Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.П. Романова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Ю.П. Романов оспаривает конституционность части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которой лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Как следует из представленных материалов, постановлением представительного органа городского округа, принятого по результатам повторного рассмотрения представления прокурора, досрочно прекращены полномочия главы городского округа Ю.П. Романова в связи с неисполнением им обязанности по урегулированию конфликта интересов. Решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении административного искового заявления Ю.П. Романова о признании данного постановления незаконным. В передаче кассационных жалоб на эти судебные акты для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции заявителю отказано. Также заявителю отказано в удовлетворении его апелляционной жалобы на решение суда, которым было удовлетворено административное исковое заявление прокурора о признании незаконным решения представительного органа городского округа об отказе в удовлетворении представления прокурора о принятии мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии коррупции главой городского округа Ю.П. Романовым, в частности, о досрочном прекращении его полномочий, и на представительный орган городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть представление прокурора. В передаче кассационных жалоб на указанные судебные акты для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции заявителю также было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает глав муниципальных районов и городских округов, избранных на муниципальных выборах, возможности сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, из-за отсутствия законодательно установленного порядка сообщения таких сведений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая заявителем часть 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", возлагая на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, предусматривает необходимость - в рамках конкретизации положений указанного Федерального закона о конфликте интересов и порядке его урегулирования - установления порядка сообщения таких сведений нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым в соответствии с пунктом 3 статьи 1 этого же Федерального закона относятся федеральные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
С учетом содержания данного законоположения, а также принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36) и, кроме того, наделен правом вносить проекты муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 46), нет оснований полагать, что оно может рассматриваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, который, как было установлено судами, являясь главой городского округа, не принял никаких мер к урегулированию возникшего конфликта интересов.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романова Юрия Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 2661-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романова Юрия Павловича на нарушение его конституционных прав частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)