);
принятие решений о размещении средств компенсационных фондов на специальных счетах неуполномоченными органами.
За 6 месяцев 2019 г. из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены сведения о 8 саморегулируемых организациях (1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство; 6 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; 1 саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания), из них:
сведения о 4 саморегулируемых организациях исключены на основании пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" - заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;
сведения о 4 саморегулируемых организациях исключены на основании части 6 статьи 55.2 и части 12 статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации - исключение во внесудебном порядке на основании заключения соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций о возможности исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
В рамках осуществления профилактики нарушений проводились рабочие совещания с руководителями саморегулируемых организаций по процедуре подтверждения соответствия саморегулируемых организаций требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и по проведению внеплановых проверок саморегулируемых организаций во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 13 сентября 2017 г. N ДК-П9-6031 о проверке исполнения саморегулируемыми организациями, основанными на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания, требований законодательства, регулирующего деятельность таких организаций.
На официальном сайте Ростехнадзора по адресу http://www.gosnadzor.ru/building/inspect/FAQ размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с соблюдением требований законодательства о саморегулируемых организациях.
В ходе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований в сфере осуществления федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора в области использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору при осуществлении федерального государственного строительного надзора (за исключением вопросов федерального государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии) и федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства за 6 месяцев 2019 года (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 сентября 2019 г. N 338)
Текст доклада опубликован не был